Цель:
- Содействие созданию психолого- педагогических условий, способствующих освоению основной образовательной программы.
Задачи:
Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
Изучение уровня адаптации учащихся 1,5 классов.
Изучение уровня готовности к школьному обучению.
Проведение коррекционно – развивающих занятий по профилактике дезадаптации у учащихся 1,5 классов.
Развитие психических процессов в ходе коррекционно – развивающих занятий.
Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.
Оказание психологической помощи родителям, учащихся, преподавателям.
Оказание помощи в организации непрерывного и эффективного образовательного процесса.
Создание условий, способствующих духовному и психическому развитию ребёнка в школе.
Формирование социальной среды жизнедеятельности ребёнка путём построения таких отношений между детьми, педагогами, родителями и администрацией школы, которые способствовали бы максимально полному раскрытию потенциальных возможностей и способностей ребёнка.
Тема по самообразованию:
«Психологическое сопровождение учебно – воспитательного процесса в условиях модернизации образования».
Циклограмма
деятельности педагога – психолога
МБОУ Курно – Липовской СОШ
в 2016 – 2017 учебном году.
Понедельник
7.45 – 8.45 Индивидуальное консультирование
13.30- - 14.30 Индивидуальная и групповая работа с учащимися
Вторник
8.00- 9.00 Консультация для классных руководителей
9.00 – 10.00 Посещение уроков
13.30 – 14.30 Психодиагностика
Среда
8.00- 9.00 Консультация для родителей
9.00 – 10.00 Посещение уроков
14.00 – 15.00 Индивидуальная и групповая работа с детьми (педагогами)
Четверг
14.00 – 15.00 Индивидуальная и групповая работа с детьми (педагогами)
18.00 – 19.00 Подготовка к индивидуальной и групповой работе
Пятница
13.00 – 14.00 Психодиагностика
17.00 – 18.00 Заполнение отчётной документации
Суббота
9.00 – 10.00 Подготовка к индивидуальной и консультационной работе
11. 00 – 13.00 Обработка результатов, составление аналитических справок
13.00 – 14.00 Работа с Интернет - ресурсами
БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Диагностический инструментарий | Цель работы | Категория участников | Сроки | Формы отчётности |
Для учащихся | |
Диагностика уровня адаптации учащихся ( групповая) (Методика «Школа зверей») | Изучение уровня адаптации уч-ся к обучению в школе. Формирование группы первоклассников с трудностями в адаптации. | 1 класс | Сентябрь | Аналитическая справка, рекомендации педагогам |
Диагностика уровня адаптации учащихся (групповая). (Тест школьной тревожности Филлипса, тест Люшера, КРС) | Изучение уровня адаптации учащихся к обучению в среднем звене. | 5 класс | Сентябрь- октябрь | Аналитическая справка, рекомендации кл. руководителю, учителям – предметникам. |
Диагностика готовности детей к школьному обучению (индивид.). (Нейрофизиологическая готовность к школьному обучению, Тест Керна Ирасека, Тест Венгера «10 слов», Графический диктант Эльконина, Найди отличия, Методика определения умственного развития) | Изучение готовности к школьному обучению | Дошкольники | Март | Аналитическая справка, рекомендации родителям |
Повторная диагностика по окончанию развивающих занятий (индивид., групповая) | Изучение развития познавательных процессов по итогам коррекционных занятий | 1,5 классы | Апрель Май | Аналитическая справка |
Диагностика учащихся и запроса их родителей с целью формирования профильного класса (групповая, анкетирование) | Создание в 10 классе профильного класса в соответствии интересов и склонностей. | 9 класс | Февраль – Март | Аналитическая справка |
Индивидуальная диагностика учащихся к ПМПК (Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, корректурная проба, тест на узнавание (Коган), последовательные картинки) | Подготовка документов учащихся к ПМПК | 1-4 классы | Март | Заполнение инд. Карты |
Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (Методика определения специфических личностных особенностей у подростков; методика определения самооценки; опросник проявлений агрессии и враждебности (вопросник Басса – Дарки) | Диагностика развития кризисного состояния подростков | 1 – 11 классы | Октябрь | Справка Рекомендации кл.рук. |
Психодиагностика особенностей личности и социальной ситуации развития детей, склонных к девиантному поведению, суициду (наблюдение; методика С. Розенцвейга; тест Р. Кетелла,, М. Люшера; социометрия; опросник по выявлению суицидального риска; неоконченные предложения) | Выявление детей, склонных к суициду | 1-11 классы | В течение года (по запросам) | Справка рекомендации учителям – предметникам, кл. руководителям |
Индивидуальная и групповая психодиагностика особенностей познавательной, эмоционально – личностной сферы уч-ся («Лесенка»; тест М. Люшера; тест Дембо – Рубинштейна; тест Р. Кетелла; беседа, наблюдение; неоконченные предложения; рисуночные тесты) | Исследование познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы | 1-11 классы | В течение года (по запросам) | Справка рекомендации учителям – предметникам, кл. руководителям |
Диагностика психологической готовности к ГИА (тест «Моральная устойчивость», тест «Умеете ли вы контролировать себя?», тест «Моё самочувствие», тест «Стресс») | Психологическая подготовка к ГИА | 9,11 классы | В течение года | Справка рекомендации учителям – предметникам, кл. руководителям |
