
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Цель деятельности учителя-предметника в этом направлении – технологическая проработка вопросов организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории, с целью создания эффективной системы деятельности по выявлению одаренных детей, поддержка и развитие их способностей.
В сути понятия детская одарённость в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Часть ученых психологов и педагогов утверждают, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.
Это две полярные точки зрения. Существует и третья точка зрения на понятие «одаренность». Сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.
Интересна формула одарённости ребёнка, выведенная сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой, которая утверждает, что
«детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность.
Дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, необходимо прививать устойчивый интерес детей к предмету – истории.
Для выявления среди обучающихся класса детей с признаками необходим не одномоментный отбор, а постоянный поэтапный поиск в процессе обучения. Для этого используются разнообразные методы диагностики детской одаренности. Источниками информации об особенностях, интересах ребенка являются: родители, учителя, классные руководители, психолог школы, одноклассники, также необходимо проводить анализ результатов работ, достижений учащегося.
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих.
Поэтому в качестве приоритетных целей обучения выделяю следующие:
- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей высокого уровня предметной и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся;
- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка
- развитие индивидуальности одаренного ребенка.
Для выявления трудностей испытываемых одаренными детьми в учебном процессе необходимо учитывать возрастные и личностные особенности ребенка, а также проводить мониторинг, с целью последующей корректировки деятельности учителя.
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера:
проблемный,
поисковый,
эвристический,
исследовательский,
проектный.
Данные методы необходимо применять в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, необходимо останавливаться на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.
Образовательные технологии
Технология развития критического мышления
учебный процесс критического мышления.
Проектный метод обучения
Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
Стимулирование познавательного интереса.
Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов,построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.
Разноуровневое обучение
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)
сложных проблем в различных областях деятельности.
стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
Исследовательские методы обучения
исследовательской культуры школьника:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
специальных исследовательских умений и навыков.
Технология «Дебаты»
Система инновационной оценки «портфолио»
Интерактивное обучение
Формирование умения работать сообща на единый результат.
Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.
Данные педагогические технологии развивают умения управлять информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.
Основные формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;
элективы;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
конкурсы;
предметные недели (декады);
работа по индивидуальным планам
Обучающиеся с большим интересом выполняют исследования по истории и с каждой работой приобретают неоценимый опыт. Основная цель исследовательской деятельности учащихся это формирование культуры мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. У ребят формируется культура письменной и устной речи, нестандартное мышление, что так же играет большую роль при выполнении олимпиадных заданий.
Подготовка к решению олимпиадных заданий проводится в группах и индивидуально. Большая роль отводится самостоятельной работе учеников, поиску необходимой информации в разных источниках. Активно используем электронные пособия, ресурсы сети «Интернет».
Работа с одаренными детьми по предмету история строится на основе индивидуальных программ работы.
Индивидуальный образовательный план может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам).
Вне зависимости от этого этапы проектирования индивидуального образовательного плана ученика таковы:
1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.
2-й этап – постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.
3-й этап – экспертиза индивидуального образовательного плана ученика, ее презентация автором.
4-й этап – реализация индивидуального образовательного плана и подведение итогов работы. Результатом реализации может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ.
Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуального плана. Цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка. Таким образом, индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Показатели эффективности:
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями; увеличение числа таких детей.
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.
Повышению качества образования и воспитания школьников.
Список использованной литературы и источников
Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2009.
Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. № 9. С.51.
Баранов П. А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания//
5.Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой - М.; Просвещение, 201
План работы с одарёнными детьми на 2016 - 2017 уч. год
учителя истории
№ п\п | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Выявление способных учащихся - потенциальных участников школьного олимпиадного движения | в течение года | Баркова А.А. |
2 | Входное тестирование | сентябрь | Баркова А.А. |
3 | Составление плана-графика групповой и индивидуальной работы с учащимися | сентябрь | Баркова А.А. |
4 | Организация дополнительных, индивидуальных домашних заданий для участников олимпиады. | Сентябрь-ноябрь | Баркова А.А. |
5 | Обеспечение обучающихся необходимым теоретическим и дидактическим материалом для подготовки к олимпиадам. | Сентябрь-ноябрь | Баркова А.А. |
6 | Изучение литературы, Интернет - сайтов | в течение года | Баркова А.А. |
7 | Индивидуальные консультации | 1раз в неделю (в течение года) | Баркова А.А. |
8 | Проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по истории | конец сентября | Баркова А.А. |
9 | Анализ результатов школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по истории | октябрь | Баркова А.А. |
10 | Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. | октябрь-ноябрь | Баркова А.А. |
11 | Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории | ноябрь | Баркова А.А. |
12 | Школьный интеллектуальный марафон | февраль | Баркова А.А. |
13 | Анализ результатов промежуточной аттестации | 1 раз в четверть | Баркова А.А. |
14 | Участие в дистанционных предметных олимпиадах | в течение года | Баркова А.А. |
15 | Участие в творческих предметных конкурсах. | в течение года | Баркова А.А. |
16 | Контрольные работы по истории и обществознанию с включением тестовых заданий с целью подготовки к ГИА (ОГЭ) | в течение года | Баркова А.А. |
17 | Индивидуальный тестовый контроль с целью проверки знаний учащейся. | в течение года | Баркова А.А. |
18 | Проведение дополнительных занятий и консультаций | в течение года | Баркова А.А. |
19 | Дополнительная работа на уроке | в течение года | Баркова А.А. |
20 | Индивидуальные домашние задания | в течение года | Баркова А.А. |
21 | Стимулирование творческой активности через тестирование, творческое проектирование | в течение года | Баркова А.А. |
22 | Участие в интернет - тестировании по истории | в течение года | Баркова А.А. |
23 | Психологическая поддержка (беседы, тестирование). | в течение года | Баркова А.А. |
24 | Подготовка и защита проектов по истории | в течение года | Баркова А.А. |
25 | Экспериментальная работа по истории | в течение года | Баркова А.А. |
26 | Сотрудничество с родителями | в течение года | Баркова А.А. |
27 | Участие в олимпиадах, семинарах, конференциях, открытых мероприятиях. | в течение года | Баркова А.А. |
28 | Тестирование | в течение года | Баркова А.А. |
29 | Участие в предметной неделе | февраль | Баркова А.А. |
30 | Организация и участие во внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию | в течение года | Баркова А.А. |
31 | Участие в интеллектуальных играх и конкурсах различных масштабов | апрель | Баркова А.А. |
33 | Подведение итогов работы и награждение | май | Баркова А.А. |
33 | Определение заданий на лето | май | Баркова А.А. |