СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План просветительской работы психолога в школе
Рецензия
на методическую разработку занятия "Контроль над эмоциями эмоций» Джаватхановой Альбины Ахмедовны,
педагога-психолога МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» МО «Унцукульский район»
Групповое занятие «Контроль над эмоциями», использовалось педагогом-психологом в работе с обучающимися 6-7 классов над коррекцией психоэмоционального состояния подростков.
Цели занятия:
развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
развитие познавательных и творческих способностей.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видами эмоций;
развить у учащихся умения слушать других людей;
способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
способствовать развитию познавательных способностей, через решение анаграмм;
сформулировать у учащихся интерес к собственной личности;
снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся.
План занятия:
Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
Знакомство с понятием «эмоции».
Распознавание эмоций. Виды эмоций.
Способы избавления от нежелательных эмоций.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов занятия.
На занятии в интерактивной форме дается доступный теоретический материал, и прорабатываются типичные ситуации, связанные с эмоциональными состояниями подростков. В результате занятий подростки научаться:
распознавать собственные эмоции;
работать над развитием умения выражать и контролировать свои чувства;
распознавать чувства другого;
работать над управлением эмоций (вызывать эмоции, регулировать их силу).
Рецензент:
Руководитель МО
учителей русского языка и литературы
МКОУ «Ирганайская СОШ» Карагишева А. А.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульсикй район»
Конспект группового занятия
"Контроль над эмоциями».
Классы: 6-7
Подготовила: педагог-психолог Джаватханова А.А.
Стаж работы: 9 лет
Категория: первая квалификационная категория
2017 г.
Групповое занятие
"Контроль над эмоциями»
Цели занятия:
развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
развитие познавательных и творческих способностей.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видами эмоций;
развить у учащихся умения слушать других людей;
способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
способствовать развитию познавательных способностей, через решение анаграмм;
сформулировать у учащихся интерес к собственной личности;
снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся.
План занятия:
Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
Знакомство с понятием «эмоции».
Распознавание эмоций. Виды эмоций.
Способы избавления от нежелательных эмоций.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов занятия.
Материалы для проведения занятия:
Мультимедиа-проектор
Компьютер
Раздаточные листы с изображением кружочков для рисования эмоций, с изображением воздушных шаров для написания эмоций.
Цветные листочки (желтого и черного цвета) по количеству учащихся.
Листы с названием «Продаем» (6 шт).
Маркеры или фломастеры.
Мяч или клубок ниток.
Коробка небольшого размера.
Карточки для работы в малых группах для игры «Ярмaрка» (6 шт).
Карточки с названием эмоций для игры «Иностранцы в России» (8 шт).
Музыкальное сопровождение (использование музыкальных композиций разных жанров).
Ход занятия
1 этап. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.
(Презентация, Слайд 1-2)
Здравствуйте ребята. Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, мне и всем одноклассникам. Молодцы.
Ребята обратите внимания на доску. Что здесь написано? (эмоции правят мной или я ими?). Правильно. Так сегодня называется наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое эмоции, какие эмоции бывают, научимся их распознавать у себя, у других людей и попытаемся найти способы управления и контроля над нежелательными эмоциями.
2 этап. Знакомство с понятием «эмоции».
(Слайд 3)
Но для начало обратите внимание на это лицо. Когда у нас бывает такое выражение лица? (когда весело, радостно). О чем говорит? (что человеку хорошо, приятно).
(Слайд 4)
А когда у нас бывает такое лицо? (когда недовольны, злимся, в гневе). О чем говорит? ( что человеку плохо, что он может сделать что-то плохое)
(Слайд 5)
А когда у нас бывает такое выражение лица? (когда боимся, страшно и не приятно). О чем говорит? ( что человеку плохо, он боится)
Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия, как радость, злость, гнев, страх. Так мы можем выражать наше отношение, наше чувство к тому, что происходит вокруг нас или внутри нас. А это и называется – эмоциями. Т.е. эмоции – это выражение нашего отношения, наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.
3 этап. Распознавание эмоций. Виды эмоций.
(Слайд 6)
По каким признакам вы определили, что этот человек испытывает радость, этот гнев, а этот страх? На что вы обратили внимание, глядя на лица?
на глаза (почему? Какая разница в выражении глаз)
на брови
на лоб
на губы, рот
Мы смотрим:
Рот – открыт или закрыт
Губы – уголки опущены или приподняты
Глаза – раскрыты или нет, блестят или тусклые
Лоб имеет вертикальные складки или горизонтальные складки
Брови – сдвинуты или приподняты.
Движение мышц лица (это и движение бровей, и раскрытие иди закрытие глаз, и приподнимание или опускание уголков губ) – называется мимика. Она помогает нам выразить наши эмоции.
Давайте теперь попробуем нарисовать у себя на листочках в кружках, учитывая все эти признаки, эмоции выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление (Приложение 1)
Давайте проверим, правильно ли вы изобразили эмоции?
(Слайд 7)
Но кроме мимики нам могут помочь и жесты (движение рук) и поза человека, походка, положение ног. Давайте вместе посмотрим на следующих людей и глядя на мимику, позу, жесты – угадать какое эмоциональное состояние они испытывают (Слайды 8-17)……………………….
Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение, отвращение, стыд. Ребята записывают у себя на воздушных шариках) (Приложение 2). Давайте попробуем их изобразить. Посмотрите, какие у нас не приятные лица и общаться с такими людьми тоже не приятно.
А какие эмоции можно назвать нашими друзьями? Назовите положительные эмоции (радость, восторг, удивление, спокойствие)
Каких эмоций ребята больше? Отрицательных или положительных? Конечно отрицательных. С ними нужно бороться и здесь просто не обойтись без знания специальных способов избавления от плохих, отрицательных эмоций.
4 этап. Способы избавления от нежелательных эмоций.
Перед вами лежат два листочка: один желтого цвета, а другой черного цвета. Напишите ребята на черном листочке те эмоции, которые вам мешают общаться, а на желтом, те эмоции, которые вам наоборот помогают общаться. (Передавая клубок от одного учащегося к другому, ребята по очереди называют сначала те эмоции, которые им мешают, а потом те, которые им помогают).
Мы не случайно написали отрицательные эмоции на черных листах, а положительные на желтых. Как вы можете это объяснить? Т.е. цвет может влиять на наши эмоции и на наше настроение.
А теперь я предлагаю разорвать наши черные листы с отрицательными эмоциями и таким образом избавиться от них.
Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (побыть одному, прогуляться, заняться спортом, почитать книгу).
Теперь представим, что нас чем-то очень разозлили, да так что как говориться кулаки чешутся. Представили. Но мы знаем, что любой спор и конфликт можно решить мирным путем. Но надо сначала себя успокоить. И так, сожмем кулачки со всей силы и считаем про себя до 30. Полегчало?
Побороть отрицательные эмоции может помочь музыка. И давайте мы сейчас прослушаем несколько музыкальных композиций, постараемся понаблюдать, какие чувства вызывает данная музыка и проследить за нашим дыханием.
Какие эмоции, чувства вы испытывали? (грусть, радость, страх, тревога, гнев). Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе - спокойную, медленную).
Обратили ли вы внимание во время прослушивание музыки, как изменялось ваше дыхание? (когда человек в ярости, злой, в гневе дыхание у него частое, сердце быстро бьется, а когда он грустит, то происходит все наоборот, дыхание замедляется). Можем ли мы с помощью дыхания изменить наше внутренне состояние? Да. Давайте попробуем. Давайте представим, что мы опаздываем на поезд и пытаемся его догнать, быстро будем дышать, как будто мы в гневе, в ярости. А теперь давайте успокоимся. Поезд мы не догнали. Представим что мы большой воздушный шар. Наберем сначала воздух через нос, так чтобы был полный животик. Потом представим, что в шарике образовалась маленькая дырочка и он начал спускаться. Выдыхаем через рот.
Успокаиваемся, чувствуйте это?
Вот такая дыхательная гимнастика может помочь нам в борьбе с нашими внутренними врагами, в борьбе с нашими отрицательными эмоциями. (Слайд 19)
5 этап. Закрепление нового материала.
Игра «Иностранцы в России»
Как вы считаете то, что написано на нашем лице, понятно другим людям, которые не знают нашего родного языка. (да, эмоции это всемирный язык).
Мне нужно 8 добровольцев.
А теперь представьте себе, что все вы говорите на разных языках.(китайский, немецкий, английский, японский и т.д.). Вытяните каждый по карточке. Какая эмоция там написана никому не говорите. Вам надо показать эту эмоцию, что бы она была понятна другим ребятам. (Приложение 3).
Игра «Ярмарка».
(Слайд 20-25).
Каждой малой группе (не более 6) дается карточка с заданием (радость, гнев, страх, презрение, ярость, тревога). Ребята должны решить анаграмму и разгадать зашифрованную эмоцию. Показать всему классу с помощью того способа, который указан в карточке. Класс должен отгадать о какой эмоции идет речь. Затем ребята должны попытаться эту эмоцию продать всему классу. (Приложение 4).
Дидактическая игра «Весёлая шнуровка (Слайд 26).Вам нужно взять карандаши разного цвета и с помощью их соединить слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Радость веселье Удивление счастье Злоба печаль восхищение Испуг тревога недовольство Горе гнев Ярость страх обида |
Настроение у человека обычно соответствует его эмоциональному состоянию и может быть любым. Наши эмоции тесно связаны с нашим настроением. Если мы испытываем положительные эмоции, то наше на строение будет хорошим.
Упражнение «Что может повлиять на моё настроение»
Заполните таблицу (таблица у каждого участника).
Предмет | Делает меня весёлым | Воспринимается без эмоций | Делает меня грустным |
1 | 2 | 3 | 4 |
Физическое состояние |
|
|
|
Погода |
|
|
|
Место |
|
|
|
Одежда |
|
|
|
Люди |
|
|
|
Пища |
|
|
|
ТВ передачи |
|
|
|
Книги |
|
|
|
Время дня |
|
|
|
Домашние дела |
|
|
|
Приятели |
|
|
|
Школьные уроки |
|
|
|
– Итак, что может повлиять на ваше настроение? Что из преложенного делает вас весёлым? А что грустным?
6 этап. Подведение итогов занятия.
(Слайд 27)
Давайте посмотрим на доску и вспомним, какой вопрос мы задали себе в начале занятия?
Эмоции правят мной или я ими? Так что мы ответим.? (Я). Правильно. Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств? (цвет в одежде, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, дыхательной гимнастики, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбаться даже если не хочется и настроение тоже изменится, если тебя обзывают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти)
РЕФЛЕКСИЯ «Смайлики».
Психолог благодарит всех за активное участие и прощается.
Ребята у вас на партах пустые смайлики, нарисуте в них свои эмоции. А теперь давайте поместим ващи эмации на плакат.
Заключительное слово педагога.
И напоследок я хочу сказать всем вам, ребята следите за проявлением своих эмоций. Больше улыбайтесь!!! Успехов вам!
Рецензия
на психологическое занятие «Секреты памяти»
Джаватхановой Альбины Ахмедовны ,
педагога-психолога МКОУ «Ирганайская СОШ им. М.А. Заргалаева»
МО «Унцукульский район»
Тема: «Секреты памяти».
Вид занятия: развивающее занятие.
Цель: сформировать у воспитанников представления о памяти, видах памяти, определить причины, влияющие на продуктивность памяти.
Задачи:
изучить некоторые особенности памяти воспитанников, показать возможности ее развития;
познакомиться с приемами рационального запоминания;
развивать умение оценивать себя, навыки рефлексии;
способствовать осмыслению и усвоению детей условий, влияющих на продуктивность запоминания.
Методы: практические (релаксационное упражнения для снятия мышечного напряжения); демонстрационные (наглядные изображения предметов по теме занятия); словесные (беседа, рассказ, диспут, дискуссия); игровые (присутствие элементов игры на занятии).
Ритуал приветствия.
Данный этап проходит в виде игры «Нарисуй свое имя».
Основной этап.
Письменное задание в рабочей тетради.
Упражнение на определение более развитого вида памяти.
Задание, чтобы выяснить свои показатели смысловой (логической) и механической памяти для ребенка.
Упражнения на зрительную и образную память с помощью наглядного материала.
Практическое задание на выявление связи видов памяти с различными профессиями.
Сочинение-размышление по высказыванию А.В. Суворова: «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует».
Завершающий этап
Подведение итогов занятия, анализ и самоанализ, раскрытие достоинств и недостатков совместной работы над заданиями.
Завершающий этап подразумевает: определение основных выводов, выявление позитивных и негативных сторон занятия, рефлексию и ритуал завершения занятия.
«Ритуал прощания» проводится в виде игры «Невидимая надпись».
Игра дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха.
Рецензент:
Руководитель МО
учителей русского языка и литературы
МКОУ «Ирганайская СОШ» Карагишева А. А.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульсикй район»
Конспект занятия
"Секреты памяти».
Классы: 5а, б
Подготовила: педагог-психолог Джаватханова А.А.
Стаж работы: 9 лет
Категория: первая квалификационная категория
2017 г.
Конспект психологического занятия.
Тема: «Секреты памяти».
Вид занятия: развивающее занятие.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Форма занятия: групповая (10 человек).
Цель: сформировать у воспитанников представления о памяти, видах памяти, определить причины, влияющие на продуктивность памяти.
Задачи:
изучить некоторые особенности памяти воспитанников, показать возможности ее развития;
познакомиться с приемами рационального запоминания;
развивать умение оценивать себя, навыки рефлексии;
способствовать осмыслению и усвоению детей условий, влияющих на продуктивность запоминания.
Оборудование: белая бумага А4 по количеству детей, карандаши цветные, волшебная палочка, буквы из имен детей, рабочая тетрадь, таблица с 10 нарисованными геометрическими фигурами, 10 карточек с изображениями различных объектов, секундомер, магнитофон и кассета с записью релаксационной музыки.
Методы: практические (релаксационное упражнения для снятия мышечного напряжения); демонстрационные (наглядные изображения предметов по теме занятия); словесные (беседа, рассказ, диспут, дискуссия); игровые (присутствие элементов игры на занятии).
Ход работы:
Организационно-мотивационный этап.
Ритуал приветствия.
Данный этап проходит в виде игры «Нарисуй свое имя». Звучит спокойная музыка.
Инструкция: «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить свое имя, написанное на листе бумаги. Постарайтесь рассмотреть свое имя, увидеть какого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать». (Перед каждым ребенком лежат цветные карандаши и лист бумаги).
Когда дети закончат рисовать, они показывают свои рисунки группе. Ведущий может попросить объяснить выбор цвета для имени. Озвучивание темы занятия «Секреты нашей памяти».
- Память – способность запоминать, хранить и в дальнейшем воспроизводить или узнавать то, что было увидено, услышано, прочитано или сделано. Памятью обладают не только люди, но и животные. У каждого человека свои, индивидуальные, особенности памяти, например одни лучше запоминают услышанную информацию, другие – увиденную. Хорошая память помогает человеку добиваться успехов в учебе и работе.
Основной этап.
Письменное задание в рабочей тетради.
- Напишите, людям каких профессий, особенно важно иметь хорошую память. Сравните с тем, что написали другие дети в группе.
Упражнение на определение более развитого вида памяти.
Данное упражнение необходимо делать в паре, в последующем меняясь ролями.
Слова группы I исследователь читает испытуемому с интервалом 4-5 секунд. Через 10 секунд испытуемый записывает те слова, которые запомнил. Еще через 10-15 минут испытуемый про себя читает слова группы II, а затем записывает.
Спустя 10-15 минут исследователь читает испытуемому слова группы III, а испытуемый шепотом повторяет и «записывает» их пальцем в воздухе. Через 10 секунд испытуемый записывает слова, которые запомнил.
Спустя 10-15 минут исследователь читает слова группы IV (испытуемый одновременно читает и шепотом повторяет каждое слово). Через 10 секунд испытуемый записывает запомнившиеся слова.
I группа: самолет, фонарь, груша, ручка, дождь, мышка, лента, соловей, книга, змея.
II группа: ракета, лампа, яблоко, карандаш, гроза, кошка, заколка, галка, блокнот, комар.
III группа: лодка, ворона, стул, валенки, люстра, тигр, газета, автобус, город, жаба.
IV группа: корабль, сорока, стол, сапоги, свеча, лев, журнал, трамвай, деревня, жук.
Если удалось запомнить все слова группы I, то лучше развита слуховая память; если слова группы II – зрительная память. Если не было допущено ошибок, записывая слова группы III, то хорошая моторно-слуховая память, слова группы IV – зрительно-слуховая. Свои результаты необходимо записать в рабочую тетрадь. Теперь дети меняются ролями и аналогично выполняют задания, но теперь с группами I.A, II.A, III.A, IV.A.
I.A группа: теплоход, лошадь, стрекоза, руки, туфли, батон, лес, ягода, трава, шкаф.
II.A группа: тепловоз, корова, бабочка, голова, ботинки, бублик, поле, фрукт, дерево, полка.
III.A группа: медведь, таз, лыжи, чайник, молоток, парашют, рассказ, танец, карта, белка.
IV.A группа: заяц, кастрюля, санки, кофейник, щипцы, сумка, песня, бег, глобус, гнездо.
Задание, чтобы выяснить свои показатели смысловой (логической) и механической памяти для ребенка.
- Память бывает также механической и смысловой. Механическая память – кратковременная. Уже на следующий день четверть из того, что было просто «зазубрено», бесследно забывается. Смысловая (логическая) память основана на понимании сути того, что хочет запомнить человек. Поэтому материал, которые ты не просто заучиваешь, а внимательно анализируешь, запоминается надолго.
Задание необходимо выполнять в паре. Исследователь читает испытуемому 10 пар слов из столбика I. Испытуемый повторяет их вслух, а затем записывает те, которые запомнил. Спустя 5-10 минут то же самое задание выполняется задание со словами из столбика I.А. Теперь поменяйтесь ролями и аналогично выполните задание со столбиками II и II.А.
Столб I (смысловая память): корова – молоко, фонарь – ночь, краски – рисовать, яблоко – сок, карандаш – писать, расческа – волосы, лодка – плыть, снег – зима, журнал – читать, санки – кататься.
Столб I.A (механическая память): огонь – диван, бабочка – ваза, соловей – брат, улица – чайник, краб – автобус, шкаф – играть, браслет – песок, молоток – газета, лента – плавать, коза – свет.
Столб II (смысловая память): ваза – цветы, конверт – письмо, лыжи – кататься, город – дома, бассейн – плавать, самолет – летать, театр – спектакль, магазин – покупать, лес – деревья, река – лодка.
Столб II.A (механическая память): автобус – груша, туфли – радио, вагон – прическа, телефон – трава, мороз – телевизор, чашка – краска, море – рис, платье – дерево, корова – санки, рюкзак – пианино.
Зафиксировать свои результаты.
Упражнения на зрительную и образную память с помощью наглядного материала.
- Рассмотрите фигуры (показывается таблица с 10 нарисованными геометрическими фигурами), изображенные в таблице. Постарайтесь их запомнить. Нарисуйте их на отдельном листе бумаги.
Если нарисовано 9-10 фигур – отлично, если 7-8 – хорошо, если меньше 7 – необходимо тренировать свою зрительную память.
Далее в задании на образную память детям предлагается рассмотреть и постараться запомнить 10 объектов на отдельных картинках: стол, речка, цветок, птица, ручка, собака, луна, стрекоза, самолет, утюг. Потом необходимо записать в тетрадь те, которые запомнили. Если указано 10 объектов – отлично, если 7-8 – хорошо, если меньше 7 – необходимо тренировать память.
Зафиксировать свой результат.
Практическое задание на выявление связи видов памяти с различными профессиями.
Детям предлагается 3 рисунка людей, которые представляют разные виды профессий: ученый, художник, музыкант.
- Какие виды памяти должны быть хорошо развиты у представителей профессий, изображенных на рисунке? Свои мысли запишите в тетрадь.
- Как вы лучше запоминаете учебный материал:
читая про себя;
читая вслух;
выписывая основные положения;
мысленно представляя образы?
Ответ на вопросы необходимо записать в тетрадь. Далее детям зачитываются интересные факты по теме занятия.
Это интересно.
- Самый известный полиглот – кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти, живший в Италии вXVIII веке. Благодаря своему упорству и тяге к знаниям он сумел освоить более 114 языков, 72 наречий и нескольких десятков диалектов. При этом кардинал ни разу не выезжал за пределы Италии!
Это важно знать!
- Как показали исследования ученых, алкоголь снижает скорость запоминания информации в 3 раза. Если подросток в течение полугода регулярно употребляет алкогольные напитки, то продуктивность его памяти резко ухудшается. Есть разные способы, которые помогают запомнить важную информацию. Например, как запомнить количество и последовательность цветов в радуге? Это очень просто – нужно выучить фразу: « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова этой фразы обозначает цвет спектра радуги – красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Такой прием запоминания называется мнемоническим.
Анализ отрывка С.Я. Маршака «В гостях у королевы».
- Лучше запоминается то, что интересно. Эта способность памяти хорошо отражена в стихотворении С.Я. Маршака «В гостях у королевы». Прочитайте отрывок из этого стихотворения и ответьте на следующие вопросы:
Как вы думаете, почему кошка запомнила только мышку?
Что, по-вашему, запомнил бы побывавший при дворе повар, модельер, архитектор?
А что вам запомнилось бы?
Как вы понимаете следующее выражение: «Наша память избирательна. Мы запоминаем то, что нас заинтересовало»?
Ответы на вопросы необходимо записать в тетрадь.
Сочинение-размышление по высказыванию А.В. Суворова: «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует».
- Если мы сознательно стремимся что-то запомнить, процесс забывания происходит очень медленно. Но по прошествии времени мы все-таки забываем даже то, что хотели бы помнить. Как вы думаете, хорошо это или плохо?
Завершающий этап.
