№ | Дата проведения | Тема и тип урока | Элементы содержания | ЗУН | Вид контроля | Практическая часть | Домашнее задание |
Введение. (1ч.) |
1 | | Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. КУ | Биофизика, биохимия, генетика, бионика. Научное исследование, научный факт, наблюдение. Становление биологии как науки. Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. | Знать: Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы. Уметь: Самостоятельно проводить научное исследование. | Фронтальный, устный | | §1-2 |
Основы учения о клетке (4ч.) |
2 | | Цитология-наука, изучающая клетку Химический состав клетки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Клетка- основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул | Уметь: Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных | Фронтальный, устный | | §4; сх. 4, в. 1-3 §5; рис. 5-6, в. 1-3 |
3 | | Белки и нуклеиновые кислоты. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура Строение клетки. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Клеточное строение организмов как док-во их родства , единства живой природы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков | Фронтальный, устный | Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | §6; рис. 7-8, в. 1-3 §7; рис. 9-12 в. 1-3, § 8, в. 1-3 |
4 | | Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. КУ | Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации в клетке. | Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | Фронтальный, устный | | § 10, рис. 14-15, в. 1-3 § 11, рис. 16-17, в. 1-3 |
5 | | Обеспечение клеток энергией. Урок-зачёт. «Основы учения о клетке» КУ | Гликолиз, брожение, дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Этапы энергетического обмена | Уметь: Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции | Фронтальный, устный Урок-зачёт№1 «Основы учения о клетке» | | § 12, рис. 18, в. 1-3 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2ч) |
6 | | Типы размножения. Деление клетки. Митоз. Л/р. № 2. «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» | Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения | Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Фронтальный, устный | Л/р. № 2. «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток» | Гл. 3, § 13, рис. 19, в. 1-3 § 14, рис. 20-22, в. 1-4 |
7 | | Образование половых клеток. Мейоз. Тестирование «Размножение и индивидуальное развитие организмов» КУ | Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. | Уметь: Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | Фронтальный, устный | | § 15, рис. 23-24, в. 1‑4 |
Основы учения о наследственности и изменчивости (6 ч.) |
8 | | Основные понятия генетики. Из истории развития генетики ИНМ | Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. | Фронтальный, устный | | Гл. 4, § 17, в. 1-4; § 18, в. 1-3 |
9 | | Генетические опыты Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. КУ | Гомо - ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. | Уметь: Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | Фронтальный, устный | | § 19, рис. 26-28, в. 1-4 § 20, рис. 29, в. 1-4 |
10 | | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов. КУ | Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Расположение генов : в одной или разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрест хромосом - источник генетической изменчивости. | Уметь: Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | Фронтальный, устный | | § 21, в. 1-4 § 22, в. 1-4 |
11 | | Наследование признаков, сцепленных с полом. Л/р. № 3.Решение генетических задач. Наследственная изменчивость. КУ | Гетеро - и гомогаметный пол, половые хролмосомы. Наследственные заболевания сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. | Уметь: Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи | Фронтальный, устный | Л/р. №3. Решение генетических задач | § 23, рис. 31-32, табл. 1, в. 2-4 § 24, табл. 2 |
12 | | Другие типы изменчивости. Л/р. № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях» КУ | Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. | Уметь: Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание основных понятий. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. | Фронтальный, устный | Л/р. № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях» | § 25, рис. 34-36, табл. 3, в. 1-2 |
13 | | Наследственные болезни, сцепленные с полом. Урок-зачёт Основы генетики КУ | Группы наследственных болезней. Генные болезни и аномалии. Хромосомные болезни. Диагностика заболеваний. Безопасность жизнедеятельности. | Уметь: Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных. | Фронтальный, Устный Урок-зачёт№2 Основы генетики | | § 26, рис. 37-39, в. 3-4 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (2 ч.) |
14 | | Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений КУ | Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. Гетерозис, гибридизация, депрессия, мутагенез, сорт. | Уметь: Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. | Фронтальный, устный | | Гл. 4, § 27, рис. 40-41, в. 1-3 § 28, в. 1-3 |
15 | | Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. КУ | Мутагенез, порода. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород. Основные методов селекции животных: гибридизация и отбор. Виды искус отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная , межвидовая. Искус мутагенез. Приемы выращивания и разведения домашних животных | Уметь: Давать определение термину порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород домашних животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Фронтальный, устный | | § 30, в. 3-4; § 31, рис. 44, в. 3-4 |
Происхождение жизни и развитие органического мира(3 ч.) |
