СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детей.

Просмотр содержимого документа
«План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.»

«Утверждаю»

Директор

МОАУ «Школа №40 г. Орска»

______________________ Ю.Н. Подпорина

«01» сентября 2023 г.








МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство Оренбургской области


Муниципальное учреждение

Администрация г. Орска Оренбургская область г. Орск,

находится в ведении управления образования администрации

г. Орска и является автономным учреждением муниципального уровня


МОАУ «Школа №40 г. Орска»











План работы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма.















Орск, 2023 г.

Пояснительная записка.

Гибель людей на дорогах в результате дорожно-транспортных происшествий по данным всемирной организации здравоохранения входит в число десяти главных причин смертности людей. В перечне причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно на дорогах страны с участием детей происходит более 24 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Основной возраст пострадавших детей (более 50%) в ДТП приходится с 7 до 14 лет. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детей.

Самое главное — научить детей правилам жизни в мире. С возрастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, обострением социально-экономических проблем, увеличением частоты проявления стихийных бедствий более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения. Поэтому одной из главных задач образования является передача обучающимся знаний, формирование у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности.

Речь идёт о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В своей структуре данный документ, в котором изложен план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, имеет две взаимосвязанные части.

В теоретической части представленный материал знакомит с такими понятия как профилактика, дорожное движение, безопасность дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и её основная цель, с теоретическими основами организационных форм воспитательно-образовательного процесса и их классификациями, раскрывает роль учреждений дополнительного образования детей в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

В практической части описаны основные формы работы по предупреждению ДДТТ с подростками, методическая основа проведения занятия по ПДД, система работы с отрядом ЮИД.

Описанный материал предназначен как для педагогов дополнительного образования, так и для педагогов-организаторов, учителей общеобразовательных учреждений для проведения тематических классных часов, изучения основ безопасности дорожного движения в рамках предметов «Окружающий мир», «Формирование безопасной среды» (ФБС) и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Профилактические мероприятия

по безопасности дорожного движения.



Профилактика - мероприятия, направленные на предупреждение какого-либо явления и/ или устранение риска.

Дорожное движение - общественные отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых на дорогах.

Безопасность дорожного движения - защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Цель предупреждения ДДТТ - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

Организационные формы

воспитательно-образовательного процесса и их классификация.

Классифицировать формы обучения можно по следующим показателям:

количество обучающихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);

место организации учебы (школьные и внешкольные);

продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия).

Организационные формы обучения могут быть объединены общими целями:

1. Освоение новых знаний: школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, учебный трудовой практикум.

2. Закрепление знаний, формирование навыков и умений - практикум, семинар, консультация.

3. Выработка умений применять знания в семинарах, диспутах, дискуссиях, ролевых и учебно-деловых играх.

4. Обобщение знаний - конференции, уроки-обобщения, семинары.

5. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками - урок контроля и коррекции знаний, семинар-зачет, «круглый стол».


Учитывая дефицит учебного времени, выделенного в общеобразовательных учреждениях на изучение основ безопасности дорожного движения в рамках предметов «Окружающий мир» и «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) существующая система учреждений дополнительного образования детей име­ет возможности для реализации задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные программы для обучения детей безопасному поведению на дорогах.

Формы работы по ПДД с подростками.

В подростковом возрасте обучающиеся более осознанно, чем в начальной школе познают значимость транспортных процессов и содержание транспортной культуры, причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и законы безопасности движения. Они лучше усваивают информацию профилактического характера о мерах предупреждения ДТП и транспортно-аварийных ситуаций, осваивают способы оказания помощи пострадавшим в транспортных авариях. Более сознательно и заинтересованно подходят к вопросам своего движения. Исходя из выше сказанного, образовательный процесс в сфере транспортный культуры с подростками рассчитан на их включение в изучение правил безопасного поведения на дороге.


Общие требования к организации работы образовательного учреждения (МОАУ «Школа №40 г. Орска»)

по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Изучение Правил дорожного движения в школе – одна из основных составляющих работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, состояние которой находится в зависимости от его качества и масштабов.

Программа воспитания и обучения в начальных классах предусматривает обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет правилам безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках предмета «Ознакомление с окружающим миром», в соответствии с которым изучается раздел «Ребёнок на улицах города» (1 занятие в неделю).

В 5-9 классах, с момента введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), Правила дорожного движения входят именно в этот курс.

Управлением образования Оренбургской области, Министерством Просвещения Российской Федерации и ОГИБДД МУ МВД России рекомендована усовершенствованная программа обучения детей ПДД в рамках курса ОБЖ в разделе «Рекомендации по проведению профилактической работы с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма».

- 1-4 классы – изучение ПДД проводится по программе «Ознакомление с окружающим миром». Некоторые занятия рекомендуется приурочивать к концу четверти и проводить в виде урока-инструктажа перед каникулами;

- 5-9 классы – по 9 часов по ПДД рекомендовано изучать на уроках ОБЖ, распределяя их в учебном году (раз в месяц).

Руководствуясь данной программой, кроме уроков по ПДД в рамках предмета ОБЖ, данная тема должна прослеживаться на классных часах, часах общения, «минуток безопасности» и при планировании внеклассной работы под качественным проведением классных руководителей. Массовые мероприятия по безопасности движения в Плане воспитательной работы МОАУ «Школа №40 г. Орска» планируются в соответствии с совместным планом работы Управления образования администрации г. Орска и ОГИБДД МУ МВД России «Орское». Не реже 1 раза в год вопрос профилактики ДДТТ рассматривается на общешкольных родительских собраниях, и не реже 2-ух раз – на педагогическом совете, совещании при директоре и школьном методическом объединении классных руководителей. Кроме того, в школе действует отряд ЮИД, как помощник в проведении профилактической работы, руководителем которого является учитель ОБЖ, инструктор по безопасности дорожного движения Байков Сергей Владимирович (Пр. №39/4 от 01.09. 2023 г.).

В МОАУ «Школа №40 г. Орска» оборудованы уголки и стенды по безопасности дорожного движения, размещены на видном месте (в фойе на первом этаже и в кабинетах). Уголки и стенды оснащены материалами по ПДД и пропагандистской информацией, которая обновляется в течение учебного года.

Для координации всей работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в начале 2023-2024 учебного года приказом директора был назначен ответственный педагог – школьный инструктор по безопасности движения. Мероприятия, проводимые образовательным учреждением, подтверждаются разработками, сценариями, аналитическими справками в планах работы, записями в классных журналах. Для контроля за качеством обучения и выявления пробелов в знаниях детьми ПДД во всех классах (с 1–го по 9-ый) регулярно проводятся контрольные тесты, с последующим анализом результатов и принятием мер по повышению качества знаний.

При получении сведений ОГИБДД МУ МВД России «Орское» по фактам ДТП или нарушений детьми ПДД, директор школы совместно с инструктором по безопасности движения в течение 10 дней проводят внеплановую профилактическую работу и дают ответ о принятых мерах в ОГИБДД МУ МВД России «Орское».

Таким образом, цели и задачи работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей, следующие:

Цель: создание условий по обучению ребят Правилам дорожного движения для предупреждения и снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:

  1. Продолжить изучение Правил дорожного движения и передать детям знания о правилах БДД в качестве пешехода и пассажира транспортных средств.

  2. Развивать у обучающихся навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

  3. Учить школьников правильному поведению в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий.

  4. Закрепить у детей знания и умения по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.

  5. Привлечь обучающихся МОАУ «Школа №40 г. Орска» к участию в пропаганде среди детей и подростков культуры безопасного поведения на дорогах.

  6. Расширить представления ребят о работе ГИБДД, ДПС.

  7. Повысить компетентность родителей посредством партнёрства взаимоотношений.

  8. Использовать современные образовательные технологии в педагогической практике.

  9. Повысить в МОАУ «Школа №40 г. Орска» эффективность работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся и их родителей.

Методы и формы работы.

  1. Словесные методы: беседы, лекции, индивидуальные собеседования, дискуссии, диспуты, «круглые столы».

  2. Работа слитературой: изучение «Правил дорожного движения», методическая литература, материалы СМИ, газета «Добрая дорога детства» и журналы «ОБЖ».

  3. Наглядно-иллюстративные методы: работа с кино-, видео-, фотоматериалами, учебными плакатами, иллюстрациями, ИКТ.

  4. Практические методы: тренинги, игровое моделирование, выпуск печатных листовок и памяток по тематике «Правила дорожного движения», участие в школьных и городских акциях, мероприятиях и конкурсах отрядов ЮИД, выступления отряда ЮИД «Светофор» на общешкольных линейках.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение культуры безопасного поведения на дорогах у обучающихся школы.

  2. Снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

  3. Сотрудничество со структурами, обеспечивающими безопасность личности.

  4. Наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений в области обеспечения дорожной безопасности.



Перечень знаний и умений, которые должны иметь обучающиеся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах во избежание ДТП.



Обучающиеся 1-го класса

Должны знать:

  1. Основные части улицы и дороги – дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

  2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где – транспортные средства.

  3. Правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного её перехода:

- не стоять близко от углов перекрёстка, у края проезжей части и на остановках общественного транспорта;

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, и убедившись в безопасности перехода, начинать переход, контролируя дорожную обстановку;

- быть внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололёде, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать.

4. Название, назначение и возможные места установки дорожных знаков.

5. Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов: красный – стойте, желтый – ждите, зелёный – идите.

6. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналами светофоров вне перекрёстка и на перекрёстках, где транспортные средства движутся не только в прямом направлении, но и совершают повороты.

Должны уметь:

  1. Определять опасные для пешеходов участки улиц и дорог.

  2. Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу:

- вблизи крутых поворотов и изломов дорог;

- при наличии крупногабаритных транспортных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги;

- на нерегулируемых перекрёстках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов.

3. При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.



Обучающиеся 2-го класса

Должны знать:

  1. Какие ошибки в поведении пешеходов на улицах и дорогах приводят к дорожно-транспортным происшествиям.

  2. Название, назначение дорожных знаков и места их установки.

  3. Дорожная разметка на улицах и дорогах в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.

  4. Правила безопасного поведения пешеходов на городских и загородных дорогах.

  5. Опасные и безопасные для пешеходов участки улиц и дорог в микрорайоне школы или населённом пункте.

  6. Значение сигналов светофоров

  7. Значение сигналов регулировщика для транспорта и пешеходов.

  8. Что такое перекрёсток, и какие виды перекрёстков есть в микрорайоне школы или населённом пункте.

  9. Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

Должны уметь:

  1. Выбирать безопасные места и определять безопасные условия для перехода улиц в микрорайоне школы или населённом пункте.

  2. Безопасно выполнять переход улиц и дорог по обозначенным пешеходным переходам в сопровождении взрослых.

  3. Пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и движении на маршруте.

  4. Обращаться за помощью к взрослым в сложных условиях перехода улиц и дорог или при посадке и выходе из общественного транспорта.



Обучающиеся 3-го класса

Должны знать:

  1. Правила безопасного перехода улиц и дорог с односторонним и двусторонним движением транспортных средств.

  2. Название, назначение дорожных знаков и места их установки.

  3. Правила поведения пешехода по сигналам регулировщика.

  4. Опасные и безопасные участки улиц и дорог в городе и за городом и правила безопасного поведения на них пешеходов.

  5. Как должны вести себя пассажиры в автобусе, троллейбусе и трамвае.

  6. Чем опасны улицы и дороги осенью и зимой, в дневное и вечернее время, и как должны вести себя пешеходы в этих условиях.

  7. Где можно и нельзя играть детям для соблюдения безопасности.

  8. Правила безопасного перехода широких улиц и дорог.

  9. Что такое тормозной путь, и как он изменяется в зависимости от состояния проезжей части и от скорости движения транспортных средств.

Должны уметь:

  1. Определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств.

  2. Определять безопасные для пешехода расстояния до движущихся транспортных средств.

  3. Входить и выходить из общественного транспорта и безопасно переходить улицу и дорогу в местах остановок общественного транспорта.

  4. Вежливо и этично вести себя в общественном и личном транспорте.



Обучающиеся 4-го класса

Должны знать:

  1. Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, в дороге и в общественном транспорте.

  2. Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и дорогах.

  3. Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах, остановках и стоянках транспортных средств, на улицах и дорогах.

  4. Правила безопасного поведения обучающихся при движении группой и колонной по улице и загородной дороге.

  5. Обучающимся какого возраста по Правилам дорожного движения разрешается выезжать на улицу и дорогу на велосипеде или мопеде.

  6. Где разрешено обучающимся кататься на самокатах и велосипедах.

  7. Требования правил безопасного поведения при езде на велосипедах.

  8. Название и виды транспортных средств, связанных с перевозкой и обслуживанием человека.

  9. Значение световых и звуковых сигналов и сигналов, подаваемых рукой водителями транспортных средств.

Должны уметь:

  1. Безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой обучающихся, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.

  2. Пользоваться наземными видами общественного транспорта.

  3. Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу и дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.

  4. Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице и дороге пешеходов и водителей транспортных средств.

  5. Пользоваться картами, схемами для объяснения и анализа правил безопасного поведения пешеходов на улицах и дорогах.



Обучающиеся 5 - 9 классов.

Должны знать:

  1. Исторические факты в области организации безопасности дорожного движения.

  2. Особенности дорожного движения в разное время года.

  3. Основные понятия и термины, используемые в правилах дорожного движения.

  4. Значение сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков, дорожной разметки.

  5. Обязанности пешеходов и пассажиров.

  6. Правила поведения на дороге, на тротуаре, в маршрутном транспорте.

  7. Как распознать и предвидеть дорожные ситуации – «ловушки».

  8. Правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях – дорожных «ловушках».

  9. Ответственность за нарушение ПДД.

  10. Приёмы оказания доврачебной помощи пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии.

  11. Виды, причины, последствия ДТП с участием детей и подростков.

  12. Правила этики на дороге.

  13. Историю изобретения велосипеда и развития автотранспорта.

  14. Требования к движению велосипедистов по проезжей части дорог.

  15. Устройство велосипеда.

  16. Дорожные «ловушки» для велосипедистов, роллеров, скейтбордистов, скутеристов, мопедистов.

  17. Вопросы теории движения автомобиля.

  18. Виды опасности и опасных участков пути на дороге.

  19. Назначение светоотражающих элементов для транспорта и пешеходов.

  20. Правила поведения пешеходов и водителей на железной дороге.

  21. Состав автомобильной аптечки.

  22. Элементы площадки для практических занятий по безопасности дорожного движения.

  23. Направления пропагандистской деятельности по безопасности дорожного движения.

  24. Историю возникновения и развития фотографии.

  25. Жанры газетной журналистики, радио- и тележурналистики.

  26. Последствия ранений, полученных в дорожно-транспортных происшествиях.

  27. Последовательность действий и принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях.

  28. Термины и понятия страхования.

  29. Основы безопасного поведения в различных экстремальных ситуациях.

Должны уметь:

  1. Ориентироваться в дорожной обстановке.

  2. Прогнозировать развитие дорожной ситуации.

  3. Анализировать ДТП с участием детей и подростков.

  4. Решать ситуационные задачи.

  5. Оказывать доврачебную помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

  6. Соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.

  7. Подбирать информацию для уголка по безопасности дорожного движения.

  8. Составлять «Схему безопасного маршрута движения воспитанников на участках дорог, прилегающих к образовательному учреждению (МОАУ «Школа №40 г. Орска»).

  9. Проводить массовые мероприятия: инструктажи, конкурсы, викторины, КВН по безопасности движения.

  10. Оформлять агитационный материал: тематические стенгазеты, плакаты о соблюдении правил дорожного движения.

  11. Выступать с агитбригадой.

  12. Проводить тематические тренинги, беседы по безопасности дорожного движения.

  13. Проверять техническое состояние и снаряжение велосипеда.

  14. Управлять велосипедом с соблюдением требований безопасности дорожного движения.

  15. Преодолевать на велосипеде препятствия.

  16. Анализировать дорожные «ловушки» с велосипедистами, роллерами, скейтбордистами, скутеристами, мопедистами.

  17. Осуществлять проектную деятельность.

  18. Пользоваться медицинскими препаратами из автомобильной аптечки.

  19. Работать в команде и устранять возможные конфликты внутри коллектива.

  20. Готовить агитационно-пропагандирующие и информационные материалы.

  21. Применять приёмы самосохранения при попадании в дорожно-транспортное происшествие.

  22. Проводить работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в различных направлениях: пропагандистская работа среди сверстников, шефская деятельность, работа со средствами массовой информации, оформление наглядности.

  23. Изготавливать настольный макет перекрёстка в районе образовательного учреждения (МОАУ «Школа №40 г. Орска»).

  24. Обустраивать площадку для проведения практических занятий по безопасности дорожного движения.

  25. Передвигаться на велосипеде по установленному маршруту, с выбором маршрута, на время с отметкой на заданных контрольных пунктах.

  26. Отвечать на вопросы билетов по безопасности дорожного движения.

  27. Определять признаки жизни пострадавшего, места и виды кровотечений, перелома костей конечности, повреждений костей таза, позвоночника, рёбер и грудины.

Занятия с отрядом ЮИД.

Одним из направлений деятельности является подготовка детей к безопасному поведению на дорогах через развитие движения ЮИД (юные инспектора движения).

Отряд юных инспекторов дорожного движения – объединение школьников, которые создаются в целях применения усвоенных ими знаний Правил дорожного движения (ПДД), воспитания у них чувства ответственности, культуры участника дорожного движения, профессиональной ориентации, привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди школьников.

Для работы с отрядом ЮИД в МОАУ «Школа №40 г. Орска» была разработана программа по обучению детей Правилам дорожного движения.

В соответствии с программой и возрастными особенностями обучающихся разработала занятия по трем основным видам деятельности:

1. Обучение подростков теоретическим знаниям: лекции и пресс-конференции с использованием мультимедийных и компьютерных технологий, показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ.

2. Творческая работа обучающихся: выполнение заданий, необходимые им для правильной, безопасной ориентации в дорожной сфере - задания по составлению кроссвордов по тематике безопасности дорожного движения; изучение иллюстраций с выявлением нарушителей правил дорожного движения или определения опасных дорожных ситуаций и пути выхода из них.

3. Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием игр и упражнений: сюжетные и ролевые игры по правилам дорожного движения; моделирование ситуаций на магнитной доске, работа в автогородке.

Для активизации деятельности, познавательной активности обучающихся использую нестандартные формы проведения занятий, а именно: игры-викторины, сюжетно-ролевые игры, тренинговые занятия.

При разработке занятий уделяю особое внимание отработке полученных знаний на практике, потому что нарушения чаще совершаются не от незнания правил дорожного движения, а от неумения применять имеющиеся знания в жизни. Поэтому обучение подростков правилам дорожного движения носит практико-ориентированный характер.


Проектная деятельность.

На сегодняшний день актуальна такая форма работы как проектная деятельности. Опыт работы показывает, что этот вид инновационной деятельности эффективен и интересен для обучающихся.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который достигается благодаря решению практической или теоретической проблемы.

При проектировании приобретается опыт использования знаний.

Проект «Дорожный порядок». В данном проекте члены отряда ЮИД приняли участие в качестве информаторов по вопросам безопасности дорожного движения: предоставили статистические данные ДТП с участием детей в г. Орске с фотографиями о работе отряда ЮИД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Массовые мероприятия.

Одной из наиболее эффективных форм обучения детей безопасному поведению на дорогах является проведение массовых мероприятий, которые вызывают интерес среди подростков.

Применяю различные формы их проведения: соревнования, театрализованные представления, познавательно-развлекательные программы, конкурсные программы, игры-путешествия, смотры: конкурс сочинений и буклетов среди обучающихся 1-9 классов «По безопасным дорогам в безопасное будущее»; конкурсные программы: «Дорожные правила жизни», «День памяти жертв, погибших в ДТП»; познавательно-развлекательная программа для обучающихся 5 классов «Посвящение в пешеходы», спортивные соревнования для обучающихся 8-9 классов «Дорога безопасности», конкурсы муниципального, областного и Всероссийского характеров среди отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений г. Орска: «ПДД от «А» до «Я» знает вся моя семья», «Безопасная дорога – детям!, «Дорога без опасности», «Правила дорожного движения глазами детей».

Проведение массовых мероприятий позволяет закреплять знания, умения, навыки по правилам дорожного движения, привлекать обучающихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.


Средства массовой информации.

Средство массовой информации (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию.

Взаимодействие со СМИ в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма имеет для подростка большое значение. Участие в деятельности средств массовой информации - у обучающихся появляется возможность развития творческих способностей, воспитывает чувство ответственности.

Обучающиеся пишут заметки, статьи по правилам дорожного движения и публикуют их в печатных изданиях МОАУ «Школа №40 г. Орска»: «Добрая дорога детства», «Красный, жёлтый, зелёный».

Принимают активное участие в радиовещании «Школа дорожных наук» по правилам дорожного движения.

Такая форма работы способствует лучшей адаптации подростка в окружении сверстников, а также вызывает интерес к посещению занятий.


Автогородок.

Детский автогородок – это сооружения и технические средства организации дорожного движения, предназначенные для проведения практических занятий по обучению детей безопасному поведению на дорогах.

Интерес у обучающихся вызывают занятия на площадке по изучению правил дорожного движения: участие в событиях и действиях, приближенных к обстановке на улицах города, обдумывание ситуаций и формирование основы правильного поведения на улице и дороге. Занятия в автогородке, согласно программе, могут проходить в тёплое время года (осень, весна, лето), а в зимний период, возможно проведение работы на схеме автогородка, с использованием макетов машин, велосипедистов, пешеходов, регулировщика: моделирование дорожных ситуация, разбор дорожных знаков и дорожной разметки.

Экскурсия.

Экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение предметов, явлений и процессов.

Экскурсии имеют важное практическое значение в обучении правил дорожного движения для подростков, способствуют более успешному усвоению теоретических знаний. Благодаря данной форме обучения, обучающиеся имеют возможность находиться в реальных условиях дорожного движения (наблюдение за пешеходами, водителями, регулировщиком, выявление нарушителей), почувтвовать себя сотрудниками ГИБДД (осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов).

Программой предусмотрены такие экскурсии как:

  • «Соблюдай ПДД». Цель - наблюдение на дорогах города за водителями и пешеходами, как участников дорожного движения.

  • «Регулируемый перекресток». Цель - наблюдение за работой светофора и регулировщика.

  • «Нерегулируемый перекресток». Цель - оценка дорожной ситуации на перекрестке.

  • «Деятельность инспектора ГИБДД». Цель - наблюдение за работой инспектора ГИБДД: проверка документов, осмотр транспортного средства.

  • экскурсия в «Автошколу» г. Орска. Цель – наблюдение за процедурой сдачи экзамена на получение водительских прав.

Встречи с сотрудниками ГИБДД и представителями автошколы, обучающиеся воспринимают серьёзно, и имеют возможность узнать о подробностях данных профессий.


