ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Утверждаю.
И.о. директора ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»
_____________ Ткаченко Т.А.
____ сентября 2019 г.
План работы педагога – психолога
на 2019 – 2020 учебный год
Рябоконь Натальи Сергеевны
Обучение в ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, обеспечивающие личностное развитие, способствующие овладению необходимыми жизненно важными знаниями, умениями и навыками, успешной социальной адаптации.
Планирование и организация работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с программой развития школы-интерната, с направлениями и задачами работы ОУ, документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении.
Основные цели деятельности педагога-психолога:
- психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания обучающихся (воспитанников);
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся;
- формирование жизненно важных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социальной адаптации.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- своевременно выявлять причины трудностей обучения и психоэмоциональных проблем обучающихся через систему диагностической и консультационной работы;
- оказывать консультативную помощь школьникам и педагогам в решении проблем в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;
- продолжить коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- вести пропаганду здорового образа жизни, формировать негативное отношение учащихся к вредным привычкам;
- проводить психолого-педагогическое сопровождение выпускников 9 класса.;
-принимать активное участие в работе педагогических советов, школьных МО, семинаров методической и просветительной направленности, конференций, школьных ПМПк; продолжить совершенствовать профессиональный уровень через курсы переподготовки и повышения квалификации; работа по проекту «Наставничество».
Педагог-психолог ведет работу по следующим направлениям:
1. Диагностическая работа.
2. Коррекционно - развивающая работа.
3. Психологическое консультирование и просвещение обучающихся, педагогов и родителей.
4. Профилактическая работа.
5. Организационно – методическая работа
Доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат», является коррекционно-развивающая работа.
1. Организационно-методическая работа
№ п/п | Дата | Вид работы |
1 | 2 | 3 |
1. | Август | Подготовка кабинета к работе, составление и уточнение перспективного плана работы на 2019 -2020 учебный год. |
2. | Сентябрь | Утверждение плана на 2019 – 2020 учебный год, составление СИПР для обучающихся 2-3классов. |
3. | В течение года | Подготовка материалов для индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. |
4. | В течение года | Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария (обзор литературы, подбор инструментария). |
5. | В течение года | Заполнение отчётной документации. |
6. | В течение года | Участие в семинарах, конференциях, вебинарах. |
7. | В течение года | Оформление кабинета (оформительская деятельность (пособия, стенды и т.д.) |
8. | В течение года | Участие в конкурсах различных уровней |
9. | В течение года | Посещение уроков, занятий с целью анализа психологического микроклимата, использования педагогом здоровьесберегающих технологий. |
10. | В течение года | Взаимодействие со СМИ (Заметки, публикации, ведение страницы психолога на школьном сайте) |
11. | Май | Составление отчётов, подведение итогов за 2019 – 2020 учебный год, планирование работы на 2020 – 2021 учебный год. |
2. Консультирование
№ п/п | Содержание деятельности | Дата | Клиент |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей по вопросам психолого-педагогического сопровождения учащихся. | В течение года по запросу | Педагоги, родители |
2. | Консультирование руководителей и педагогов ОУ, родителей по результатам диагностического обследования. | В течение года по запросу | Педагоги, родители |
3. | Консультирование учащихся и родителей с целью коррекции нарушений в детско-родительских отношениях. | В течение года | Обучающиеся, родители |
4. | Консультирование педагогов по актуальным вопросам обучения и воспитания детей и подростков. | В течение года по запросу | Педагоги |
5. | Консультирование обучающихся и их родителей по вопросу профориентации | В течение года | Обучающиеся, родители |
6. | Единая региональная консультационная служба «Гармония» (проект) | До декабря 2019 г. | Родители (законные представители) |
7. | Региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» | До 2024 г. | Родители (законные представители) |
3. Психологическая диагностика
№ п/п | Дата | Виды деятельности, цели | Контингент учащихся | Формы и методы | Сотрудничество |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Сентябрь-октябрь | Адаптации вновь прибывших к обучению в школе. Психологическое обследование вновь прибывших детей. | Обучающиеся | Фронтальная диагностика | Классный руководитель, воспитатели, учителя |
2. | Сентябрь-октябрь | Изучение социально-психологической адаптации обучающихся 5 класса. | Обучающиеся 5 класса | Анкетирование, диагностика, наблюдение | Классный руководитель, воспитатели, учителя |
3. | Октябрь-ноябрь | Анкетирование обучающихся на определение интернет-зависимости (Профилактика безопасного пребывания несовершеннолетних в интернет-пространстве) | Обучающиеся 1-9 классов | Анкетирование, наблюдение | Педагоги, родители, специалисты |
4. | Ноябрь | Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся (Профилактика экстремизма и терроризма). | Обучающиеся 1-9 классов | Фронтальная диагностика | Воспитатели, классные руководители |
| Ноябрь | Анонимное анкетирование «Насилие над детьми» (Профилактика жестокого обращения с детьми, половой неприкосновенности). | Обучающиеся 1-9 классов | Анкетирование, наблюдение | Родители, классный руководитель, соц.педагог |
5. | Декабрь | Выявление уровня социальной компетентности подростков. | Обучающиеся 11-17 лет | Фронтальная диагностика | Воспитатели, классные руководители |
| Январь | Выявление склонности обучающихся 6-9 классов к суицидальному поведению (Профилактика суицидального поведения). | Обучающиеся 6-9 классов | Анкетирование | Родители, классный руководитель, соц.педагог |
6. | Февраль | Диагностика установок к ЗОЖ обучающихся 5-9 классов (Профилактика вредных привычек). | Обучающиеся 5-9 классов | Анкетирование | Педагоги, родители |
7. | Март | Диагностика обучающихся 9 класса с целью определения готовности к выбору профессии. | Обучающиеся 9 класса | Анкетирование | Родители, классный руководитель, соц.педагог |
8. | Апрель-май | Диагностика обучающихся 4 класса к обучению в среднем звене. | Обучающиеся 4 класса | Анкетирование, психодиагностические методики | Классный руководитель, воспитатели, учителя |
9. | Апрель-май | Выявление уровня социальной компетентности подростков. | Обучающиеся 11-17 лет | Фронтальная диагностика | Воспитатели, классные руководители |
10. | Апрель-май | Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся (Профилактика экстремизма и терроризма). | Обучающиеся 1-9 классов | Фронтальная диагностика | Воспитатели, классные руководители |
11. | В течение года и по запросу | Диагностика личностных качеств учащихся, стоящих на внутришкольном учёте и в ПДН. | Обучающиеся | | Наставники, классные руководители, социальный педагог |
12. | В течение года по запросу администрации | Проведение тематических диагностических исследований. | Обучающиеся | | |
13. | В течение года по запросу педагогов | Проведение диагностики с целью выявления особенностей социальной ситуации развития, развития эмоционально-волевой и познавательной сфер личности воспитанников. | Обучающиеся | | Педагоги, родители |
14. | В течение года | Оформление результатов диагностик, рекомендаций для педагогов, родителей, обучающихся. | | | Педагоги, родители |
15. | В течение года | Изучение психологических особенностей детско-родительских отношений (по запросу, при подготовке к родительским собраниям) | Обучающиеся | Анкетирование, групповая и индивидуальная диагностика | Педагоги, специалисты |
4. Коррекционно-развивающая работа
№ п/п | Дата | Форма проведения | Тема программы | Класс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Сентябрь-май | Групповые занятия (1 раз в неделю) | Развитие психомоторных и сенсорных процессов (ФГОС) | 2 – 4 классы |
2. | Сентябрь-май | Индивидуальные занятия | Развитие психомоторики и сенсорных процессов детей с интеллектуальными нарушениями | 2-3 классы (СИПР) |
Коррекция познавательных процессов детей с интеллектуальными нарушениями | 2 - 4 классы |
3. | Сентябрь-январь | Групповые занятия (1 раз в неделю) | Первый раз в пятый класс! (психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы) | 5 класс |
4. | Февраль-апрель | Групповые занятия (1 раз в неделю) | Я выбираю профессию (активизация процесса профессионального самоопределения личности учащихся за счет знаний о себе, о мире профессий) | 9 класс |
