Программа работы
со слабоуспевающими учащимися
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе - преодоление школьной неуспеваемости. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. У каждого отстающего ученика своя причина, это:
- отсутствие познавательных интересов,
- снижение ценности образования в обществе,
- перегрузка,
- дефекты здоровья школьников,
- низкое развитие интеллекта,
- нежелание учиться,
- плохая память,
- неприученность к постоянному труду и другие.
Цель программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи программы:
создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
пробуждение природной любознательности;
создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;
вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;
отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
реализация разноуровневого обучения;
изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Этапы работы со слабоуспевающими детьми:
Составить список учащихся со слабой успеваемостью.
Составление плана работы с детьми.
Реализация плана в течение учебного года.
Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.
Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:
№ п/п | Трудность | Причина |
1. | Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону). | несовершенство в развитии микромоторики руки; |
2. | Пропуск букв и слогов. | низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания |
3. | Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток») | несформированность пространственных представлений |
4. | Трудности при решении математических задач | слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления |
5. | Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста. | слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления |
6. | Трудности в усвоении новых знаний | низкая степень восприятия и произвольности |
7. | Трудность в самостоятельном выполнении заданий | низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля |
8. | Плохое знание таблиц сложения (умножения) | низкий уровень развития механической памяти |
9. | Невнимательность, рассеянность | низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания |
План работы со слабоуспевающими учащимися
№ п/п | Мероприятия | Срок |
1. | Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения. Цель:определение фактического уровня знаний детей | Сентябрь |
2. | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком. | ноябрь - декабрь |
3. | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года. |
4. | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года. |
5. | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. |
6. | Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях. | В течение учебного года. |
7. | Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. | В течение учебного года. |
8. | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9. | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года. |
Дата | Время | Предмет. | Тематика занятий. | Дифференцированные задания. | Консультации для родителей. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Карта индивидуального развития учащегося
Ф.И.О. учащегося _________________________________________________
Год рождения _______________________________________
Параметры | 1 год | 2 год | 3год | 4год |
Начало учебного года | Конец учебного года | Начало учебного года | Конец учебного года | Начало учебного года | Конец учебного года | Начало учебного года | Конец учебного года |
Отношение к учебе: а) положительное б) равнодушное в) негативное | | | | | | | | |
Форма выполнения учебных заданий: а) старательно, аккуратно б) безразлично в) отсутствие старательности | | | | | | | | |
Работоспособность а) высокая б) сниженная в) быстро утомляется | | | | | | | | |
Реакция на собственные неудачи в учебе а) переживает б) спад активности в) безразличие, равнодушие | | | | | | | | |
Нарушено ли чувство дистанции со старшими а) да б) нет в) иногда | | | | | | | | |
Реакция на критику со стороны учителя а) адекватная б) агрессия в) безразличие г) слезы д) непредсказуемая | | | | | | | | |
Предпочитает общение а) с одноклассниками б) со старшеклассниками в) с педагогами г) с родителями д) с учащимися младших классов | | | | | | | | |
Карта для работы с детьми низкого уровня обученности
1. Фамилия, имя ученика____________________________________
2. Класс _____________________________
З. Состояние здоровья (здоров, практически здоров, часто болеет)
____________________________________________________________________
4. Общее физическое развитие (физически развит хорошо, удовлетворительно, требует коррекции) _______________________________
______________________________________________________________________
5. Интересы и увлечения _______________________________________________
______________________________________________________________________
6. Кружки, секции, факультативы:______________________________________
______________________________________________________________________
7. Отношение к выполнению общественного поручения (выполняет с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, уклоняется)_________________
______________________________________________________________________
8. Участие в мероприятиях класса (всегда, иногда, не участвует) __________
______________________________________________________________________
9. Участие в общешкольных мероприятиях (всегда, иногда, не участвует______________________________________________________________
10. Отношение н чтению (читает много, мало, не читает__________________
______________________________________________________________________
11. Книги, которые предпочитает читать:________________________________
______________________________________________________________________
12. Отношение к учёбе (увлечён, заинтересован, безразличен, отрицательно относится) ____________________________________________________________
13. Самооценка (скромен, уверен, неуверен, самокритичен, контролирует себя, стремится к успеху) ______________________________________________
14. Испытывает затруднения по предметам_____________________________
______________________________________________________________________
15. Причины, которые привели к отставанию по предмету_______________
______________________________________________________________________
16. Средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия), используемые в работе __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные занятия с детьми по ликвидации пробелов в
знаниях 3 класс 2022-2023год
№ | Фамилия, имя ученика | Дата время | Тема | Рекомендации | Подпись родителя |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |