СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год “Подготовка к обучению грамоте в условиях внедрения ФОП ДО”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Повышение профессиональной компетентности посредством изучения и внедрения в процесс подготовки обучению грамоте в контексте реализации ФОП ДО.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию на 2024-2025 учебный год “Подготовка к обучению грамоте в условиях внедрения ФОП ДО”»















План по самообразованию

на 2024-2025учебный год

“Подготовка к обучению грамоте

в условиях внедрения ФОП ДО”



























Выполнила: воспитатель

Бузаева Н. И.









2024-2025гг.

Тема самообразования: «Подготовка к обучению грамоте в условиях внедрения ФОП ДО»

Цель:  Повышение профессиональной компетентности посредством изучения и внедрения в процесс подготовки обучению грамоте в контексте реализации ФОП ДО

Задачи:1Изучить методическую литературу по обучению грамоте, в контексте реализации ФОП ДО.

Формировать умения и навыки детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать)звуки.

2 Определять на слух звук который встречаетсяв ряду из 4-5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком , формировать представление о слове ,звуке, слоге, предложении:

3Создать условия для обогащения активного словарного запаса, закрепления навыка связной речи, в процессе подготовки к обучению грамоте

Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным)и используя при этом различные игры.

4 Уделять внимание подготовке руки к письму, развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

5Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности. Систематизировать работу в данном направлении

.

Актуальность темы:

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Этап работы над темой самообразования:   1 год.

Планируемый результат:  

Ожидаемые результаты  (в виде целевых ориентиров)

-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

План самообразования воспитателя

Формы работы

Сентябрь

с детьми: “Обучение грамоте в д/с” по плану.

с родителями: изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование

РППС: Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки. Пополнение предметно-пространственной среды: подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте, пополнение картотеки “Артикуляционная гимнастика”



Октябрь

с детьми: Упражнение “Будь внимательным”. Подвижные игры: “Передал, садись”, Упражнения “Что получится”, “Буква потерялась”. “Обучение грамоте в д/с” по плану. Работа с картотекой скороговорок и чистоговорок. Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”

с педагогами: Консультация “Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста”

с родителями: Оформление консультации для родителей “С чего начинать обучение”Памятка для родителей “Различия звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком”.

РППС: Изготовление дидактического материала “Звуковые домики”,“Найди место звука в слове», “Схемы слов”.Пополнение картотек скороговорок и чистоговорок.



Ноябрь

с детьми: Дидактические игры“Закончи слово”;“Угадай слово”Упражнения “Найди букву”, “Подбери слова”.Игра с мячом “Раздели на слоги”“Обучение грамоте в д/с” по плану.Работа с картотекой скороговорок и потешек.Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”

с педагогами: Методические рекомендации для педагогов “С чего начинать обучение грамоте?”

с родителями: Оформить папки-передвижки:“Готовимся к школе. Игры,развивающие речь ребёнка”

Беседа “Как подготовить руку к письму?”

РППС: Пополнение картотеки потешек.Изготовление дидактических игр “Закончи слово”;“Угадай слово”



Декабрь

с детьми: Дидактические игры“Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)”;“Словесный поезд”Упражнение “Волшебные линии”.Игровое упражнение “Найди место звука”.Пальчиковая гимнастика “Пальчики-зверюшки”“Обучение грамоте в д/с” по плану.Работа с картотекой чистоговорок и потешек.Задания для развития мелкой моторики рук “Готовим руку к письму”

с родителями: Консультация “Развитие мелкой моторики у детей”Памятка-рекомендация для родителей, по развитию мелкой моторики рук.

РППС: Изготовление игры “Словесный поезд”Пополнение картотеки пальчиковых игр.



Январь

с детьми:Дидактические игры“Найди братца”;

“Гласный –согласный”.

Упражнение “Назови буквы”.

Упражнения “Подбери схему”, “Подбери слова к схеме”.

Пальчиковая гимнастика “Мы в печи варили щи”

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Разучивание и проговаривание скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

с педагогами: Консультация "Использование

дидактических игр в процессе

фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте"

с родителями: Оформлены папки-передвижки

“Как научить ребенка пересказывать”; “Подготовка руки ребёнка к письму” (упражнения по

подготовке руки к письму);

“Речевые игры по дороге домой”

РППС: Подготовка дидактических игр

  “Найди братца”;

“Гласный –согласный”

Пополнение картотеки подвижных игр.

Изготовление звуко-буквенных схем.



Февраль

с детьми: Дидактическая игра “Найди братца”Упражнение “Почини буквы”, “Раскрась кружки”, “Составь схему”.Пальчиковая гимнастика “Облака”.НОД Л.Е.Журова

“Обучение грамоте в д/с” по плану.

Разучивание и прговаривание скороговорок и чистоговорок.

Задания для развития мелкой моторики рук “Штриховки”

с педагогами: Консультации для воспитателей старших и подготовительных групп “Игры с буквами для дошколят”

с родителями: Памятка для родителей по обучению грамоте

старших дошкольников;

Папка-передвижка “Игры для подготовки ребёнка к школе”

РППС: Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Март

с детьми:Дидактические игры

“Словесный поезд”;

“Слоговые кубики”

Упражнения “Подбери схему”, “Четвертый лишний”, “Определи место звука в слове”, “Составь и прочитай слова”

Игра с мячом “Цепочка”.

