Индивидуальный план работы
по повышению
профессионального уровня (самообразование)
учителя начальных классов
Килочкиной Ольги Александровны
на 2020-2021 учебный год
Личная карта учителя
1. Образование: высшее педагогическое
2. Предмет:начальные классы
3. Педагогический стаж: с 31 августа 2011 года
4. Должность:учитель начальных классов
5. Тема самообразования: "Формирование навыков здорового образа жизни у школьников"
Пояснительная записка
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цели:
-расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
-формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
-формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
-формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
-формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
-формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Задачи:
-охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
-формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
-воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
-развивать основные физические способности(силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;
-способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Предполагаемый результат:
1.Овладение детьми навыками ЗОЖ;
2.Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
3.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
4.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
5.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
месяц | содержание и задачи | ф орма проведения |
Сентябрь | «Питание и здоровье» Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами(лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.). Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением. | Диагностика направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ. 1.Беседа: овощи и фрукты- полезные продукты. 2.Советы доктора Здоровая Пища. 3.Пальчиковые игры. 4.Подвижная игра «Огуречек-огуречек». 5.Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение. 6.Русская народная сказка «Репка». 7. Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин» 8.Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др. 9.Занятие «Растения вокруг нас. Овощи». 10.Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке», «Узнай на вкус», «Наполни баночку витаминами». 11. Анкетирование родителей |
. Октябрь | Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов. Ознакомить с правилами питания. Продолжать знакомить с полезными продуктами | 1.Аппликация на тему: «Осенний урожай». 2.Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья. 3.Учим золотые правила питания: а)не переедать; б)есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в)тщательно пережевывать, не глотать; г)перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений. 4.Игра-демонстрация «Питание-дело серьезное». 5. Обсуждение с детьми «Законов питания». 6.Практическая часть занятия «Посадка лука». 7.Беседы с родителями. |
Ноябрь | «Чистота и здоровье» Гигиена тела: уход за руками, лицом, ушами. Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах. Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта. Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур. Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами. | 1.Беседа- как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы. 2.Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы. 3.Проведение опытов 4.Оздоровительная минутка- самомассаж ушей. 5.Советы-чтобы сберечь органы слуха. 6.Досуг «Осторожно микробы!» 7. «Сказка о микробах». 8.Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ», «У кого пена выше». 9.Чтение стихотворений «Как у нашей Любы…», «Мойдодыр», «Девочка чумазая»,«Про мимозу». 10.Упражнение «Спрятанный сахар». 11.Беседа-зачем человеку зубная щетка. 12. Практикум «Чистка зубов» 13. Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности». 14.Рекамендации родителям. 15. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал». Ведутся наблюдения за родителями и детьми. |
Декабрь- Январь | «Здоровье и болезнь» Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний. Закреплять представления о признаках здоровья и болезни. Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации | 1.Беседы по теме. 2.Игры: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят- спасибо говорят», «Скорая помощь». 3.Стихи: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина». 4.Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы». 5. Экспериментирование «Растаявший снег». 6. Раскраски «Побеждай микробы, играя!». 7. Зарядка «Чтобы нам не болеть». 8.Загадки про микробы. 9.Консультации родителей о профилактики заболеваний. |
Февраль - Март | «Физкультура и здоровье» Рассказать о пользе физической подвижности. Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений. Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр. Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом | 1.Беседа по теме. 2.Утренняя гимнастика. 3.Оздоровительный бег. 4.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка». 5.Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок». 6.Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин». 7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес». 8.Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие». 9.Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку». 10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора»(для осанки). 11.Праздник посвященный физкультуре. 12.Проведение родительского собрания. 13.Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?». |
Апрель- Май | «Здоровье и окружающий мир» Особенности жизни в большом городе. Рассказать о факторах угрозы здоровью(шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей). Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека. Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье. Продолжать знакомит детей с другими источниками загрязнений в городе. Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях( защита от пыли, шума, палящего солнца). Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека. Продолжать знакомить детей с растениями. Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни. Подведение итогов | 1.Беседы по теме. 2.Дать задание родителям- во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог. 3.Проделать опыт с детьми- показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог. 4.Коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок. 5.Беседа «Растения в городе». 6. Игра «Холодно-жарко». 7.Кукольное представление «Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть». 8.Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья». 9.Стихи про растения. 10.Загадки о растениях. 11. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни». Диагностика детей и родителей. |
Тема самообразования классного руководителя:
"Формирование навыков здорового образа жизни у школьников"
Направление самообразования: информационно-коммуникационные технологии.
Тема: ИКТ - компетентность учителя начальных классов в условиях введения ФГОС нового поколения.
Цель: Совершенствование навыка владения ИКТ - компетентностью, как одно из необходимых условий введения ФГОС нового поколения.
Задачи:
- овладеть навыками оперирования средствами информационных технологий;
- сформировать опыт применения ИКТ в своей профессиональной деятель-
ности,как эффективного педагогического средства, необходимого для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на современные образовательные результаты.
Источники информации:
- материалы сети Интернет;
- видео, аудио информация на различных носителях;
- материалы сети Интернет;
- журналы;
- литература;
- уроки коллег.
Форма самообразования: индивидуальная.
Предполагаемый результат: повысить эффективность педагогической
деятельности.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Этапы | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность |
Диагностический | 2020 | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | Собеседования с администрацией, руководителем РМО Заполнение анкеты «Оценка уровня готовности педагога к развитию» Рассмотреть имеющиеся материалы по теме Изучение новинок методической, педагогической и психологической литературы Работа с Интернет-ресурсами Прохождение курсов повышения квалификации по ИКТ |
Прогностический | 2020-2021 | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Выступление на заседании ШМО по теме «Применение ИКТ на уроках математики в начальных классах» Корректировка плана работы |
Практический | 2020-2021 | Внедрение опыта работы, системы мер, направленных на решение работы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. | Открытые уроки на школьном и районном уровне Посещение уроков коллег Участие в конкурсах, конференциях Создание собственного сайта для общения с единомышленниками Опубликовать свои разработки на сайтах Выступления на РМО Посещение семинаров Выступление на педагогическом совете «Развитие навыков использования ИКТ на уроках в начальной школе» |
Обобщающий | 2020 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме. Представление материалов | Выступление на педагогическом совете по итогам работы по теме самообразования Выступление на заседании РМО учителей начальных классов Мастер-класс для учителей начальных классов Консультативная помощь учителям и учащимся Оформление результатов работы в виде электронной презентации |
Внедренческий | 2020 - 2021 | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта | Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте Постоянное обновление собственного сайта Обмен опытом с коллегами Помощь молодым коллегам |