«Утверждаю»
Директор школы
____________С.А.Головкова
План работы
со слабоуспевающими учащимися
4 класса
МОУ СОШ №11
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Смоленская В.А.
Программа индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися 4 класса
МОУ СОШ №11
на 2017-2018 учебный год
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
получение знаний за курс начальной школы;
выбор форм получения знаний.
Родителей:
в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания.
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ. | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа обучающихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль. |
| |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 4 класса.
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.
Список слабоуспевающих учащихся.
№ | Ф.И. учащегося | Предмет |
1 | Козлов Андрей | Математика, русский язык |
2 | Путинин Александр | Математика, русский язык |
3 | Полтавский Михаил | Математика, русский язык |
4 | Чекалов Кирилл | Русский язык |
5 | Шатохин Никита | Математика, русский язык |
6 | Степанов Александр | Математика, русский язык |
Причины слабой успеваемости
Ф.И. учащихся | Причины слабой успеваемости | Пути решения |
Полтавский Михаил | Нерегулярное выполнение домашних заданий, рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей. | Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
Степанов Александр | Слабый уровень знаний за 3 класс, ЗПР, нерегулярное выполнение домашних заданий, рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей | Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
Козлов Андрей | Слабый уровень знаний за 3 класс, ЗПР, кратковременная память, дисграфия, рассеянное внимание. | Индивидуальная работа, дифференцированный подход, консультации и беседы с родителями. |
Шатохин Никита | Рассеянное внимание, особенности темперамента | Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
Путинин Александр | Слабый уровень знаний за 3 класс, ЗПР, кратковременная память, рассеянное внимание. | Индивидуальная работа, дифференцированный подход, консультации и беседы с родителями. |
Чекалов Кирилл | Дисграфия, рассеянное внимание. | Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями |
План мероприятий со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы и встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года. |
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце триместра, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года. |
7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года. |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Расписание индивидуальных занятий
со слабоуспевающими учащимися 4 класса
в 2017-2018 учебном году
№ | Предмет | День недели |
1. | Математика | Пятница |
2. | Русский язык | Понедельник |
План работы со слабоуспевающими учащимися
4 класса
на 1 четверть 2017-2018 учебного года
Планируемые мероприятия | Сроки исполнения |
Выявление причин неуспеваемости. Анкетирование родителей, учащихся. Индивидуальные беседы. | Сентябрь |
Контрольный срез знаний за предыдущий год. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. | Сентябрь |
Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания | Сентябрь |
Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися. Индивидуальные консультации. | Сентябрь - октябрь |
Дифференцированные задания при организации сам. работы. | Сентябрь - октябрь |
Различные виды опроса на уроках. (Устный, письменный, индивидуальный). | Сентябрь - октябрь |
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. | Сентябрь - октябрь |
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. | Сентябрь - октябрь |
Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. | Сентябрь - октябрь |
Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися. | Сентябрь - октябрь |
План работы со слабоуспевающими учащимися
4 класса
на 2 четверть 2017-2018 учебного года
Планируемые мероприятия | Сроки исполнения |
Контрольные срезы по темам. | Ноябрь – декабрь |
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. | Ноябрь - декабрь |
Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания | Ноябрь |
Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися. | Декабрь |
Дифференцированные задания при организации сам. работы. | Ноябрь - декабрь |
Различные виды опроса на уроках (устный, письменный, индивидуальный). | Ноябрь - декабрь |
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. | Ноябрь - декабрь |
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. | Ноябрь - декабрь |
Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. | Ноябрь - декабрь |
Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися. | Ноябрь - декабрь |
План работы со слабоуспевающими учащимися
4 класса
на 3 четверть 2017-2018 учебного года
Планируемые мероприятия | Сроки исполнения |
Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы. Анкетирование родителей, учащихся. | Январь - март |
Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. | Январь |
Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям. | Январь - март |
Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися. Консультации | Январь - март |
Дифференцированные задания при организации сам. работы. Дифференцированные домашние задания. | Январь - март |
Различные виды опроса на уроках(устный, письменный, индивидуальный). | Январь - март |
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. Определение динамики уровня знаний. | Январь - март |
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. | Январь - март |
Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. | Январь - март |
Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися. | Январь - март |
План работы со слабоуспевающими учащимися
4 класса
на 4 четверть 2017-2018 учебного года
Планируемые мероприятия | Сроки исполнения |
Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы. | Апрель - май |
Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях. | Апрель - май |
Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям. | Апрель - май |
Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися. Консультации | Апрель - май |
Дифференцированные задания при организации сам. работы. Дифференцированные домашние задания. | Апрель - май |
Различные виды опроса на уроках(устный, письменный, индивидуальный). | Апрель - май |
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме. Определение динамики уровня знаний. | Апрель - май |
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости. | Апрель - май |
Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся. | Апрель - май |
Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися. | Апрель - май |
План проведения индивидуальных занятий по математике
со слабоуспевающими учащимися 4 класса
на 2017-2018 учебный год
Тематика занятий | Сроки реализации |
1 четверть |
Нумерация чисел в пределах 1000. | Сентябрь |
Арифметические действия. Сложение и вычитание. | Сентябрь |
Арифметические действия. Умножение и деление. | Сентябрь |
Умножение и деление. Порядок выполнения действий. | Сентябрь |
Многозначные числа. Запись и сравнение чисел. | Октябрь |
Умножение и деление на 10, 100, 1000. | Октябрь |
Единицы длины, площади. | Октябрь |
Многозначные числа. Повторение. | Октябрь |
2 четверть |
Многозначные числа. Единицы массы, времени. | Ноябрь |
Многозначные числа. Устные и письменные приемы вычислений. | Ноябрь |
Решение задач. | Ноябрь |
Решение задач. | Ноябрь |
Сложение и вычитание многозначных чисел. | Декабрь |
Письменные приемы умножения. | Декабрь |
Письменные приемы деления. | Декабрь |
Умножение и деление. Повторение. | Декабрь |
3 четверть |
Умножение и деление на однозначное число. | Январь |
Решение задач на движение. | Январь |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | Январь |
Перестановка множителей. | Февраль |
Деление с остатком. | Февраль |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | Февраль |
Умножение и деление. Повторение. | Февраль |
Письменное умножение на двузначное число. | Март |
Письменное умножение на трехзначное число. | Март |
Письменные случаи деления. | Март |
Решение заданий из ВПР | Март |
4 четверть |
Письменное деление на двузначное число. | Апрель |
Закрепление изученного. Решение задач. | Апрель |
Письменное деление на трехзначное число. | Апрель |
Деление с остатком. | Апрель |
Умножение и деление. Повторение. | Май |
Сложение и вычитание. Повторение. | Май |
Геометрические фигуры. Величины. Повторение. | Май |
План проведения индивидуальных занятий по русскому языку
со слабоуспевающими учащимися 4 класса
на 2017-2018 учебный год
Тематика занятий | Сроки реализации |
1 четверть |
Текст. Типы текстов. | Сентябрь |
Предложение. Виды предложений. Основа предложения. | Сентябрь |
Однородные члены предложения. | Сентябрь |
Сложное предложение. | Сентябрь |
Слово. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | Октябрь |
Состав слова. | Октябрь |
Части речи. | Октябрь |
Выполнение тестовой части ВПР | Октябрь |
2 четверть |
Имя существительное. | Ноябрь |
Три склонения имен существительных. | Ноябрь |
Три склонения имен существительных. | Ноябрь |
Определение склонения имен существительных. | Ноябрь |
Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. | Декабрь |
Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. | Декабрь |
Склонение имен существительных во множественном числе. | Декабрь |
Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных. | Декабрь |
3 четверть |
Правописание окончаний имен прилагательных. | Январь |
Правописание окончаний имен прилагательных. | Январь |
18.Склонение имен прилагательных женского рода. | Февраль |
Склонение имен прилагательных во множественном числе. | Февраль |
Имя прилагательное. Повторение. | Февраль |
Местоимение. Личные местоимения. | Март |
Местоимение. Повторение. | Март |
Глагол. Изменение глаголов по временам. | Март |
Спряжение глаголов. Решение тестовой части ВПР | Март |
4 четверть |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Апрель |
Правописание глаголов в прошедшем времени. | Апрель |
Глагол. Повторение. | Апрель |
Части речи. Повторение. | Май |
Распознавание орфограмм в словах различных частей речи. | Май |
Повторение и обобщение материала. | Май |
Индивидуальная карта обучающегося
_____________________________________________________
Класс_________
Предмет___________________________________________
Ф.И.О. учителя_____________________________________
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения | Виды заданий | Результат |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |