СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- программа "Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- программа предназначена для работы воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования технологии "Мнемотехника", позволяющей активно развивать связную речь дошкольников при заучивании стихов, составлении описательных  и придумывании творческих рассказов.

Просмотр содержимого документа
«План- программа "Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники"»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Радость»

структурное подразделение – детский сад №145


















План- программа «Развитие

связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»













Автор: Макеева Вера Петровна

Должность: Воспитатель ВКК













Содержание

  1. ПАСПОРТ ПЛАН-ПРОГРАММЫ – «Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» ………………………………………………………………………………3

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАН-ПРОГРАММЫ – «Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»……………………………………………………………………4

    1. Методологическое обоснование программы ……………………………………………....4

    2. Актуальность…………………………………………………………………….....................5

    3. Нормативно-правовое обеспечение программы……………………………………………8

    4. Цель, задачи положенные в основу программы……………………………………………8

    5. Принципы и подходы, положенные в основу программы…………………………………9

    6. Новизна программы…………………………………………………………………………10

    7. Использование инновационных технологий………………………………………………11

    8. Общая характеристика методов и приемов………………………………………………..13

    9. Условия реализации программы «Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники» …………………………………………………...........................................15

2.10 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………….16

2.11 Предполагаемые результаты………………………………………………………………16

3. Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц для детей второй младшей группы»…………………………………………………………………………………………..17

3.1 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц для детей средней

группы» …………………………………………………………………………………………19

3.2 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц для детей старшей

группы»………………………………………………………………………………………….23

3.3 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц для детей подготовительной группы»…………………………………………………………………………………………..30

4. Список литературы…………………………………………………………………………...36




















1. ПАСПОРТ

ПЛАН- ПРОГРАММЫ – «Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»

Год разработки:

2020

Автор:

Макеева Вера Петровна-воспитатель МАДОУ «Радость» с.п д/с №145

Цель:

Развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи (для детей младшего возраста)

1. Развитие связной монологической речи;

2. Обогащение словарного запаса;

3. Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;

4. Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы.

5. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)


Задачи (для детей старшего возраста)

  1. Развитие связной монологической речи;

2. Развитие памяти; логического мышления (умение анализировать, систематизировать); образного мышления (кодирование любой информации);

3. Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

4. Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.

Образовательные области

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Вид

Авторская, составлена на основе методической литературы для дошкольников

Срок реализации

4 года

Возраст детей

3-7 лет

Форма организации итоговых мероприятий

- фотоотчеты

-дни открытых дверей (для родителей, педагогов ДОУ)


Методическое обеспечение

Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников перессказу. Подготовительная группа». – М.,Центр педагогического образования, 2016.

Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

«Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь).

В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.;

Н.Л.Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017;

В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.;

В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.;

В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.;



2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАН-ПРОГРАММЫ

«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»

2.1 Методологическое обоснование программы

Еще такие видные деятели, как Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. при исследовании детей в возрасте до семи лет выяснили, что они легче запоминают полученную информацию если эти знания дают ему в виде схем (т.е. закодированную информацию).

                Предполагаемая программа разработана на основе работы Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели), Л.В. Лебедевой (Обучение дошкольников пересказу). На основании анализа научной литературы были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).


План-программа «Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники» разработана на основе содержания ФГОС и требований ФГОС ДО. Предлагаемая программа имеет практическое значение и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года.



2.2 Актуальность

Грамотная речь - это главным образом основное и главное условие полноценного становления дошкольников. Чем обширнее лексический состав и грамотнее речь у детей, тем проще им выражать свои мысли вслух, таким образом, обширнее их потенциалы в постижении мира, который окружает их.

Но, увы, в наши дни у детей всё чаще встречаются ошибки речи, которые не дают полноценно общаться со взрослыми и ровесниками. Словарный состав, который достаточно богат у дошкольников - явление в настоящее время очень редкостное.

В речи детей имеется множество трудностей и проблем:

  • Недостаточно обширный для своего возраста лексический запас;

  • Бедная диалогическая речь: неспособность точно сформулировать вопрос, а также и выстроить грамотный ответ;

  • бедная монологическая речь: неумение составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему или пересказать текст (сказку, рассказ и т.д.).

Неспособность сформулировать какую-либо мысль делает речь детей ограниченной и малопонятной, что неминуемо приводит к многочисленным комплексам, которые отрицательно воспроизводятся на детях. Многими видными учеными аргументировано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может формироваться лишь под влиянием целенаправленного речевого развития со стороны старших.

В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные события. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.

Самый основной задачей в развитии речи дошкольников в данной программе — вырабатывание правильного грамматичес­кого строя речи, обогащение речи детей синонимами, дополнениями, определениями. Но так как на каждом возрастном этапе задачи в развитии речи дошкольников по­степенно усложняются, таким образом, и трансформируются методы обучения детей. Всякую из перечисленных задач необходимо решать своевременно. В данной программе задействованы все задачи для полноценного и всестороннего развития речи (фонетические, грамматические, связная речь, обогащение словаря).

В развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с опорой на мнемосхемы помогают в развитии обогащения словообразования (например: лес-лесок-лесной, дом – домик – домище – домашний и т.д.).

Также в этом возрасте скапливается достаточный словарный состав. Но не все дети могут склонять слова в роде, числе и падеже. Обучение связной речи посредством мнемотехники содействует развитию в состав­лении описательных рассказов, формирует более богатый и обширный словарный состав дошкольников.

Также постижение связной речи является для детей важным достижением в психологическом развитии.

Первые семь лет в жизни детей играют значительное значение в развитии, которое идет достаточно стремительно. Из абсолютно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).

В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам к программе дошкольного образования максимальное значение имеет как раз развитие речи дошкольников. В задачи воспитателя для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста входит:

  • пересказ литературных произведений;

  • составление описательного рассказа;

  • придумывание творческих рассказов.

А также развитие памяти при заучивании стихотворений, потешек и т.д.

В возрасте 6-7 лет наиболее развиты образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие образа и слова. Слово должно пробуждать в сознании ребенка красочный, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Подключение карточек-символов для запоминания многообразных предметов, применение мнемосхем для развития речи позволяет объединить зрительный ряд со слуховой наглядностью.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника  в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

 Применение мнемосхем заметно облегчает детям усвоение связной и диалогической речью, кроме того присутствие схем помогает пересказать рассказы (сказки) более четко и последовательно.

Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать:

  • в обогащении словарного запаса,

  • при составлении рассказов,

  • при пересказах небольших рассказов,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов.

Основной задачей формировании развития речи ребенка также является совершенствование монологической речи. Данная задача находит решение через многообразные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием интеллектуального воспитания ребенка.

2.3 Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России № 1155от 17.10.13), Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ивушка» № 7 Муниципального образования Белореченский район, Программа определяет развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.


2.4 Цель, задачи положенные в основу программы

Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.

Задачи (для детей младшего дошкольного возраста):

  • Развитие связной монологической речи;

  • Обогащение словарного запаса;

  • Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;

  • Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы.

  • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)

Задачи (для детей старшего дошкольного возраста):

  • Развитие связной речи, памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать), образного мышления (кодирование любой информации);

  • Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

  • Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.

На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы:

- анализ психолого – педагогической литературы по данной теме;

- изучение термина «Мнемоквадрат и мнемодорожка»;

- изучение термина «Мнемотаблица»;

- разработка и проведение тематических занятий в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;

- оценка эффективности проведенной работы.


2.5 Принципы и подходы, положенные в основу программы


Программа осуществляется на основе придерживающихся психолого-педагогических принципов:

Общедидактические принципы:

-научности;

-систематичности и последовательности;

-наглядности;

- осмысленности, активности и посильности;

-учета возрастных и персональных особенностей детей;

-прочности знаний, умений и навыков.

Общеметодические принципы:

-дифференцированный подход;

-применение разнообразных приемов и методов обучения.

-вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление)

-мотивация и комплексный подход к мотивации.

- рефлективности

Психологические принципы:

-личностный подход;

-преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением;

-предприимчивости и инициативности;

-организацию проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность;

-теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).



2.6 Новизна программы

Новизна методической разработки заключается главным образом в разработках конспектов занятий педагогом. А также запросов, которые обеспечиваются взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники – использование в общей и в самостоятельной деятельности.

Во время занятий применяются игровые методы и технологии, сосредоточенные прежде всего на развитие навыков дошкольников, которые позволяют более точно сформировать знания, умения и навыки детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. Так же широко задействован сенсорный опыт детей.


2.7 Использование инновационных технологий

Технологии, применяемые в реализации образовательной программы:

1. Личностно-ориентированная технология (взаимодействие педагога с детьми).

Личностно-ориентированная технология - это установленная система, где ребенок ставится в основу воспитательного процесса. Данное воспитание базируется на: самоценности ребенка как личности, проявления уважении к ней, добре и нежности, как важнейшем средстве. Другими словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

2. Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности).

Развивающее обучение - линия в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём применения их вероятных потенциалов Это мотивация на определенное действие, на познание, на новое. 

3. Развитие творческого воображения – с помощью которой могут создаваться новые образы.

Технология развития творческого воображения – это развитие фантазии у детей (творческое составление рассказывание), способность обрисовать словами некий представляемый предмет. Предоставленная технология поддерживает и в развитии творческого потенциала дошкольников.

4. Здоровьесберегающая технология (динамические паузы, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика).

Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно сформированная совокупность программ, приемов, методов непосредственной образовательной деятельности, не причиняющего урона здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их влияния на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Правильное речевое дыхание поддерживает четкую дикцию, выговоре звуков.

Всё же надлежит знать, что при применении дыхательной гимнастики необходимо помнить, что:

  • Заниматься нужно в хорошо вентилируемом помещении при t 18-20 градусов;

  • Одежда не должна сковывать движения;

  • Не заниматься сразу после приема пищи;

  • При заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено;

  • Сопроводительный текст сначала произносит взрослый;

Целью здоровьесберегающих технологий проявляется в обеспечении сохранения здоровья.


5. Коммуникативное общение.

Особенность этой технологии проявляется в понимании ребенком деятельности: того как, каким способом приобретён результат, с какими при этом сталкивались затруднениями, как они были ликвидированы, и что ощущал при этом ребенок.

6. Мнемотехника.

Предоставленная технология охватывает многообразные методы, которые помогают ребенку проще запомнить, а, стало быть, помогают в развитии памяти. Особенности технологии: применение графических символов. Это значительно помогает детям в запоминании текстовой информации.

Схемы максимально приближены к речевому материалу, к примеру, для обозначения диких животных используется дерево (лес), обозначения домашних рисуется – дом. Для начала необходимо приступать за работу с самого элементарного - мнемоквадратов, затем понемногу усложнять задачу и переходить на мнемодорожки, а уже позднее - к мнемотаблицам. Позже - можно заменить изображение в графическом виде.

Цель данной технологии - это развитие памяти; логического мышления и образного мышления; внимания и умения устанавливать причинно-следственные связи при пересказе литературного произведения.


2.8 Общая характеристика методов и приемов

В детском возрасте до семи лет в основном доминирует наглядно-образная память, так как зрительный образ разрешает быстрее запомнить текст, вследствие этого мнемотехника очень результативна для работы с дошкольниками при развитии связной речи.

Проблема развития связной речи детей дош­коль­ного возраста устанавливается современными тен­ден­­ци­я­ми развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались такие видные деятели как Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Леушина А.М., и др., которые полагали, что постижение ребенком связ­ной речью играет очень сложный и существенный период развития детей и уже изна­чально носит социальную направленность. С точки зрения исследователей, необходимыми условиями развития связной речи является прежде всего общение детей между собой в процессе игры. Играя и, таким образом, общаясь, дети не только учатся грамотно говорить, а также выясняют для себя смысл многих слов, а стало быть пополняют свой словарь.

Наряду с этим, достаточно немаловажную проблему для удачного речевого развития детей представляют односторонние потенциалы познавательных процессов дошкольников. В силу малоразвитости логического мышления, памяти, у большинства детей возникают проблемы в пересказе литературного произведения.

Одной из развивающих технологий, содействующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая понимается в психологии как метод запоминания (Л.А.Венгер, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и др.). В основе лежит принцип замещения: настоящий предмет может быть замещен в речевой деятельности детей другим объектом, изображением, знаком. Как показали изучения, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это обусловливает возможность успешного использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Учитывая весь спектр внешних и внутренних обстоятельств, наметили направления в деятельности:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей, и их физического развития в развитии связной речи дошкольников.

    • недопущение физической усталости от учебной перегрузки дошкольников;

    • формирование артикуляционного аппарата детей;

    • развитие мелкой моторики;

    • развитие правильного речевого дыхания.