Участие работников Госавтоинспекции в организации

профилактических мероприятий с подростками.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Эффективным представляется метод совместного сотрудничества ОГИБДД МУ МВД России «Орское» и управления образования Администрации г. Орска Оренбургской области.

Обучающиеся совместно с инспекторами ГИБДД: старшим инспектором ДПС Вагаповым Ренатом Салаватовичем, госинспектором БДД ОТН ОГИБДД МУ МВД России «Орское» Наследовым Алексеем Владимировичем и сотрудником ОГИБДД МУ МВД России «Орское» - инспектором ДПС Левченко Александром Сергеевичем:

  • проводят «линейки безопасности» в МОАУ «Школа №40 г. Орска».

  • рейды во время каникул и акции перед началом каникул на улицах города для водителей и пешеходов: «Юный пассажир», «Безопасные каникулы!», «Юный пешеход», «Внимание дети!», «Дорога во все времена года».

  • участвуют в патрулировании на дорогах совместно с сотрудниками ГИБДД с целью выявления среди детей и подростков правонарушителей в сфере дорожного движения.

Такая форма работы по ПДДТТ позволяет обучающимся приобщаться к основам культуры в дорожной среде, формировать и развивать умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Уголки безопасности дорожного движения.

Уголок безопасности – это учебно-методическая и информационная организация работы по формированию транспортной культуры и навыков безопасного поведения на дорогах.

Участие в создании, оформлении и обновлении уголка безопасности дорожного движения как форма работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма интересна обучающимся и способствует раскрытию творческих, художественных, оформительских и организационных способностей. Поэтому каждый воспитанник школьного кружкового объединения «ЮИД» находит для себя вид деятельности в создании уголка: художники занимаются оформлением, фотографы готовят альбом по профилактике ДДТТ, обучающиеся с писательскими способностями собирают материал и пишут статьи по безопасности дорожного движения, журналисты проводят интервью с инспекторами по пропаганде, педагогами по ПДД.

По оформлению и содержанию «уголка безопасности» можно оценить опыт работы, а также принять меры по устранению недостатков в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении.


Таким образом, реализация подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить их ориентироваться в дорожных ситуациях.

Обучение правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах в МОАУ «Школа №40 г. Орска» основывается на самостоятельности обучающихся, носит практико-ориентированный характер.

Такая система работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дает свои результаты. Так за 2023-2024 учебный год:

- в результате профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения было охвачено 114 обучающихся образовательного учреждения;

- проведено одно городское и три областных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- проведены акции, в рамках которых проходили рейды на улицах города;

- показателями качества работы отряда ЮИД являются: III место в областном конкурсе на лучшую организацию работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения в образовательном учреждении «Дорога без опасности!»., ГАУ ДПО «Институт развития образования Оренбургской области»., 2023 г.; II место и активное участие в городском конкурсе поделок по БДД «ПДД от «А» до «Я» знает вся моя семья»., Управление образования Администрации г. Орска., 2024 г.; I место в областном этапе Всероссийского конкурса по безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога – детям»., ГАУ ДПО «Институт развития образования Оренбургской области»., 2024 г.; победители и призёр всероссийского конкурса «Правила дорожного движения глазами детей».

Немаловажен и тот факт, что количество обучающихся желающих посещать занятия по правилам дорожного движения в качестве юных инспекторов дорожного движения постоянно увеличивается.

Рост количества обучающихся, посещающих занятия по ПДД.



















План работы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

на 2023-2024 учебный год.

№ п/п.

Содержание работы.

Сроки исполнения.

Ответственная организация/ лицо (работник).

1.

Включение в повестку педагогического совета вопроса о состоянии работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

30.08. 2023 г.

Подпорина Ю.Н., директор школы; Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД.

2.

Обсуждение на заседании МО классных руководителей вопроса «Совершенствование системы работы по изучению ПДД».

04.09. 2023 г.

Тажекенова А.Д., руководитель МО классных руководителей.

3.

Участие в совещаниях руководителей отрядов ЮИД среди общеобразовательных учреждений г. Орска и присутствие на тематических консультациях в детском центре по безопасности дорожного движения «Светофор» МАУДО «Дворец пионеров г. Орска».

В течение учебного года.

Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»;

Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор».

4.

Обновление уголков ПДД в МОАУ «Школа №40 г. Орска».

04.09. 2023 г.

14.09. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

5.

Выступления сотрудников ОГИБДД МУ МВД России «Орское»: старшего инспектора ДПС - Вагапова Рената Салаватовича, госинспектора БДД ОТН ОГИБДД МУ МВД России «Орское» - Наследова Алексея Владимировича и членов отряда «ЮИД» на общешкольных линейках о состоянии работы по предупреждению ДДТТ.

Сентябрь-октябрь 2023 г., декабрь 2023 г.,

апрель-май 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское».

