Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Кошехабльский район»
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ №5
_________М.Х.Мекулова
Приказ №___ от
«__ » _______2017
План работы
школьной библиотеки
на 2017-2018 учебный год
Библиотекарь: Малахова Р.А.
Главная цель работы школьной библиотеки:
обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания;
содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;
привитие учащимся любви к чтению, воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и способностей, расширения кругозора;
приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно – досуговой деятельности;
оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Задачи школьной библиотеки:
1. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой.
2. Осуществление каталогизации и обработки— книг, учебников, журналов, картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей литературы, ведение документации.
3. Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами литературы согласно датам литературного календаря.
4. Осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
5. Осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди учащихся школы.
6. Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
7. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов. Работа с педагогическим коллективом.
8. Повышение использования работы Интернета педагогами.
9. Формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.
10. Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине.
Основные функции школьной библиотеки:
1. Информационная— предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
2. Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
3. Культурологическая — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
4. Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
Направления деятельности библиотеки:
- библиотечные уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- беседы о навыках работы с книгой;
- подбор литературы для внеклассного чтения;
- участие в краевых и городских конкурсах;
- выполнение библиографических запросов;
- поддержка общешкольных мероприятий.
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ:
1. Работа с библиотечным фондом учебной литературы.
подведение итогов движения фонда.
диагностика обеспеченности учащихся
работа с перспективными библиографическими изданиями (тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования и региональным комплектом учебников, прайс-листами)
составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники и учебные пособия
подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для учащихся
прием и обработка поступивших учебников
оформление накладных
запись в книгу суммарного учета
штемпелевание
оформление карточки
составление отчетных документов
прием и выдача учебников по графику
информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий
оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники»
списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены программ, по установленным правилам и нормам
проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам и подведением итогов)
2. Работа с фондом художественной литературы
Обеспечение свободного доступа.
Выдача изданий читателям.
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.
Ведение работы по сохранности фонда.
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА:
1. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний.
2. Знакомство с правилами пользования библиотекой.
3. Знакомство с расстановкой фонда.
4. Ознакомление со структурой и оформлением книги.
5. Овладение навыками работы со справочными изданиями.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Формирование у школьников независимого библиотечного пользования.
2. Обучение носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.
3. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы.
4. Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения.
5. Организация выставок, стендов, проведения культурно-массовой работы.
Индивидуальная работа при выдаче книг:
рекомендательные беседы,
беседа о прочитанном,
беседа о новых поступлениях (книг, журналов, справочников),
исследования читательских интересов пользователя.
Новые информационные технологии
1. Использование возможности мультимедийной техники для продвижения книги и повышения интереса к чтению.
Реклама библиотеки
1. Подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей по мере проведения.
2. Создание фирменного стиля, комфортной среды.
Профессиональное развитие работника библиотеки
1. Посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях.
2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг.
4. Повышение квалификации на курсах;
5. Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека», «Библиотека в школе», газеты;
6. Взаимодействие с другими библиотеками.
Работа с библиотечным фондом
№ | Содержание работы | Сроки исполнения |
| Ответственный |
1 | Изучение состава фондов и анализ их использования | В течение года | | Библиотекарь |
| | | | | |
2 | Работа с Федеральным перечнем учебников на 2017– 2018 г. | Май, август, сентябрь |
| Библиотекарь |
3 | Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. | Май, август, | | Библиотекарь |
4 | Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия на 2017– 2018 учебный год | Май, август, | | Библиотекарь |
5 | | | | | |
Приём и техническая обработка новых учебных изданий | По мере поступления |
| |
| | | | | |
6 | Прием и выдача учебников (по графику) | Май Август |
|
Библиотекарь |
1. | Выставка « Край наш родной» | Постоянно | Библиотекарь |
2. | Библиотечный урок: «Милее родины нет…» | Ноябрь | Библиотекарь |