  • Интеллектуальное развитие детей:

    • Обогащение и расширение словарного запаса;

    • знакомство с детской литературой.

  • Психологическое сопровождение:

    • причина психологических условий для успешной реализации адаптированной программы «Развитие связной речи дошкольником посредством мнемотехники»;

    • оказание профилактической и развивающей помощи детям, обладающими проблемами в речевом развитии;

    • оказание консультативной и практической поддержки родителям через всевозможные формы работы;


2.9 Условия реализации программы «Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники»

Осуществление программы допустимо при соблюдении следующих условий:

Организационные:

  • организация работы дошкольного образовательного учреждения в здоровье сберегающем режиме;

  • организация системы взаимодействия физкультурно- оздоровительной и профилактической деятельности (дети, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители и медицинские работники).

Информационные ресурсы:

  • интернет;

  • методическая литература.

Физкультурно-оздоровительные:

  • наличие комплексной разработки, сосредоточенной на прогрессе в лучшую сторону состояния здоровья детей и их физического развития;

  • разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления детей (динамические паузы, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика);

Психолого-педагогические:

  • пространственная предметно-развивающая оздоровительная среда, адекватная реализуемой адаптированной программе «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;

  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

  • обеспечение в коллективе дошкольного образовательного учреждения психологической поддержки формирования потребности детей в самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в процессе речевого развития.

2.10 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с семьями воспитанников является одним из условий создания интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, содействует увеличению результативности и качества образования и рассматривается в следующих направлениях:

Просветительская:

- родительское собрание «Развитие речевого дыхания у дошкольников с использованием речевых упражнений»;

- анкетирование «Развиваем речь детей».

Консультативная:

- групповые и индивидуальные консультации.

Информационная:

- индивидуальные беседы;

- консультации для родителей;

- создание папок-передвижек.

Целью взаимодействия педагога с родителями проявляется в повышении речевой активности детей через взаимодействие с родителями.

Формы взаимодействия

с семьей

Традиционные

Инновационные

Формы отчета

Познавательные формы – (которые призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей).

  • родительское собрание (это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием предлагаемых услуг);

  • тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей с коллегами или переадресовать вопрос);

  • открытые мероприятия для родителей (родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ);

  • «Дни открытых дверей»;

- Индивидуальные консультации (квалифицированные ответы на вопросы родителей).

  • презентация дополнительной услуги

(в результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми);

  • рекламные буклеты;

  • устный педагогический журнал (раскрывает вопросы ознакомления с проблемой, практические задания, темы для обсуждения);

  • индивидуальные блокноты (в которых фиксируются успехи детей).



- папки – передвижки

- фотоотчеты

Досуговые формы

(устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми)

  • совместные развлекательные мероприятия, «Викторины».



Наглядно-информационные формы

(решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя).

  • уголок для родителей

(в котором размещена полезная для родителей и детей информация);

  • доска объявлений (это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др).




- папки – передвижки

- памятки для родителей

- видеофильмы.

Информационно-аналитические формы

(сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей.

  • анкетирование

(выяснение образовательных потребностей родителей)


  • личные блокноты (информация о новых достижениях ребенка, интересные высказывания детей);

  • почта обратной связи.

- оформление стендов





2.11 Предполагаемые результаты

Преимущественно у детей развиты коммуникативные навыки общения, повышена степень мотивации к обучениям, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы умения согласовывать определения и сказуемые с подлежащим в роде и числе. Дети умеют быстро найти и подобрать более меткие выражения, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы; самостоятельно, без помощи педагога умеют пересказать текст, фантазируют свежие эпизоды сказок, придумывают свои, составляют описательные рассказы по картинам; регулируют и темп речи, и речевое дыхание, внимательно выслушивают на занятиях педагога, выполняют все предложенные задания, таким образом самостоятельно осуществляют поставленную задачу.

3. Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план-программы

«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей второй младшей группы.

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Технологии

Продукт

Сентябрь

Заучивание стихотворения «Зонтик»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Октябрь

Составление описательного рассказа внешнего вида куклы

Развитие умения составлять короткие описательные рассказы (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхему

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы.

