План по самообразованию
Тема: «Добро пожаловать в экологию! Старшая группа».
Цель: воспитание у ребенка основ экологической культуры.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность.
Формировать представления о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к ней.
Прогнозируемый результат: у детей закрепляются умения составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей; формируется умение составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках; активизируется словарь детей, развивается мышление, дети могут отстаивать свое мнение, могут выслушивать товарищей.
Актуальность: федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Добро пожаловать в экологию! Старшая группа»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Добро пожаловать в экологию! Старшая группа»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми |
Октябрь 1. «Беседа о домашних животных». Цель: закрепление понятия «домашние животные»; умения составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей. 2. «Рассматривание злаковых растений (пшеница – овес, ячмень – рожь)». Цель: ознакомление детей со злаковыми растениями, из которых выпекают черный и белый хлеб; умение распознавать эти растения по их характерным особенностям. |
Ноябрь 1. Беседа «Речка, реченька, река». Цель: расширение понятия об окружающем мире, умение составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. 2. «Рассматривание и сравнение лисы и собаки». Цель: уточнение и закрепление знаний детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы; развитие умения сравнивать объекты природы. |
Декабрь 1. Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями (традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус). Цель: ознакомление детей с новыми комнатными растениями. 2. «Беседа о снеге». Цель: помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха; умение анализировать. |
Январь 1. Беседа «Зимой в лесу». Цель: уточнение и расширение представления детей об образе жизни лесных зверей; обобщение знаний детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. 2. Рассказ педагога «Для чего человеку нос?». Цель: ознакомление детей с важным органом чувств – носом и его функциями. |
Февраль 1. «Знакомство с животными жарких и холодных стран». Цель: расширение и углубление представления детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде, о слоне. 2. «Наши умные помощники – органы чувств». Цель: сформирование у детей представления о различных средствах и способах познания окружающего мира; определение роли органов чувств в восприятии окружающего мира. |
Март 1. «Что и как человек ест». Цель: выявление различий в употреблении пищи животным и человеком. 2. Рассказ педагога «Муравьи – санитары леса». Цель: углубление знаний детей о муравьях, их образе жизни; сформирование представления о роли муравьев в жизни леса. |
Апрель 1. Экологическая сказка «Ручеек». Цель: показать детям взаимосвязь всего живого в природе; развитие познавательных способностей детей. 2. «Доктора леса» (Путешествие в весенний лес). Цель: продолжение формирования умения находить связи между изменениями в неживой и живой природе. |
Май 1. Заключительная беседа о весне. Цель: закрепление знаний детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Работа с родителями:
Памятка «Азбука поведения в природе».
Консультация «Особенности развития речи ребенка при ознакомлении с природой».
Стенгазета «По страницам Красной книги».
Конкурс поделок из бросового материала «Новая жизнь старой вещи»
Изучение литературы по теме:
Виноградова Н. «Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой».
Воронкевич О. «Добро пожаловать в экологию: перспективный план работы по формированию экологической культуры у дошкольников».
Дрязгунова В. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми».