«Утверждаю»
Директор
МОАУ «Школа №40 г. Орска»
______________________ Ю.Н. Подпорина
«01» сентября 2023 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Оренбургской области
Муниципальное учреждение
Администрация г. Орска Оренбургская область г. Орск,
находится в ведении управления образования администрации
г. Орска и является автономным учреждением муниципального уровня
МОАУ «Школа №40 г. Орска»
План работы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма.
Орск, 2023 г.
Пояснительная записка.
Гибель людей на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий по данным всемирной организации здравоохранения входит в число десяти главных причин смертности людей. В перечне причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно на дорогах страны с участием детей происходит более 24 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Основной возраст пострадавших детей (более 50%) в ДТП приходится с 7 до 14 лет. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детей.
Самое главное — научить детей правилам жизни в мире. С возрастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, обострением социально-экономических проблем, увеличением частоты проявления стихийных бедствий более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения. Поэтому одной из главных задач образования является передача обучающимся знаний, формирование у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности.
Речь идёт о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В своей структуре данный документ, в котором изложен план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, имеет две взаимосвязанные части.
В теоретической части представленный материал знакомит с такими понятия как профилактика, дорожное движение, безопасность дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и её основная цель, с теоретическими основами организационных форм воспитательно-образовательного процесса и их классификациями, раскрывает роль учреждений дополнительного образования детей в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
В практической части описаны основные формы работы по предупреждению ДДТТ с подростками, методическая основа проведения занятия по ПДД, система работы с отрядом ЮИД.
Описанный материал предназначен как для педагогов дополнительного образования, так и для педагогов-организаторов, учителей общеобразовательных учреждений для проведения тематических классных часов, изучения основ безопасности дорожного движения в рамках предметов «Окружающий мир», «Формирование безопасной среды» (ФБС) и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Профилактические мероприятия
по безопасности дорожного движения.
Профилактика - мероприятия, направленные на предупреждение какого-либо явления и/ или устранение риска.
Дорожное движение - общественные отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых на дорогах.
Безопасность дорожного движения - защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
Цель предупреждения ДДТТ - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Организационные формы
воспитательно-образовательного процесса и их классификация.
Классифицировать формы обучения можно по следующим показателям:
количество обучающихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);
место организации учебы (школьные и внешкольные);
продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия).
Организационные формы обучения могут быть объединены общими целями:
1. Освоение новых знаний: школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, учебный трудовой практикум.
2. Закрепление знаний, формирование навыков и умений - практикум, семинар, консультация.
3. Выработка умений применять знания в семинарах, диспутах, дискуссиях, ролевых и учебно-деловых играх.
4. Обобщение знаний - конференции, уроки-обобщения, семинары.
5. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками - урок контроля и коррекции знаний, семинар-зачет, «круглый стол».
Учитывая дефицит учебного времени, выделенного в общеобразовательных учреждениях на изучение основ безопасности дорожного движения в рамках предметов «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) существующая система учреждений дополнительного образования детей имеет возможности для реализации задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы для обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Формы работы по ПДД с подростками.
В подростковом возрасте обучающиеся более осознанно, чем в начальной школе познают значимость транспортных процессов и содержание транспортной культуры, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и законы безопасности движения. Они лучше усваивают информацию профилактического характера о мерах предупреждения ДТП и транспортно-аварийных ситуаций, осваивают способы оказания помощи пострадавшим в транспортных авариях. Более сознательно и заинтересованно подходят к вопросам своего движения. Исходя из выше сказанного, образовательный процесс в сфере транспортный культуры с подростками рассчитан на их включение в изучение правил безопасного поведения на дороге.
Общие требования к организации работы образовательного учреждения (МОАУ «Школа №40 г. Орска»)
по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Изучение Правил дорожного движения в школе – одна из основных составляющих работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, состояние которой находится в зависимости от его качества и масштабов.
Программа воспитания и обучения в начальных классах предусматривает обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет правилам безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках предмета «Ознакомление с окружающим миром», в соответствии с которым изучается раздел «Ребёнок на улицах города» (1 занятие в неделю).
В 5-9 классах, с момента введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), Правила дорожного движения входят именно в этот курс.
Управлением образования Оренбургской области, Министерством Просвещения Российской Федерации и ОГИБДД МУ МВД России рекомендована усовершенствованная программа обучения детей ПДД в рамках курса ОБЖ в разделе «Рекомендации по проведению профилактической работы с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма».
- 1-4 классы – изучение ПДД проводится по программе «Ознакомление с окружающим миром». Некоторые занятия рекомендуется приурочивать к концу четверти и проводить в виде урока-инструктажа перед каникулами;
- 5-9 классы – по 9 часов по ПДД рекомендовано изучать на уроках ОБЖ, распределяя их в учебном году (раз в месяц).
Руководствуясь данной программой, кроме уроков по ПДД в рамках предмета ОБЖ, данная тема должна прослеживаться на классных часах, часах общения, «минуток безопасности» и при планировании внеклассной работы под качественным проведением классных руководителей. Массовые мероприятия по безопасности движения в Плане воспитательной работы МОАУ «Школа №40 г. Орска» планируются в соответствии с совместным планом работы Управления образования администрации г. Орска и ОГИБДД МУ МВД России «Орское». Не реже 1 раза в год вопрос профилактики ДДТТ рассматривается на общешкольных родительских собраниях, и не реже 2-ух раз – на педагогическом совете, совещании при директоре и школьном методическом объединении классных руководителей. Кроме того, в школе действует отряд ЮИД, как помощник в проведении профилактической работы, руководителем которого является учитель ОБЖ, инструктор по безопасности дорожного движения Байков Сергей Владимирович (Пр. №39/4 от 01.09. 2023 г.).
В МОАУ «Школа №40 г. Орска» оборудованы уголки и стенды по безопасности дорожного движения, размещены на видном месте (в фойе на первом этаже и в кабинетах). Уголки и стенды оснащены материалами по ПДД и пропагандистской информацией, которая обновляется в течение учебного года.
Для координации всей работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в начале 2023-2024 учебного года приказом директора был назначен ответственный педагог – школьный инструктор по безопасности движения. Мероприятия, проводимые образовательным учреждением, подтверждаются разработками, сценариями, аналитическими справками в планах работы, записями в классных журналах. Для контроля за качеством обучения и выявления пробелов в знаниях детьми ПДД во всех классах (с 1–го по 9-ый) регулярно проводятся контрольные тесты, с последующим анализом результатов и принятием мер по повышению качества знаний.
При получении сведений ОГИБДД МУ МВД России «Орское» по фактам ДТП или нарушений детьми ПДД, директор школы совместно с инструктором по безопасности движения в течение 10 дней проводят внеплановую профилактическую работу и дают ответ о принятых мерах в ОГИБДД МУ МВД России «Орское».
Таким образом, цели и задачи работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей, следующие:
Цель: создание условий по обучению ребят Правилам дорожного движения для предупреждения и снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
Продолжить изучение Правил дорожного движения и передать детям знания о правилах БДД в качестве пешехода и пассажира транспортных средств.
Развивать у обучающихся навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Учить школьников правильному поведению в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Закрепить у детей знания и умения по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.
Привлечь обучающихся МОАУ «Школа №40 г. Орска» к участию в пропаганде среди детей и подростков культуры безопасного поведения на дорогах.
Расширить представления ребят о работе ГИБДД, ДПС.
Повысить компетентность родителей посредством партнёрства взаимоотношений.
Использовать современные образовательные технологии в педагогической практике.
Повысить в МОАУ «Школа №40 г. Орска» эффективность работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся и их родителей.
Методы и формы работы.
Словесные методы: беседы, лекции, индивидуальные собеседования, дискуссии, диспуты, «круглые столы».
Работа слитературой: изучение «Правил дорожного движения», методическая литература, материалы СМИ, газета «Добрая дорога детства» и журналы «ОБЖ».
Наглядно-иллюстративные методы: работа с кино-, видео-, фотоматериалами, учебными плакатами, иллюстрациями, ИКТ.
Практические методы: тренинги, игровое моделирование, выпуск печатных листовок и памяток по тематике «Правила дорожного движения», участие в школьных и городских акциях, мероприятиях и конкурсах отрядов ЮИД, выступления отряда ЮИД «Светофор» на общешкольных линейках.
Ожидаемые результаты:
Повышение культуры безопасного поведения на дорогах у обучающихся школы.
Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Сотрудничество со структурами, обеспечивающими безопасность личности.
Наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений в области обеспечения дорожной безопасности.
Перечень знаний и умений, которые должны иметь обучающиеся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах во избежание ДТП.
Обучающиеся 1-го класса
Должны знать:
Основные части улицы и дороги – дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где – транспортные средства.
Правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного её перехода:
- не стоять близко от углов перекрёстка, у края проезжей части и на остановках общественного транспорта;
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, и убедившись в безопасности перехода, начинать переход, контролируя дорожную обстановку;
- быть внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололёде, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
4. Название, назначение и возможные места установки дорожных знаков.
5. Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов: красный – стойте, желтый – ждите, зелёный – идите.
6. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналами светофоров вне перекрёстка и на перекрёстках, где транспортные средства движутся не только в прямом направлении, но и совершают повороты.
Должны уметь:
Определять опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу:
- вблизи крутых поворотов и изломов дорог;
- при наличии крупногабаритных транспортных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги;
- на нерегулируемых перекрёстках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов.
3. При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.
Обучающиеся 2-го класса
Должны знать:
Какие ошибки в поведении пешеходов на улицах и дорогах приводят к дорожно-транспортным происшествиям.
Название, назначение дорожных знаков и места их установки.
Дорожная разметка на улицах и дорогах в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
Правила безопасного поведения пешеходов на городских и загородных дорогах.
Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы или населённом пункте.
Значение сигналов светофоров
Значение сигналов регулировщика для транспорта и пешеходов.
Что такое перекрёсток, и какие виды перекрёстков есть в микрорайоне школы или населённом пункте.
Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
Должны уметь:
Выбирать безопасные места и определять безопасные условия для перехода улиц в микрорайоне школы или населённом пункте.
Безопасно выполнять переход улиц и дорог по обозначенным пешеходным переходам в сопровождении взрослых.
Пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и движении на маршруте.
Обращаться за помощью к взрослым в сложных условиях перехода улиц и дорог или при посадке и выходе из общественного транспорта.
Обучающиеся 3-го класса
Должны знать:
Правила безопасного перехода улиц и дорог с односторонним и двусторонним движением транспортных средств.
Название, назначение дорожных знаков и места их установки.
Правила поведения пешехода по сигналам регулировщика.
Опасные и безопасные участки улиц и дорог в городе и за городом и правила безопасного поведения на них пешеходов.
Как должны вести себя пассажиры в автобусе, троллейбусе и трамвае.
Чем опасны улицы и дороги осенью и зимой, в дневное и вечернее время, и как должны вести себя пешеходы в этих условиях.
Где можно и нельзя играть детям для соблюдения безопасности.
Правила безопасного перехода широких улиц и дорог.
Что такое тормозной путь, и как он изменяется в зависимости от состояния проезжей части и от скорости движения транспортных средств.
Должны уметь:
Определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.
Определять безопасные для пешехода расстояния до движущихся транспортных средств.
Входить и выходить из общественного транспорта и безопасно переходить улицу и дорогу в местах остановок общественного транспорта.
Вежливо и этично вести себя в общественном и личном транспорте.
Обучающиеся 4-го класса
Должны знать:
Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, в дороге и в общественном транспорте.
Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и дорогах.
Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах, остановках и стоянках транспортных средств, на улицах и дорогах.
Правила безопасного поведения обучающихся при движении группой и колонной по улице и загородной дороге.
Обучающимся какого возраста по Правилам дорожного движения разрешается выезжать на улицу и дорогу на велосипеде или мопеде.
Где разрешено обучающимся кататься на самокатах и велосипедах.
Требования правил безопасного поведения при езде на велосипедах.
Название и виды транспортных средств, связанных с перевозкой и обслуживанием человека.
Значение световых и звуковых сигналов и сигналов, подаваемых рукой водителями транспортных средств.
Должны уметь:
Безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой обучающихся, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
Пользоваться наземными видами общественного транспорта.
Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу и дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице и дороге пешеходов и водителей транспортных средств.
Пользоваться картами, схемами для объяснения и анализа правил безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах.
Обучающиеся 5 - 9 классов.
Должны знать:
Исторические факты в области организации безопасности дорожного движения.
Особенности дорожного движения в разное время года.
Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения.
Значение сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков, дорожной разметки.
Обязанности пешеходов и пассажиров.
Правила поведения на дороге, на тротуаре, в маршрутном транспорте.
Как распознать и предвидеть дорожные ситуации – «ловушки».
Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях – дорожных «ловушках».
Ответственность за нарушение ПДД.
Приёмы оказания доврачебной помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.
Виды, причины, последствия ДТП с участием детей и подростков.
Правила этики на дороге.
Историю изобретения велосипеда и развития автотранспорта.
Требования к движению велосипедистов по проезжей части дорог.
Устройство велосипеда.
Дорожные «ловушки» для велосипедистов, роллеров, скейтбордистов, скутеристов, мопедистов.
Вопросы теории движения автомобиля.
Виды опасности и опасных участков пути на дороге.
Назначение светоотражающих элементов для транспорта и пешеходов.
Правила поведения пешеходов и водителей на железной дороге.
Состав автомобильной аптечки.
Элементы площадки для практических занятий по безопасности дорожного движения.
Направления пропагандистской деятельности по безопасности дорожного движения.
Историю возникновения и развития фотографии.
Жанры газетной журналистики, радио- и тележурналистики.
Последствия ранений, полученных в дорожно-транспортных происшествиях.
Последовательность действий и принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях.
Термины и понятия страхования.
Основы безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях.
Должны уметь:
Ориентироваться в дорожной обстановке.
Прогнозировать развитие дорожной ситуации.
Анализировать ДТП с участием детей и подростков.
Решать ситуационные задачи.
Оказывать доврачебную помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.
Подбирать информацию для уголка по безопасности дорожного движения.
Составлять «Схему безопасного маршрута движения воспитанников на участках дорог, прилегающих к образовательному учреждению (МОАУ «Школа №40 г. Орска»).
Проводить массовые мероприятия: инструктажи, конкурсы, викторины, КВН по безопасности движения.
Оформлять агитационный материал: тематические стенгазеты, плакаты о соблюдении правил дорожного движения.
Выступать с агитбригадой.
Проводить тематические тренинги, беседы по безопасности дорожного движения.
Проверять техническое состояние и снаряжение велосипеда.
Управлять велосипедом с соблюдением требований безопасности дорожного движения.
Преодолевать на велосипеде препятствия.
Анализировать дорожные «ловушки» с велосипедистами, роллерами, скейтбордистами, скутеристами, мопедистами.
Осуществлять проектную деятельность.
Пользоваться медицинскими препаратами из автомобильной аптечки.
Работать в команде и устранять возможные конфликты внутри коллектива.
Готовить агитационно-пропагандирующие и информационные материалы.
Применять приёмы самосохранения при попадании в дорожно-транспортное происшествие.
Проводить работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в различных направлениях: пропагандистская работа среди сверстников, шефская деятельность, работа со средствами массовой информации, оформление наглядности.
Изготавливать настольный макет перекрёстка в районе образовательного учреждения (МОАУ «Школа №40 г. Орска»).
Обустраивать площадку для проведения практических занятий по безопасности дорожного движения.
Передвигаться на велосипеде по установленному маршруту, с выбором маршрута, на время с отметкой на заданных контрольных пунктах.
Отвечать на вопросы билетов по безопасности дорожного движения.
Определять признаки жизни пострадавшего, места и виды кровотечений, перелома костей конечности, повреждений костей таза, позвоночника, рёбер и грудины.
Занятия с отрядом ЮИД.
Одним из направлений деятельности является подготовка детей к безопасному поведению на дорогах через развитие движения ЮИД (юные инспектора движения).
Отряд юных инспекторов дорожного движения – объединение школьников, которые создаются в целях применения усвоенных ими знаний Правил дорожного движения (ПДД), воспитания у них чувства ответственности, культуры участника дорожного движения, профессиональной ориентации, привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди школьников.
Для работы с отрядом ЮИД в МОАУ «Школа №40 г. Орска» была разработана программа по обучению детей Правилам дорожного движения.
В соответствии с программой и возрастными особенностями обучающихся разработала занятия по трем основным видам деятельности:
1. Обучение подростков теоретическим знаниям: лекции и пресс-конференции с использованием мультимедийных и компьютерных технологий, показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ.
2. Творческая работа обучающихся: выполнение заданий, необходимые им для правильной, безопасной ориентации в дорожной сфере - задания по составлению кроссвордов по тематике безопасности дорожного движения; изучение иллюстраций с выявлением нарушителей правил дорожного движения или определения опасных дорожных ситуаций и пути выхода из них.
3. Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием игр и упражнений: сюжетные и ролевые игры по правилам дорожного движения; моделирование ситуаций на магнитной доске, работа в автогородке.
Для активизации деятельности, познавательной активности обучающихся использую нестандартные формы проведения занятий, а именно: игры-викторины, сюжетно-ролевые игры, тренинговые занятия.
При разработке занятий уделяю особое внимание отработке полученных знаний на практике, потому что нарушения чаще совершаются не от незнания правил дорожного движения, а от неумения применять имеющиеся знания в жизни. Поэтому обучение подростков правилам дорожного движения носит практико-ориентированный характер.
Проектная деятельность.
На сегодняшний день актуальна такая форма работы как проектная деятельности. Опыт работы показывает, что этот вид инновационной деятельности эффективен и интересен для обучающихся.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который достигается благодаря решению практической или теоретической проблемы.
При проектировании приобретается опыт использования знаний.
Проект «Дорожный порядок». В данном проекте члены отряда ЮИД приняли участие в качестве информаторов по вопросам безопасности дорожного движения: предоставили статистические данные ДТП с участием детей в г. Орске с фотографиями о работе отряда ЮИД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Массовые мероприятия.
Одной из наиболее эффективных форм обучения детей безопасному поведению на дорогах является проведение массовых мероприятий, которые вызывают интерес среди подростков.
Применяю различные формы их проведения: соревнования, театрализованные представления, познавательно-развлекательные программы, конкурсные программы, игры-путешествия, смотры: конкурс сочинений и буклетов среди обучающихся 1-9 классов «По безопасным дорогам в безопасное будущее»; конкурсные программы: «Дорожные правила жизни», «День памяти жертв, погибших в ДТП»; познавательно-развлекательная программа для обучающихся 5 классов «Посвящение в пешеходы», спортивные соревнования для обучающихся 8-9 классов «Дорога безопасности», конкурсы муниципального, областного и Всероссийского характеров среди отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений г. Орска: «ПДД от «А» до «Я» знает вся моя семья», «Безопасная дорога – детям!, «Дорога без опасности», «Правила дорожного движения глазами детей».
Проведение массовых мероприятий позволяет закреплять знания, умения, навыки по правилам дорожного движения, привлекать обучающихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Средства массовой информации.
Средство массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию.
Взаимодействие со СМИ в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма имеет для подростка большое значение. Участие в деятельности средств массовой информации - у обучающихся появляется возможность развития творческих способностей, воспитывает чувство ответственности.
Обучающиеся пишут заметки, статьи по правилам дорожного движения и публикуют их в печатных изданиях МОАУ «Школа №40 г. Орска»: «Добрая дорога детства», «Красный, жёлтый, зелёный».
Принимают активное участие в радиовещании «Школа дорожных наук» по правилам дорожного движения.
Такая форма работы способствует лучшей адаптации подростка в окружении сверстников, а также вызывает интерес к посещению занятий.
Автогородок.
Детский автогородок – это сооружения и технические средства организации дорожного движения, предназначенные для проведения практических занятий по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Интерес у обучающихся вызывают занятия на площадке по изучению правил дорожного движения: участие в событиях и действиях, приближенных к обстановке на улицах города, обдумывание ситуаций и формирование основы правильного поведения на улице и дороге. Занятия в автогородке, согласно программе, могут проходить в тёплое время года (осень, весна, лето), а в зимний период, возможно проведение работы на схеме автогородка, с использованием макетов машин, велосипедистов, пешеходов, регулировщика: моделирование дорожных ситуация, разбор дорожных знаков и дорожной разметки.
Экскурсия.
Экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение предметов, явлений и процессов.
Экскурсии имеют важное практическое значение в обучении правил дорожного движения для подростков, способствуют более успешному усвоению теоретических знаний. Благодаря данной форме обучения, обучающиеся имеют возможность находиться в реальных условиях дорожного движения (наблюдение за пешеходами, водителями, регулировщиком, выявление нарушителей), почувтвовать себя сотрудниками ГИБДД (осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов).
Программой предусмотрены такие экскурсии как:
«Соблюдай ПДД». Цель - наблюдение на дорогах города за водителями и пешеходами, как участников дорожного движения.
«Регулируемый перекресток». Цель - наблюдение за работой светофора и регулировщика.
«Нерегулируемый перекресток». Цель - оценка дорожной ситуации на перекрестке.
«Деятельность инспектора ГИБДД». Цель - наблюдение за работой инспектора ГИБДД: проверка документов, осмотр транспортного средства.
экскурсия в «Автошколу» г. Орска. Цель – наблюдение за процедурой сдачи экзамена на получение водительских прав.
Встречи с сотрудниками ГИБДД и представителями автошколы, обучающиеся воспринимают серьёзно, и имеют возможность узнать о подробностях данных профессий.
Участие работников Госавтоинспекции в организации
профилактических мероприятий с подростками.
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Эффективным представляется метод совместного сотрудничества ОГИБДД МУ МВД России «Орское» и управления образования Администрации г. Орска Оренбургской области.