Мнемосхема

Ноябрь

Пересказ сказки «Репка»

Формирование умения пересказывать знакомые литературные произведения (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхемы

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Декабрь

Заучивание стихотворения А.Мельникова «Снежинки»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемодорожку.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы.

Мнемосхема

Январь

Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок»

Формирование умения пересказывать знакомые литературные произведения (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхемы

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Февраль

Заучивание стихотворения М.Ивенсона

«Ёлочка- ёлка»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемодорожку.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы.

Мнемосхема

Март

Составление описательного рассказа об игрушке - машина

Развитие умения составлять короткие описательные рассказы (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Апрель

Составление описательного рассказа о диких животных

Развитие умения составлять короткие описательные рассказы (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхему

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы.

Мнемосхема

Май

Заучивание стихотворения «Одуванчик»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемодорожку.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

3.1 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план- программы

«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей средней группы.

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Технологии

Продукт

Сентябрь

Составление рассказа о диком животном (белка)

Формирование навыков составления рассказа с использованием мнемосхем; развитие связной речи.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Сентябрь

Заучивание стихотворения В. Нирович «Листопад»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Октябрь

Пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемосхем; развитие связной речи; активизация и обогащение словарного запаса.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Октябрь

Составление рассказа-описания по лексической теме «Транспорт»

Формирование навыков описания предметов с использованием мнемосхем; развитие связной речи.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Ноябрь

Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д.Ушинскому)

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Ноябрь

Заучивание стихотворения А.Усачёв «Я подумал вот о чём…» (профессия ветеринар)

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Декабрь

Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)


Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы; развитие связной речи, обогащение словаря детей.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Декабрь

Заучивание стихотворения А.Рысаков «Клесты»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Январь

Составление рассказа на тему: «Моя дружная семья»

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы; обогащение словаря детей.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Январь

Заучивание стихотворения А.Кузнецовой «Ёлочка»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Февраль

Заучивание стихотворения В.Степанова «Наша армия»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Февраль

Составление рассказа «Мой папа»

Формирование навыков составления описательного рассказа о своём папе с использованием мнемосхем; развитие связной речи.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Март

Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому)

Развитие умения связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Март

Заучивание стихотворения В. Кудлачева «Весна»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Апрель

Заучивание стихотворения «Морские обитатели»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы.

Мнемосхема

Апрель

Составление внешнего вида друга

Формирование навыков описания внешнего вида людей с использованием мнемосхем; развитие связной речи.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Май

Заучивание стихотворения А.Усачёва «Что такое день Победы?»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Май

Заучивание стихотворения П. Прануза «Я рисую лето»

Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема





3.2 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план- программы

«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей старшей группы.

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Технологии

Продукт


Сентябрь

Составление рассказа на тему: «Золотая осень»

Развитие связной речи детей при составлении описательного рассказа об осени.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Сентябрь

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Сентябрь

Составление описательного рассказа «Медведь-житель леса»

Развитие связной речи детей по средствам составления описательного рассказа.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности

Мнемосхема

Октябрь

Заучивание стихотворения

П. Воронько «Лучше нет родного края»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Октябрь

Пересказ отрывка рассказа «Белки» (по И. Соколову-Микитову)

Развитие умения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Октябрь

Составление описательного рассказана тему «Домашние животные»

Формирование умения составлять рассказ о домашних животных, используя мнемотаблицы. 

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности

Мнемосхема

Ноябрь

Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Осенние листья»

Развитие памяти; формирование желания заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Ноябрь

Пересказ рассказа «Осень под водой» (по Н.Сладкову)

Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Ноябрь

Составление описательного рассказа «Моя любимая мамочка» (к дню матери)

Формирование умения составлять и рассказывать рассказ об осени с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Декабрь

Пересказ рассказа «Пушок» (по Г.Скребицкому)

Формирование умения пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему


Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Декабрь

Заучивание стихотворения В.Шульжика «Дятел»

Развитие памяти; формирование желания заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Декабрь

Составление описательного рассказа «Дикие животные»

Формирование умения составлять и рассказывать рассказ про животных с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Январь

Заучивание стихотворения «Сосульки»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Январь

Составление описательного рассказа «Как кто зимует?»