Подведение итогов занятия, анализ и самоанализ, раскрытие достоинств и недостатков совместной работы над заданиями.
Завершающий этап подразумевает: определение основных выводов, выявление позитивных и негативных сторон занятия, рефлексию и ритуал завершения занятия.
«Ритуал прощания» проводится в виде игры «Невидимая надпись».
Цель: игра дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха.
Инструкция: перед тем как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую именно букву я нарисовала? Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла, таким образом, со всеми попрощаться.
Материалы: волшебная палочка, карандаши, листы, буквы из имен детей.
Рецензия
на методическую разработку занятия с элементами тренинга «Стресс: как его преодолеть?» Джаватхановой Альбины Ахмедовны, педагога-психолога МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульский район»
Предмет: психология
Возраст детей: 10-15 лет
Место проведения: вне класса.
Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность.
В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний.
Поэтому данное тренинговое занятие актуально для подростков.
Тренинг знакомит подростков с понятием "стресса", эффективными приемами и техниками борьбы со стрессом, а также помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.
Цель: профилактика школьной и социальной дезадаптации, суицидального поведения и употребления ПАВ.
Задачи:
- актуализировать представления школьников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;
- выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома, и способы реагирования школьников на указанные ситуации;
- познакомить подростков с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники;
- обучить школьников приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций.
1. Организация пространства
Участникам предлагается занять свои места за круглым столом, где каждый имеет возможность видеть всех.
2. Приветствие
Ведущий представляется, рассказывает немного о себе: Ф.И.О., профессия, интересы и увлечения, а затем предлагает участникам познакомиться.
Упражнение «Ассоциации к слову «СТРЕСС» (5 минут)
Далее участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения данного задания: как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово «СТРЕСС» и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации участников группы к данному слову.
Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания: как правило, это большинство ассоциаций, несущих негативную окраску. Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения
4. Основная часть
Беседа «Почему стресс – это плохо/вредно?»
Далее ведущий предлагает участникам подгрупп занять места рядом друг с другом и организовывает обсуждение по вопросам.
Детям предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.
Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.
Рецензент:
Руководитель МО
учителей русского языка и литературы
МКОУ «Ирганайская СОШ» Карагишева А. А.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульсикй район»
Конспект занятия
"Стресс: как его преодолеть?»
Классы: 7-8
Подготовила: педагог-психолог Джаватханова А.А.
Стаж работы: 9 лет
Категория: первая квалификационная категория
2017 г.
Занятие с элементами тренинга «Стресс: как его преодолеть?»
Предмет: психология
Возраст детей: 10-15 лет
Место проведения: вне класса.
Цель: профилактика школьной и социальной дезадаптации, суицидального поведения и употребления ПАВ.
Задачи:
- актуализировать представления школьников о стрессе, его причинах, эмоциях и чувствах, провоцирующих стресс, о вреде стресса для организма человека;
- выявить типы ситуаций, являющихся для подростков самыми стрессовыми в школе и дома, и способы реагирования школьников на указанные ситуации;
- познакомить подростков с эффективными способами преодоления стрессовых ситуаций: управление дыханием, мышцами, визуализация, словесные техники;
- обучить школьников приемам социально приемлемого выражения негативных эмоций.
Необходимые материалы: табличка с надписью «СТРЕСС», листы бумаги А4, карандаши или шариковые ручки.
Время проведения: 1 час 20 минут – 1 час 30 минут.
Ход.
1. Организация пространства (2 минуты)
Участникам предлагается занять свои места за круглым столом, где каждый имеет возможность видеть всех.
2. Приветствие (15 минут)
Ведущий представляется, рассказывает немного о себе: Ф.И.О., профессия, интересы и увлечения, а затем предлагает участникам познакомиться.
Упражнение «Имя + качество» (10 минут)
Участники игры по порядку называют свое имя и одно качество, которое им нравится в себе, свое достоинство. Вариант выполнения упражнения – с использованием приема «снежный ком», когда перед называнием себя, участник повторяет имена и качества участников, произнесенные до него, а только затем свое имя и качество.
Упражнение «Приветствие инопланетян» (5 минут)
Затем участникам предлагается «особым психологическим образом» поприветствовать друг друга. Для этого все подростки выходят в пространство, образованное внутри столов, поставленных в форме квадрата и передвигаются в любых направлениях до того, как прозвучат слова ведущего. После слов ведущего, который определяет способ приветствия участниками друг друга, подросткам необходимо предложенным способом поздороваться со всеми участниками данной игры.
3. Введение в тему (15 минут)
Упражнение «Ассоциации к слову «СТРЕСС» (5 минут)
Далее участникам предлагается поиграть в ассоциации. Для этого им напоминается правило выполнения данного задания: как только будет названо слово, необходимо сразу высказать свои ассоциации к нему. Ведущий называет слово «СТРЕСС» и прикрепляет к доске карточку с его написанием, а затем записывает рядом слова-ассоциации участников группы к данному слову.
Затем организовывается обсуждение полученных результатов данного задания: как правило, это большинство ассоциаций, несущих негативную окраску. Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:
- Как вы считаете, почему большинство наших ассоциаций к слову «Стресс» негативно окрашены?
- Как для вас выглядит «Стресс»?
Упражнение «Конфетки – бараночки»
(деление на две подгруппы) (2 минуты)
Участникам предлагается разделиться на две группы, по очереди рассчитываясь на «конфетки» и «бараночки» (по подобию как на первый и второй). В результате данного упражнения среди участников игры образуются две подгруппы для выполнения следующего задания.
Упражнение «Скульптура стресса» (8 минут)
Участникам образованных подгрупп предлагается занять в помещении место, отдаленное от другой подгруппы. Затем подростки обеих групп получают задание: с использованием всех участников своей подгруппы сделать одну скульптуру под названием «Стресс». На выполнение данного задания отводится 5-8 минут.
После сигнала ведущего об окончании задания, одной из подгрупп предлагается показать свою скульптуру, а участникам другой группы дается задание: «Представьте, что вы пришли в музей скульптур, связанных с жизнью человека. Что вы чувствуете и думаете, когда рассматриваете эту (сделанную другой подгруппой) скульптуру? Что вы понимаете, видя эту работу? Что в этой скульптуре кажется вам самым важным?
Далее подгруппы меняются местами: одна – демонстрирует «скульптуру», а другая представляет себя в музее и обсуждает увиденное.
4. Основная часть (30 минут)
Беседа «Почему стресс – это плохо/вредно?» (3 минуты)
Далее ведущий предлагает участникам подгрупп занять места рядом друг с другом и организовывает обсуждение по следующим вопросам:
- Что такое стресс?
- Какие эмоции и чувства за ним стоят?
- Откуда он берется? Почему появляется?
- Ваше отношение к стрессу?
- Стрессовые ситуации – это какие?
- Какие ситуации для вас стрессовые?
Мозговой штурм « Стресс – это плохо (хорошо), потому что…» (5 минут)
Далее участникам ранее образованных подгрупп предлагается выполнение следующего задания методом «мозгового штурма»: найти «плюсы» (одной подгруппе) и «минусы» стресса (другой подгруппе). Подросткам объясняется, что участникам обсуждения предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные.
В завершении задания представители каждой подгруппы представляют одну из точек зрения на стресс, подробно объясняя свои высказывания.
Затем участникам предлагается занять свои места за столами для выполнения следующего задания.
Упражнение «Ладошка моего стресса» (7 минут,)
Для проведения данного упражнения подросткам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание: «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость – стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.
Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.
Упражнение «Мой ответ стрессу» (5 минут)
Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.
Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом.
Мини-лекция «Эффективные приемы и техники борьбы со стрессом» (10 минут)
В результате мини-лекции участники игры знакомятся и проигрывают такие приемы преодоления стресса как:
нормализация дыхания – прием антистрессового дыхания «4-4-6», дыхание животом, прием «Пушинка на носу»,
мышечные техники – прием «кулак – нога»,
визуализация – «ресурсный образ», «заполнение серебром и золотом», упражнение «вверх по радуге»,
рационализация – прием «предметы в аудитории»,
словесные действия - аутогенная тренировка, письмо обидчику, позитивные настрои, самоприказ, голосовые техники (прием «а-у-о-ы-и-е»),
плач и смех как способы снижения напряжения,
прогулка на природе,
посидеть в тишине или послушать приятную спокойную музыку,
покинуть помещение.
По мере знакомства подростков с различными приемами и техниками преодоления стресса на доске оформляется схема «Стресс и эффективные способы его преодоления».
5. Завершение (15 – 20 минут)
Упражнение «Мой способ» (4 минуты)
Детям предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.
Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.
Упражнение «Громкость телевизора» (1 минута)
С участниками игры проводится упражнение, направленное на снижение психоэмоционального напряжения с помощью голоса. Задание: ведущий с помощью поворота своей руки регулирует громкость звука, который будут произносить участники. Подросткам объясняются все положения руки и громкость, которую они обозначают и предлагается звук «А». Далее в течение 1 минуты подростки то тихо, то очень громко произносят требуемый звук, регулируя его громкость с помощью ведущего.
Обсуждение результатов упражнения: обмен мнениями о механизме «громкий звук – «снятие напряжения».
Упражнение «Путаница» (10-15 минут)
Это упражнение используется в конце игры для ее завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет развивать сплочение классного коллектива. Описание: все участники становятся в круг и вытягивают вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.
Обсуждение: «Всем вместе часто легче справляться со стрессовой ситуацией, чем по одиночке!».
Рефлексия (5 минут)
Обсуждение участниками игры:
- Что я чувствую?
- Что я думаю?
- Что хочу сделать?
Рецензия
на методическую разработку классного часа «Познай себя - кто я, какой я?» Джаватхановой Альбины Ахмедовны, педагога-психолога МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульский район»
Конспект классного часа разработан в форме психологической игры. Структура и содержание методической разработки классного часа выстроены с учетом развития и воспитания личности гражданина России.
Автор сформулировал цель и задачи классного часа, что позволило ему адекватно представить содержание и оборудование , используемое в ходе классного часа.
Представленное занятие носит нестандартный характер и включает в себя использование элементов психологического тренинга, что способствует созданию благоприятной атмосферы, помогает раскрыться личности каждого ученика, развивает навыки сотрудничества и взаимодействия.
Необходимо отметить, что содержание занятия включен познавательный материал, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Анализ представленной методической разработки занятия разработан с учетом возрастных особенностей детей.
Вывод: конспект классного часа можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, направленных на формирование и сплочённости детского коллектива.
Рецензент:
Учитель истории и обществознания Лабазанова П. А.
МКОУ «Ирганайская СОШ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульсикй район»
Конспект классного часа
«Познай себя - кто я, какой я».
Классы: 10 а, б
Подготовила: педагог-психолог Джаватханова А.А.
Стаж работы: 9 лет
Категория: первая квалификационная категория
2017 г.
Классный час с психологом.
Тема: «Познай себя - кто я, какой я»
Цели:
акцентировать внимание студентов на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.
Задача классного часа:
познакомить студентов с приемами самопознания;
научить определять свои личные особенности;
развивать умение правильно оценивать себя и других;
способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
побуждать студентов к самопознанию, самовоспитанию;
Форма проведения:
Беседа с элементами тестирования и тренинга.
Подготовка:
1. Составить и размножить на каждого студента анкеты (за неделю до мероприятия провести анкетирование) и тесты.
2. Подготовить докладчиков и ведущих.
3. Подготовить аудиторию столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.
Вводное слово психолога:
Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Тема нашего разговора «Познай себя - кто я, какой я». Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя. А сейчас я приглашаю всех послушать диалог двух молодых людей.
В центр аудитории выходят двое ведущих - юноша и девушка.
У обоих в руках по зеркалу.
Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...
Ведущая также смотрится в зеркало и говорит:
Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...
Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?
Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия
на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!
Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.
Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим
несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...
Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...
Ведущие вместе: Какие же мы??? Как познать себя?
Беседа «Нужно ли знать себя?»
Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
А сейчас я хочу зачитать для вас ответы на вопросы анкеты «Нужно ли знать себя?», которую мы проводили в преддверии нашего классного часа.
Показ презентации с ответами студентов.
Психолог. Ваши ответы, говорят о том, что- то вы уж знаете о себе, что-то для вас остается непознанным, пугающим, во многом вам хочется разобраться и понять что-то важное как в себе, так и в других. Но все вы сходитесь в одном, в самом главном- познавать себя необходимо.
Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ всё это- приемы самопознания.
А вот как на вопрос «Нужно ли человеку познавать себя?», отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.
А как вы думаете, для чего человеку нужно познавать себя?
Ответы студентов.
Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?
Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.
Тест «Это я»
Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.
Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:
Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).
Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.
Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.
Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.
Объяснение теста
Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;
Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;
Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.
Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.
Упражнение «Имя-прилагательное»
Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.
Вопросы студентам:
Как вы думаете, человеку интересно познать себя?
А как еще можно познавать себя?
Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?
Ответы студентов
Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».
А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?
Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.
Вопросы студентам:
А что же дальше?
Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?
Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?
Ответы студентов
Психолог А сейчас вашему вниманию мини – лекция «Что такое самооценка?
Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.
Тест «Моя самооценка».
Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я» в любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.
Вопросы студентам
Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?
А как долго может длиться познание самого себя?
Ответы студентов
А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).
Упражнение «Создание автопортретов».
А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».
Примерные ответы студентов:
-это яркий, талантливый, незаурядный человек
-человек, который отличается от других
-необычный человек, странный, чудак
-это обычный человек, любой человек отличается от другого человека
Психолог Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности.
У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всей группе? (зачитываются несколько работ)
Заключение
Наше мероприятие подошло к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Подведем итоги нашей встречи:
Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Помогла наша встреча найти вам ответы на вопросы кто я, какой я, узнали ли вы, что- то новое о себе? С помощью, каких приемов происходило самопознание?
Рецензия
на методическую разработку классного часа « Профессии, которые мы выбираем…» Джаватхановой Альбины Ахмедовны, педагога-психолога МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульский район»
Методическая разработка была предложена учителем как вариант классного часа в системе работы учащихся 9 –го класса.
Учитель считает, что самая главная цель в работе по данному направлению классного руководителя – формирование осознанного восприятия школьником себя как гражданина страны, прошлым которой он может гордиться, будущее которой он готов строит.
Особую роль играет подготовительный этап, в котором задействованы ученики. Совместными усилиями готовятся материалы для презентации, эскизы, выставки, фотографии.
Учитель использует разные методы и приёмы, предоставляя возможность ученикам рассказать о том, какие профессии им нравятся.
Разработка классного часа соответствует предъявляемым требованиям, учитель использует компьютерные технологии, технологию сотрудничества, педагог только направляет ход мероприятия, ученики становятся его активными участниками.
Данная методическая разработка рекомендована к использованию в воспитательном процессе.
Рецензент:
Зам. по ВР
МКОУ «Ирганайская СОШ» Камилова А. М.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульсикй район»
Конспект классного часа
«Профессии, которые мы выбираем…».
Классы: 9а,б
Подготовила: педагог-психолог Джаватханова А.А.
Стаж работы: 9 лет
Категория: первая квалификационная категория
2017 г.
Классный час « Профессии, которые мы выбираем…».
9 класс
Цель:
1. Помочь учащимся в выборе профессии
2. Выявить степень информированности и подготовленности к профильному обучению
Форма: деловая игра.
I.Подготовительная работа
Класс делится на две группы, каждая из которых получает задание.
1 группа: провести опрос на тему: « Какие профессии в современном обществе являются престижными» среди старшеклассников и учителей лицея, родителей и жителей села, результаты опроса должны быть в виде диаграммы, схемы (по выбору обучающихся) и т.д..
2 группа: приготовить сведения о востребованности профессий в Агрызском районе, в республике, в стране. Информация должна быть в виде диаграммы, схемы и т.д.;
II.Оформляется стенгазета « Профессии наших родителей»
Оформление: высказывание А. С. Макаренко «Труд всегда был и останется основанием человеческой жизни и культуры», презентации учащихся по результатам работы в группах
На классный час также могут быть приглашены родители, специалисты из центра занятости, из администрации села.
Ход классного часа.
