СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План- программа предназначена для работы воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования технологии "Мнемотехника", позволяющей активно развивать связную речь дошкольников при заучивании стихов, составлении описательных и придумывании творческих рассказов.
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Радость»
структурное подразделение – детский сад №145
План- программа «Развитие
связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»
Автор: Макеева Вера Петровна
Должность: Воспитатель ВКК
Содержание
ПАСПОРТ ПЛАН-ПРОГРАММЫ – «Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» ………………………………………………………………………………3
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАН-ПРОГРАММЫ – «Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»……………………………………………………………………4
Методологическое обоснование программы ……………………………………………....4
Актуальность…………………………………………………………………….....................5
Нормативно-правовое обеспечение программы……………………………………………8
Цель, задачи положенные в основу программы……………………………………………8
Принципы и подходы, положенные в основу программы…………………………………9
Новизна программы…………………………………………………………………………10
Использование инновационных технологий………………………………………………11
Общая характеристика методов и приемов………………………………………………..13
Условия реализации программы «Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники» …………………………………………………...........................................15
2.10 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………….16
2.11 Предполагаемые результаты………………………………………………………………16
3. Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц для детей второй младшей группы»…………………………………………………………………………………………..17
3.1 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием мнемодорожек и мнемотаблиц для детей средней
группы» …………………………………………………………………………………………19
3.2 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц для детей старшей
группы»………………………………………………………………………………………….23
3.3 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц для детей подготовительной группы»…………………………………………………………………………………………..30
4. Список литературы…………………………………………………………………………...36
1. ПАСПОРТ
ПЛАН- ПРОГРАММЫ – «Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»
Год разработки: | 2020 |
Автор: | Макеева Вера Петровна-воспитатель МАДОУ «Радость» с.п д/с №145 |
Цель: | Развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники. |
Задачи (для детей младшего возраста) | 1. Развитие связной монологической речи; 2. Обогащение словарного запаса; 3. Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов; 4. Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы. 5. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)
|
Задачи (для детей старшего возраста) | Развитие связной монологической речи; 2. Развитие памяти; логического мышления (умение анализировать, систематизировать); образного мышления (кодирование любой информации); 3. Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице. 4. Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов. |
Образовательные области | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие |
Вид | Авторская, составлена на основе методической литературы для дошкольников |
Срок реализации | 4 года |
Возраст детей | 3-7 лет |
Форма организации итоговых мероприятий | - фотоотчеты -дни открытых дверей (для родителей, педагогов ДОУ)
|
Методическое обеспечение | Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников перессказу. Подготовительная группа». – М.,Центр педагогического образования, 2016. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. «Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь). В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.; Н.Л.Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017; В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.; В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.; В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.; |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАН-ПРОГРАММЫ
«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники»
2.1 Методологическое обоснование программы
Еще такие видные деятели, как Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. при исследовании детей в возрасте до семи лет выяснили, что они легче запоминают полученную информацию если эти знания дают ему в виде схем (т.е. закодированную информацию).
Предполагаемая программа разработана на основе работы Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели), Л.В. Лебедевой (Обучение дошкольников пересказу). На основании анализа научной литературы были выделены следующие подходы в работе с технологией мнемотехника: теория развивающего обучения (сотрудничество взрослого и ребенка, право выбора ребенка); теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации выхода из нее через самостоятельную деятельность); теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).
План-программа «Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники» разработана на основе содержания ФГОС и требований ФГОС ДО. Предлагаемая программа имеет практическое значение и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года.
2.2 Актуальность
Грамотная речь - это главным образом основное и главное условие полноценного становления дошкольников. Чем обширнее лексический состав и грамотнее речь у детей, тем проще им выражать свои мысли вслух, таким образом, обширнее их потенциалы в постижении мира, который окружает их.
Но, увы, в наши дни у детей всё чаще встречаются ошибки речи, которые не дают полноценно общаться со взрослыми и ровесниками. Словарный состав, который достаточно богат у дошкольников - явление в настоящее время очень редкостное.
В речи детей имеется множество трудностей и проблем:
Недостаточно обширный для своего возраста лексический запас;
Бедная диалогическая речь: неспособность точно сформулировать вопрос, а также и выстроить грамотный ответ;
бедная монологическая речь: неумение составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему или пересказать текст (сказку, рассказ и т.д.).
Неспособность сформулировать какую-либо мысль делает речь детей ограниченной и малопонятной, что неминуемо приводит к многочисленным комплексам, которые отрицательно воспроизводятся на детях. Многими видными учеными аргументировано, что связная речь формируется у ребенка в процессе речевой практики и может формироваться лишь под влиянием целенаправленного речевого развития со стороны старших.
В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные события. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.
Самый основной задачей в развитии речи дошкольников в данной программе — вырабатывание правильного грамматического строя речи, обогащение речи детей синонимами, дополнениями, определениями. Но так как на каждом возрастном этапе задачи в развитии речи дошкольников постепенно усложняются, таким образом, и трансформируются методы обучения детей. Всякую из перечисленных задач необходимо решать своевременно. В данной программе задействованы все задачи для полноценного и всестороннего развития речи (фонетические, грамматические, связная речь, обогащение словаря).
В развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с опорой на мнемосхемы помогают в развитии обогащения словообразования (например: лес-лесок-лесной, дом – домик – домище – домашний и т.д.).
Также в этом возрасте скапливается достаточный словарный состав. Но не все дети могут склонять слова в роде, числе и падеже. Обучение связной речи посредством мнемотехники содействует развитию в составлении описательных рассказов, формирует более богатый и обширный словарный состав дошкольников.
Также постижение связной речи является для детей важным достижением в психологическом развитии.
Первые семь лет в жизни детей играют значительное значение в развитии, которое идет достаточно стремительно. Из абсолютно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).
В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам к программе дошкольного образования максимальное значение имеет как раз развитие речи дошкольников. В задачи воспитателя для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста входит:
пересказ литературных произведений;
составление описательного рассказа;
придумывание творческих рассказов.
А также развитие памяти при заучивании стихотворений, потешек и т.д.
В возрасте 6-7 лет наиболее развиты образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие образа и слова. Слово должно пробуждать в сознании ребенка красочный, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове. Подключение карточек-символов для запоминания многообразных предметов, применение мнемосхем для развития речи позволяет объединить зрительный ряд со слуховой наглядностью.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Применение мнемосхем заметно облегчает детям усвоение связной и диалогической речью, кроме того присутствие схем помогает пересказать рассказы (сказки) более четко и последовательно.
Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать:
в обогащении словарного запаса,
при составлении рассказов,
при пересказах небольших рассказов,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Основной задачей формировании развития речи ребенка также является совершенствование монологической речи. Данная задача находит решение через многообразные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием интеллектуального воспитания ребенка.
2.3 Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФГОС (Приказ Министерства образования и науки России № 1155от 17.10.13), Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ивушка» № 7 Муниципального образования Белореченский район, Программа определяет развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
2.4 Цель, задачи положенные в основу программы
Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
Задачи (для детей младшего дошкольного возраста):
Развитие связной монологической речи;
Обогащение словарного запаса;
Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;
Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы.
Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды)
Задачи (для детей старшего дошкольного возраста):
Развитие связной речи, памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать), образного мышления (кодирование любой информации);
Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.
На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы:
- анализ психолого – педагогической литературы по данной теме;
- изучение термина «Мнемоквадрат и мнемодорожка»;
- изучение термина «Мнемотаблица»;
- разработка и проведение тематических занятий в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;
- оценка эффективности проведенной работы.
2.5 Принципы и подходы, положенные в основу программы
Программа осуществляется на основе придерживающихся психолого-педагогических принципов:
Общедидактические принципы:
-научности;
-систематичности и последовательности;
-наглядности;
- осмысленности, активности и посильности;
-учета возрастных и персональных особенностей детей;
-прочности знаний, умений и навыков.
Общеметодические принципы:
-дифференцированный подход;
-применение разнообразных приемов и методов обучения.
-вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление)
-мотивация и комплексный подход к мотивации.
- рефлективности
Психологические принципы:
-личностный подход;
-преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением;
-предприимчивости и инициативности;
-организацию проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность;
-теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).
2.6 Новизна программы
Новизна методической разработки заключается главным образом в разработках конспектов занятий педагогом. А также запросов, которые обеспечиваются взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники – использование в общей и в самостоятельной деятельности.
Во время занятий применяются игровые методы и технологии, сосредоточенные прежде всего на развитие навыков дошкольников, которые позволяют более точно сформировать знания, умения и навыки детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. Так же широко задействован сенсорный опыт детей.
2.7 Использование инновационных технологий
Технологии, применяемые в реализации образовательной программы:
1. Личностно-ориентированная технология (взаимодействие педагога с детьми).
Личностно-ориентированная технология - это установленная система, где ребенок ставится в основу воспитательного процесса. Данное воспитание базируется на: самоценности ребенка как личности, проявления уважении к ней, добре и нежности, как важнейшем средстве. Другими словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
2. Технология развивающего обучения (атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности).
Развивающее обучение - линия в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, обучающихся путём применения их вероятных потенциалов. Это мотивация на определенное действие, на познание, на новое.
3. Развитие творческого воображения – с помощью которой могут создаваться новые образы.
Технология развития творческого воображения – это развитие фантазии у детей (творческое составление рассказывание), способность обрисовать словами некий представляемый предмет. Предоставленная технология поддерживает и в развитии творческого потенциала дошкольников.
4. Здоровьесберегающая технология (динамические паузы, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика).
Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно сформированная совокупность программ, приемов, методов непосредственной образовательной деятельности, не причиняющего урона здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их влияния на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Правильное речевое дыхание поддерживает четкую дикцию, выговоре звуков.
Всё же надлежит знать, что при применении дыхательной гимнастики необходимо помнить, что:
Заниматься нужно в хорошо вентилируемом помещении при t 18-20 градусов;
Одежда не должна сковывать движения;
Не заниматься сразу после приема пищи;
При заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено;
Сопроводительный текст сначала произносит взрослый;
Целью здоровьесберегающих технологий проявляется в обеспечении сохранения здоровья.
5. Коммуникативное общение.
Особенность этой технологии проявляется в понимании ребенком деятельности: того как, каким способом приобретён результат, с какими при этом сталкивались затруднениями, как они были ликвидированы, и что ощущал при этом ребенок.
6. Мнемотехника.
Предоставленная технология охватывает многообразные методы, которые помогают ребенку проще запомнить, а, стало быть, помогают в развитии памяти. Особенности технологии: применение графических символов. Это значительно помогает детям в запоминании текстовой информации.
Схемы максимально приближены к речевому материалу, к примеру, для обозначения диких животных используется дерево (лес), обозначения домашних рисуется – дом. Для начала необходимо приступать за работу с самого элементарного - мнемоквадратов, затем понемногу усложнять задачу и переходить на мнемодорожки, а уже позднее - к мнемотаблицам. Позже - можно заменить изображение в графическом виде.
Цель данной технологии - это развитие памяти; логического мышления и образного мышления; внимания и умения устанавливать причинно-следственные связи при пересказе литературного произведения.
2.8 Общая характеристика методов и приемов
В детском возрасте до семи лет в основном доминирует наглядно-образная память, так как зрительный образ разрешает быстрее запомнить текст, вследствие этого мнемотехника очень результативна для работы с дошкольниками при развитии связной речи.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста устанавливается современными тенденциями развивающей педагогики в области развития у детей социально-коммуникативных качеств. Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались такие видные деятели как Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Леушина А.М., и др., которые полагали, что постижение ребенком связной речью играет очень сложный и существенный период развития детей и уже изначально носит социальную направленность. С точки зрения исследователей, необходимыми условиями развития связной речи является прежде всего общение детей между собой в процессе игры. Играя и, таким образом, общаясь, дети не только учатся грамотно говорить, а также выясняют для себя смысл многих слов, а стало быть пополняют свой словарь.
Наряду с этим, достаточно немаловажную проблему для удачного речевого развития детей представляют односторонние потенциалы познавательных процессов дошкольников. В силу малоразвитости логического мышления, памяти, у большинства детей возникают проблемы в пересказе литературного произведения.
Одной из развивающих технологий, содействующих активному развитию связной речи, является мнемотехника, которая понимается в психологии как метод запоминания (Л.А.Венгер, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и др.). В основе лежит принцип замещения: настоящий предмет может быть замещен в речевой деятельности детей другим объектом, изображением, знаком. Как показали изучения, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это обусловливает возможность успешного использования мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Учитывая весь спектр внешних и внутренних обстоятельств, наметили направления в деятельности:
Сохранение и укрепление здоровья детей, и их физического развития в развитии связной речи дошкольников.
недопущение физической усталости от учебной перегрузки дошкольников;
формирование артикуляционного аппарата детей;
развитие мелкой моторики;
развитие правильного речевого дыхания.
Интеллектуальное развитие детей:
Обогащение и расширение словарного запаса;
знакомство с детской литературой.
Психологическое сопровождение:
причина психологических условий для успешной реализации адаптированной программы «Развитие связной речи дошкольником посредством мнемотехники»;
оказание профилактической и развивающей помощи детям, обладающими проблемами в речевом развитии;
оказание консультативной и практической поддержки родителям через всевозможные формы работы;
2.9 Условия реализации программы «Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники»
Осуществление программы допустимо при соблюдении следующих условий:
Организационные:
организация работы дошкольного образовательного учреждения в здоровье сберегающем режиме;
организация системы взаимодействия физкультурно- оздоровительной и профилактической деятельности (дети, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители и медицинские работники).
Информационные ресурсы:
интернет;
методическая литература.
Физкультурно-оздоровительные:
наличие комплексной разработки, сосредоточенной на прогрессе в лучшую сторону состояния здоровья детей и их физического развития;
разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления детей (динамические паузы, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика);
Психолого-педагогические:
пространственная предметно-развивающая оздоровительная среда, адекватная реализуемой адаптированной программе «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
обеспечение в коллективе дошкольного образовательного учреждения психологической поддержки формирования потребности детей в самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в процессе речевого развития.
2.10 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с семьями воспитанников является одним из условий создания интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования, содействует увеличению результативности и качества образования и рассматривается в следующих направлениях:
Просветительская:
- родительское собрание «Развитие речевого дыхания у дошкольников с использованием речевых упражнений»;
- анкетирование «Развиваем речь детей».
Консультативная:
- групповые и индивидуальные консультации.
Информационная:
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей;
- создание папок-передвижек.
Целью взаимодействия педагога с родителями проявляется в повышении речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Формы взаимодействия с семьей | Традиционные | Инновационные | Формы отчета |
Познавательные формы – (которые призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей). | родительское собрание (это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием предлагаемых услуг); тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей с коллегами или переадресовать вопрос); открытые мероприятия для родителей (родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ); «Дни открытых дверей»; - Индивидуальные консультации (квалифицированные ответы на вопросы родителей). | презентация дополнительной услуги (в результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми); рекламные буклеты; устный педагогический журнал (раскрывает вопросы ознакомления с проблемой, практические задания, темы для обсуждения); индивидуальные блокноты (в которых фиксируются успехи детей).
| - папки – передвижки - фотоотчеты |
Досуговые формы (устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми) | совместные развлекательные мероприятия, «Викторины». |
|
|
Наглядно-информационные формы (решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя). | уголок для родителей (в котором размещена полезная для родителей и детей информация); доска объявлений (это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др).
|
| - папки – передвижки - памятки для родителей - видеофильмы. |
Информационно-аналитические формы (сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей. | анкетирование (выяснение образовательных потребностей родителей)
| личные блокноты (информация о новых достижениях ребенка, интересные высказывания детей); почта обратной связи. | - оформление стендов |
2.11 Предполагаемые результаты
Преимущественно у детей развиты коммуникативные навыки общения, повышена степень мотивации к обучениям, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы умения согласовывать определения и сказуемые с подлежащим в роде и числе. Дети умеют быстро найти и подобрать более меткие выражения, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы; самостоятельно, без помощи педагога умеют пересказать текст, фантазируют свежие эпизоды сказок, придумывают свои, составляют описательные рассказы по картинам; регулируют и темп речи, и речевое дыхание, внимательно выслушивают на занятиях педагога, выполняют все предложенные задания, таким образом самостоятельно осуществляют поставленную задачу.
3. Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план-программы
«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей второй младшей группы.
Месяц | Вид деятельности | Задачи | Технологии | Продукт |
Сентябрь | Заучивание стихотворения «Зонтик» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Октябрь | Составление описательного рассказа внешнего вида куклы | Развитие умения составлять короткие описательные рассказы (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхему | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы. | Мнемосхема |
Ноябрь | Пересказ сказки «Репка» | Формирование умения пересказывать знакомые литературные произведения (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхемы | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Декабрь | Заучивание стихотворения А.Мельникова «Снежинки» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемодорожку. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы. | Мнемосхема |
Январь | Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок» | Формирование умения пересказывать знакомые литературные произведения (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхемы | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Февраль | Заучивание стихотворения М.Ивенсона «Ёлочка- ёлка» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемодорожку. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы. | Мнемосхема |
Март | Составление описательного рассказа об игрушке - машина | Развитие умения составлять короткие описательные рассказы (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Апрель | Составление описательного рассказа о диких животных | Развитие умения составлять короткие описательные рассказы (с помощью взрослого) с опорой на мнемосхему | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе; динамические паузы. | Мнемосхема |
Май | Заучивание стихотворения «Одуванчик» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемодорожку. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
3.1 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план- программы
«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей средней группы.
Месяц | Вид деятельности | Задачи | Технологии | Продукт |
Сентябрь | Составление рассказа о диком животном (белка) | Формирование навыков составления рассказа с использованием мнемосхем; развитие связной речи. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Сентябрь | Заучивание стихотворения В. Нирович «Листопад» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Октябрь | Пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину) | Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемосхем; развитие связной речи; активизация и обогащение словарного запаса. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Октябрь | Составление рассказа-описания по лексической теме «Транспорт» | Формирование навыков описания предметов с использованием мнемосхем; развитие связной речи. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Ноябрь | Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д.Ушинскому) | Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Ноябрь | Заучивание стихотворения А.Усачёв «Я подумал вот о чём…» (профессия ветеринар) | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Декабрь | Пересказ рассказа «Волк и белка» (по Л.Н.Толстому)
| Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы; развитие связной речи, обогащение словаря детей. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Декабрь | Заучивание стихотворения А.Рысаков «Клесты» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Январь | Составление рассказа на тему: «Моя дружная семья» | Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы; обогащение словаря детей. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Январь | Заучивание стихотворения А.Кузнецовой «Ёлочка» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Февраль | Заучивание стихотворения В.Степанова «Наша армия» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Февраль | Составление рассказа «Мой папа» | Формирование навыков составления описательного рассказа о своём папе с использованием мнемосхем; развитие связной речи. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Март | Пересказ рассказа «Пришла весна» (по Л.Н.Толстому) | Развитие умения связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Март | Заучивание стихотворения В. Кудлачева «Весна» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Апрель | Заучивание стихотворения «Морские обитатели» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы. | Мнемосхема |
Апрель | Составление внешнего вида друга | Формирование навыков описания внешнего вида людей с использованием мнемосхем; развитие связной речи. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Май | Заучивание стихотворения А.Усачёва «Что такое день Победы?» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Май | Заучивание стихотворения П. Прануза «Я рисую лето» | Развитие памяти, речи, умения рассказывать стихотворения с опорой на мнемосхему. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
3.2 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план- программы
«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей старшей группы.
Месяц | Вид деятельности | Задачи | Технологии | Продукт |
Сентябрь | Составление рассказа на тему: «Золотая осень» | Развитие связной речи детей при составлении описательного рассказа об осени. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Сентябрь | Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Сентябрь | Составление описательного рассказа «Медведь-житель леса» | Развитие связной речи детей по средствам составления описательного рассказа. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности | Мнемосхема |
Октябрь | Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Октябрь | Пересказ отрывка рассказа «Белки» (по И. Соколову-Микитову) | Развитие умения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Октябрь | Составление описательного рассказана тему «Домашние животные» | Формирование умения составлять рассказ о домашних животных, используя мнемотаблицы. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности | Мнемосхема |
Ноябрь | Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Осенние листья» | Развитие памяти; формирование желания заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Ноябрь | Пересказ рассказа «Осень под водой» (по Н.Сладкову) | Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ с опорой на мнемотаблицу. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Ноябрь | Составление описательного рассказа «Моя любимая мамочка» (к дню матери) | Формирование умения составлять и рассказывать рассказ об осени с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Декабрь | Пересказ рассказа «Пушок» (по Г.Скребицкому) | Формирование умения пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему
| Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Декабрь | Заучивание стихотворения В.Шульжика «Дятел» | Развитие памяти; формирование желания заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Декабрь | Составление описательного рассказа «Дикие животные» | Формирование умения составлять и рассказывать рассказ про животных с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Январь | Заучивание стихотворения «Сосульки» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Январь | Составление описательного рассказа «Как кто зимует?» | Развитие связной речи, мышления, внимания, памяти. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Январь | Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г.Снегиреву) | Формирование умения пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Февраль | Составление описательного рассказа «Зима» | Формирование умения составлять и рассказывать рассказ про зиму с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Февраль | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» | Развитие умения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Февраль | Заучивание стихотворения «Белка-шалунишка» | Развитие памяти; формирование желания заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Март | Составление описательного рассказа «Весна» | Формирование умения составлять и рассказывать рассказ о весне с опорой на мнемосхему | Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Март | Заучивание отрывка стихотворения А.Плещеева «Весна». | Формирование представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе; развитие слухового и зрительного внимания | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Март | Пересказ рассказа «Барашек» (по С.Воронину). | Формирование навыков пересказа с наглядной опорой в виде графических схем. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Апрель | Заучивание стихотворения «Космонавт» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Апрель | Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову) | Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Апрель | Составление описательного рассказа по картине «Лиса с лисятами» | Формирование умения составлять описательный рассказ по картине с опорой на мнемосхему, составлять распространенное предложение. | Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Май | Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) | Формирование умения пересказывать рассказ с наглядной опорой на мнемосхему
| Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Май | Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» | Формирование умения составлять описательный рассказ по картине о опорой на мнемосхему | Разрешение проблемных ситуаций путем рассуждения на основе наблюдений; Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Май | Заучивание стихотворения А.Майкова «Ласточка» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
3.3 Перспективно - тематическое планирование в рамках реализации план- программы
«Развитие связной речи дошкольников посредством Мнемотехники» для детей подготовительной группы.
