Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
«Тульский областной центр образования» отделение № 1
Индивидуальный образовательный маршрут
профессионального развития педагога Петровой О. А.
2024-2025 учебный год
Наставник – Веневцева Н. М. (педагогический стаж работы- 37 лет;
«Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
руководитель ШМО учителей индивидуального обучения.
2024
Особое место в системе совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении занимает организация методической помощи педагогу. Вся работа строится в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет уровень профессиональной готовности педагога, теоретическое знания и практическое умения в выполнении его профессиональных обязанностей, чтобы выработать совместный план работы. Знакомит с базовыми документами.
2й этап – мотивационный. Реализуется разработанный план наставничества, осуществляется корректировка профессиональных навыков педагога.
3й этап – рефлексия. Наставник проверяет уровень педагогической компетентности наставляемого, в выполнении его профессиональных обязанностей.
При составлении ИОМ профессионального развития наставляемого учитывались следующие факторы:
индивидуальные особенности педагога;
уровень базового образования;
уровень профессиональных потребностей педагога.
Цель: оказание практической помощи педагогу в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.
Задачи работы:
1. Способствовать адаптации педагога в коллективе.
2. Сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
3. Оказать помощь в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.
4. Способствовать мотивации к дальнейшему профессиональному росту.
Формы работы и методы взаимодействия:
анкетирование, тестирование, беседы;
методические консультации;
посещение и анализ занятий;
участие в работе творческих групп;
мастер-классы;
прохождение курсов, посещение семинаров
тематические педсоветы, семинары;
ШМО (посещение, выступления)
участие в разных мероприятиях ОУ;
участие в конкурсах;
разработка и презентация моделей занятий.
Ожидаемые результаты:
быстрая адаптация педагога в коллективе;
формирование практических навыков, необходимых для педагогической работы;
выработка умений применять теоретические знания на практике;
использование современных информационных ресурсов и дальнейшее освоение разнообразных современных технологий;
мотивация на дальнейшее педагогическое самообразование;
активное участие в педагогических мероприятиях разного уровня.
1 этап. Адаптационный, август-октябрь 2024-2025 уч. г.
Содержание работы | Формы работы и методы взаимодействия (наставник- наставляемый) | Срок исполнения | Результаты выполнения |
1.Проведение беседы с педагогом для уточнения зон профессионального развития, выявления приоритетных направлений профессионального роста | Собеседование Анкетирование | В начале учебного года | Определены: перечень компетенций, требующих развития, темы консультаций в течение года. Выявление затруднений, и профессионального дефицита |
2.Адаптация к новому месту работы: -ознакомление с традициями ОУ, структурой, направлениями работы, нормативными документами (трудовой договор, должностная инструкция учителя, годовой календарный график и т.д.) -адаптация к новым условиям трудовой деятельности; -приспособление к физическим и психологическим нагрузкам; -изучение особенностей ОУ (особенности контингента обучающихся); -ознакомление с новыми обязанностями (должностная инструкция учителя) | Беседа, инструктаж. Планирование рабочего времени, изучение документации общешкольной, обучающихся (личные дела, протоколы ПМПК, медицинские карты) | Сентябрь | Осуществление знакомства с особенностями и направлениями работы ОУ, правилами безопасности, программой развития. |
3.Знакомство с педагогическим коллективом и алгоритмом взаимодействия с отдельными сотрудниками, родителями: -установление контактов с администрацией учреждения; -установление взаимоотношений с коллегами, отдельными подразделениями (вхождение в состав ШМО); -установление отношений с обучающимися и их родителями (знакомство с контингентом обучающихся и их законных представителей). | Беседы. Встречи по интересам. Изучение рекомендаций по взаимодействию с родителями (на дому) Индивидуальные и групповые консультации для родителей (совместно с наставником) | Август, сентябрь | Рабочие встречи с сотрудниками подразделений, обсужден перечень тем взаимодействия. Изучена медицинская и педагогическая документация обучающихся, выявлены вопросы для дальнейшего изучения. |
4.Изучение нормативных документов: - нормативные документы федерального, регионального уровня - нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса в ОУ (локальные акты ОУ) -Адаптированная образовательная программа ОУ | Работа с документами Консультация | Август – сентябрь В течение года | Составление расписания учебных занятий |
5.Изучение учебного оборудования для индивидуальных занятий | Беседа | Сентябрь | Составление перечня необходимого оборудования для учебных занятий |
6. Изучение сайта образовательной организации, правил работы на информационно-коммуникационных платформах и мессенджерах (ИКПО «Сферум», РИС УО ТО «Сетевой город. Образование». ФГИС «Моя школа») | Практикум | Сентябрь | Знание структуры сайта, наличие навыков работы на информационно-коммуникационных платформах |
7.Выбор темы самообразования | Консультация-практикум «Самообразование педагога. Советы по организации работы». Работа с памятками. | Сентябрь | Выбор темы самообразования, определение формата выступления на ШМО в конце учебного года. |
2 этап. Мотивационный (развитие профессиональных умений) 2024-2025 уч. г
Содержание работы | Формы работы и методы взаимодействия | Срок исполнения | Результаты выполнения |
1.Прохождение курсовой подготовки (дефектологическое направление) | | В течение года | |
2.Изучение психологических и возрастных особенностей обучающихся на дому. Формирование умения составлять психологический портрет обучающегося | Самостоятельное составление плана, совместный анализ, оценка результативности | В течение года | Изучена документация личных дел, медицинские заключения, по результатам наблюдений составлены психологические портреты обучающихся. |
3. Обучить эффективным подходам к анализу и планированию деятельности педагога | Консультирование, беседа | В течение года | Освоены такие эффективные подходы к анализу и планированию деятельности как SWOT-анализ, SMART-целеполагание. |
4.Изучить особенности реализуемой ФООП, АООП, тематического планирования | Работа с локальными актами | В начале года | Разработка ТП на учебный год |
5. Изучение структуры урока и методики проведения учебного занятия с учетом особенностей реализуемой ФООП, дидактических приёмов отдельных этапов занятий | Изучение памяток «Структура современного урока по ФГОС» Помощь в подготовке и проведении мероприятий (составление плана, конспекта и т.п.) Анализ проведенных мероприятий. | В течение года | Посещение (взаимопосещение) уроков с целью оказания методической помощи. Анализ видеофрагментов. |
6. Познакомиться с успешным опытом организации внеурочной развивающей деятельности для детей, обучающихся на дому | Изучение документации по Проекту «Открытая дверь» | В течение года | Составлен перечень мероприятий внеурочной направленности с обучающимися на дому. |
7.Изучить опыт взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по активному взаимодействию, вовлечению в совместную коррекционно-развивающую внеурочную работу. | Изучение алгоритма эффективного поведения педагога. | В течение года | Подготовлены вопросы для обсуждения с родителями на индивидуальных консультациях. |
8. Изучить опыт участия педагога в проектной деятельности, опыт профессионального развития | Изучение сервисов и площадок, требований конкурсов профмастерства | В течение года | Изучен опыт реализации образовательных проектов по профилю деятельности педагога. Составлен план работы педагога по участию в работе ШМО, участия в вебинарах, семинарах, определены темы по самообразованию…) |
9.Разработка методического и дидактического материала | Консультирование | В течение года | Разработка конспектов занятий, бесед, дидактического материала (с помощью наставника) |
10.Аттестация | Помощь в подготовке материалов к аттестации | По графику | Портфолио педагога. |
3 этап. Рефлексия, анализ эффективности сопровождения 2024-2025
Содержание работы | Срок исполнения | Планируемый результат |
1.Анализ процесса адаптации педагога по итогам 1 четверти | Ноябрь 2024 | Аналитическая справка |
2.Анализ эффективности работы наставляемого на информационно-коммуникационных платформах и мессенджерах | В течение года | Аналитическая справка |
3.Проведение открытых мероприятий, в т. ч. внеклассных. | В течение года | Аналитическая справка, конспекты, презентации |
4. Практикум-выступление на ШМО по теме самообразования | В конце года | Аналитическая справка, презентация |
5.Создание портфолио. Создание положительной мотивации к профессиональному росту. | В конце года | Аналитическая справка, портфолио наставляемого |
6. Отчет о реализации персонализированной программы наставничества. | В конце года | Аналитическая справка |