СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразовательной работы:

«Создание комфортных условий образовательной среды через применение активных форм и методов обучения» Сроки реализации:3 года

Просмотр содержимого документа
«План самообразования»






Ты никогда не будешь знать достаточно,

если не будешь знать больше, чем достаточно.

У.Блейк

Методическая тема ШМО :

«Профессиональная компетентность учителя по внедрению современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС».


Тема самообразовательной работы:

«Создание комфортных условий образовательной среды через применение активных форм и методов обучения».


Сроки реализации: 3года


Цели самообразования:

  1. Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов и приёмов создания комфортной образовательной среды.

  2. Углубление знаний применения современных образовательных технологий .

  3. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

  4. Повышение теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства.

  5. Сбор материала посредством взаимообмена опытом и интернет –ресурсами.

  6. Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

  7. Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей.





















Перечень вопросов по самообразованию.
1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
3. Распространение педагогического опыта.
4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
8. В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
9. Работать над методической проблемой: «Создание комфортных условий образовательной среды через применение активных форм и методов обучения».

Ожидаемые результаты: средствами современных образовательных технологий создать комфортную образовательную среду, тем самым повысить учебную мотивацию школьников к изучению русского языка и литературы, дать учащимся устойчивые знания.











































Этапы

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Диагностический

Определение темы самообразовательной работы;

Знакомство с материалом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране (в том числе интернет-ресурсы);

Фиксация библиографии по данной теме;

Постановка целей и задач.

2018-2019 учебный год


Прогностический


Выборка теоретического материала;

Формирование научной основы будущей работы; Подбор методов практической части.

Прогнозирование результатов.

Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету);

Апробирование на практике выбранных методов;

Мониторинг, анкетирование.

2018-2019 учебный год

Практический. Обобщающий.

Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; Апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации. Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, подготовка к защите

2019-2020 учебный год





Индивидуальные формы методической работы:

  1. Разработка собственной программы самообразования.

  2. Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.

  3. Анализ собственной деятельности.

  4. Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию.

  5. Создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок.

  6. Разработка собственных средств наглядности.

  7. Разработка заданий, тестов для проведения самоконтроля с целью изучения результатов обучения и воспитания учащихся.

  8. Подготовка планов работы на год и отчётов о достигнутом - в конце года.

  9. Посещение занятий и воспитательных мероприятий у коллег.

  10. Выполнение индивидуальных заданий при поддержке руководителя МС.

  11. Постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога.






























Недавно мне на глаза попалось стихотворение, которое заставило меня пересмотреть многие свои педагогические позиции. Его написал школьный поэт Сергей Краснянский, и называлось стихотворение «Сентиментальная прогулка внутрь».

Ученик, как на плаху, выходит к доске.

Две шпаргалки запрятаны в левом носке.

Отчужденность в глазах - глубже спрятать свечу.

(Я идти не хочу, не хочу, не хочу,

Ведь меня не зовут, чтоб - любить, чтоб лечить,

А зовут – уличить, уличить, уличить!)

Класс. Учитель .Зевота. Стоит ученик…

Как мне Вам объяснить, чтоб смогли Вы понять

Что нельзя Вам ни строить его, ни ломать,

Как нельзя изготовить цветка лепесток,

Если в вашей руке – молоток, молоток.

(Если б вместо него Вам бы тоже – свечу,

Я на этот огонь - захочу, полечу!)

Как прекрасен итог: сколько знаний всего

Вы вложили в него! А всего – ничего;

Чур, от сих и до сих – истин сто прописных,

Нудных правил – законов пустой хоровод…

Из учебной программы решеток стальных

Отпустите его – пусть душа оживет,

Отпустите его – пусть душа воспарит,

Если в спящей душу еще что-то горит,

Если Вы не успели свечу затушить...,

Чтобы не затушить свечу… чтобы душа воспарила… Что же я, педагог, должна делать, чтобы дети, которых я учу, чувствовали крылья за спиной?

Наверняка, уверенность в своих силах, радость от своего труда. А радость возможна только тогда, когда приходит успех. Успех…

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга и удивления».

Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности.

Можно утверждать, что в тот день, когда ребенок впервые скажет себе : «Ай, да я – ай да молодец!» - свершится самый главный педагогический акт, в котором творец, создатель – ребенок, а вдохновитель и организатор – учитель.

А что это за такие условия, о которых говорил В.А. Сухомлинский?

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Я думаю со мной согласятся коллеги, что этот рассол- комфортные условия образовательной среды.

Изучив литературу по моей теме самообразования (список литературы в приложении), сделала следующие выводы.

Что же такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)


Существует три структурные составляющие данного понятия.


Комфортность:

Психологическая

Интеллектуальная

Физическая


Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)

Источником психологичекой комфортности является:

положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;

доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.


Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Как писал Борис Слуцкий :

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит …


Как же создавать комфортные условия в образовательной среде?

При рассмотрении данного вопроса считаю необходимым выделить 2 основных аспекта: психологический и педагогический.

Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.


Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.


Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.

Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва ( широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.


2. Подача информации с позиции «МЫ».


Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами:

« на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

3. Установление личного контакта.

Личный контакт может устанавливаться различными способами:

вербально, визуально, тактильно.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов.

Это может быть обращение к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).

Визуальный – это контакт глаз.

Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации.

К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. Кинестетики выявляются в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.


Вторая функция «соучастия».

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.


2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.


Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.


3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.



Третья функция « возвышение» ребенка


1. Просьба о помощи


В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.


2. Поддержание оптимистического рубежа


Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.

Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.

Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?

А сколько запретов мы выставляем своим ученикам?

Взрослому человеку, а тем более ребенку, сложно удерживать в активе памяти, и следовательно выполнять правила, число которых затрудняется назвать сам педагог. А что происходит в школе?

Ребенку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на уроке, ходить без сменной обуви, пропускать уроки, не выполнять домашнего задания и так до бесконечности. Но если возможно обозначить всю совокупность запретов, то выстраивать и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе тем более, невозможно. Сам факт неисчислимости этих правил негативно сказывается на отношении ребенка к ним, он думает: « все равно я не смогу их запомнить все». Поэтому время от времени в той или иной мере он начинает их нарушать, более того он видит, как это делают другие. Исходя из всего этого, школьник субъективно свободно приходит к выводу, что правила можно нарушать.

Предложим ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.

В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он отвлекает учителя и других учеников, а значит, доставляет неудобства, посягает на их интересы. Если но не готовит домашнего задания – он не работает. Приходит без сменной обуви – приносит в помещение грязь, которая, высыхая, превращается в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д.

Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.


Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.


Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.


Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:


  1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.


  1. Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.


  1. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.


Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний.


  1. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащихся. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

  2. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)

Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Методика «Психологический портрет учителя» помогла мне увидеть, в чём состоят психологические причины моих профессиональных затруднений. И на основе полученных данных скорректировать мою работу.

Как уже выше было сказано, учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Перед началом урока нужно настроиться на положительный настрой, снять эмоциональное напряжение, поднять настроение. Существует разные способы и приемы снятия психо-эмоционального напряжения.


Упражнение «Дирижер»

Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

Литература:

1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие.
– М.: Ассоциация авторов и издателей « Тандем»,1997.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь : Пособие для учителя. 3-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2001.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ.– М.: НИИ школьных технологий, 2005.


На основе полученного материала я создала себе памятку.

Помните и никогда не забывайте!!!

Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение

Самый приятный звук для  человека –  это его имя.

Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся

Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.

Стремясь создать ситуацию успеха, я начала с «Эмоциональных поглаживаний»: обращение к учащимся по имени («ничто так не ласкает человеческий слух, как называние имени его»), опоры на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во время уроков, акцента на позитивное построение фраз: вместо угрозы: «Мы не сделаем этого до тех пор, пока…», скажем: «Мы сделаем это, как только…»; вместо приказа «Прекратите шум!» - поблагодарим: «Спасибо третьей группе за внимание», «Благодарю пятую группу за умение слушать».


