МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ - САД) №10 «АЛЕНУШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Воспитатели: Дробитько Е.Н.
Сторчун В.С.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
г. Красноперекопск 2015 – 2016 уч. год
Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.
Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.
Задачи : - целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
Формировать:
- потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;
- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;
- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Актуальность:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Сроки выполнения:
долгосрочный
Проект включает три этапа:
|Подготовительный этап:
1) определение тематики и задач проекта;
2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта
для обучения детей развитию речи во время игры;
3) составление плана для реализации проекта;
|| Основной этап
Работа с детьми.
Виды деятельности :
дидактические игры:
«Собери картинку»
«Поставь возле»
« На игрушку посмотри и картинку подбери»
«Большое – маленькое – самое маленькое»
«Пошли с Таней на улицу»
«Собери овощи»
«Укрась елочку»
«Пир горой»
«Цветочная поляна»
« Кто что ест?»
«Домашние животные и птицы»
сюжетно-ролевые игры:
«Напоим чаем куклу Катю»
«Полечим собачке лапку»
«Укачаем Машу спать»
«Скажи: какого цвета?»
«В гости к мишке»
«Чудесная прическа»
«Гости на пороге»
подвижные игры:
«Жили у бабуси»
«Зайка беленький»
«Гуси-гуси»
«У медведя во бору»
«Курочка- хохлатка»
«Мишка косолапый»
«Лошадки»
театрализованная деятельность:
Инсценировка сказок
«Теремок», «Колобок»
художественная литература
Чтение и заучивание потешек:
«Наша Маша маленькая»
«Огуречик, огуречик»
«Тили-тили-бом»
В.Берестова
«Ты, собачка не лай»
Рассказывание стихотворения А.Барто:
«Лошадка»
«Мишка»
«Зайка»
«Бычок»
«Наша Таня громко плачет»
Чтение русских народных сказок:
«Теремок»,
«Репка»,
«Колобок»,
«Волк и семеро козлят»
Работа с родителями:
Консультации:
«Как помочь ребенку заговорить?»
«Речевые трудности. Игры по развитию речи»
« Особенности развития речи детей третьего года жизни»
Памятки:
1.« Как развивать речь ребенка»
2. «Значение игры в развитии речи»
||| Заключительный этап
Анализ результатов реализации проекта.
Работа с родителями:
Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:
«Играя, развиваем речь».
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:
-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;
-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
- Создаем условия для проведения дидактических игр.
- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.
- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.
Список литературы:
Программы:
А) «От рождения до школы»
Б) « Крымский веночек»
В) « Истоки»
2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
3. М.Монтессори «Игры для малышей»
4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»
6. А.Барто- сборник стихов.
7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей»