СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с умственно отсталыми детьми (на полугодие)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы с умственно отсталыми детьми (на полугодие)»























План работы с умственно отсталыми детьми

(на полугодие)



Пояснительная записка

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко в мыслительных процессах.

Поэтому работа с умственно отсталыми детьми показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. Чтобы работа с этими детьми была эффективной, она должна быть специфичной: должны быть особый учебный план, программы, организационные требования, методики.

Для успешного усвоения учебного материала детьми необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на занятиях по любому направлению.


Цель: социализация детей с умственной отсталостью.

Задачи:

- развитие сюжетно-ролевой игры;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие навыков самообслуживания и личной гигиены;

- развитие коммуникативных навыков;

- эстетическое развитие.


Опти­мальные условия для организации деятельности учащихся на занятии заключается в следующем:

- рациональная дозировка на занятии содержания материала;

- выбор цели и средств ее достижения;

- регулирование действий учеников;

- побуждение учащихся к деятельности и активности на занятии;

- развитие интереса к теме занятия;

- чередование труда и отдыха.


Примерное тематическое планирование занятий

Направление деятельности

Занятия

Кол-во часов

Сроки реализации

1.

Развитие сюжетно-ролевой игры

«Магазин», «Школа»,

45 мин.

Январь

2.

Подвижные социально - развивающие игры

Игры «Цепи», «Охотник», «Ледяные скульптуры»

45 мин.

Январь

3.

Занятия рисованием

Техника «рисование руками»

45 мин.

Февраль

4.

Танцевальные упражнения

«Ты, лети, лети, листочек»

45 мин.

Март

5.

Развитие ориентировки в пространстве

Моделирование «Внимательные глазки»



45 мин.

Март

6.

Занятия рисованием

Техника «Кляксография»

45 мин.

Апрель

7.

Развитие навыков самообслуживания

«Приведи куклу в порядок», «Обед у кукол»

45 мин.

Апрель

8.

Развитие навыков личной гигиены

«Водичка, водичка!», Игра «Маша - растеряша»

45 мин.

Май

9.

Развитие коммуникативных навыков

«Я рад общаться с тобой», «Говорящие ладошки»

1 час

Май


Содержание занятий

«Школа»

Задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.


«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».


«Цепи»

Игра развивает: физическую силу, умения действовать в команде

Ход игры: Дети становятся в круг и берут друг друга за руки, образуя кольцо. В середину кольца встает водящий ребенок. В упрощенном варианте – дети стоят на месте, в варианте посложнее – движутся по кругу.

Цель игры: Водящий должен, разбив цепочку, выбежать из круга. Игроки в круге должны стараться удержать цепочку.

Выигрывает ребенок, разорвавший круг. На его место встает ребенок, который был первый по часовой стрелке в разорванном звене.


«Охотник»

Игра развивает: Быстроту реакции, ловкость, умение действовать в команде

Ход игры: Дети становятся в круг и берут друг друга за руки, изображая загон для цыплят. В середину кольца встают 2-5 ребят, изображающих цыплят. За кругом находится охотник (1 ребенок) и волки (2-3 ребенка).

Цель игры: Цель «охотника» — догнать и коснуться «волков». «Волк», которого коснулся «охотник», выбывает из игры. Цель «волков» – разбить круг и украсть «цыпленка», избежав поимки «охотником». Игроки, изображающие загон, должны стараться удержать круг не разорванным.


«Ледяные скульптуры»

Игра развивает: Быстроту реакции, взаимовыручка

Ход игры: Участники делятся на две команды в соотношении 1:3. Команда «морозов», должна догонять игроков из другой команды.

Цель игры: При прикосновении «мороза», ребенок должен замереть в той позе, в которой он был в момент прикосновения. Застыть, как ледяная скульптура. На одного «мороза» должно приходиться 3-5 убегающих. Убегающий игрок, может коснуться своего «застывшего игрока» и тот «разморозиться».

Выигрывает последний не «замороженный» бегун. Он и распределяет игроков на новые команды.


Техника «рисование руками»

(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами)

Оборудование: бумага для рисования размером A3 или ватман, гуашь разного цвета, блюдца для краски диаметром 20-25 см, фартуки, полотенце, таз с водой для мытья рук.

Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на листе ватмана. Предварительно лист ватмана можно окрасить в светлый тон.

Примерные темы для рисования:

«Осенний лес»,

«Цветы»,

«Зоопарк»,

«Бабочки»,

«Мир животных»,

«Подводное царство»


«Ты, лети, лети, листочек»

Ход игры: дети становятся в круг и передают листочек по кругу из рук в руки, напевая песенку: ты лети, лети, листочек, дальше, дальше поспеши.

У кого остановился, быстро русскую пляши.

В чьих руках окажется листочек, тот ребенок выходит в центр круга и выполняет знакомые танцевальные движения.

Психолог. Вот оказывается, как весело в осеннем лесу, на следующем занятии мы снова отправимся в путешествие.


«Внимательные глазки».

Педагог раздает каждому ребенку набор геометрических форм: куб, брусок, крыша.

– Ребята, посмотрите, какие геометрические формы перед нами? Вместе с детьми называют формы. Далее выстраивает в произвольном порядке формы. Просит детей построить так же.

– Молодцы, а сейчас я поменяю формы местами (выполняет за экраном) –Переставьте у себя так же. Педагог просит сказать или показать расположение каждой формы


Техника «Кляксография»

Оборудование: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Технология рисования. При обычной кляксографии ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.


«Приведи куклу в порядок»

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.


«Обед у кукол»

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.


«Водичка, водичка!»

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»


Игра «Маша - растеряша»

- Маша-растеряша разбросала свою одежду и не может ничего найти. Один носок нашла, а другой нет, не знает где ее вещи и как их правильно одевать. Давайте поможем найти ее одежду и поможем ей одеться.

В случае затруднения выполнения задания психолог помогает найти пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем вещи, умение опрятно одеваться.


Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад(а) общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому участнику, произнося эти же слова. Так, постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг. Далее ведущий акцентирует внимание детей на то, какие они дружные и сплоченные.


Упражнение «Говорящие ладошки»

Ведущий предлагает разделиться детям по парам и представить, что они забыли, как разговаривать. И только с помощью кистей рук надо: познакомиться друг с другом, поздороваться, поссориться, попросить извинения, помириться и др. Предварительно ведущий показывает детям некоторые варианты общения при помощи одних рук. Наиболее удачные варианты общения можно еще раз продемонстрировать перед всей группой.


Рекомендации педагога-психолога учителю:

1. Учитель должен помнить, что процесс обучения ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

 Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

 Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

Рекомендации родителям:

1.  Поддерживайте в ребенке стремление учиться. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

2.   Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.  Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

4.  Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

5.  Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

6. Поддерживайте в своем ученике в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7.  Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.


Литература

1. Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. 64 с., 32 ил.

2. Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. С. 5-13.

3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.