СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА по дисциплине «Математика ООД» «За страницами учебника математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА по дисциплине «Математика ООД» «За страницами учебника математики»»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»



КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ











ПЛАН РАБОТЫ

ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА

по дисциплине «Математика ООД»



«За страницами учебника математики»

2019/2020 учебный год









Авторы-составители:

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Мустафаев О.Я.;

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Кормич Е.В.

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

Е.С.Бразнец









Обсужден на заседании кафедры

Протокол №____от_______________________2019 г.

Зав.кафедрой__________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

_____________ «______»___________________2019 г.

(подпись)

Симферополь

2019

Пояснительная записка

Программа предметного кружка «За страницами учебника математики» представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на решение задач повышенной сложности, на расширение кругозора студентов 1 курса.

Математический кружок – это объединение студентов 1 курса под руководством преподавателей, в рамках которого проводятся систематические занятия со студентами. Он является основной формой внеурочной деятельности по математике.

 Математика является одним из основных, системообразующих предметов общеобразовательного цикла. Основная задача обучения математике в системе СПО-обеспечить прочное и сознательное овладение студентам системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для реализации поставленных целей и задач одних аудиторных часов недостаточно и появилась необходимость создания программы курса кружковых занятий по математике. Данная программа математического кружка рассчитана на один года обучения для студентов 1 курса СПО, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математику на углубленном уровне. Она дает возможность студентам углубленно изучать основной курс математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода, логического мышления.

Обучение на первом курсе затрудняется адаптационным периодом, студент приспосабливается к новым преподавателям, новым предметам и новым требованиям. Успешность обучения первокурсников зависит от выбора методов, приемов, форм организации, от использования видов мотивации к предмету и обучению в целом. Другой важной проблемой является обеспечение дифференцированного подхода в обучении студентов, создание условий для развития способных студентов.

Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли и т. д. но еще важнее другое: математика – это мировоззрение. Человек, владеющий математическими методами исследования, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на мир.

Целевое назначение программы — создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей студентов.

Задачи:

  • формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общества;

  • развивать математические способности студентов;

  • формировать представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • рассматривать на занятиях кружка теоретические вопросы, не входящие в программу, или углубление отдельных понятий, привлекая к выступлениям обучающихся, расширяя тем самым их кругозор;

  • систематизировать, расширить и углубить математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • интеллектуально развивать студентов, формировать качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • привлекать обучающихся к самостоятельной творческой работе, приучить их к чтению научно-популярной литературы, самостоятельной работе над учебником и подбору материала из разных пособий и к самостоятельному углублению материала, который изучался на занятии;

  • способствовать вовлечению студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Участники: преподаватели, студенты 1 курса СПО.

Актуальность программы

В каждой группе имеются студенты, которые хотели бы узнать больше того, что они обычно получают на занятии - уроке. Одних интересуют исторические факты, связанные с происхождением и развитием отдельных математических понятий, других прикладные вопросы математики, использование математических приёмов в технике и на производстве. Внеклассная работа имеет свои особенности. В то время как занятия - уроки строятся по единым программам, внеклассные занятия – учитывают запросы отдельной группы обучающихся и индивидуальные наклонности каждого студента в отдельности. Эти занятия организуются на строго добровольных началах, проводятся в разнообразных формах и позволяют обучающимся проявлять свой интерес к определённым видам занятий или труда, предусмотренным планом внеклассной работы.

Данный курс помогает выработке у студентов навыков самостоятельного получения знаний, умению ориентироваться в потоке различной информации, обеспечивает компетентностный подход в обучении предмету.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на 1 год.

Аудитория студентов: 1 курс.

Режим работы: 1 раз в месяц по 1 часу (60 минут).

Принципы реализации программы:

  • личностно-ориентированный подход (раскрытие в каждом студенте творческого потенциала, развитие его склонностей и потребностей для реализации их в избранной профессиональной деятельности);

  • принцип создания условий для совместной работы студентов при минимальном участии преподавателя;

  • принцип оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Формы работы:

  • индивидуально-творческая деятельность;
    творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 человек);

  • коллективная творческая деятельность,

  • работа над проектами,
    учебная деятельность

Основные направления работы:

  • адаптация студентов к социуму.

  • развитие познавательных интересов, логического мышления, пространственного воображения, формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • создание условий для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей студентов в соответствии с основными темами 1 курса математики СПО;

Ожидаемые результаты

Личностные УУД:

  • приобретение студентами опыта работы и общения в коллективе, в группе сверстников;

  • приобретение навыков публичного выступления;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;

  • развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • умение действовать в соответствии с заданными правилами;

  • умение контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

  • способность регулировать собственную деятельность;

  • умение оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

  • участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • умение слушать друг друга;

  • умение учитывать разные мнения, аргументировано критиковать допущенные ошибки.

Познавательные УУД:

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов;

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • умение исследовать, выделять характерные особенности условий и решения задач;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные УУД:

  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения нестандартных задач;

  • умение анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы;

  • умение работать в коллективе, самостоятельно, работать с дополнительной литературой;

  • расширение своего математического кругозора и пополнение математических знаний.

Результат кружковой деятельности

На первом занятии кружка поставить перед обучающимися вопросы: Где, как и для чего используется математика? Как может помочь математика в выборе будущей профессии?

По мере прохождения занятий кружка, учащиеся собирают материал, изучают литературу, проводят связь между математикой и другими дисциплинами.

По окончании изучения курса, учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на предмет математики. Научиться самостоятельному поиску решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать, применять.

Показатели эффективности реализации программы

  1. Удовлетворенность студентов своей деятельностью.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений студентов в различных областях деятельности.

  3. Адаптация студентов к социуму.

  4. Повышение уровня владения студентами общепредметными и социальными компетенциями.

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Календарно-тематическое планирование

Содержание занятий

Дата

По плану

По факту

Занятие 1. История развития математики. Метод математической индукции

Организационное занятие.

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний. Старинные системы счисления. Что мы знаем о числе? Зачем людям понадобились числа?

Греческая и римская нумерация. Индийская и арабская система счисления. Древнерусская система счисления. Обсуждение гипотезы «Нужна ли точным наукам математика?»

Общие и частные утверждения. Дедукция и индукция. Индукция как переход от частных утверждений к общим. Принцип математической индукции. Решение задач с использованием метода математической индукции.



Занятие 2. Геометрия (планиметрия)

Исторический материал Геометрия Евклида. Нумерология Пифагора. Треугольник. Задачи с треугольниками. Четырёхугольники. Геометрические головоломки.



Занятие 3. Функции

Обобщение и систематизация представлений о свойствах элементарных функций. Овладение умением строить их графики, используя свойства.

Построение графиков на компьютере с помощью ADVANCED GRAPHER



Занятие 4. Принцип Дирихле. Логические задачи

Исторические сведения. Принцип Дирихле.

Задачи на применения принципа Дирихле

Практикум решения логических задач

Формирование умений и навыков решения задач логического характера. Выполнение операций над множествами и доказательства законов алгебры множеств. Решение задач на поиск закономерностей, составление закономерностей. Множества. Операции над множествами. Законы алгебры множеств.

Логические задачи



Занятие 5. Геометрия (стереометрия)

Углубление знаний об объемных геометрических фигурах. Рассмотрение различных способов построения сечений, решение задач на комбинацию стереометрических тел. Метод координат, проектирование на плоскость.

Задачи на дополнительные построения

Задачи на разбиение фигуры на части

Задачи, имеющие несколько способов решения

Задачи с 2-мя возможностями рассмотрения условия



Занятие 6. Математика вокруг нас (реальные ситуации).

Математика в жизни человека (оплата покупок, учет расходов семьи, подсчет вариантов рационального использования времени делового человека). Решение текстовых задач

Решение задач на проценты,

задачи на смеси и сплавы,

задачи на нахождение части от целого и наоборот.

Решение разных задач.



Занятие 7. Задачи на теорию вероятности и комбинаторику

Из истории комбинаторики. Знакомство с историей развития теории вероятностей. Платоновы тела. Происхождение теории вероятностей.

Статистические методы обработки информации, независимых повторений испытаний в вероятностных заданиях. Овладение умением применения классической вероятностной схемы, схемы Бернулли, закона больших чисел. Сложный опыт. Решение задач на вычисление вероятностей сложных событий.



Занятие 8.

Проведение математической олимпиады.



Занятие 9.Числовые головоломки

Решение занимательных, логических, нестандартных задач. Знакомство с жизнедеятельностью учёных. Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Решение занимательных задач

Логические игры. Занимательные квадраты. Числовые ребусы. Галерея числовых диковинок. Составление и решение числовых мозаик.

Подведение итогов



Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

  2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

  3. http://kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

  4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

  5. http://www.igraza.ru/— головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

  6. http://free-math.ru/

  7. http://uchitmatematika.ucoz.ru/index/v_pomoshh_uchitelju/0-4


Литература:

  1. Агаханов Н.Х, Подлипский О.К. Математические олимпиады Московской области. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Физмат книга, 2006.

  2. Васильев Н.Б., Савин А.П., Егоров А.А. Избранные олимпиадные задачи. Математика.- М.: Бюро Квантум, 2007.

  3. Гущин Д. Д. Встречи с финансовой математикой [Электронный ресурс]: статья / Гущин Д.Д. – СПб.: 2016.

  4. Далингер В.А. Задачи в целых числах. -М.: Илекса,2013.

  5. Садовничий Ю.В. Математика: Задание 19. Решение задач и уравнений в целых числах. – М.: Экзамен, 2017.

  6. Фарков А.В. Как готовить учащихся к математическим олимпиадам. М.: "Чистые пруды", 2006.

  7. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы.- 8-е изд., испр. и доп.- М.: Айрис - пресс, 2009.

  8. Шестаков С.А. "ЕГЭ 2017. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17" - М.: МЦНМО, 2017.