План по самообразованию
на 2024-2025учебный год
“Подготовка к обучению грамоте
в условиях внедрения ФОП ДО”
Выполнила: воспитатель
Бузаева Н. И.
2024-2025гг.
Тема самообразования: «Подготовка к обучению грамоте в условиях внедрения ФОП ДО»
Цель: Повышение профессиональной компетентности посредством изучения и внедрения в процесс подготовки обучению грамоте в контексте реализации ФОП ДО
Задачи:1Изучить методическую литературу по обучению грамоте, в контексте реализации ФОП ДО.
Формировать умения и навыки детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать)звуки.
2 Определять на слух звук который встречаетсяв ряду из 4-5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком , формировать представление о слове ,звуке, слоге, предложении:
3Создать условия для обогащения активного словарного запаса, закрепления навыка связной речи, в процессе подготовки к обучению грамоте
Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным)и используя при этом различные игры.
4 Уделять внимание подготовке руки к письму, развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
5Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности. Систематизировать работу в данном направлении
.
Актуальность темы:
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Планируемый результат:
Ожидаемые результаты (в виде целевых ориентиров)
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
План самообразования воспитателя
Формы работы
Сентябрь
с детьми: “Обучение грамоте в д/с” по плану.
с родителями: изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование
РППС: Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки. Пополнение предметно-пространственной среды: подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте, пополнение картотеки “Артикуляционная гимнастика”
Октябрь
с детьми: Упражнение “Будь внимательным”. Подвижные игры: “Передал, садись”, Упражнения “Что получится”, “Буква потерялась”. “Обучение грамоте в д/с” по плану. Работа с картотекой скороговорок и чистоговорок. Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”
с педагогами: Консультация “Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста”
с родителями: Оформление консультации для родителей “С чего начинать обучение”Памятка для родителей “Различия звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком”.
РППС: Изготовление дидактического материала “Звуковые домики”,“Найди место звука в слове», “Схемы слов”.Пополнение картотек скороговорок и чистоговорок.
Ноябрь
с детьми: Дидактические игры“Закончи слово”;“Угадай слово”Упражнения “Найди букву”, “Подбери слова”.Игра с мячом “Раздели на слоги”“Обучение грамоте в д/с” по плану.Работа с картотекой скороговорок и потешек.Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”
с педагогами: Методические рекомендации для педагогов “С чего начинать обучение грамоте?”
с родителями: Оформить папки-передвижки:“Готовимся к школе. Игры,развивающие речь ребёнка”
Беседа “Как подготовить руку к письму?”
РППС: Пополнение картотеки потешек.Изготовление дидактических игр “Закончи слово”;“Угадай слово”
Декабрь
с детьми: Дидактические игры“Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)”;“Словесный поезд”Упражнение “Волшебные линии”.Игровое упражнение “Найди место звука”.Пальчиковая гимнастика “Пальчики-зверюшки”“Обучение грамоте в д/с” по плану.Работа с картотекой чистоговорок и потешек.Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”
с родителями: Консультация “Развитие мелкой моторики у детей”Памятка-рекомендация для родителей, по развитию мелкой моторики рук.
РППС: Изготовление игры “Словесный поезд”Пополнение картотеки пальчиковых игр.
Январь
с детьми:Дидактические игры“Найди братца”;
“Гласный –согласный”.
Упражнение “Назови буквы”.
Упражнения “Подбери схему”, “Подбери слова к схеме”.
Пальчиковая гимнастика “Мы в печи варили щи”
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Разучивание и проговаривание скороговорок и потешек.
Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»
с педагогами: Консультация "Использование
дидактических игр в процессе
фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте"
с родителями: Оформлены папки-передвижки
“Как научить ребенка пересказывать”; “Подготовка руки ребёнка к письму” (упражнения по
подготовке руки к письму);
“Речевые игры по дороге домой”
РППС: Подготовка дидактических игр
“Найди братца”;
“Гласный –согласный”
Пополнение картотеки подвижных игр.
Изготовление звуко-буквенных схем.
Февраль
с детьми: Дидактическая игра “Найди братца”Упражнение “Почини буквы”, “Раскрась кружки”, “Составь схему”.Пальчиковая гимнастика “Облака”.НОД Л.Е.Журова
“Обучение грамоте в д/с” по плану.
Разучивание и прговаривание скороговорок и чистоговорок.
Задания для развития мелкой моторики рук “Штриховки”
с педагогами: Консультации для воспитателей старших и подготовительных групп “Игры с буквами для дошколят”
с родителями: Памятка для родителей по обучению грамоте
старших дошкольников;
Папка-передвижка “Игры для подготовки ребёнка к школе”
РППС: Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Март
с детьми:Дидактические игры
“Словесный поезд”;
“Слоговые кубики”
Упражнения “Подбери схему”, “Четвертый лишний”, “Определи место звука в слове”, “Составь и прочитай слова”
Игра с мячом “Цепочка”.
