План разбора
Лирического произведения
Подготовила преподаватель ДИПП Ким М.А.
План занятия
- 1. Лирика, как род литературы (жанры лирики)
- 2. Стихотворные размеры
- 3. Рифма
- 4. Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
- 5.Тематика лирических произведений
- 6. План разбора лирических произведений
- 7. Задание для самостоятельного исследования.
- Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
- Анализ лирического произведения «На холмах Грузии»
План анализа лирического произведения
- 1. Название. Автор. История создания(0,05 б.)
- 2. Род, жанр(0,05 баллов)
- 3. Стихотворный размер, рифма (0,05 баллов)
- 4. Изобразительно-выразительные средства (тропы) (0,05 баллов)
- 5. Тематика (0,05 баллов)
- 6. Идея (0,05 баллов)
- 7 Пейзаж(если есть) Функции пейзажа(0,05 б.)
- 8. Детали (если есть), Функции деталей(0,05 б.)
- Всего письменная работа: 0,4 балла
- Устные ответы: 0, 6 б.
- Всего: 1 балл
Стопа
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке.
Мчатся тучи, вьются тучи
стопа
1
2
3
4
Стихотворный
размер
МЕТР - соединение стоп одного вида в стихотворении.
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР - определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.
Пора! Пора! Рога трубят…
метр
ХОРЕЙ
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Буря мглою небо кроет…
А.С. Пушкин
ЯМБ
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Мой дядя самых честных правил…
А.С. Пушкин
ДАКТИЛЬ
Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Вырыта заступом яма глубокая…
И.С. Никитин
АМФИБРАХИЙ
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко…
М.Ю. Лермонтов
АНАПЕСТ
Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Прозвучало над ясной рекою…
А.А. Фет
ПИРРИХИЙ
Двусложная безударная стопа (пропуск очередного метрического ударения) в ямбе и хорее.
Богат и славен Кочубей…
А.С. Пушкин
пиррихий
СПОНДЕЙ
Двусложная стопа из двух ударных слогов (в ямбе и хорее).
Швед, русский – колет, рубит, режет…
А.С. Пушкин
спондей
Как определить
стихотворный размер?
1. Прочитайте строфу, расставьте ударения.
2. Подчеркните безударные гласные.
3. Запишите получившуюся схему.
4. Проследите повторяющийся рисунок, разделите на стопы.
5. Определите размер.
Определите
стихотворный
размер
Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом…
А.С. Пушкин
Четырехстопный
хорей
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
А.А. Фет
Трехстопный
амфибрахий
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Н.А. Некрасов
Четырехстопный
дактиль
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка…
И. Макаров
Трехстопный
анапест
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой…
А.С. Пушкин
Четырехстопный
амфибрахий
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он.
И. Козлов
Четырехстопный
ямб
Утро туманное. Утро седое.
Нивы печальные, снегом покрытые.
И. Тургенев
Четырехстопный
дактиль
Рифма,
системы
рифмовки
РИФМА
Созвучие окончаний стихотворных строк.
Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у ок на Села ждать его од на . Ждет-пождет с утра до н очи , Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядю чи С белой зори до но чи ; Не видать милого дру га ! Только видит: вьется вью га , Снег валится на по ля , Вся белешенька зем ля .
А.С. Пушкин
Системы
рифмовки
парная
1 – 2
3 – 4
перекрестная
1 – 3
2 – 4
кольцевая
1 – 4
2 – 3
Системы рифмовки
У лукоморья дуб зел ёный ; Златая цепь на дубе т ом : И днём и ночью кот уч ёный Всё ходит по цепи круг ом …
… В темнице там царевна т ужит ,
А бурый волк ей верно сл ужит ;
Там ступа с Бабою Яг ой
Идет, бредет сама соб ой …
… И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил .
перекрестная
парная
кольцевая
А.С. Пушкин
Определите способ рифмовки
Шуми, шуми с крутой вершины, Не умолкай, поток седой! Соединяй протяжный вой С протяжным отзывом долины.
Е.А. Баратынский
кольцевая
Определите способ рифмовки
Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.
Ф.И. Тютчев
перекрестная
Определите способ рифмовки
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять.
В.А. Жуковский
парная
Рифмы
Рифма
Мужская
Женская
Дактилическая
С ударением на последнем слоге
С ударением на последнем слоге
С ударением на третьем от конца
Мужская рифма
И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Женская рифма
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют.
Дактилическая рифма
- Тучки небесные, вечные странники!
- Степью лазурною, цепью жемчужною
- Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
- С милого севера в сторону южную.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
- ЭПИТЕТ - художественное определение;
- СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
- ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
- ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
- ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
- МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Определите троп
- столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).
- Какие крохотные коровки!
- Есть, право, менее булавочной головки
Определите троп
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н.А.Некрасов)
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
(А.С.Пушкин )
Эпитет
Определите троп
- Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница!
- лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?«
Определите троп
Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды претворяет в льды.
Олицетворение
Определите троп
Ступит на горы - горы трещат; Ляжет на воды - бездны кипят; Граду коснется - град упадает, Башни рукою за облак кидает.
Гипербола