16 | | Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. ИНМ | Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. | Уметь: Давать определение термину гипотеза Называть этапы развития жизни Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | Фронтальный, устный | | § 32, рис 46, в 1-3; § 33, в 2-3 |
17 | | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. КУ | Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты. Этапы развития жизни Химический, предбиологически, биологический и социальный этапы развития живой материи. Происхождение эукариотической клетки | Уметь: Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Описывать начальные этапы биологической эволюции | Фронтальный, устный | | § 34, в 1-3 |
18 | | Этапы развития жизни на Земле КУ | Ароморфоз, идиоадаптация. Изменение животного и растительного мира. Усложнение растительного животного мира в процессе эволюции | Уметь: Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. | Фронтальный, устный | | § 35, в 1-3 |
Учение об эволюции(5 ч.) |
19 | | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. КУ | Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б. Ламарка. Исследования Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции. Роль естественного отбора в эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. | Уметь: Давать определение термину эволюция. Описывать предпосылки учения Дарвина. Знать основные факторы движущих сил эволюции, приводить примеры. | Фронтальный, устный | | § 36, в 1-3; § 37, рис 47-48, в 2-3 |
20 | | Современные представления об эволюции органического мира. КУ | Популяция как элементарная единица эволюции. Важнейшие понятия СТЭ. Элементарные факторы эволюции. | Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Фронтальный, устный | | § 38, рис 49-50, в 1-3 |
21 | | Вид, его критерии и структура. Процессы видообразования КУ | Понятие о виде. Критерии вида. Понятие о микроэволюции. Видообразование в результате географической изоляции. Видообразование в пределах одного ареала | Уметь: Называть признаки популяции Перечислять критерии вида Анализировать содержание определения понятий вид, популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции | Фронтальный опрос | | § 39, рис 51, в 2-3 § 40, рис 52, в 1-3 |
22 | | Макроэволюция – результат микроэволюций. Основные направления эволюции КУ | Макроэволюция как процесс образования крупных систематических единиц. Прогресс и регресс в животном мире. Направления биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | Уметь: Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | Фронтальный опрос | | § 41, в 1-3 § 42, рис 53-55, в 2-3, доклад о Северцове А.Н |
23 | | Основные закономерности биологической эволюции. Л/р №5.Изучение изменчивости у организмов. Урок-зачёт Учение об эволюции КУ | Необратимый характер эволюции. Прогрессивное усложнение форм жизни. Эволюция – процесс непрограммированного развития живой природы. Относительность приспособленности видов к среде обитания. | Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Фронтальный, Устный Урок-зачёт №3 «Учение об эволюции» | Л/р №5.Изучение изменчивости у организмов. | § 43, рис 56-57, в 2-3 |
Происхождение человека (антропогенез)(4ч.) |
24 | | Эволюция приматов. Доказательства эволюционного происхождения человека КУ | Человек – представитель животного мира. Древние обезьяны – дриопитеки. Современные человекообразные обезьяны. | Уметь: Давать определения понятиям Антропология, антропогенез Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными | Фронтальный, устный | | § 44, рис 59-60, в 1-3 § 45, рис 61-63, в 1-3 |
25 | | Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. КУ | Австралопитеки. Стадии антропогенеза. Архантропы. Палеоантропы. Ранние неоантропы. Современные люди. Появление человека – выдающееся событие в развитии живой природы. | Уметь: Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Перечислять факторы антропогенеза. | Фронтальный, устный | | § 46, рис 64-65, в 2-3; § 47, рис 66, в 3-4 |
26 | | Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. КУ | Человек разумный – полиморфный вид. Расы. Родство рас. Происхождение рас. Человек – житель биосферы. Влияние человека в биосфере. Сельскохозяйственная, промышленная, научно-техническая революция. | Уметь: Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. | Фронтальный, устный | | § 48, рис 67-68, в 1-3; § 49, рис 69, в 2; доклад или сообщ. |
27 | | Урок-зачёт. Происхождение человека | | | Урок-зачёт№4 «Происхождение человека» | | повт. § 44-49 |
Основы экологии(7 ч.) |
28 | | Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы КУ | Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Взаимодействие факторов. | Уметь: Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. | Фронтальный, устный | | § 50, рис 70-71, в 2-4 § 51, рис 72-73, в 2-3 |
29 | | Приспособленность организмов к действию факторов среды Л/р №6.Приспособленность организмов к среде обитания | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | Фронтальный, устный | Л/р №6.Приспособленность организмов к среде обитания | § 52, рис 74, в 2-3 |
30 | | Биотические связи в природе КУ | Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. | Уметь: Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | Фронтальный, устный | | § 53, рис 75-76, в 1-3 |
31 | | Популяции Функционирование популяции во времени КУ | Популяция. Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура | Уметь: Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Изучать процессы, происходящие в популяции | Фронтальный, устный | | § 54, рис 77-78, в 1-3 § 55, рис 79-81, в 2-4 |
32 | | Сообщества Биогеоценозы, экосистемы и биосфера КУ | Популяция, биоценоз, экосистема. Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен и круговорот веществ. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. | Уметь: Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. | Фронтальный, устный | | § 56, рис 82, в 2-3 § 57, рис 83-86, в 2- 3 |
33