Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом школы-интерната Зам. директор МКОУ ССКОШИ
протокол №_62__ Иванова С.И.________________
от «_03_» __сентября__2015г. от «_01_»_сентября__2015г.
План работы по профилактике правонарушения и безнадзорности
среди воспитанников МКОУ ССКОШИ
в течении 2015-2016 уч.года
Цель: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.
Задачи:
Обеспечение сохранение здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Тематические классные часы, беседы, консультации учащимся
месяц | Классные часы нач.кл | Классные часы старш.кл. | Час общения в старшей группе | Час общения в младшей группе | Социальный педагог | психолог | Медицинский сектор |
Сентябрь | Режим дня | Режим дня | Настоящий друг, кто это | Азбука юного гражданина | Школа-интернат – второй дом | Мой портрет | Личная гигиена |
Октябрь | Правила поведения в школе-интернате | Жить -отвечая за все | «Добрым жить на белом свете радостно» – «Доброта – это наше солнышко» | «По каким правилам мы живем?» | О вреде курения | Я и моя семья | Все о гриппе |
Ноябрь | кодекс школьника | Человек и закон | Дискуссия: Права и обязанности воспитанников школы-интерната | Дискуссия: Права и обязанности воспитанников школы-интерната | Правовая неделя | Агрессия и агрессивность | Профилактика нарушения осанки |
Декабрь | Азбука волшебных слов | О совести, чести и достоинства | Этикет на каждый день | Привычка - вторая натура | Правило проведения в общественных местах | Я и мой класс | Профилактика нарушения зрения |
Январь | Я - личность | Модель старшеклассника | «Соблазны и ошибки человека» | «Ты ответишь только за свои поступки» | «Кто придет к тебе на помощь?»(о родств, друзьях, службах) | Карта интересов | Здоровые зубы |
Февраль | Будущие защитники Родины | Друг познается в беде | Влияние вредных привычек на организм человека | «ЗОЖ - что это значит?» | «Что такое жизненные навыки?» | Мой выбор | О вреде курения |
Март | Береги природу | Мои положительные качества | Влияние алкоголя на организм человека | Прекрасное и безобразное в нашей жизни | «Чтобы безграмотными не быть» (о законах) | Полезная привычка | О вреде алкоголя |
Апрель | Советы доктора-береги здоровье с молоду | Жить - здорово! | ЗОЖ – это модно | Игра-суд над вредными привычками | Ваше здоровье в ваших руках | Трудные ситуации | Здоровый образ жизни |
май | Будьте взаимно вежливы | Конфликт и предупреждение конфликта | Моя семья – моя жизнь | Знакомство с понятием «вандализм» и «вандалы» | «Если вы все же попали» | Азбука здоровья | Профилактика травматизма |
№ | действия | Срок исполнения | ответственные |
Общие организационные мероприятия |
1 | Разработка программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Август, сентябрь | Социальный педагог, ВР, психолог, воспитатели, учителя |
2 | Классные часы по разъяснениям ФЗ от 24.06.1999 №120 - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | октябрь | Социальный педагог |
3 | Родительское собрание по разъяснению ФЗ от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | октябрь | Социальный педагог |
4 | Индивидуальная разъяснительная работа о ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с родителями и учащимися | Постоянно | Социальный педагог, классные руководители |
5 | Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и устава школы-интерната | Постоянно | Социальный педагог, дежурный учитель |
6 | Сбор информаций и обновление данных о социальном составе воспитанников школы-интерната: -выявление детей из многодетных детей -выявление подопечных детей и детей-сирот -выявление детей инвалидов -выявление детей «группы риска» -выявление детей из неблагополучных семей -выявление детей из социально-незащищенной категории | В течение 1 полугодия | Социальный педагог, классный руководитель |
7 | Организация отдыха, досуга и занятости воспитанников, находящихся в социальном положении | В течение года | ВР, классные руководители, воспитатели |
8 | Организация посещения семьи воспитанника, находящихся в социально опасном положении с составлением акта обследования материально бытовых условий | По мере необходимости | Социальный педагог, классный руководитель |
9 | Оказание помощи семье в воспитании и обучении воспитанников | В течение года | Социальный педагог, классный руководитель |
10 | Привлечение воспитанников к участию в спортивной секции, кружке, (РДЮСШОР, ЦДТ, муз.школа) | По мере необходимости | Социальный педагог, классный руководитель |
Работа с педагогами |
11 | Индивидуальное консультирование по возникновению проблем | По мере необходимости | Социальный педагог, психолог |
12 | Совместная деятельность в работе с трудными детьми и неблагополучными семьи | В течение года | Социальный педагог |
13 | Проведение профилактических классных часов | В течение года | Классные руководители |
14 | Разработка и создание базы специальных коррекционных упражнений по развитию социальной компетенции обучающихся для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе. | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
15 | Информационно-психологические лекции | В течение года | психолог |
16 | | | |
Работа с родителями |
17 | Обследование семей детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в целях защиты их прав | По мере необходимости | Социальный педагог, Классные руководители
|
18 | Провести родительские лектории по радио «Долгун» | В течение года | Педагогический коллектив |
19 | Организация психолого-педагогического консультирования семей | В течение года | Психолог, социальный педагог |
20 | Общешкольное родительское собрание | 1 раз в полугодии | Педагогический коллектив |
21 | Родительский всеобуч | По мере необходимости | Классные руководители, воспитатели |
22 | Проведение классных родительских собраний. | 4 раза в год | Классные руководители |
Работа с воспитанниками |