5. Профилактическая работа
№ п/п | Дата | Контингент участников | Цели | Форма проведения мероприятия | Сотрудничество |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Сентябрь | Учителя и воспитатели обучающиеся 1 и 5 классов | Информирование о результатах фронтальной диагностики; информирование о процессе адаптации детей к обучению в школе, рекомендации. | Выступление на совещании учителей и воспитателей | Классные руководители, учителя, воспитатели, специалисты |
2. | Ноябрь-декабрь | Обучающиеся 5 класса | Профилактика тревожности, связанной с переходом в среднее звено. | Групповые консультации по программе «Первый раз в пятый класс!» | Классный руководитель, учителя, воспитатели, специалисты |
3. | 16 ноября | Обучающиеся 1-9 классов, педагоги | Улучшение психологического микроклимата в школе, развитие умения выражать себя, свои чувства, эмпатию, сопереживание. (Профилактика экстремизма и терроризма) | Акция «День толерантности» | Классные руководители, педагог-организатор |
4. | 1 декабря | Обучающиеся 1-9 классов, педагоги | Профилактика ВИЧ, СПИДа. | Акция «День борьбы со СПИДом» | Классные руководители, социальный педагог |
5. | Декабрь | Обучающиеся 1-4 классов Обучающиеся 5-9 классов | Профилактика половой неприкосновенности | Занятие-презентация «Личная безопасность при общении с незнакомыми людьми» Дебаты «В чём может проявляться насилие против человека? Как уберечься от насилия?» | Педагоги, медики, социальный педагог |
6. | Январь-апрель | Обучающиеся 9 класса | Помочь старшеклассникам в выборе профессионального обучения, более ответственно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. | Консультации, тестирование | Классный руководитель, педагог-организатор, социальный педагог |
7. | 17 мая | Обучающиеся 1-9 классов | Профилактика жестокого обращения с детьми | Акция «Ты не один» | Классные руководители, воспитатели |
8. | В течение года | Обучающиеся и педагоги | Оформление буклетов, памяток по профилактике: суицидального поведения; правонарушений и безнадзорности; экстремизма и терроризма; жестокого обращения с детьми; половой неприкосновенности; безопасного пребывания несовершеннолетних в интернет-пространстве; наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ, СПИДа. | | |
9. | По плану администрации | Педагоги, администрация школы | Пропаганда психологических знаний. | Выступления на педагогических советах, МО, совете профилактики правонарушений и др. | |
10. | По запросу в течение года | Воспитатели и учителя 1 – 9 классов | Информирование педагогов о возрастных и личностных особенностях детей, обсуждение вопросов воспитания. | Консультации | Педагоги |
11. | В течение года | обучающиеся «группы риска» | Индивидуальная работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта. | Индивидуальные беседы, занятия по индивидуальному плану | обучающиеся, классные руководители, наставники, родители |
6. Психопросвещение
№ п/п | Содержание деятельности | Срок выполнения | Клиент |
1. | Выступление на совещаниях при директоре по вопросам, требующих психологического разъяснения ситуации | В течение года | Педагоги |
2. | Выступление на заседаниях Совета по профилактике | В течение года | Педагоги, родители, обучающиеся |
3. | Участие в работе методических объединений. | В течение года по плану МО | Педагоги |
4. | Участие в работе ПМПк | По плану ПМПк | Педагоги, дети, родители |
5. | Участие в работе методического совета школы. | По плану работы метод.совета | Педагоги |
6. | Участие в работе родительских собраний. | В течение года | Родители |
7. | Участие в работе педсоветов школы, совещаний при директоре. | По плану работы школы | Педагоги |
8. | Оформление уголка психолога | В течение года | Все участники образовательного процесса |
9. | Оформление буклетов и памяток для педагогических работников, родителей (законных представителей), обучающихся по темам выступлений. | В течение года |
10. | Психолого-педагогический семинары: Профилактика эмоционального выгорания педагогов. | октябрь | Педагоги |
Технологии предупреждения и разрешения конфликтов в образовательной среде. | март |
11. | Общешкольные родительские собрания: 1. Роль семьи и школы в воспитании толерантности у детей (круглый стол). | декабрь | Родители, педагоги, администрация |
2. Информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью (беседа). | май |