6.

Неделя дорожной безопасности «Сохраним жизнь на дорогах!».

Внеклассное мероприятие – художественно-творческий праздник для обучающихся 5-7 классов «Дорожный фестиваль».

Выступление сотрудника ОГИБДД МУ МВД России «Орское» - инспектора ДПС Левченко Александра Сергеевича.

04.09. 2023 г. -

09.09. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; сотрудник ОГИБДД МУ МВД России «Орское».

7.

Областной конкурс на лучшую организацию работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения в образовательной организации «Дорога без опасности!».

17.10. 2023 г.

Сотрудники ГАУ ДПО «Институт развития Оренбургской области»;

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

8.

Проведение социальных профилактических акций: «Внимание – дети!», «Засветись!», «Поделись автокреслом – спаси жизнь ребёнку!», «Рисуя – учим ПДД», «Ремень безопасности», «Алкоголь за рулём запрещён», «Надёжный защитный временнообязанный ремень безопасности», «Правила движения – не для нарушения!», «По безопасной дороге в безопасное будущее!».

Шоу-программа «Правила дорожные выполнять не сложно нам» для обучающихся 1-4 классов. Выступление агитбригады.

11.10. 2023 г. –

13.10. 2023 г.;

11.12. 2023 г. –

13.12. 2023 г.;

15.04. 2024 г. –

17.04. 2024 г.

Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»;

Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»;

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

9.

Профилактическое мероприятие. Тематические беседы «Безопасные осенние дороги» с составлением памяток и листовок «Это не байки – всем помогают светоотражайки».

16.10. 2023 г. –

20.10. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

10.

Фоточеллендж «Помни о правилах безопасности на железной дороге».

25.10. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

11.

Работа с детьми-нарушителями ПДД «Учим с увлечением и без напряжения Правила движения!».

В течение учебного года.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

12.

Беседы с использованием ИКТ: «Дорога и подросток», «Вождение автотранспортом – дело серьёзное», «Предупреждение травматизма на дорогах», «Азбука движения пешехода», «Зима. Дорога. Опасность», «Дорожный патруль», «Дорожная разметка и сигналы светофора», «Дорожный знак тебе не враг!», «Самые нужные правила», «Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила поведения в общественном транспорте».

В течение учебного года.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

13.

Организация выпуска печатных листовок и памяток: «Дороги во все времена года», «Не играй на проезжей части», «Памятка юного пешехода», «Если ты велосипедист», «Правила безопасного движения в зимний период», «Я – пассажир! Я – участник дорожного движения», «Части улицы», «Дети на дороге», «Не гони водитель, ты тоже водитель», «Я – водитель велосипеда, мопеда, скутера!», «Скутер – опасность для жизни школьника», «Осторожно, дорога», «Будь особенно внимателен, когда обзору мешает препятствие», «Обращение к детям!».

В течение учебного года.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

14.

Мультимедиаигры: «Автомобиль – дорога – пешеход», «Дисциплинированный пешеход», «Новый знак ПДД», «Водитель, садясь за руль, помните…», «Будущий инспектор ГИБДД».

17.11. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

15.

Акция в память о погибших в ДТП. Проведение бесед-«минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дорогах по тематикам: «Памятка водителям, пешеходам: уходя из дома, помните…», «Соблюдай ПДД, а то…».

20.11. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

16.

Общешкольные акции-напоминайки по предупреждению травматизма на дорогах: «Мы пишем письмо водителю», «Обращаемся к пассажирам», «Рекомендации пешеходам» во избежание несчастных случаев на дорогах.

24.11. 2023 г.;

01.12. 2023 г.;

08.12. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

17.

«Фликер» - напоминание о зимних дорожных «ловушках». Вручение фликеров (светоотражающих элементов) обучающимся 1-5 классов.

14.12. 2023 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

18.

Познавательные викторины: «Дети и родители – участники дорожного движения», «Дорожный лабиринт», «Страна дорожных знаков», «По дороге не спеша».

20.12. 2023 г.;

17.01. 2024 г.;

16.02. 2024 г.;

13.03. 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

19.

Классные часы-презентации: «Ребёнок – главный пассажир», «Правила поведения в общественном транспорте», «Велосипедист на дороге», «Нам на улице не страшно», «Секунда – это много или мало?», «Как перейти улицу без светофора?», «Родители как пример образцового пешехода».

В течение учебного года.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

20.

Городской конкурс поделок по безопасности дорожного движения «ПДД от «А» до «Я» знает вся моя семья!».

Февраль-март 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

21.

Областной фестиваль «Семья ЮИД» как одна из форм работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди детей и взрослых, вовлечение семьи в деятельность по профилактике безопасности дорожного движения.

Февраль-март 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

22.

