МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАЙЫРАКАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:
_________ /Монгуш С.Г./
«____» ______________ 2019 г.
Программа
воспитателя лагеря с дневным пребыванием детей «Дамырак»
(экологическое направление)
Отряд «Рваные кеды»
Содержание
1. Информационная карта программы 3
2. Пояснительная записка 4
3. Организационные мероприятия 5
4. Цели и задачи программы 6
5. Содержание и форма реализации 7
6. Направления и виды деятельности: 8
6. 1. Физкультурно-оздоровительная работа 6. 2. Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание) 6. 3. Художественно – творческая деятельность 7. Программа осуществляется по следующим блокам 10
8. Принципы организации педагогического процесса: 12
9. Принципы управления деятельностью воспитанников: 13
10. Условия реализации программы 13
11. Ожидаемые результаты, диагностика 14
12. Режим дня 16
13. Содержание программы 16
14. Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом 19
15. Список используемой литературы: 20
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ Хайыраканской СОШ «Дамырак» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Физкультурно-оздоровительная деятельность; Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание); Художественно-творческая деятельность. |
4 | Содержание программы | Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации. |
5 | Муниципальное образовательное учреждение | МБОУ Хайыраканская СОШ |
7 | Адрес, телефон | Дзун-Хемчикский район, с.Хайыракан, ул. Данзы-Белек 58, 668116 |
8 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МБОУ Хайыраканской СОШ |
10 | Сроки реализации программы | С 24 июня по 14 июля 2019 г. |
2. Пояснительная записка
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.
Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
принцип самостоятельности.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Отряд экологического направления «Дамырак» как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, и этим грех не воспользоваться. В этом и заключается актуальность программы деятельности лагеря, многообразие мероприятий по экологической тематике.
4. Цели и задачи программы
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
2. Преодоление разрыва между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельностью.
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
8. Укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности.
9. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
Создание целостного подхода к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.
Формирование у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
5. Содержание и форма реализации
Продолжительность смены 21 день. Количество смен – 1. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.
6. Направления и виды деятельности:
Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);
Художественно-творческая деятельность.
6. 1. Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
Спортивные игры на спортивной площадке;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
Ежедневный спортивный час;
Беседы фельдшера «Минутки здоровья».
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
6. 2. Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание)
Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии.
Теоретическая часть программы экологического отряда способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках.
6. 3. Художественно – творческая деятельность:
Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей. Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации:
Изобразительная деятельность;
Конкурсные программы;
Творческие конкурсы;
Творческие игры;
Выставки (рисунков, поделок)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
7. Программа осуществляется по следующим блокам
Организационный
Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.
Виды работ:
Планирование.
Оформление уголка.
Определение обязанностей.
Организация питания в лагере.
Оздоровительный
Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.
Утренняя гимнастика.
Рациональное сбалансированное питание.
Режим дня.
Закаливание, солнечно-воздушные ванны.
Спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры).
Виды работ:
1. Медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей, оперативный контроль со стороны воспитателей и медика, профилактические и лечебные мероприятия.
2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих - спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.
3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.
Экологический
Изучение особенностей края.
Бережное отношение к природе, лесу, воде.
Трудовые десанты.
Зелёный патруль.
Экологические игры на местности.
Патриотический
Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к ветеранам войны и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий посвящённых Дню памяти и скорби.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Викторины о Великой Отечественной войне. Просмотр видеофильма о войне.
Посещение библиотеки.
Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.
День Независимости России.
Творческий
Коллективно-творческая деятельность.
Участие в мероприятиях.
Работа творческих мастерских.
Экскурсии в библиотеку.
Конкурсы, викторины.
8. Принципы организации педагогического процесса:
Гуманистической направленности.
Связи с жизнью и практикой.
Организационный принцип: последовательности и систематичности.
Научности.
Наглядности.
9. Принципы управления деятельностью воспитанников:
Активности детей.
Доступности и посильности.
Учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Прочности и действенности результатов.
11. Ожидаемые результаты, диагностика
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
13. Содержание программы
ПЛАН РАБОТЫ
Отряда «Рваные кеды»
НА ПЕРИОД С 24 июня ПО 14 июля 2019 г.