Развитие связной речи, мышления, внимания, памяти.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Январь

Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г.Снегиреву)

Формирование умения пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Февраль

Составление описательного рассказа «Зима»

Формирование умения составлять и рассказывать рассказ про зиму с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Февраль

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Развитие умения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Февраль

Заучивание стихотворения «Белка-шалунишка»

Развитие памяти; формирование желания заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Март

Составление описательного рассказа «Весна»

Формирование умения составлять и рассказывать рассказ о весне с опорой на мнемосхему

Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Март

Заучивание отрывка стихотворения А.Плещеева «Весна».

Формирование представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе; развитие слухового и зрительного внимания

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Март

Пересказ рассказа «Барашек» (по С.Воронину).

Формирование навыков пересказа с наглядной опорой в виде графических схем.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Апрель

Заучивание стихотворения «Космонавт»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Апрель

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Апрель

Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Формирование умения составлять описательный рассказ по картине с опорой на мнемосхему, составлять распространенное предложение.

Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Май

Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову)

Формирование умения пересказывать рассказ с наглядной опорой на мнемосхему


Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Май

Составление описательного рассказа по картине

А. Саврасова «Грачи прилетели»

Формирование умения составлять описательный рассказ по картине о опорой на мнемосхему

Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Май

Заучивание стихотворения А.Майкова «Ласточка»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема





3.3 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план- программы

«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей подготовительной группы.

Месяц

Вид деятельности

Задачи

Технологии

Продукт

Сентябрь

Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову)

Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Сентябрь

Заучивание отрывка стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето»


Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема


Сентябрь

Составление описательного рассказа «Моя одежда»

Формирование умения составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемотаблиц; активизирование словаря детей по теме «Одежда».

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка;

Мнемосхема

Октябрь

Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову – Микитову)

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Октябрь

Заучивание стихотворения И. Винокурова «Ходит осень в нашем парке»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Октябрь

Составление описательного рассказа «Наша дружная семья» с использованием генеалогического древа семьи

Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Ноябрь

Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К.Ушинскому)

Формирование умения пересказывать художественный текст последовательно и точно с опорой на мнемосхему

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Ноябрь

Заучивание стихотворения «Падают листья» (М.Ивенсен)

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Ноябрь

Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка»

Формирование умения оставлятьописательный рассказ на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка"

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Декабрь

Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову – Микитову)

Развитие умения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Декабрь

Заучивание стихотворения А.Барто «Встали девочки в кружок»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Декабрь

Составление описательного рассказа «Пришла зима»

Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Январь

Пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю)

Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка

Мнемосхема

Январь

Заучивание стихотворения Т.Керстен «Январь»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Январь

Составление описательного рассказа «Снегири»

Формирование умения составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Февраль

Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому)

Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка

Мнемосхема

Февраль

Заучивание стихотворения Л.Грушко «Настоящий солдат»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Февраль

Составление описательного рассказа «Мой домашний любимец»

Формирование умения составлять описательный рассказ о домашних питомцах с опорой на мнемосхему

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Март

Пересказ рассказа «Пожарные собаки» (Л.Н.Толстой)

Формирование умения связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему.

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка

Мнемосхема

Март

Заучивание скороговорок «У ежа», «Жаба», «Жук»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической), дикции. Активизация звука «Ж» в речи.

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Март

Составление описательного рассказа «Первоцветы»

Формирование умения составлять описательный рассказ о первых весенних цветах с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Апрель

Пересказ рассказа «Первая охота» (по В.Бианки)

Формирование умения связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка

Мнемосхема

Апрель

Заучивание стихотворения

В. Алфёрова «Март»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической)

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Апрель

Составление описательного рассказа «Перелетные птицы»

Формирование умения составлять описательный рассказ о перелетных птицах цветах с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Май

Пересказ рассказа «Домашний воробей» (по М.Богданову)

Формирование умения последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема

Май

Заучивание скороговорок «Шесть мышат», «Наша Маша», «На окошке»

Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической), дикции, активизация звука «Ш» в речи

Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе

Мнемосхема

Май

Составление описательного рассказа «Насекомые»

Формирование умения составлять описательный рассказ о насекомых с опорой на мнемосхему

Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы

Мнемосхема









4. Список используемой литературы

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.

2. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.;

3. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.;

4. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.;

5. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.;

6. Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа». – М.,Центр педагогического образования, 2016.

7. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.

8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – 2009. 

9. «Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь).

10. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

11. Н.Л.Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017;

12. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.








11