Разучивание и проговаривание потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук “Соедини по линии”

с педагогами:Индивидуальные консультации для воспитателей по теме.

с родителями:Консультация “Использование

игровых методов и приемов в

обучении детей грамоте в домашних

условиях”

рекомендации родителям по обучению детей грамоте “От А до Я”

РППС:Изготовление слоговых таблиц,карточки по звуковому анализу слов.



Апрель

с детьми: Досуг "В стране звуков" (по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму)

Подвижная игра “Кот Васька”; “Что пропало?”; “Тишина”.

Упражнение “Раздели на слоги”.

Упражнение “Подбери слово”.

Упражнение “Синий – зеленый”.

Упражнение “Собери буквы – составь слова”.

"В стране звуков"

Задания для развития мелкой моторики рук “Обводки”

с педагогами: Консультация для воспитателей “Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте”

с родителями: Папка-передвижка “Адаптация к школе. Как помочь ребёнку” Буклеты для родителей “ О звуках и буквах”

РППС: Изготовление книжки-малышки “Мини-азбука”



Май

с детьми: Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

с родителями: Папка-передвижка “Множество почему перед школой”



Список используемой литературы:

Сентябрь

1.  Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.

2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г.

Октябрь

1. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003

2. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

Ноябрь

1. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

2. Журова Л. Е ,Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

3. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст]: / С. Е. Большакова– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Декабрь

1. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво

рисовать[Текст]:/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.

Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

Январь

1. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.

Февраль

1. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

2.  Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Март

1.Кулешова, Л. А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ / Л.А. Кулешова. - М.: Учитель, 2005. - 128 c.

2.  Интернет ресурсы

Апрель

1.Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа - Спб, ДетствоПресс, 2020.-272с.

Май

1. Крылова О. Н. Русский язык: тесты для проверки готовности детей к школе. _ М.: Издательство «Экзамен», 2015

2.Колесникова Е. В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. –М.: Издательство «Ювента», 2009
































































22.10.2024 г.

Образовательная область: Речевое развитие. Развитие речи.

Возрастная группа: Старшая группа.

Лексическая тема: Все о мультфильмах.

Тема: «Все о мультфильмах.

Воспитатель: Бузаева Н.И.

Задачи:1 Развивать и совершенствовать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику.

2 Развивать речевой выдох

3Отрабатывать интонационную ре

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я знаю, что все вы любите смотреть мультфильмы. Как вы думаете, а кто и как создает мультфильм?

Ответы детей

Мультфильмы создаются в студии мультипликации. Над мультфильмом работают много людей. Сначала художники рисуют картинки, если это рисованный мультфильм. Если пластилиновый, то сначала художники вылепливают нужные фигуры и декорации, а для кукольного изготавливают кукол. Для того, чтобы стать художником – аниматором нужно иметь фантазию, чувствовать время, ритм, обладать огромным чувством юмора, уметь придумывать интересные и забавные истории, сюжеты. За одну секунду в мультфильме мы видим 24 кадра. 24 кадра должен нарисовать художник, чтобы движения казались естественными и забавными. Это не простое дело!

Затем режиссер с постановщиком устанавливают фигуры в том порядке, как им надо. После этого оператор снимает. Затем отснятые пленки монтируют, то есть выкладывают в нужной последовательности.      

Далее актеры с помощью звукооператоров озвучивают мультфильм. Помимо звукорежиссера в кино есть чрезвычайно интересная профессия – звукооформитель. Есть такие мультфильмы, озвученные только шумами и звуковыми акцентами, когда герои не разговаривают, а просто издают какие-нибудь звуки. На каждой киностудии есть коллекция записей различных шумов: от колокольного звона до скрипа двери, от раската грома до пения птички. Также в озвучивании мультфильмов участвуют и актеры, которые разговаривают за героев мультфильмов.

И только после этого мультфильм можно  показывать детям. Вот, оказывается, как не просто создать даже

маленький мультфильм.


- А теперь посмотрите на картинки из разных мультфильмов и назовите, к какому виду мультфильмов он относится.

Показ картинок из рисованных, пластилиновых и кукольных мультфильмов

Основная часть

-  Ребята, а вы бы хотели  побывать в мультипликационной студии?

Ответы детей

Тогда  я приглашаю вас  в  студию мультипликации.   Предлагаю вам попробовать нарисовать несколько кадров с колобком, передать его эмоции. Первый кадр - колобок грустный при встрече с волком, последний - колобок веселый он укатился от волка. А между ними кадры называются промежуточные, на них нужно показать, как постепенно меняется выражение рта, когда он обхитрил волка

Дети рисуют на листах бумаги с изображением кадров

- Чтобы, герои мультфильма ожили, научились ходить, говорить, прыгать художники  рисуют очень много картинок, которые отображают каждое движение героя. Затем  эти рисунки или кукол снимают, а затем  быстро показывают. И получается, что  герой двигается. Сейчас вы попробуете показать как мальчик бросает мяч, а девочка прыгает. На мольберте прикреплено изображение пленки  и картинки, вам нужно расположить на пленке картинки по порядку: первый кадр, промежуточные и последний.