Обучающиеся совместно с инспекторами ГИБДД: старшим инспектором ДПС Вагаповым Ренатом Салаватовичем, госинспектором БДД ОТН ОГИБДД МУ МВД России «Орское» Наследовым Алексеем Владимировичем и сотрудником ОГИБДД МУ МВД России «Орское» - инспектором ДПС Левченко Александром Сергеевичем:
проводят «линейки безопасности» в МОАУ «Школа №40 г. Орска».
рейды во время каникул и акции перед началом каникул на улицах города для водителей и пешеходов: «Юный пассажир», «Безопасные каникулы!», «Юный пешеход», «Внимание дети!», «Дорога во все времена года».
участвуют в патрулировании на дорогах совместно с сотрудниками ГИБДД с целью выявления среди детей и подростков правонарушителей в сфере дорожного движения.
Такая форма работы по ПДДТТ позволяет обучающимся приобщаться к основам культуры в дорожной среде, формировать и развивать умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Уголки безопасности дорожного движения.
Уголок безопасности – это учебно-методическая и информационная организация работы по формированию транспортной культуры и навыков безопасного поведения на дорогах.
Участие в создании, оформлении и обновлении уголка безопасности дорожного движения как форма работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма интересна обучающимся и способствует раскрытию творческих, художественных, оформительских и организационных способностей. Поэтому каждый воспитанник школьного кружкового объединения «ЮИД» находит для себя вид деятельности в создании уголка: художники занимаются оформлением, фотографы готовят альбом по профилактике ДДТТ, обучающиеся с писательскими способностями собирают материал и пишут статьи по безопасности дорожного движения, журналисты проводят интервью с инспекторами по пропаганде, педагогами по ПДД.
По оформлению и содержанию «уголка безопасности» можно оценить опыт работы, а также принять меры по устранению недостатков в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.
Таким образом, реализация подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить их ориентироваться в дорожных ситуациях.
Обучение правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах в МОАУ «Школа №40 г. Орска» основывается на самостоятельности обучающихся, носит практико-ориентированный характер.
Такая система работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дает свои результаты. Так за 2023-2024 учебный год:
- в результате профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения было охвачено 114 обучающихся образовательного учреждения;
- проведено одно городское и три областных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- проведены акции, в рамках которых проходили рейды на улицах города;
- показателями качества работы отряда ЮИД являются: III место в областном конкурсе на лучшую организацию работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения в образовательном учреждении «Дорога без опасности!»., ГАУ ДПО «Институт развития образования Оренбургской области»., 2023 г.; II место и активное участие в городском конкурсе поделок по БДД «ПДД от «А» до «Я» знает вся моя семья»., Управление образования Администрации г. Орска., 2024 г.; I место в областном этапе Всероссийского конкурса по безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога – детям»., ГАУ ДПО «Институт развития образования Оренбургской области»., 2024 г.; победители и призёр всероссийского конкурса «Правила дорожного движения глазами детей».
Немаловажен и тот факт, что количество обучающихся желающих посещать занятия по правилам дорожного движения в качестве юных инспекторов дорожного движения постоянно увеличивается.
Рост количества обучающихся, посещающих занятия по ПДД.
План работы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
на 2023-2024 учебный год.
№ п/п. | Содержание работы. | Сроки исполнения. | Ответственная организация/ лицо (работник). |
1. | Включение в повестку педагогического совета вопроса о состоянии работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. | 30.08. 2023 г. | Подпорина Ю.Н., директор школы; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД. |
2. | Обсуждение на заседании МО классных руководителей вопроса «Совершенствование системы работы по изучению ПДД». | 04.09. 2023 г. | Тажекенова А.Д., руководитель МО классных руководителей. |
3. | Участие в совещаниях руководителей отрядов ЮИД среди общеобразовательных учреждений г. Орска и присутствие на тематических консультациях в детском центре по безопасности дорожного движения «Светофор» МАУДО «Дворец пионеров г. Орска». | В течение учебного года. | Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»; Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор». |
4. | Обновление уголков ПДД в МОАУ «Школа №40 г. Орска». | 04.09. 2023 г. – 14.09. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
5. | Выступления сотрудников ОГИБДД МУ МВД России «Орское»: старшего инспектора ДПС - Вагапова Рената Салаватовича, госинспектора БДД ОТН ОГИБДД МУ МВД России «Орское» - Наследова Алексея Владимировича и членов отряда «ЮИД» на общешкольных линейках о состоянии работы по предупреждению ДДТТ. | Сентябрь-октябрь 2023 г., декабрь 2023 г., апрель-май 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское». |
6. | Неделя дорожной безопасности «Сохраним жизнь на дорогах!». Внеклассное мероприятие – художественно-творческий праздник для обучающихся 5-7 классов «Дорожный фестиваль». Выступление сотрудника ОГИБДД МУ МВД России «Орское» - инспектора ДПС Левченко Александра Сергеевича. | 04.09. 2023 г. - 09.09. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; сотрудник ОГИБДД МУ МВД России «Орское». |
7. | Областной конкурс на лучшую организацию работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения в образовательной организации «Дорога без опасности!». | 17.10. 2023 г. | Сотрудники ГАУ ДПО «Институт развития Оренбургской области»; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
8. | Проведение социальных профилактических акций: «Внимание – дети!», «Засветись!», «Поделись автокреслом – спаси жизнь ребёнку!», «Рисуя – учим ПДД», «Ремень безопасности», «Алкоголь за рулём запрещён», «Надёжный защитный временнообязанный ремень безопасности», «Правила движения – не для нарушения!», «По безопасной дороге в безопасное будущее!». Шоу-программа «Правила дорожные выполнять не сложно нам» для обучающихся 1-4 классов. Выступление агитбригады. | 11.10. 2023 г. – 13.10. 2023 г.; 11.12. 2023 г. – 13.12. 2023 г.; 15.04. 2024 г. – 17.04. 2024 г. | Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»; Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
9. | Профилактическое мероприятие. Тематические беседы «Безопасные осенние дороги» с составлением памяток и листовок «Это не байки – всем помогают светоотражайки». | 16.10. 2023 г. – 20.10. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
10. | Фоточеллендж «Помни о правилах безопасности на железной дороге». | 25.10. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
11. | Работа с детьми-нарушителями ПДД «Учим с увлечением и без напряжения Правила движения!». | В течение учебного года. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
12. | Беседы с использованием ИКТ: «Дорога и подросток», «Вождение автотранспортом – дело серьёзное», «Предупреждение травматизма на дорогах», «Азбука движения пешехода», «Зима. Дорога. Опасность», «Дорожный патруль», «Дорожная разметка и сигналы светофора», «Дорожный знак тебе не враг!», «Самые нужные правила», «Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила поведения в общественном транспорте». | В течение учебного года. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
13. | Организация выпуска печатных листовок и памяток: «Дороги во все времена года», «Не играй на проезжей части», «Памятка юного пешехода», «Если ты велосипедист», «Правила безопасного движения в зимний период», «Я – пассажир! Я – участник дорожного движения», «Части улицы», «Дети на дороге», «Не гони водитель, ты тоже водитель», «Я – водитель велосипеда, мопеда, скутера!», «Скутер – опасность для жизни школьника», «Осторожно, дорога», «Будь особенно внимателен, когда обзору мешает препятствие», «Обращение к детям!». | В течение учебного года. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
14. | Мультимедиаигры: «Автомобиль – дорога – пешеход», «Дисциплинированный пешеход», «Новый знак ПДД», «Водитель, садясь за руль, помните…», «Будущий инспектор ГИБДД». | 17.11. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
15. | Акция в память о погибших в ДТП. Проведение бесед-«минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дорогах по тематикам: «Памятка водителям, пешеходам: уходя из дома, помните…», «Соблюдай ПДД, а то…». | 20.11. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
16. | Общешкольные акции-напоминайки по предупреждению травматизма на дорогах: «Мы пишем письмо водителю», «Обращаемся к пассажирам», «Рекомендации пешеходам» во избежание несчастных случаев на дорогах. | 24.11. 2023 г.; 01.12. 2023 г.; 08.12. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
17. | «Фликер» - напоминание о зимних дорожных «ловушках». Вручение фликеров (светоотражающих элементов) обучающимся 1-5 классов. | 14.12. 2023 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
18. | Познавательные викторины: «Дети и родители – участники дорожного движения», «Дорожный лабиринт», «Страна дорожных знаков», «По дороге не спеша». | 20.12. 2023 г.; 17.01. 2024 г.; 16.02. 2024 г.; 13.03. 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
19. | Классные часы-презентации: «Ребёнок – главный пассажир», «Правила поведения в общественном транспорте», «Велосипедист на дороге», «Нам на улице не страшно», «Секунда – это много или мало?», «Как перейти улицу без светофора?», «Родители как пример образцового пешехода». | В течение учебного года. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
20. | Городской конкурс поделок по безопасности дорожного движения «ПДД от «А» до «Я» знает вся моя семья!». | Февраль-март 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
