СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по самообразованию по теме: « Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  изучение педагогом научной литературы по данной теме  и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«План работы по самообразованию по теме: « Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Родничок » с. Конь – Колодезь







План работы по самообразованию

по теме:

« Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

2019-2020 учебный год









Актуальность

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 4-5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: изучение педагогом научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

-изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Предполагаемый результат: повышение профессионального уровня педагога и создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

Форма отчета о проделанной работе: выступления на педагогических советах, участие в семинарах.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение научной литературы по данной теме;

  • пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста;

  • посещение ОД воспитателей, специалистов своего ДОУ для повышения профессионального уровня;

  • посещение методических объединений, семинаров, конференций;

  • самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

  • апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение необходимых коррективов;

  • проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

  • проведение серии открытых мероприятий для родителей;

  • отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ.

Этапы работы над темой



Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность
























Диагностический этап


1.Изучение научной литературы, методик, технологий по познавательно-исследовательской деятельности;















2.Изучение литературы и пополнение РППС для поддержания исследовательской активности детей дошкольного возраста;



3.Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности.



Сентябрь, октябрь, ноябрь (в течение года).



















Сентябрь, октябрь, ноябрь (в течение года).










Сентябрь


1. «Проведение исследовательских занятий в детском саду».

И.Л.Паршутова. стр.63.

2.«Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников». Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.

3. «Занимательные опыты и эксперименты».

Москва. Айрис пресс.2007г.

4. «Почемучка».

А.Дитрих, Г.Юрмин.

5. «Занимательные опыты».

О.М.Наумова

6. «Домашняя лаборатория».

7. «Простые опыты с воздухом, водой и природными материалами».

М.Султанова.

8. Просмотр вебинаров, презентаций, статей в сети интернета на тему экспериментальной деятельности в ДОУ.



1. Планирование и создание РППС в соответствии с ФГОС ДОУ.

2. «Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации».

Н.В.Нищева.

3. «Секреты природы- это так интересно!»

Л.В.Ковинько





Ознакомительный этап и привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности в детском саду.














Практический этап

1. Посещение методических объединений, семинаров, конференций на тему само- образования;





2. Посещение ОД воспитателей своего ДОУ.





3. Апробация изученной литературы и информации на практике, а так же внесение в образовательный процесс необходимых коррективов.



4.Работа с родителями.

В течение года.











Ноябрь, декабрь.






В течение года.












Январь- май.

Посещение и участие в методических объединениях педагогов ДОУ для повышения профессионального уровня и выявления основных проблем образовательного процесса по экспериментальной деятельности, а так же организации РППС в детском саду в соответствии ФГОС ДОУ.



 Обмен опытом с коллегами 

своего ДОУ:

изучение предметно-пространственной развивающей 

среды в группах разных возрастов;



Изучение дополнительной литературы.











Открытый показ экспериментальной деятельности для родителей .

Участие родителей в экспериментальной деятельности «Я познаю мир».


Обобщающий этап

1. Подведение итогов о проделанной работе на тему самообразования.









2.Оформление результатов (самоанализ).


Апрель, май.

Обмен опыта на педсоветах ДОУ.


Проведение серии открытых мероприятий для родителей.


Отчет о проделанной работе и представление полученных результатов на итоговом педагогическом совете для других воспитателей и специалистов своего ДОУ.



Консультативная помощь педагогам и родителям на тему самообразования; организация мастер- классов на базе своего ДОУ .

Внедренческий этап

1.Распространение опыта работы на тему самообразования.


Публикация на сайтах.

Организация мастер-классов для педагогов.

Фотоотчеты, выставки, информация для родительского уголка, на сайте детского сада .

Выступление на итоговом педагогическом совете своего детского сада.





Источники самообразования:



Список используемой литературы

1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

Ярославль: Академия развития, 2009 – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В

помощь воспитателям и родителям).

2 Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире

поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред.

О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера,

2004.-64с.

4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.

5 Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое

общество России, 2005.-80с.

6 Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для

дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7 Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников:

Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

8.Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников»

Ж.Вопросы психологии.1985.№2

9 Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное

воспитание.2005.№1

10 Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего

и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2007.-128с.







1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5 Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

6. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

7. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.

8. Сайты интернета для педагогов и воспитателей.