23 | Составление банка данных и карточек постановки на внутришкольный контроль | Август, сентябрь | Социальный педагог |
24 | Раннее выявление детей с различными формами дезадаптации, оказание им комплексной помощи | По мере необходимости | Социальный педагог |
25 | Профилактические беседы «Права и ответственность подростков» | В течение года | Социальный педагог |
26 | Развитие творческих способностей обучающихся (клубы, кружки, секции, внешкольные мероприятия, коррекционно-развивающие программы и т.п.). | В течении года | ВР, учителя, воспитатели |
27 | Развитие системы кружковой работы во второй половине дня. | По плану кружковых работ | ВР, учителя, воспитатели |
Совместная работа со специалистами по специальности по профилактике правонарушений у несовершеннолетних |
28 | Изучение вопроса о востребованности наших воспитанников рынком в регионе. Связь с колледжами и профессиональными училищами. | В течение года | Социальный педагог, ВР, классные руководители |
29 | Посещение учащимися школы-интерната профессионально-технического колледжа №23 во время проведения Дней открытых дверей. | 1 раз в год | Классные рук. старших классов |
30 | Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями, учреждениями (соц.центры, КДН и ЗП, ПДН ОВД, отдел опеки при муниципалитете и т.д.) с целью оказания необходимой квалифицированной помощи данной категории детей и семей. | В течение года | Социальный педагог, психолог, ВР, классные руководители |
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом школы-интерната Зам. директор МКОУ ССКОШИ
протокол №__58__ Иванова С.И.________________
от « 06_» __сентября__2014г. от « 01»_сентября___2014г.
ПРОГРАММА
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних воспитанников МКОУ ССКОШИ
Автор: Л.А.Федорова Л.А. социальный педагог
А.Ю. Спиридонова старший вожатый
Цели программы формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.
Задачи программы
Обеспечение сохранение здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
Изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
Формирование здорового образа жизни;
Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
Установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
Привитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
Привлечение обучающихся общественно-полезной деятельности;
Включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
Содействие профессиональной ориентации и получении специальности;
Оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
В реализации программы принимают участие:
Пояснительная записка (актуальность)
В своей деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствуемся Конституцией Российской Федерации, гражданским кодексом Российской Федерации, законом «Об образовании», Федеральным законом № 120 от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной конвенции ООН по правам ребенка.
Наши решения и рекомендации являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы.
Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:
Неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей от их воспитания, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
Дефекты умственного развития;
Недоразвитие эмоционально-волевой сфере обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражения и др.);
Неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее правовым или нравственным нормам, проявляются в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающие, с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей. С этой целью нами была составлена Программа по профилактики по безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МКОУ ССКОШИ.
Работа по профилактике правонарушений предлагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.
Направления программы:
Общие организационные мероприятия
Создание условий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Организация взаимодействия с другими органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Работа с родителями
Работа с педагогами
Работа с подростками
Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми асоциального поведения
Выявление детей асоциального поведения.
Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.
Ведение картотеки этих детей.
Встречи с работниками ПДН.
Правовое просвещение подростков
Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
Совет по профилактике правонарушений при директоре
Педагогический совет "Работа с семьями педагогически запущенных детей".
Психологические консультации для детей и родителей.
Организация психолого-педагогических консилиумов
Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
Организация индивидуального наставничества (социальные педагоги, старшеклассники)
Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции
Методические рекомендации.
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.
Работая с трудными подростками, на каждого воспитанника составляется психологическая карта.
Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.
Ожидаемые результаты.
Формировать потребность в здоровом образе жизни у воспитанников школы.
Уменьшить число учащихся «группы риска».
Привитие учащимся правил культурного поведения, которые они сознательно применяют в своей жизни.
Сокращение пропусков уроков учащимися без уважительной причины.
Данные результаты отслеживаются два раза в год: сентябрь, май.
Срок реализации программы: 2014-2018 уч. год
Использованная литература:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников.- М.: Академия, 2002.
Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дис… канд. пед. наук.-М., 1999.
Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для учителей.-Уфа, 2004 - №6;
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.-М., 2002;
Иванова З.В., Иванова М.Е. Методические рекомендации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних… - Сунтар, 2012;