ПЛАН
ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО
«МАТЕМАТИКЕ»
9 КЛАСС 2022 – 2023 уч.год
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Предметные:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Основные цели курса
диагностика проблемных зон;
эффективное выстраивание систематического повторения;
помочь приобрести опыт решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ГИА.
успешно пройти ГИА по математике.
Задачи курса
повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
вести планомерную подготовку к экзамену;
закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.
Планируемые результаты
Ученик:
научится: выполнять задания в формате обязательного государственного экзамена, осуществлять диагностику проблемных зон и коррекцию допущенных ошибок, повышать общематематическую компетентность сначала в классе, в группе, затем самостоятельно;
получит возможность: успешно подготовиться к экзамену, самостоятельно выстраивать тактику подготовки к экзаменам с использованием материалов разных ресурсов.
Система работы по подготовке к ОГИА по математике в 9 классе.
Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, РАО и др.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.
План работы по подготовке учащихся к ГИА по математике.
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1. | Психологическая подготовка к ГИА. Индивидуальное консультирование учащихся. Проведение групповых занятий для учащихся. | В течение года, ежедневно В течение года. |
2. | Использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебно- воспитательного процесса, способствующих повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации. | В течение года |
4. | Беседа с учащимися: «Подготовка к ГИА по математике: от устранения пробелов в знаниях до итоговой аттестации» (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к ГИА по математике). | 1 четверть |
6. | Беседа с учащимися: « Знакомство с Положением о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации». | 2 четверть |
7. | Работа с учащимися: «Работа с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков» (обучение работе с КИМами), практические занятия по заполнению бланков ответов. | В течение года |
8. | Работа с учащимися: - анализ типичных ошибок учащихся при сдаче ГИА. - выбор оптимальной стратегии выполнения заданий ГИА ( помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий). | В течение года. |
9 | Разбор заданий демонстрационного варианта экзамена по математике (ГИА-2022) | 1 -2четверть |
12 | Работа с заданиями различной сложности. Практикум по решению заданий второй части экзаменационной работы | Индивид работа в течение года, |
16 | Регулярное участие в диагностических работах. | В течение года |
17 | Регулярное участие в тренировочных работах. | В течение года |
18 | Мониторинг качества подготовки учащихся к ГИА. | В течение года |
Содержание курса
Табличное и графическое представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и преобразование величин. Исследование простейших математических моделей.
Действия с натуральными числами
Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.
Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.
Числовые выражения
Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.
Дроби. Обыкновенные дроби
Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Десятичные дроби
Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.
Числа. Рациональные числа
Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.
Дробно-рациональные выражения
Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.
Рациональные числа
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.
Координата точки
Основные понятия, координатный луч, расстояние между точками. Координаты точки.
Иррациональные числа
Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел.
Множество действительных чисел.
Иррациональные числа
Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Действия с иррациональными числами: умножение, деление, возведение в степень.
Множество действительных чисел.
Равенства
Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.
Уравнения
Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).
Линейное уравнение и его корни
Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.
Квадратное уравнение и его корни
Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметром.
Дробно-рациональные уравнения
Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.
Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений.
Простейшие иррациональные уравнения вида
,
.
Уравнения вида
.Уравнения в целых числах.
Случайные события
Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков.
Функции
Понятие функции
Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее графику.
Линейная функция
Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.
Квадратичная функция
Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам
Обратная пропорциональность
Свойства функции
. Гипербола.
Последовательности и прогрессии
Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий
Числовые и буквенные выражения
Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Целые выражения
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.
Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.
Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Целые выражения
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.
Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения.
Системы неравенств
Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.
Величины
Величина угла. Градусная мера угла.
Треугольник
Свойства равнобедренного треугольника. Внешний угол треугольника. Сумма углов треугольника
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Внутренняя, внешняя области фигуры, граница. Линии и области на плоскости. Выпуклая и невыпуклая фигуры. Плоская и неплоская фигуры. Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины
Выделение свойств объектов. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура». Точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, окружность и круг.
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.
Измерения и вычисления
Площади. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, трапеции, формула Герона, формула площади выпуклого четырехугольника, формулы длины окружности и площади круга
Теоретические аспекты, теоремы, аксиомы, определения, формулы, леммы.
План работы по подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе
на 2022-2023 учебный год
Месяц | Организационно-методическая работа | Работа с нормативными документами | Работа с учащимися | Работа с родителями |
сентябрь октябрь | -Ознакомиться с изменениями, требованиями и особенностями проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-ых классов. | Работа с нормативными документами по ГИА. | -Проведение вводного тестирования с целью выявления уровня знаний. -Определение плана работы по подготовке. | Родительское собрание «Особенности проведения ГИА 2023» |
ноябрь | Оформление в кабинете информационного стенда «Подготовка к ГИА»: - часы консультаций; - сайты для онлайн тестирования; - спецификатор; - кодификатор; - демоверсия; - психологическая поддержка. - Размещение на информационном стенде расписания пробного экзамена | -Познакомиться с изменениями в КИМах и структуре оценивания результатов ГИА Познакомить с порядком заполнения бланков ответов по математике в форме ОГЭ. | Консультации Участие в диагностическом тестировании по математике в форме и по процедуре ОГЭ. Анализ результатов диагностического тестирования по математике в форме и по процедуре ОГЭ | Индивидуальная работа с родителями (законными представителями): консультации по вопросам сдачи ГИА, структуре КИМов; |
декабрь | Пополнение материалов для подготовки к ГИА | -Единый банк заданий ФИПИ - Работа с нормативно-правовыми документами: бланки ответов №1,2 - Анализ результатов диагностического тестирования | Консультации Работа по заполнению бланков ответов; Работа с демоверсиями ГИА прошлых лет. -Единый банк заданий ФИПИ | Родительское собрание «Итоги репетиционного тестирования в форме ОГЭ» |
январь | Пополнение материалов для подготовки к ГИА | | - Работа по заполнению бланков ответов №1,2 - Индивидуальная работа с учащимися с низкой мотивацией к учебной деятельности. | Индивидуальная работа с родителями (законными представителями): консультации по вопросам сдачи ГИА, КИМов; |
февраль | Работа с заданиями повышенной сложности (работа с текстом) | | - Работа с учащимися по западающим темам. - Индивидуальная работа с учащимися с низкой мотивацией к учебной деятельности. - Работа по заполнению бланков ответов №1,2 | Индивидуальная работа с родителями (законными представителями): консультации по вопросам сдачи ГИА. |
март | Работа с заданиями повышенной сложности (работа с текстом) | | - Работа с учащимися по западающим темам. - Индивидуальная работа с учащимися с низкой мотивацией к учебной деятельности. - Работа по заполнению бланков ответов №1,2 | Родительское собрание «Нормативно-правовые документы, регламентирующих организацию и проведение ГИА». |
Апрель май | Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у учащихся с низкой мотивацией к обучению. | | - Работа по заполнению бланков ответов №1,2; - Работа с демоверсиями - Консультации (понедельник , пятница) Промежуточная аттестация в форме ОГЭ. | Индивидуальная работа с родителями (законными представителями): консультации по вопросам сдачи ГИА, КИМов; |