Разучивание и проговаривание потешек.
Задания для развития мелкой моторики рук “Соедини по линии”
с педагогами:Индивидуальные консультации для воспитателей по теме.
с родителями:Консультация “Использование
игровых методов и приемов в
обучении детей грамоте в домашних
условиях”
рекомендации родителям по обучению детей грамоте “От А до Я”
РППС:Изготовление слоговых таблиц,карточки по звуковому анализу слов.
Апрель
с детьми: Досуг "В стране звуков" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму)
Подвижная игра “Кот Васька”; “Что пропало?”; “Тишина”.
Упражнение “Раздели на слоги”.
Упражнение “Подбери слово”.
Упражнение “Синий – зеленый”.
Упражнение “Собери буквы – составь слова”.
"В стране звуков"
Задания для развития мелкой моторики рук “Обводки”
с педагогами: Консультация для воспитателей “Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте”
с родителями: Папка-передвижка “Адаптация к школе. Как помочь ребёнку” Буклеты для родителей “ О звуках и буквах”
РППС: Изготовление книжки-малышки “Мини-азбука”
Май
с детьми: Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.
с родителями: Папка-передвижка “Множество почему перед школой”
Список используемой литературы:
Сентябрь
1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.
2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г.
Октябрь
1. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003
2. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
Ноябрь
1. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.
2. Журова Л. Е ,Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
3. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст]: / С. Е. Большакова– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Декабрь
1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать[Текст]:/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.
Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
Январь
1. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.
Февраль
1. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.
2. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Март
1.Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ / Л.А. Кулешова. - М.: Учитель, 2005. - 128 c.
2. Интернет ресурсы
Апрель
1.Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа - Спб, ДетствоПресс, 2020.-272с.
Май
1. Крылова О. Н. Русский язык: тесты для проверки готовности детей к школе. _ М.: Издательство «Экзамен», 2015
2.Колесникова Е. В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. –М.: Издательство «Ювента», 2009
22.10.2024 г.
Образовательная область: Речевое развитие. Развитие речи.
Возрастная группа: Старшая группа.
Лексическая тема: Все о мультфильмах.
Тема: «Все о мультфильмах.
Воспитатель: Бузаева Н.И.
Задачи:1 Развивать и совершенствовать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику.
2 Развивать речевой выдох
3Отрабатывать интонационную ре
Ход занятия:
Организационный момент |
Воспитатель: Ребята, я знаю, что все вы любите смотреть мультфильмы. Как вы думаете, а кто и как создает мультфильм? | Ответы детей |
Мультфильмы создаются в студии мультипликации. Над мультфильмом работают много людей. Сначала художники рисуют картинки, если это рисованный мультфильм. Если пластилиновый, то сначала художники вылепливают нужные фигуры и декорации, а для кукольного изготавливают кукол. Для того, чтобы стать художником – аниматором нужно иметь фантазию, чувствовать время, ритм, обладать огромным чувством юмора, уметь придумывать интересные и забавные истории, сюжеты. За одну секунду в мультфильме мы видим 24 кадра. 24 кадра должен нарисовать художник, чтобы движения казались естественными и забавными. Это не простое дело! Затем режиссер с постановщиком устанавливают фигуры в том порядке, как им надо. После этого оператор снимает. Затем отснятые пленки монтируют, то есть выкладывают в нужной последовательности. Далее актеры с помощью звукооператоров озвучивают мультфильм. Помимо звукорежиссера в кино есть чрезвычайно интересная профессия – звукооформитель. Есть такие мультфильмы, озвученные только шумами и звуковыми акцентами, когда герои не разговаривают, а просто издают какие-нибудь звуки. На каждой киностудии есть коллекция записей различных шумов: от колокольного звона до скрипа двери, от раската грома до пения птички. Также в озвучивании мультфильмов участвуют и актеры, которые разговаривают за героев мультфильмов. И только после этого мультфильм можно показывать детям. Вот, оказывается, как не просто создать даже маленький мультфильм. | |
- А теперь посмотрите на картинки из разных мультфильмов и назовите, к какому виду мультфильмов он относится. | Показ картинок из рисованных, пластилиновых и кукольных мультфильмов |
Основная часть |
- Ребята, а вы бы хотели побывать в мультипликационной студии? | Ответы детей |
Тогда я приглашаю вас в студию мультипликации. Предлагаю вам попробовать нарисовать несколько кадров с колобком, передать его эмоции. Первый кадр - колобок грустный при встрече с волком, последний - колобок веселый он укатился от волка. А между ними кадры называются промежуточные, на них нужно показать, как постепенно меняется выражение рта, когда он обхитрил волка | Дети рисуют на листах бумаги с изображением кадров |
- Чтобы, герои мультфильма ожили, научились ходить, говорить, прыгать художники рисуют очень много картинок, которые отображают каждое движение героя. Затем эти рисунки или кукол снимают, а затем быстро показывают. И получается, что герой двигается. Сейчас вы попробуете показать как мальчик бросает мяч, а девочка прыгает. На мольберте прикреплено изображение пленки и картинки, вам нужно расположить на пленке картинки по порядку: первый кадр, промежуточные и последний. | Дети не большими группами подходят к мольберту, выбирают картинки, советуются, пробуют сами изобразить эти движения |
- Молодцы, справились! А теперь давайте мы с вами тоже подвигаемся. |
Физкультминутка «Буратино» |
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Все действия выполняют по тексту |
- А сейчас предлагаю поиграть: послушайте и назовите из какого мультфильма эта песенка? «В каждом маленьком ребенке» «Песня кота Леопольда» «Я на солнышке сижу» «Я играю на гармошке» «Елка-маячок» «Ох, рано встает охрана» «Улыбка» «Кто ходит в гости по утрам» «Песня кота Матроскина» «Песня о лете» «Какой чудесный день» | Дети слушают песенки. 1.м/ф« Обезьянки» 2.м/ф «Леопольд и Золотая рыбка» 3.м/ф «Львенок и черепаха» 4.м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка» 5.м/ф «Умка» 6.м/ф «Бременские музыканты» 7.м/ф «Крошка Енот» 8.м/ф «Вини Пух» 9.м/ф «Трое из Простоквашино» 10.м/ф «Паровозик из Ромашково» 11.м/ф «Песенка Мышонка» |
- Молодцы! А сейчас мы пойдем в кинотеатр и посмотрим мультфильм «Жихарка» по мотивам Уральской народной сказки (Россия, 2006, 13 мин). | Дети проходят в импровизированный кинотеатр. |
Народная память испокон веков хранит сказки. А любая из них – будто драгоценный камень – самоцвет! У каждого народа свой язык, особые традиции и обычаи, а создатели мультфильма постарались нам это передать. | Контролер – ребенок выдает билеты с указанием ряда и места, дети рассаживаются на свои места |
Заключительная часть |
- Дети, давайте вспомним, чем мы с вами занимались. | Ответы детей |
О людях, каких профессий беседовали? | Ответы детей |
Чем бы вы хотели заниматься при создании мультфильма? | Ответы детей |
Самоанализ:
Нельзя не согласиться с мнением В.В. Зеньковского о том, что центр психической работы у ребёнка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, что старший дошкольник «не ищет прежде всего знания, а ищет выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, и мы должны помочь детям в этом». Мультипликационные фильмы выступают тем видом киноискусства, который в первую очередь привлекает детей дошкольного возраста. Педагог детского сада может использовать развивающий потенциал мультипликации.
Данная деятельность позволяет активизировать познавательные способности ребенка, закрепляет навыки продуктивной и театрализованной деятельности, формирует коммуникативные способности за счет участия в групповой, коллективной работе.
Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.
Длительность мероприятия соответствует нормам СаН ПиНа для детей данного возраста 25-30 мин. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей.
Использовала методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.
Использовала приемы: Просмотр картинок, мультфильмов , художественное слово (стихи, пояснения, поощрение), физминутка, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: расширение словаря по теме – кто и как создает мультфильм .
Материал: Игра «Нарисуй мультфильм» ( индивидуальные листы для рисования), «Угадай мелодию из мультфильма».
Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, экран, столы, стульчики.
Вид занятия: Занятие-игра. Ребята отправляются в мультипликационную студию. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны научиться рисовать кадры как колобок грустит затем улыбается, пробуют сами изобразить эти движения. В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.
Формы работы: Индивидуальная, коллективная.
Для лучшего усвоения программного материала я в свое занятие внесла игровую мотивацию, проблемную ситуацию – задания (расположить картинки по порядку кадров - первый кадр, промежуточные и последний.
Все моменты мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Занятие осуществлялось в соответствии поставленными задачами.
Методы и приёмы носили игровой характер, что помогло добиться хороших результатов.
Этапы занятия взаимосвязаны. Игровая мотивация интерес у детей и активность была достаточно высокая.
Для снятия утомления и перехода к другому виду заданий провела короткую физ. минутку «Буратино».
С заданиями о песенках из мультфильмов дети справились легко.
Метод контроля и стимулирования в виде одобрения «молодец» и похвала.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли активность, эмоциональность, показали хорошие знания мультфильмов.
Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. При умелом и тонком педагогически целесообразном подходе – киноискусство может стать одним из средств социализации ребенка и приобщения его к миру культуры.
Я думаю, что детям занятие очень понравилось и запомнилось, своими впечатлениями они обязательно поделятся со своим родителями.