Дети не большими группами подходят к мольберту, выбирают картинки, советуются, пробуют сами изобразить эти движения

- Молодцы, справились! А теперь давайте мы с вами тоже подвигаемся.  

Физкультминутка «Буратино»

          Буратино потянулся,
        Раз – нагнулся,
        Два – нагнулся,
        Три – нагнулся.
        Руки в сторону развел,
        Ключик, видно, не нашел.
        Чтобы ключик нам достать,
        Нужно на носочки встать.

Все действия выполняют по тексту

- А сейчас предлагаю поиграть: послушайте и назовите из какого мультфильма эта песенка?  

  1. «В каждом маленьком ребенке»  

  2. «Песня кота Леопольда»

  3. «Я на солнышке сижу»

  4. «Я играю на гармошке»

  5. «Елка-маячок»

  6. «Ох, рано встает охрана»

  7. «Улыбка»

  8. «Кто ходит в гости по утрам»

  9. «Песня кота Матроскина»

  10. «Песня о лете»

  11. «Какой чудесный день»

Дети слушают песенки.

1.м/ф« Обезьянки»

2.м/ф «Леопольд и Золотая рыбка»

3.м/ф «Львенок и черепаха»

4.м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка»

5.м/ф «Умка»

6.м/ф «Бременские музыканты»

7.м/ф «Крошка Енот»

8.м/ф «Вини Пух»

9.м/ф «Трое из Простоквашино»

10.м/ф «Паровозик из Ромашково»

11.м/ф «Песенка Мышонка»

- Молодцы! А сейчас мы пойдем  в кинотеатр и посмотрим мультфильм «Жихарка» по мотивам Уральской народной сказки (Россия, 2006, 13 мин).

Дети проходят в импровизированный кинотеатр.

Народная память испокон веков хранит сказки. А любая из них – будто драгоценный камень – самоцвет! У каждого народа свой язык, особые традиции и обычаи, а создатели мультфильма постарались нам это передать.

Контролер – ребенок выдает билеты с указанием ряда и места, дети рассаживаются на свои места

Заключительная часть

- Дети, давайте вспомним, чем мы с вами занимались.

Ответы детей

О людях, каких профессий беседовали?

Ответы детей

Чем бы вы хотели заниматься при создании мультфильма?

Ответы детей

Самоанализ:
Нельзя не согласиться с мнением В.В. Зеньковского о том, что центр психической работы у ребёнка лежит не в его интеллекте, а в эмоциях, что старший дошкольник «не ищет прежде всего знания, а ищет выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, и мы должны помочь детям в этом». Мультипликационные фильмы выступают тем видом киноискусства, который в первую очередь привлекает детей дошкольного возраста. Педагог детского сада может использовать развивающий потенциал мультипликации.
Данная деятельность позволяет активизировать познавательные способности ребенка, закрепляет навыки продуктивной и театрализованной деятельности, формирует коммуникативные способности за счет участия в групповой, коллективной работе.
Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

Длительность мероприятия соответствует нормам СаН ПиНа для детей данного возраста 25-30 мин. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей.

Использовала методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Использовала приемы: Просмотр картинок, мультфильмов , художественное слово (стихи, пояснения, поощрение), физминутка, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: расширение словаря по теме – кто и как создает мультфильм .

Материал: Игра «Нарисуй  мультфильм» ( индивидуальные листы для рисования), «Угадай  мелодию из мультфильма».

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, ноутбук, экран, столы, стульчики.

Вид занятия: Занятие-игра. Ребята отправляются в мультипликационную студию. Чтобы выполнить свою миссию, ребята должны научиться рисовать кадры как колобок грустит затем улыбается, пробуют сами изобразить эти движения. В процессе игры у детей развивается творческое воображение и логическое мышление.

Формы работы: Индивидуальная, коллективная.
Для лучшего усвоения программного материала я в свое занятие внесла игровую мотивацию, проблемную ситуацию – задания (расположить картинки по порядку кадров - первый кадр, промежуточные и последний.

Все моменты мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Занятие осуществлялось в соответствии поставленными задачами.
Методы и приёмы носили игровой характер, что помогло добиться хороших результатов.
Этапы занятия взаимосвязаны. Игровая мотивация интерес у детей и активность была достаточно высокая.

Для снятия утомления и перехода к другому виду заданий провела короткую физ. минутку «Буратино».

С заданиями о песенках из мультфильмов дети справились легко.

Метод контроля и стимулирования в виде одобрения «молодец» и похвала.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли активность, эмоциональность, показали хорошие знания мультфильмов.

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. При умелом и тонком педагогически целесообразном подходе – киноискусство может стать одним из средств социализации ребенка и приобщения его к миру культуры.
Я думаю, что детям занятие очень понравилось и запомнилось, своими впечатлениями они обязательно поделятся со своим родителями.