Общешкольная линейка «Опасна ли дорога весной?».

04.03. 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

23.

Областной этап Всероссийского конкурса «Безопасная дорога - детям».

01.03. 2024 г. –

25.03. 2024 г.

Сотрудники ГАУ ДПО «Институт развития Оренбургской области»;

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 - 9 классов.

24.

Акции, направленные на профилактическую работу по предупреждению ДДТТ: «Моя мама – автоледи», «С мамой по безопасной дороге», «Юный безопасный пешеход».

07.03. 2024 г. –

15.03. 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1-9 классов.

25.

Выставки книг, иллюстраций, презентационных материалов, поделок, посвященные Правилам дорожного движения: «Почемучка на дороге», «Правильное движение на дороге», «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге», «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!», «Дорога – водитель – перекрёсток», «Осторожно, гололёд!», «Пешеход и водитель», «Безопасная дорога», «Учимся быть взрослыми», «Светофорные науки».

В течение учебного года.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; Таласова Д.А., библиотекарь.

26.

Сказка-игра «Жизнь на дороге. Факты и события».

20.03. 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

27.

Внеклассное мероприятие – «Круглый стол общения» как социальная акция в память о жертвах дорожных аварий для обучающихся 8-9 классов «Остановить гибель детей – спасти будущее страны».

22.03. 2024 г.

Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»;

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

28.

Занятий по изучению ПДД в 1 – 9 классах.

В течение учебного года.

Классные руководители 1 – 9 классов.

29.

Обновление «Уголка по профилактике ДДТТ» в МОАУ «Школа №40 г. Орска».

В течение учебного года.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

30.

«День защиты детей».

19.04. 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 -9 классов;

Елюсинова Н.К., советник директора по воспитанию;

Вагнер Т.В., старшая вожатая;

Куандыков М.Ж., учитель физической культуры.

31.

Областной фестиваль «Семья ЮИД».

25.04. 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД; классные руководители 1 -9 классов.

32.

Городской слёт-конкурс ЮИДовцев «Безопасное колесо – 2024».

25.04. 2024 г.

(перенос на сентябрь 2024 г.)

Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»;

Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»;

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

33.

Велоэстафета «Велотрасса».

Практические занятия в автогородке для изучения правил дорожного движения юными пешеходами и будущими водителями.

25.04. 2024 г.

(перенос на сентябрь 2024 г.)

Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»;

Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»;

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

34.

«Круглый стол» - итоги работы отрядов ЮИД за 2023-2024 учебный год. Планирование работы на 2024-2025 учебный год.

17.05. 2024 г.

Сотрудники ОГИБДД МУ МВД России «Орское»;

Орлова Н.Н., руководитель детского центра «Светофор»;

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД.

35.

Составление памяток и буклетов: «Соблюдаем ПДД во время летних каникул», «Велосипед – без бед!», «Я – часть движения», «Давай дружить – дорога!», «Спасите детские жизни!».

24.05. 2024 г. – 30.05. 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.

36.

Всероссийский конкурс творческих работ «Правила дорожного движения глазами детей».

июнь 2024 г.

Байков С.В., учитель ОБЖ, руководитель отряда ЮИД; члены отряда ЮИД.





Инструктор по безопасности дорожного движения: С.В. Байков

















Список литературы.



  1. Дети и дорога. Л.А. Комлева., 1998.

  2. Лучшие методические разработки открытых мероприятий по правилам дорожного движения педагогов Оренбургской области. - г. Оренбург, 2009.

  3. Лучшие сценарии выступлений Юных инспекторов движения Оренбургской области. - г. Оренбург, 2009.

  4. Методические рекомендации по организации работы по безопасности движения в образовательных учреждениях. Из опыта работы ГАИ и учреждений образования Оренбургской, Свердловской областях, г. Москвы. - г. Оренбург, 2003.

  5. Методические рекомендации по организации работы отрядов Юных инспекторов движения. - г. Оренбург, 2015.

  6. Методические рекомендации по организации работы по безопасности движения в детских лагерях отдыха. - г. Оренбург, 2019.

  7. Рабочие тетради по правилам дорожного движения.

  8. Рекомендации по проведению профилактической работы в школах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. - г. Оренбург, 2007.

  9. Роль игры в профилактике ДТП. - г. Оренбург, 2005.

  10. Уроки по Правилам дорожного движения в 5-9 классах. - г. Оренбург, 2010.

  11. Учись быть пешеходом - учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. Издательский дом «МиМ» г. Санкт-Петербург., 2000.

  12. Учись быть пешеходом - учебное пособие по ПДД для учащихся 5-6 классов. Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат. Издательский дом «МиМ» г. Санкт-Петербург., 2000.

  13. Экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения для учащихся 5-9 классов.