Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Родничок » с. Конь – Колодезь
План работы по самообразованию
по теме:
« Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
2019-2020 учебный год
Актуальность
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: изучение педагогом научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
-изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Предполагаемый результат: повышение профессионального уровня педагога и создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета о проделанной работе: выступления на педагогических советах, участие в семинарах.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
изучение научной литературы по данной теме;
пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста;
посещение ОД воспитателей, специалистов своего ДОУ для повышения профессионального уровня;
посещение методических объединений, семинаров, конференций;
самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение необходимых коррективов;
проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
проведение серии открытых мероприятий для родителей;
отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ.
Этапы работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический этап | 1.Изучение научной литературы, методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности; 2.Изучение литературы и пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста; 3.Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности. | Сентябрь, октябрь, ноябрь (в течение года). Сентябрь, октябрь, ноябрь (в течение года). Сентябрь | 1. «Проведение исследовательских занятий в детском саду». И.Л.Паршутова. стр.63. 2.«Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников». Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов. 3. «Занимательные опыты и эксперименты». Москва. Айрис пресс.2007г. 4. «Почемучка». А.Дитрих, Г.Юрмин. 5. «Занимательные опыты». О.М.Наумова 6. «Домашняя лаборатория». 7. «Простые опыты с воздухом, водой и природными материалами». М.Султанова. 8. Просмотр вебинаров, презентаций, статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ. 1. Планирование и создание РППС в соответствии с ФГОС ДОУ. 2. «Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации». Н.В.Нищева. 3. «Секреты природы- это так интересно!» Л.В.Ковинько Ознакомительный этап и привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности в детском саду. |
Практический этап | 1. Посещение методических объединений, семинаров, конференций на тему само- образования; 2. Посещение ОД воспитателей своего ДОУ. 3. Апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение в образовательный процесс необходимых коррективов. 4.Работа с родителями. | В течение года. Ноябрь, декабрь. В течение года. Январь- май. | Посещение и участие в методических объединениях педагогов ДОУ для повышения профессионального уровня и выявления основных проблем образовательного процесса по экспериментальной деятельности, а так же организации РППС в детском саду в соответствии ФГОС ДОУ. Обмен опытом с коллегами своего ДОУ: - изучение предметно-пространственной развивающей среды в группах разных возрастов; Изучение дополнительной литературы. Открытый показ экспериментальной деятельности для родителей . Участие родителей в экспериментальной деятельности «Я познаю мир». |
Обобщающий этап | 1. Подведение итогов о проделанной работе на тему самообразования. 2.Оформление результатов (самоанализ). | Апрель, май. | Обмен опыта на педсоветах ДОУ. Проведение серии открытых мероприятий для родителей. Отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ. Консультативная помощь педагогам и родителям на тему самообразования; организация мастер- классов на базе своего ДОУ . |
Внедренческий этап | 1.Распространение опыта работы на тему самообразования. | | Публикация на сайтах. Организация мастер-классов для педагогов. Фотоотчеты, выставки, информация для родительского уголка, на сайте детского сада . Выступление на итоговом педагогическом совете своего детского сада. |
Источники самообразования:
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
Ярославль: Академия развития, 2009 – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В
помощь воспитателям и родителям).
2 Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире
поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред.
О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера,
2004.-64с.
4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.
5 Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое
общество России, 2005.-80с.
6 Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.
7 Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
8.Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников»
Ж.Вопросы психологии.1985.№2
9 Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное
воспитание.2005.№1
10 Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007.-128с.
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5 Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
6. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
7. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
8. Сайты интернета для педагогов и воспитателей.