понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать основную мысль прослушанного текста;
понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
интерпретировать информацию звучащего текста;
точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
последовательно излагать собственные мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Тренировочные упражнения; практические работы.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения |
1 | Введение. Структура экзаменационной работы. | ГВЭ– независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса, для детей с ОВЗ. Особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать: особенности проведения ГВЭ по русскому языку. Уметь: ориентироваться в терминах. | |
2 | Сжатое изложение. Микротемы исходного текста | Содержательные и языковые способы сокращения текста. Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. | Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства, используя прочитанный текст | |
3 | |
4 | Сжатое изложение. Абзацное членение текста. | |
5 | |
6 | Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. | |
7 | |
8 | Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. | |
9 | |
10 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | |
11 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | |
12 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | |
13 | Практическая работа. Написание изложения. | |
14 | Практическая работа. Написание изложения. | |
15 | Сжатое изложение. Редактирование текста. | |
16 | |
17 | Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения. | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения.Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса. | Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь:подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. | |
18 | |
18 | Сочинение-рассуждение. Тезис. | |
20 | |
21 | Сочинение-рассуждение. Аргументы. | |
22 | |
23 | Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения. | |
24 | |
25 | Текст как речевое произведение. Стили речи. | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. | Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка.Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности;определять стилистическую принадлежность слов и выражений;работать со стилистическими синонимами. | |
26 | |
27 | Смысловая и композиционная целостность текста. | | |
28 | |
29 | Текст. Средства выразительности | |
30 | |
31 | Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения. | Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Проведение пробных ГВЭ. | Знать:основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;адекватно воспринимать авторский замысел;вычленять главное в информации;сокращать текст разными способами;правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Работа по распределению отведенного времени на экзамен. Развитие навыка работать по времени. | |
32 | |
33 34 | |