| | | | |
Для родителей |
Опросник для родителей «Анализ семейных отношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) По запросу классных руководителей | Выявление типа неграмотного патологического воспитания | Родители | В течение года | Аналитические справки |
Для педагогов |
Диагностика уровня эмоционально – экспрессивного развития педагогов (методика диагностики эмоциональности Русалов В.М.) | Выявление уровня развития разных видов эмоциональности (психомоторной, коммуникативной, интеллектуальной, общей) | Педагоги | Январь | Аналитическая справка |
КОРРЕКЦИОННО – РАЗИВАЮЩАЯ РАБОТА
Мероприятие | Цель работы | Категория участников | Сроки | Формы отчётности |
Для учащихся | |
Развивающие занятия «Учимся дружить со школой» (в рамках ФГОС) (автор Н.Л. Сомов) | Развитие психических процессов. | 5 класс | В течение 1 полугодия | Журнал групповой работы. Программа |
Тренинговые занятия « Путь к успеху» (психологическая помощь в период подготовки к экзаменам) | Повышение сопротивляемости стрессу. Отработка навыков уверенного поведения эмоционально – волевой сферы. | 9,11 классы | В течение года (4 занятия) | Журнал групповой работы. Программа |
Тренинговые занятия « Школа жизни» (сфера морали, сфера межличностных отношений сфера культуры) (автор А.Д. Андреева) | Развитие межличностных отношений. | 10 класс | Сентябрь - март (3 занятия) | Журнал групповой работы. Программа |
Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия. | Развитие психических процессов | 1-4 классы | В течение года | Журнал индивидуальной работы. |
Развивающие занятия «Уроки психологического развития» (в рамках ФГОС) (автор Д.А. Глазунов) | Профилактика нарушения психологического здоровья на начальном этапе обучения, развитие и коррекция различных сторон психики ребёнка, развитие умственных способностей детей. | 1 класс | В течение года | Журнал групповой работы. Программа |
Тренинг «Мой выбор» | Расширить кругозор учащихся о существующих профессиях. | 8 класс | Ноябрь | Тезисы. |
Занятие: «Психология общения» | Развитие способности к самоанализу, самопознанию. | 11 класс | Март | Тезисы. |
Развивающие занятия по коммуникативному общению с детьми, состоящими на ВШУ. | Оказание психологической помощи | Трудные дети, дети «группы риска» | В течение года | Программа |
Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» | Оказание психологической помощи | Дети «группы риска» | В течение года | Тезисы |
Для родителей |
Тренинговое занятие для родителей «Мы вместе» | - Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации. - Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. | Родителя учащихся 2 класса | Декабрь | План |
Для педагогов |
Тренинговое занятие для педагогов «Развитие и совершенствование рефлексивных способностей педагога» | Развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из индивидуальных особенностей | Педагоги | Январь | План |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Мероприятие | Цель работы | Категория участников | Сроки | Формы отчётности |
Для учащихся | |
Психологическое консультирование учащихся | Оказание психологической помощи | Учащиеся школы | В течение года | Журнал консультаций |
Консультирование учащихся 9, 11 классов по вопросу подготовки к ГИА | Оказание психологической помощи | Учащиеся 9,11 классов | В течение года | Журнал консультаций |
Для родителей |
Психологическое консультирование родителей | Оказание психологической помощи | Учащиеся школы | В течение года | Журнал консультаций |
Консультирование родителей учащихся 9, 11 классов по вопросу подготовки к ГИА | Оказание психологической помощи | Родители учащихся 9, 11 классов | В течение года | Журнал консультаций |
Психологическое консультирование семей группы риска | Психологическая поддержка и сопровождение | Учащиеся «группы риска» | В течение года | Журнал консультаций |
Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребёнка до поступления в школу | Проследить за развитием ребёнка дошкольном детстве | Дошкольники | Март | Тезисы, справка, рекомендации |
Работа с родителями, готовящиеся к ПМПК | Психологическая подготовка на ПМПК | Родители учащихся, готовящихся на ПМПК | Март - апрель | Журнал консультаций |
Для педагогов |
Педконсилиум по итогам диагностики уровня адаптации учащихся 1 класса | Знакомство с результатами диагностики. Разработка программы действий в целях коррекции процесса адаптации | Педагоги, работающие в 1 классе | Октябрь | Тезисы, рекомендации |
Психологическое консультирование классных рук. по вопросам формирования классных коллективов, разрешения конфликтных ситуаций в классных коллективах | Психологическая поддержка и сопровождение | Классные руководители | В течение года | Журнал консультаций |
Индивидуальные консультации для учителей, работающих в 1, 5 классах | Психологическая поддержка и сопровождение | Педагоги, работающие в 1,5 классах | В течение года | Журнал консультаций |
Формирование психологической компетентности педагогического работника (индивидуальное консультирование) | Оказание психологической помощи в период подготовки к аттестации | Аттестующиеся педагоги | В течение года | Журнал консультаций |
Психологическое консультирование педагогов | Оказание психологической помощи | Педагоги | В течение года | Журнал консультаций |
