Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию: "«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».»
План по самообразованию
на 2016-2017 учебный год.
Автор: Захаренко А.И.
Место работы: МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района.
Должность: воспитатель
Сведения об образовании и категория: Средне-специальное
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Сроки реализации: сентябрь 2016г – май2017 г.
Актуальность: Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Предполагаемый результат: В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.
Форма самообразования: групповая. Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. | |
Работа с детьми | Октябрь Декабрь Январь Апрель | Отгадывание загадок детьми.
Театрализованная постановка. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Развлечение: «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» |
Работа с родителями | Февраль Март (Апрель | Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку». Совместное развлечение «Укрась пасхальное яйцо» | Папка-раскладка. Выставка работ. Выставка работ. |
Самореализация | Ноябрь Май | Открытый показ Н.О.Д во второй младшей группе. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Открытое занятие по развитию речи в младшей группе: «Чтение русской народной сказки Гуси-Лебеди». Выступление на педсовете. |