21. | Областной фестиваль «Семья ЮИД» как одна из форм работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди детей и взрослых, вовлечение семьи в деятельность по профилактике безопасности дорожного движения. | Февраль-март 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
22. | Общешкольная линейка «Опасна ли дорога весной?». | 04.03. 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
23. | Областной этап Всероссийского конкурса «Безопасная дорога - детям». | 01.03. 2024 г. – 25.03. 2024 г. | Сотрудники ГАУ ДПО «Институт развития Оренбургской области»; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов. |
24. | Акции, направленные на профилактическую работу по предупреждению ДДТТ: «Моя мама – автоледи», «С мамой по безопасной дороге», «Юный безопасный пешеход». | 07.03. 2024 г. – 15.03. 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1-9 классов. |
25. | Выставки книг, иллюстраций, презентационных материалов, поделок, посвященные Правилам дорожного движения: «Почемучка на дороге», «Правильное движение на дороге», «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге», «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!», «Дорога – водитель – перекрёсток», «Осторожно, гололёд!», «Пешеход и водитель», «Безопасная дорога», «Учимся быть взрослыми», «Светофорные науки». | В течение учебного года. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; Таласова Д.А., библиотекарь. |
26. | Сказка-игра «Жизнь на дороге. Факты и события». | 20.03. 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
27. | Внеклассное мероприятие – «Круглый стол общения» как социальная акция в память о жертвах дорожных аварий для обучающихся 8-9 классов «Остановить гибель детей – спасти будущее страны». | 22.03. 2024 г. | Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
28. | Занятий по изучению ПДД в 1 – 9 классах. | В течение учебного года. | Классные руководители 1 – 9 классов. |
29. | Обновление «Уголка по профилактике ДДТТ» в МОАУ «Школа №40 г. Орска». | В течение учебного года. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
30. | «День защиты детей». | 19.04. 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 -9 классов; Елюсинова Н.К., советник директора по воспитанию; Вагнер Т.В., старшая вожатая; Куандыков М.Ж., учитель физической культуры. |
31. | Областной фестиваль «Семья ЮИД». | 25.04. 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 -9 классов. |
32. | Городской слёт-конкурс ЮИДовцев «Безопасное колесо – 2024». | 25.04. 2024 г. (перенос на сентябрь 2024 г.) | Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»; Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
33. | Велоэстафета «Велотрасса». Практические занятия в автогородке для изучения правил дорожного движения юными пешеходами и будущими водителями. | 25.04. 2024 г. (перенос на сентябрь 2024 г.) | Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»; Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
34. | «Круглый стол» - итоги работы отрядов ЮИД за 2023-2024 учебный год. Планирование работы на 2024-2025 учебный год. | 17.05. 2024 г. | Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»; Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД. |
35. | Составление памяток и буклетов: «Соблюдаем ПДД во время летних каникул», «Велосипед – без бед!», «Я – часть движения», «Давай дружить – дорога!», «Спасите детские жизни!». | 24.05. 2024 г. – 30.05. 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
36. | Всероссийский конкурс творческих работ «Правила дорожного движения глазами детей». | июнь 2024 г. | Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД. |
Инструктор по безопасности дорожного движения: С.В. Байков
Список литературы.
Дети и дорога. Л.А. Комлева., 1998.
Лучшие методические разработки открытых мероприятий по правилам дорожного движения педагогов Оренбургской области. - г. Оренбург, 2009.
Лучшие сценарии выступлений Юных инспекторов движения Оренбургской области. - г. Оренбург, 2009.
Методические рекомендации по организации работы по безопасности движения в образовательных учреждениях. Из опыта работы ГАИ и учреждений образования Оренбургской, Свердловской областях, г. Москвы. - г. Оренбург, 2003.
Методические рекомендации по организации работы отрядов Юных инспекторов движения. - г. Оренбург, 2015.
Методические рекомендации по организации работы по безопасности движения в детских лагерях отдыха. - г. Оренбург, 2019.
Рабочие тетради по правилам дорожного движения.
Рекомендации по проведению профилактической работы в школах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. - г. Оренбург, 2007.
Роль игры в профилактике ДТП. - г. Оренбург, 2005.
Уроки по Правилам дорожного движения в 5-9 классах. - г. Оренбург, 2010.
Учись быть пешеходом - учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. Издательский дом «МиМ» г. Санкт-Петербург., 2000.
Учись быть пешеходом - учебное пособие по ПДД для учащихся 5-6 классов. Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. Издательский дом «МиМ» г. Санкт-Петербург., 2000.
Экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для учащихся 5-9 классов.