Консультирование педагогов, работающих в 9, 11 классах по вопросу подготовки к ГИА | Оказание психологической помощи | Педагоги, работающие в 9,11 классах | В течение года | Журнал консультаций |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Мероприятие | Цель работы | Категория участников | Сроки | Формы отчётности |
Для учащихся | |
Работа на классных часах, темы по запросу, согласно плана воспитательной работы классных руководителей | Оказание психологической помощи | Учащиеся школы | В течение года | Тезисы |
Для родителей |
Родительское собрание Тема: «Особенности адаптации первоклассников к школе» | Знакомство родителей с психологическими особенностями первоклассников. | Родителя учащихся 1 класса | Октябрь | Тезисы |
Родительское собрание Тема: « Компоненты готовности к переходу в среднее звено» | Знакомство с результатами диагностики | Родители учащихся 5 класса | Ноябрь | Тезисы |
Лекторий «Страхи детей, как с ними бороться» | Информирование родителей о страхах детей и способах борьбы с ними | Родители учащихся 1-4 классов | Сентябрь | Тезисы |
Круглый стол «Ошибки семейного воспитания» | Информирование родителей об ошибках семейного воспитания | Родители учащихся 7-8 классов | Октябрь | Тезисы |
Родительское собрание «Проблемные ситуации дома и способы их решения» | Информирование родителей о проблемных ситуациях и способах их решения | Родители учащихся 5-6 классов | Ноябрь | Тезисы |
Тренинг «Психологические особенности старшего школьного возраста» | Информирование родителей о психологических особенностях детей старшего школьного возраста | Родители учащихся 9-11 классов | Январь | Тезисы |
Лекторий «Ваш ребёнок готовится к школе» | Информирование родителей о психологических особенностях детей дошкольного возраста | Родители дошкольников | Февраль | Тезисы |
Тренинг «Семья и права ребёнка» | Повышение уровня правовой грамотности родителей по вопросу прав ребёнка | Родители | Март | Тезисы |
Тренинг эффективного взаимодействия в семье | Формирование эффективной системы взаимодействия родителей и детей | Родители учащихся 2 класса | Май | Тезисы |
Для педагогов |
Работа на педагогических советах, методических объединениях согласно плана | Оказание психологической помощи | Педагоги | В течение года | Тезисы |
Участие в педсовете по проблеме учащихся в период адаптации к новой ситуации. | Знакомство учителей с психологическими особенностями детей в период адаптации | Педагоги | Сентябрь | Тезисы |
Выступление на педсовете по теме: «Профилактика тревожности и суицида» | Обеспечение благоприятной развивающей среды для личностного развития учащихся | Педагоги | Февраль | Тезисы выступлений |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Мероприятие | Цель работы | Категория участников | Сроки | Формы отчётности |
Для учащихся | |
Профилактика тревожности и суицидального поведения среди подростков (тренинги, классные часы, по запросу) (программа «Жить – это здорово») | Обеспечение благоприятной развивающей среды для личностного развития учащихся | Учащиеся 5-11 классов | В течение года | Тезисы, справки |
Групповые занятия по профилактике зависимостей среди подростков (курение, алкоголь, наркотики) (по запросу классных руководителей) | Предотвращение употребления ПАВ | Учащиеся школы | В течение года | Тезисы |
Для родителей |
Индивидуальные семейные консультации по вопросам тревожности, нарушении в поведении, употребления ПАВ | Оказание психологической помощи | Родители | В течение года | Журнал консультаций |
Для педагогов |
Участие в Советах профилактики | Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска» | Педагоги, учащиеся, родители | В течение года | Аналитические справки |
Выступление на заседаниях МО классных руководителей и учителей начальных классов. -Особенности воспитательной работы с учащимися группы риска. - Почему дети ведут себя так, а не иначе? - Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, как его диагностировать? | Повышение интереса к психологическим знаниям и обеспечения профилактической работы по проблемам: тревожности, работы с детьми группы риска, работы с гиперактивными учащимися, одаренными и формированию положительной учебной мотивации. | Классные руководители, члены МО учителей начальных классов | В течение года | Тезисы выступлений |
ПРОФЕССИОНАЛЬНО МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Мероприятие | Цель работы | Сроки |
Посещение семинаров совещаний, работа с методистом, с рук. РМО | Повышение уровня профессионализма | В течение года |
Изучение методической литературы | Повышение уровня профессионализма | В течение года |
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария | Повышение уровня профессионализма | В течение года |
Оформление отчётной документации | Повышение уровня профессионализма | В течение года |
Разработка развивающих и коррекционных программ | Повышение уровня профессионализма | В течение года |
Обработка диагностических материалов | Повышение уровня профессионализма | В течение года |
Подготовка к тренингам, классным часам | Повышение уровня профессионализма | В течение года |
Согласовано Согласовано
Руководитель РМО Заместитель директора по УВР:
______Костюкова Е.А.
____________/Пономарёва Т.В./
Протокол № __1__ 30. 08. 2016 г.
от « » 2016___г.