«Қостанай ауданының Затобол кенті әкімінің аппараты мемлекеттік мекемесінің
« Петушок бөбекжай- бақшасы»
Коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны»
КГКП «Ясли сад Петушок»
ГУ Аппарат акима поселка Затобольск Костанайского района»
План по самообразованию
На тему: «Развитие речи у детей средствами устного народного творчества».
Воспитатель: Богданова М.С.
Затобол к.
2018ж
План саморазвития воспитателя
на 2018-2019 г.
Тема: «Развитие речи у детей средствами устного народного творчества»
Цель:
Развитие речи детей в младшей группе с помощью малых фольклорных форм.
Задачи:
Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информаций из интернета, самообразования;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
Приобщать детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми видами театра, иллюстрациями, масками;
Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста;
Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».
Актуальность темы:
Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
Воспитание звуковой культуры речи.
Обогащение словаря.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие монологической и диалогической речи.
Развитие мелкой моторики
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Перспективный план:
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
Сентябрь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста». Постановка целей и задач по данной теме. Составление перспективного плана по теме самообразования | Использовать потешек в режимных моментах.
Чтение детям русских народных сказок.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей. |
Октябрь | Подбор методической литературы по теме. Изучение методической литературы | Использовать потешек в режимных моментах. Разучивание и проговаривание потешек. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». |
Ноябрь | Изучение темы:«Роль потешек в развитии речи ребенка». Создание картотеки потешек для работы с детьми | Использовать потешек в режимных моментах.
Разучивание и проговаривание потешек.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных. Игровое занятие « Курочка-Ряба». | Оформление папки передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки» |
Декабрь | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей». Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами) | .Использовать потешек в режимных моментах; Разучивание и проговаривание потешек. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных | Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома. Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Курочка-Ряба» |
Январь | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Обустроить уголок ряженья. Обновление и пополнение театрального уголка | .Использовать потешек в режимных моментах. Разучивание и проговаривание потешек. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)». Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото). Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | .Изготовление театра масок по русским народным сказкам. Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам. Оказание помощи в шитье юбок, косыночек… |
Февраль | .Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям | Использовать потешек в режимных моментах. Разучивание и проговаривание потешек.
Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации). Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) | Консультация «Почитай мне мама сказку». Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах р.н.с. «Теремок» |
Март | Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам. Ремонт настольно – печатных игр по сказкам | Использовать потешек в режимных моментах. Разучивание и проговаривание потешек. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); | Оформление родителями: альбома потешек, книжка- игрушка |
Апрель | Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | .Использовать потешек в режимных моментах
Разучивание и проговаривание потешек Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации). Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси» | .Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Теремок» |
Май | Изучение темы: «Подвижные игры с текстом» | Использовать потешек в режимных моментах Разучивание и проговаривание потешек . Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры драматизации); Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); | Показать родителям: «Драматизация р. н. сказки «Теремок» |