Пояснительная записка.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, с ними необходима систематизированная работа. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ученику, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Причины неуспеваемости учащихся: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье.
Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
• Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).
• Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).
• Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность, неусидчивость).
• Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).
• Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).
• Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач).
• Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).
• Низкая работоспособность (правильны и разумные способы учебной работы). Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.
Такие особенности создают ребенку трудности в процессе учебной и внеучебной деятельности. Таким образом, необходимо разработать план работы с такой категорией детей.
Цель: разработка и принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся, а также его социального статуса.
Задачи:
Создание условий для успешного усвоения учебных программ;
Реализация разноуровнего обучения;
Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
• физическая ослабленность;
• школьная незрелость;
• педагогическая запущенность;
• недостаточное развитие речи;
• боязнь школы, учителей;
• инфантилизм (т. е. детскость)
• плохая наследственность
• астеническое состояние;
• неблагоприятная наследственность;
• нарушения нервной деятельности;
• общая неспособность ;
• гиподинамия;
• социум;
• миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
• социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).
Формы работы со слабоуспевающими учащимися
Индивидуальная работа на уроке
1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
5. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
6. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
Индивидуальная работа во внеурочное время
1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
4. Кружки по интересам.
Работа с родителями слабоуспевающих детей
Работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.
- Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка
-Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
- Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей
- Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
• круглые столы;
• информационно-практические беседы;
• информационные лектории с элементами практикума;
• обучающие семинары;
• творческие лаборатории родителей;
• родительские педагогические тренинги;
Педагогические технологии, используемые на уроках:
«Обучение в сотрудничестве» (реализация гуманно-личностного подхода к ребенку для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута);
Технология проблемного обучения (приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей);
Игровые технологии (освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве);
Технологии развивающего обучения (достижение учащимися обязательного минимума содержания образования);
Информационно-коммуникационные технологии;
Модульное и блочно-модульное обучение (достижение учащимися обязательного минимума содержания образования);
Здоровьесберегающие технологии (обеспечение условий воспитания, обучения и развития, не оказывающих негативного воздействия).
Личностно-ориентированная технология (поддержание эмоционально-положительного фона обучения; использование методов эмоциональной стимуляции, в частности, игровых элементов, альтернативных заданий).
Предполагаемые результаты
предупреждение/ликвидация неуспеваемости;
повышение уровня освоения учебного материала учащимся;
повышение качества знаний учащихся;
повышение мотивации к учению.
Список слабоуспевающих учащихся:
Вакуленко Богдан (русский язык);
Мамонтова Алина (математика, русский язык);
Мартынюк Платон (русский язык);
Меркулов Владимир (русский язык);
Феофентов Валерий (русский язык);
Шкрабач Ярослав (русский язык, математика).
Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы. |
Консультативная, Научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по ВР, Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по УВР. |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий | Педагоги |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Диагностика Участие в мероприятиях школы | Руководители МО Педагог-психолог Социальный педагог Зам. по ВР |
Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока и профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Виды помощи в учении | Профилактика неуспеваемости |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее вызывающих обычно затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. |
План работы со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком | Сентябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль знаний. | В течение учебного года |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий | В течение учебного года |
5.Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору. | В течение учебного года |
6.На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся». | В течение учебного года |
7.При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски. | В течение учебного года |
8. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса | В течение учебного года |
9. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками | В течение учебного года |
10.Развивающие занятия по программе «Эрудит» | В течение учебного года |
11. Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3) | В течение учебного года |
Расписание индивидуальных/групповых занятий
со слабоуспевающими учащимися
№ | Предмет | День недели | Время проведения |
1. | Русский язык | Понедельник | 15.30 - 16.15 |
2. | Математика | Четверг | 15.30 - 16.15 |
Карта слабоуспевающего учащимися
1. Ф.И.О. ученика _____________________________________________
2. По каким предметам не успевает ______________________________
3. Характеристика ученика _____________________________________
_____________________________________________________________
4. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
_____________________________________________________________
5. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ______________________________________________________________
______________________________________________________________
6. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика
______________________________________________________________
7. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _________
______________________________________________________________