Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 г. Сычевки
План по самообразованию
Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам математики».
Составила воспитатель
Шалашенкова Е.Н.
г. Сычевка
Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе уголок « Математический сундучок»
5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Формирование математических способностей у дошкольников.
Актуальность:
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.
Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность.
Из всего этого следует что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие неправильно называли геометрические фигуры.
Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материалаопределяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
Способы и формы работы.
Месяц | ФОРМЫ РАБОТЫ |
С детьми | Самообразование | С родителями |
СЕНТЯБРЬ | Диагностика ЗУН детей. Игры"Какой цифры не стало?", "Сколько?". | - Составление перспективного плана работы - изучение литературы | Консультации: 1. «Развитие математических способностей у дошкольников! |
ОКТЯБРЬ | Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) | Оформление папкипередвижки ТЕМА « По дороге к математике» | 2. «Математика дома» |
НОЯБРЬ | Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью дидактического материала. Игры "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры" | Подготовка картотеки занимательного математического материала. | 3. « Раз – ступенька, два – ступенька!» |
ДЕКАБРЬ | - Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки | Оформить в группе уголок «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК» | Папки-передвижки: 1. «Математика в жизни ребенка» |
ЯНВАРЬ | Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью дидактического материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару») | Оформление папкипередвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием здидактического математического материала» |
ФЕВРАЛЬ | Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. | - Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | |
МАРТ | Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес» | Изучение литературы | Круглый стол по теме: « Я учусь считать» |
АПРЕЛЬ | - Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись» | Подбор материала | Индивидуальные беседы и консультации |
МАЙ | Диагностика «ФЭМП» | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год. |
Литература по теме:
1. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
4. «Играем в числа» - серия пособий . «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
5.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с 5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина
6«Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
7.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
8.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.