Месяц | Вид деятельности | Задачи | Технологии | Продукт |
Сентябрь | Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н.Сладкову) | Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Сентябрь | Заучивание отрывка стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето»
| Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема
|
Сентябрь | Составление описательного рассказа «Моя одежда» | Формирование умения составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемотаблиц; активизирование словаря детей по теме «Одежда». | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; | Мнемосхема |
Октябрь | Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову – Микитову) | Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Октябрь | Заучивание стихотворения И. Винокурова «Ходит осень в нашем парке» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Октябрь | Составление описательного рассказа «Наша дружная семья» с использованием генеалогического древа семьи | Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Ноябрь | Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К.Ушинскому) | Формирование умения пересказывать художественный текст последовательно и точно с опорой на мнемосхему | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Ноябрь | Заучивание стихотворения «Падают листья» (М.Ивенсен) | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Ноябрь | Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка» | Формирование умения оставлятьописательный рассказ на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка" | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Декабрь | Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову – Микитову) | Развитие умения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде мнемосхем. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Декабрь | Заучивание стихотворения А.Барто «Встали девочки в кружок» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Декабрь | Составление описательного рассказа «Пришла зима» | Формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Январь | Пересказ рассказа «Стожок» (по Ю. Ковалю) | Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка | Мнемосхема |
Январь | Заучивание стихотворения Т.Керстен «Январь» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Январь | Составление описательного рассказа «Снегири» | Формирование умения составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Февраль | Пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому) | Развитие умения пересказывать рассказ с наглядной опорой в виде мнемосхем, отображающих последовательность событий. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка | Мнемосхема |
Февраль | Заучивание стихотворения Л.Грушко «Настоящий солдат» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Февраль | Составление описательного рассказа «Мой домашний любимец» | Формирование умения составлять описательный рассказ о домашних питомцах с опорой на мнемосхему | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Март | Пересказ рассказа «Пожарные собаки» (Л.Н.Толстой) | Формирование умения связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему. | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка | Мнемосхема |
Март | Заучивание скороговорок «У ежа», «Жаба», «Жук» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической), дикции. Активизация звука «Ж» в речи. | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Март | Составление описательного рассказа «Первоцветы» | Формирование умения составлять описательный рассказ о первых весенних цветах с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Апрель | Пересказ рассказа «Первая охота» (по В.Бианки) | Формирование умения связно последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка | Мнемосхема |
Апрель | Заучивание стихотворения В. Алфёрова «Март» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической) | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Апрель | Составление описательного рассказа «Перелетные птицы» | Формирование умения составлять описательный рассказ о перелетных птицах цветах с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Май | Пересказ рассказа «Домашний воробей» (по М.Богданову) | Формирование умения последовательно пересказывать рассказ с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
Май | Заучивание скороговорок «Шесть мышат», «Наша Маша», «На окошке» | Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической), дикции, активизация звука «Ш» в речи | Создание атмосферы заинтересованности детей в образовательном процессе | Мнемосхема |
Май | Составление описательного рассказа «Насекомые» | Формирование умения составлять описательный рассказ о насекомых с опорой на мнемосхему | Обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к личности каждого ребенка; динамические паузы | Мнемосхема |
4. Список используемой литературы
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
2. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-112с.;
3. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Младшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-96с.;
4. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2017.-80с.;
5. В.В.Гербова, «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М.: Мозаика-Синтез, 2016.-144с.;
6. Лебедева Л.В. «Обучение дошкольников пересказу. Подготовительная группа». – М.,Центр педагогического образования, 2016.
7. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – 2009.
9. «Развитие речи детей 5-7 лет, з-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-272с. – (Развиваем речь).
10. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.
11. Н.Л.Шестернина «Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов, Мир животных. Мир человека. Времена года». – М.: Школьная книга, 2017;
12. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
11