СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы со слабоуспевающими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы можно использовать как основу для составления собстенного плана с детьми испытывающими трудности в обучении.

Просмотр содержимого документа
«План работы со слабоуспевающими детьми»

Пояснительная записка.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, с ними необходима систематизированная работа. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ученику, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащихся: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье.

Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

• Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).

• Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

• Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность, неусидчивость).

• Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).

• Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).

• Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач).

• Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).

• Низкая работоспособность (правильны и разумные способы учебной работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.

Такие особенности создают ребенку трудности в процессе учебной и внеучебной деятельности. Таким образом, необходимо разработать план работы с такой категорией детей.

Цель: разработка и принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся, а также его социального статуса.

Задачи:

  • Создание условий для успешного усвоения учебных программ;

  • Реализация разноуровнего обучения;

  • Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

• физическая ослабленность;

• школьная незрелость;

• педагогическая запущенность;

• недостаточное развитие речи;

• боязнь школы, учителей;

• инфантилизм (т. е. детскость)

• плохая наследственность

• астеническое состояние;

• неблагоприятная наследственность;

• нарушения нервной деятельности;

• общая неспособность ;

• гиподинамия;

• социум;

• миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

• социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).

Формы работы со слабоуспевающими учащимися

Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.

3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня

5. Использование карточек- подсказок, тренажеров.

6. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

Индивидуальная работа во внеурочное время

1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.

3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Кружки по интересам.

Работа с родителями слабоуспевающих детей


Работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.

- Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка

-Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)

- Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей

- Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

• круглые столы;

• информационно-практические беседы;

• информационные лектории с элементами практикума;

• обучающие семинары;

• творческие лаборатории родителей;

• родительские педагогические тренинги;

Педагогические технологии, используемые на уроках:

  • «Обучение в сотрудничест­ве» (реализация гуманно-личностного подхода к ребен­ку для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута);

  • Технология проблемного обучения (приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоя­тельной деятельности, разви­тие познавательных и творче­ских способностей);

  • Игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практи­ке, в сотрудничестве);

  • Технологии развивающего обучения (достижение учащимися обя­зательного минимума содер­жания образования);

  • Информационно-коммуникационные техно­логии;

  • Модульное и блочно-модульное обучение (достижение учащимися обя­зательного минимума содер­жания образования);

  • Здоровьесберегающие технологии (обеспечение условий воспи­тания, обучения и развития, не оказывающих негативного воздействия).

  • Личностно-ориентированная технология (поддержание эмоционально-положительного фона обучения; использование методов эмоциональной стимуляции, в частности, игровых элементов, альтернативных заданий).

Предполагаемые результаты

  • предупреждение/ликвидация неуспеваемости;

  • повышение уровня освоения учебного материала учащимся;

  • повышение качества знаний учащихся;

  • повышение мотивации к учению.


Список слабоуспевающих учащихся:

  1. Вакуленко Богдан (русский язык);

  2. Мамонтова Алина (математика, русский язык);

  3. Мартынюк Платон (русский язык);

  4. Меркулов Владимир (русский язык);

  5. Феофентов Валерий (русский язык);

  6. Шкрабач Ярослав (русский язык, математика).

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы.

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по ВР,

Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по УВР.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Педагоги


Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Диагностика

Участие в мероприятиях школы

Руководители МО


Педагог-психолог

Социальный педагог

Зам. по ВР


Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока и профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Виды помощи в учении

Профилактика неуспеваемости

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,

допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения

темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при

затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Включать в содержание самостоятельной

работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

Учить умениям планировать

работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее вызывающих обычно затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения

домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.



План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком

Сентябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль знаний.

В течение учебного года

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5.Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

В течение учебного года

6.На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся».

В течение учебного года

7.При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски.

В течение учебного года

8. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

9. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

10.Развивающие занятия по программе «Эрудит»

В течение учебного года

11. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3)

В течение учебного года


Расписание индивидуальных/групповых занятий

со слабоуспевающими учащимися

Предмет

День недели

Время проведения

1.

Русский язык

Понедельник

15.30 - 16.15

2.

Математика

Четверг

15.30 - 16.15










Карта слабоуспевающего учащимися

1. Ф.И.О. ученика _____________________________________________

2. По каким предметам не успевает ______________________________

3. Характеристика ученика _____________________________________

_____________________________________________________________

4. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

_____________________________________________________________

5. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ______________________________________________________________

______________________________________________________________

6. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика

______________________________________________________________

7. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _________

______________________________________________________________