Тема: «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
- Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой нормативно-правовой, научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, интернет - источников по вопросу воспитания нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.
- Изучить литературу по данной теме.
- Подготовить и провести консультации для родителей.
- Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.
- Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования, план самообразования.
- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.
- Развивать речь, активизировать словарный запас.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Изучаемая литература | Практический выход |
С детьми | С педагогами | С родителями |
1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб. «Детство – пресс», 2001. | Сентябрь 1. Чтение русской народной сказки «Репка» Цель: Побуждать детей использовать отрывки из сказки в собственной игре, эмоционально сопереживать героям. 2. Беседа «Дружеские взаимоотношения». Цель: Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; 3. Составление пазлов по сказке. 4. Лепбук по сказке «Репка». Презентация по сказке «Репка». | Изучить литературу и опыты работ по данной теме. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Анкетирование родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка». Далее, согласно анализу этих анкет были даны рекомендации родителям и проведена консультация на тему: «Читайте детям сказки». |
2.Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000. 3.Нартова - Бачавер С. К. «Народная сказка как средство стихийной психотерапии» / Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14 | Октябрь 1.Чтение русской народной сказки «Волк и козлята» Цель: Воспитывать чувство доброты. 2. Беседа «Что такое доброта» Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям. | Подготовка материала и экспонатов для мини – музея «Сказки о животных» Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. | Памятка для родителей: «Как поддержать интерес к сказке». Цель: Формирование представлений у родителей о поддержании интереса у детей к сказкам.) |
4.Богат. В. «Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ»║ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32. | Ноябрь 1.Чтение русской народной сказки «Кот петух и лиса» Цель: Формировать чувство доброты, заботы. 2.Беседа «Стремление помочь» Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости. 3.Пополнение книжного уголка новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дидактическими, пальчиковыми играми. (Обогащение развивающей среды.) | Занятие «Сказки о животных» Доклад по теме: «Мини-музей, как центр ознакомления дошкольников с русской народной сказкой о животных» | Консультация для родителей на тему: «Русские народные сказки и нравственное воспитание дошкольников». |
5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада». М.: Просвещение, 1983.-192 с. | Декабрь 1.Чтение русской народной сказки «Теремок» Цель: Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, любви к животным. 2. Беседа «Поговорим о доброте» Цель: Формировать у воспитанников нравственное представление о доброте. Развивать чувство товарищества, взаимопомощи. Воспитывать уважение к людям, любовь к ближним и заботу о них. 3.Инсценировка сказки «Теремок» | Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Разработка конспектов для детей раннего развития. | Составление картотеки загадок: «Русские народные сказки». Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?», «Сложи картинку. (Обогащение развивающей среды.) |
6. Францфон М.-Л. «Психология сказки. Толкование волшебных сказок».- СПб, 1998. | Январь 1. Чтение русской народной сказки «Колобок» Цель: Вызвать эмоциональный отклик на воспринимаемое содержание. Употреблять в речи вежливые слова. 2.Беседа «Доброжелательность» Цель: Продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).) 3.Аппликация «Колобок на окошке», | Мастер-класс для педагогов «Путешествие с колобком» Разработка конспектов для детей раннего развития. | Консультация для родителей на тему: «Воспитание сказкой». Цель: Формирование представлений о воспитательном значении русских народных сказок. |
7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказко-терапия.- М., 2000. | Февраль 1. Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди» Цель: Воспитывать чувство доброты и заботы к взрослым. 2. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на действия игровых персонажей, побуждать детей к разговору. Формировать представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», формирование доброжелательного отношения друг к другу. | Консультации для педагогов по ознакомлению со сказками детей разного дошкольного возраста | Организация выставки в группе «В мире русских народных сказок» Подготовка выставки творческих работ «Любимые герои русских сказок» |
8. Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Владимир, 1995. | Март 1. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цель: Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками. Формировать отрицательное отношение к грубости. 2. Беседа «Зачем говорят – здравствуй?» Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их. 3. Рисование любимого героя. | Методическая разработка «Игра со сказками» Показ занятия «В гостя у сказки». | Вернисаж творческих работ родителей с детьми «Любимые герои русских сказок» |
9. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000. | Апрель 1. Чтение русской народной сказки «Лиса и козел» Цель: Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками. 2. Беседа «Поговорим о доброте». Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки. Закреплять представления детей о добрых делах. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям. | Тренинг с элементами сказкотерапии для педагогов «Путешествие в мир волшебных сказок». | Костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности детей. Консультация: «Русская народная сказка, как источник духовно-нравственного воспитание дошкольников» |
10. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой». - Харьков, 1996. | Май 1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Цель: Формировать чувство доброты, заботы. 2. Беседа «Если добрый ты…» Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем, кому это необходимо Подведение итогов по работе. Оценка результатов за учебный год. Выявление недостатков. | Отчет о проделанной работе за учебный год. Цель: Выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. | Выставка рисунков «В мире русских народных сказок» Родительское собрание «Подведение итогов за год» |