I. Организационная часть. Вступительное слово классного руководителя.
Учёные считают, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего всего сто лет назад. Однако более 70% современных детей не знают, какой профессии отдать предпочтение. В то же время иметь престижную профессию и хороший заработок – насущный вопрос почти каждого человека, особенно молодых. Но существует много проблем: нехватка рабочих мест (особенно в сельской местности), низкая зарплата, отсутствие специальных профессиональных навыков, опыта, стажа и т.д. Республика Татарстан входит в десятку самых благополучных регионов России, ситуация с занятостью населения здесь намного лучше, чем в десятках других регионах. На начало октября 2014 года уровень безработицы составил лишь 4,12 % от экономически активного населения. Тем не менее, в республиканском правительстве и в экспертном сообществе Татарстана не скрывают, что молодежная безработица все еще остается одной из важнейших проблем на рынке труда. В 2013 году по сравнению с 2010 годом численность безработных в периоде от 15 до 19 лет уменьшилась на 10,2 %, в периоде от 20 до 24 лет увеличилась на 8,4 %, а в периоде 25–29 лет почти ничего не изменилось (Приложение № 1).Чтобы обеспечить свое будущее, вы уже сейчас должны позаботиться о своем правильном выборе будущей профессии, и о том, как не ошибиться в ее выборе. Сегодняшний классный час поможет нам определить профиль в дальнейшем обучении, получить представление о некоторых современных профессиях, узнать какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда.
II. Информационная часть.
1.Каждая группа знакомит с результатами проделанной работы. По ходу выступления каждой группе могут быть заданы вопросы
III. Практическая часть.
Слово классного руководителя.
Сегодня в нашем обществе насчитывается свыше 40 тысяч профессий и специальностей, причём ежегодно около 500 из них отмирают, исчезают и столько же возникают вновь. Как сориентироваться в этом огромном море профессий, специальностей, должностей. В квалификационных справочниках выделяются следующие типы профессий:
«человек – природа»
«человек – техника»
«человек – человек»
«человек – знаковая система»
«человек – художественный образ»
(Обучающимся можно предложить вопросы, например: какие профессии можно включить в тот или иной тип, знания каких областей требует данный тип и т.д.)
2.Опросник « Что вы предпочитаете?»
( Вопросы опросника, обработка и интерпретация результатов, ключ и бланк ответов к опроснику можно посмотреть в серии книг
«Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко «Найди себя» стр.15-19)
3.Из списка профессий данных на доске выберите те, которые вы считаете наиболее нужными в современной жизни нашей республики.
Экономист Секретарь-делопроизводитель
Судья Механик
Адвокат Швея
Нейрохирург Хореограф
Артист Продавец
Режиссер Повар
Работник полиции Врач
Учитель Инженер
Пожарник Строитель
Археолог Архитектор
Программист Воспитатель
Журналист Электрик
Телеведущий Чабан
Выслушиваются ответы и комментарии обучающихся, для сравнения можно обратиться к выступлению второй группы «Востребованности профессий в Агрызском районе, в республике, в стране».
4.Анкета.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
1)Моя будущая профессия.
2)Почему я ее выбрал? а) нравится, б) престижная, с) хорошо оплачиваемая
3)Слово классного руководителя
Как показывает статистика центра занятости в нашей республике идет переполнение кадрами юристов, экономистов. В то же время на протяжении многих лет остается проблемой нехватка учителей иностранного языка, высококлассных электриков, работников ЖКХ. А теперь подумайте, стоит ли оканчивать экономический, а потом работать где-нибудь в магазине? Давайте выслушаем ваши мнения. Ученики рассказывают о выбранной профессии, приводя свои аргументы.
Классный руководитель подводит итоги.
Когда профессия выбрана по душе, работа приносит радость и удовлетворение.
М. Горький сказал: «Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать!».
Рецензия
на методическую разработку занятия «Психологическая подготовка выпускников к ГИА» Джаватхановой Альбины Ахмедовны,
педагога-психолога МКОУ «Ирганайская сОШ им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульский район»
Подготовка к итоговой аттестации для выпускников школ ответственный и очень сложный этап в жизни. Повышенная тревожность сопровождает многих школьников на протяжении всей подготовки к сдаче экзаменов, поэтому, чтобы выпускник успешно справился со своим волнением и был готов к сдаче экзамена, необходима психологическая подготовка.
Психологическая готовность к экзаменам – это внутренний настрой на определенные действия, ориентированность на успех во время сдачи экзамена.
Целью подготовки школьника к сдаче ГИА является выработка качеств и умений, которые могут повысить эффективность подготовки к экзаменам, а также способствовать развитию памяти и концентрации внимания. Каждый выпускник должен научиться владеть своими эмоциями.
Основным направлением психологического сопровождения педагогом-психологом выпускника к сдаче ГИА является диагностическая, просветительская, психокоррекционная и развивающая работа.
В условиях психологической подготовки к сдаче экзаменов важно не только ознакомить учащихся с процедурой и спецификой ГИА, но и помочь школьнику в овладении со своими эмоциями, стрессом и тревожностью.
Данная методическая разработка актуальна, так как она направлена на изучение простейших релаксационных техник для снятия эмоционального напряжения во время подготовки к сдаче ГИА.
Цель методической разработки:
- формирование позитивных установок и уверенности в себе;
- повышение сопротивляемости к стрессу;
- освоение техник саморегуляции и самоконтроля
Аудитория, в которой будет проходить занятие, должна иметь место для работы учащихся над письменными заданиями, а также пространство для проведения подвижных упражнений. Желательно наличие компьютера или ноутбука с колонками или магнитофона с записью релаксационной музыки. У каждого участника тренинга должен быть на столе лист и цветные карандаши.
Данная методическая разработка направлена на оказание психологической помощи учащимся 9 - 11-х классов, которые показали высокий уровень тревожности в результате диагностики в период подготовки к сдаче экзаменов.
Рецензент:
Зам. по УВР Хожолаева З. М.
39