Дата | Мероприятия |
24.06. 2019 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ДЕНЬ « Здравствуй лагерь» - Беседы и инструктажи по охране жизни и здоровью детей. - Минутка безопасности «Правила поведения детей в лагере.» - Оформление отрядных уголков, распределение обязанностей, выбор девиза, эмблемы, название отряда, знакомство с законами лагеря, разучивание речевок. - Организация игр на свежем воздухе. - Открытие лагеря « Праздник лета». |
25.06. 2019 | День самоуправления «Здравствуй лето, это мы». - Инструктажи по ТБ. - Беседа « Правила поведения в столовой». Организация дежурств. - Эвакуация. Соблюдение противопожарного режима в школе. - Игры на свежем воздухе. - Конкурс загадок о лете и цветах. |
26.06. 2019 | - Беседа «Будь осторожен на дороге. Безопасный путь в лагерь» - Инструктажи по ТБ - Игры по интересам - Выставка рисунков «Здравствуй, лето». - Весёлый час «Нам сегодня весело!» |
27.06. 2019 | - Занятия по интересам - Минутка здоровья» Безопасный загар». - Спортивные игры на свежем воздухе « В здоровом теле, здоровый дух». - Конкурс рисунков «Экология и мы» - Праздничная дискотека. |
28.06. 2019 | - Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых». - Игры на свежем воздухе « Мой веселый звонкий мяч». |
29.06. 2019 | - Минутка здоровья « Витамины для здоровья». -Занятия по интересам - Беседа «Правила поведения в автобусе». - Выход на природу. Игры на свежем воздухе. |
30.06.2019 | - Занятия по интересам. - Минутка здоровья. Разговор о правильном питании «Русская каша - пища наша» - Час игры на свежем воздухе. Игра «Кладоискатели». - Развлекательная программа « Ловкие, сильные, смелые». |
01.07.2019 | - Минутка здоровья. Зеленая аптека «Путешествие в страну витаминию». - Игры на свежем воздухе - Час игры на свежем воздухе. «Выше, дальше и быстрее!» |
02.07. 2019 | - Настольные игры - Минутка здоровья « Лекарственные и ядовитые растения». - Мастер класс: «Прически для девчонок» (аппликация) - Викторина «Жители леса» |
03.07.2019 | - Линейка готовности и физкульт. зарядка. - Минутка здоровья» Кладовая природы». - Спортивный час. - Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (по сказкам) Сельская библиотека) - Игровая программа «Рыбалка». |
04.07.2019 | - Беседа «Правила поведения при пожаре». - Просмотр видеоролика « Причины пожара». - Очумелые ручки — клеим, лепим, мастерим. - Трудовой десант. «Мы убираем за собой». - Игра – соревнование « Живой мир» |
05.07.2019 | - Минутка здоровья. - Игры на свежем воздухе. - Конкурс загадок. « Растения, что нас окружают». |
06.07.2019 | - Занятия по интересам. - Спортивный час. - Викторина о грибах. |
07.07.2019 | - Минутка здоровья. «Поговорим о наших зубах». - Подвижные игры на свежем воздухе. |
08.07.2019 | - Минутка здоровья «Правила личной гигиены». - Подвижные игры на свежем воздухе. |
09.07.2019 | - Минутка здоровья «Режим дня». - Конкурс рисунков «Что мы знаем о войне». - Час забавных игр на свежем воздухе». |
10.07.2019 | - Спортивные Эстафеты. - Занятия по интересам. |
11.07.2019 | - Музыкальный час «Мои любимые песни». - Творческая мастерская» Сувенир на память другу». |
12.07.2019 | - Минутка здоровья « Дорожная азбука в загадках». - Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй лето!». |
13.07.2019 | - Занятия по интересам. Отрядные дела. - Подготовка к закрытию лагеря, разучивание стихов и песен. - Конкурс читательских симпатий «Литературное–лето 2019 - Игры на свежем воздухе. |
14.07.2019 | ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ ЛАГЕРЯ.(Песни,стихи, музыкальная дискотека). - Торжественная линейка ( вручение визитки «Самый, самая...») - Сладкое дерево. |
16. Схема сотрудничества взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с социумом
17. Список используемой литературы:
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2015;
Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2016.
«Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2012;
А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2012;
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2015 г.
Экологические десанты приучали детей к чистоте, формировал навыки самообслуживания.
18