|
| | | |
Индивидуальная работа |
| | | |
1. |
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей, обслуживание их на абонементе |
| В течение | | Библиотекарь | |
года |
| |
2. | Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей |
| В течение года | | Библиотекарь |
3. | Рекомендательные беседы при выдаче книг. |
| В течение года | | Библиотекарь |
| | |
| | | | | Библиотекарь |
4. | Беседы о прочитанных книгах | | В течение года | |
| Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
|
| В течение года | | Библиотекарь |
5. |
| |
| | | |
6. | Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам)
| В течение года | Библиотекарь |
Работа с педагогическим коллективом |
1. | Информирование учителей о новой учебной и учебно-методической литературе | В течение года | Библиотекарь |
2. | Консультационно-информационная работа с педагогами | В течение года | Библиотекарь |
| | | |
Создание фирменного стиля: |
1. | Эстетическое оформление библиотеки | Постоянно | Библиотекарь |
Реклама о деятельности библиотеки | |
1. | Наглядная (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой) | В течение года | Библиотекарь |
2. | Оформление выставки, посвященной книгам-юбилярам и другим знаменательным датам календаря | В течение года | Библиотекарь |
| | | |
| | | |
№ | Содержание работы |
| Сроки исполнения | ответственные |
| | | | | |
1. | Анализ работы библиотеки за 2017- 2018 учебный год. |
| Май-июнь | Библиотекарь |
| |
| | |
2. | План работы библиотеки на 2017-2018 учебный год. |
| Май | Библиотекарь |
| |
| | |
3. | Участие в районном МО | | Согласно плану | Библиотекарь |
| |
| | |
4. | Ведение учетной документации школьной библиотеки. |
| Методические дни. | Библиотекарь |
| |
| | |
5. | Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий. |
| Постоянно | Библиотекарь |
| | | | |
6. | Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека в школе». Приказы, письма, инструкции о библиотечном деле. Использование электронных носителей. |
| Постоянно | Библиотекарь |
| | | | | | |
| | | |
7. | Взаимодействие с библиотеками района. | | Постоянно | Библиотекарь |
Работа с читателями | | |
№ | Содержание работы |
| Срок исполнения |
| Ответственные |
| |
| | | |
1. | Обслуживание читателей на абонементе. |
| Постоянно | | Библиотекарь |
| | | | | | |
2. | Рекомендательные беседы при выдаче книг. | | Постоянно | | Библиотекарь |
| | | | | | |
3. | Беседы со школьниками о прочитанном. |
| Постоянно | | Библиотекарь |
| | | | | | |
4. | Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах | | По мере поступления |
| Библиотекарь |
| | | | | | | |
5. | Выставка одной книги по творчеству детских писателей и поэтов. |
| 4 раза в год | | Библиотекарь |
| | |
| | | |
6. | «Десять любимых книг» - популярные издания (выставка) | | Постоянно | | Библиотекарь |
7. | Выставка одной книги «Это новинка» |
| Сентябрь | | Библиотекарь |
| |
| | | |
8. | Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов работы просмотра до сведения классных руководителей. | | Один раз в месяц | | Библиотекарь |
9. | Проведение бесед по классам о правилах поведения в школьной библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики. | | Сентябрь | | Библиотекарь |
10. | Оформление и периодическое обновление читательского уголка |
| Август | | Библиотекарь |
| | |
| | | |
11. | Подготовка рекомендаций для читателей – школьников в соответствии с возрастными категориями. |
| Постоянно | | Библиотекарь |
| | | | | |
Массовая работа |
1. | Праздник Осени в начальной школе |
| Сентябрь | | Библиотекарь |
| | | | | |
2. | Общешкольный проект «Философские среды» |
| Сентябрь-май | | Библиотекарь |
| | | | | |
2. | Оформление и обзор книжной выставки «Книги – юбиляры 2017-2018 года». См. приложение 1 |
| Сентябрь-май | | Библиотекарь |
| |
| | | |
3 | Конкурс стихов про маму. Ко дню матери. |
| Сентябрь-Ноябрь | | Библиотекарь |
4. | «Моим стихам написанным так рано….» Выставка к 125 – летию со дня рождения М. Цветаевой. |
| Октябрь | | Библиотекарь |
| | | | | |
5. | Выставка – беседа к 70 летию со дня рождения Г.Б. Остера ( начальная школа) |
| Ноябрь | | Библиотекарь |
| |
| | | |
6. | Общешкольный проект к 110 летию А. Линдгрен «Герои Линдгрен в борьбе за права ребёнка» |
| Ноябрь | | Библиотекарь, классные руководители |
7. | День Неизвестного солдата. Урок-беседа для 8-9 классов | 3 декабря 2016 | | Библиотекарь, учителя истории и литературы |
| | | | |
8 | Конкурс на самую оригинальную новогоднюю открытку | 1-25 декабря 2016 |
| Библиотекарь, кл. руководители |
9 | Викторина «В гостях у русской народной сказки» | Январь | | Библиотекарь |
10. | Посвящение в читатели. Цикл библиотечных уроков «Библиотека, книжка, я — вместе верные друзья» - для 1 класса. | Январь | | Библиотекарь, кл. руководитель |
| | | | |
11 | Конкурс рисунков «Защитники Отечества». | Февраль | | Библиотекарь, кл руководители |
12 | Книжная выставка «Милая, добрая, нежная…», посвященной к 8 марта.
| Март | | Библиотекарь |
13 | Библиотечный урок «Знаменитые женщины России». | Март | | Библиотекарь |
14 | Книжкина неделя. День космонавтики «А звезды все ближе» | Апрель | | Библиотекарь |
| Театрализованный праздник «Играем Островского» к 195 летию А.Н. Островского 8-10 классы | Апрель | | Библиотекарь, кл руководители |
15 | Конкурс чтецов «Стихи о войне». | Май | | Библиотекарь |
| | | | | |
16 | Выставка-обзор «Детям о войне». | Май | | Библиотекарь |
| | | | | |
17 | Подведение итогов общешкольного проекта «Философские среды», ко дню Славянской письменности. | Май | | Библиотекарь |
| | | | | |
18 | Прием учебников | июнь | | Библиотекарь |