Каковы же педагогические возможности создания комфортных условий образовательн6ой среды?

Создавая комфортные условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и средства. На мой взгляд, основа успеха лежит в создании атмосферы сотрудничества, сотворчества между учителем и учениками. И здесь как нельзя лучше помогают современные образовательные технологии, которые зафиксированы в ФГОС нового поколения, где одним из приоритетных направлений является построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся:


  1. Технология проблемного диалога.

  2. Технология ТРКМ.

  3. Технология сотрудничества.

  4. Технология продуктивного чтения.

  5. ИКТ.

  6. Дифференцированное и разноуровневое обучение.


Изучение данного вопроса я начала с изучения методической литературы, знакомства с материалом, наработанным коллегами (в том числе интернет-ресурсы). Весь изученный материал фиксировала с точки зрения содержательного аспекта и личностного восприятия. Цель этой работы: сформировать собственную методологическую базу (своеобразный инструментарий педагога).

На данном этапе работы удалось апробировать уже ряд методов и форм работы в урочной и внеурочной деятельности.

  1. Прием «Да-нетка» (тема «Буквы И-Ы после Ц»)

  1. В корне слова ЛЕСНОЙ пишется Е, так как в проверочном слове ЛЕС под ударением стоит Е.

  2. В корне слова ШОРТЫ пишется О, так как это слово исключение.

  3. В слове чудо орфограмма «Непроизносимая согласная в корне».

  4. В слове СИНИЦЫН после Ц пишется Ы, так как орфограмма находится в суффиксе.

Какое задание вызвало затруднение? Выход на тему и цель урока. В основе приема уже заложена проблемная ситуация.

  1. Составление кластера (тема «Л.Н. Толстой. Кавказский пленник. Жилин и Костылин»): Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, оказавшийся на войне? Составление кластера на моснове жизненного опыты. Итог уроков: сравнить личностные представления с позицией автора.

  2. Прием «Найди лишнее».

  3. Прием «Сортировка» очень часто использую на этапе обобщения и систематизации материала. Задача: распределить слова на группы (сколько групп и какие определяют сами учащиеся; при проверке рассматриваются все варианты).

Площ..дь, звёздоч?ка, ран?ше, ц..кл, обж..ра, ц..ган, ч..жой, ш..рстка, сестриц..н, щ..ки, круглолиц..й, сел?дь, огурц.., бума..ка .

  1. Интерактивные тесты и задания. На основе может быть проведена комплексная работа (фрагмент урока «И-Ы после Ц»).

  2. Прием «Ошибка, я тебя вижу».

  3. Составление алгоритмов, схем, таблиц на стадии закрепления материала.

  4. Постановка проблемы на основе ключевых слов или материала для наблюдения (фрагмент урока «А-О в корне раст, ращ, рос»).

  5. Комплексный анализ текста с выходом на проблему урока (тема «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ»: Задания на слайде + В какой части слова пропущены буквы? Выделить часть слова. Правописание каких приставок вам известно? Объясните их правописание. Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение?).

  6. Чтение с остановками (или продуктивное чтение) (на примере темы «К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»).

  7. Опора на личный или литературный опыт ( на примере темы «Л.Н. Толстой. Жилин и Костылин»: Что такое война? Ассоциации со словом ВОЙНА. ).

  8. «Юморинки».

  9. Артикуляционные разминки.

  10. Рефлексия («Продолжи фразу», лестница успеха, синквейн, тест).

  11. Проектная деятельность (составление тестов-копилки на уроках русского языка; клип или презентация к художественному произведению).

Достижения: участие в областном форуме «Большая перемена» с уроком «Тайны эпитета» (на основе системно-деятельностного подхода).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая (работа в малых группах постоянного состава – разноуровневые; инструктаж: выбрать руководителя, каждый в группе знает ответ на вопрос; время ограничено; оценка= самооценка+ оценка по ходу урока+ информация на рабочем листе).

Внеурочная деятельность:

Классные часы на основе системно-деятельностного подхода; проектный метод. Особое внимание уделяю самостоятельной подготовке учащихся к классному часу.

15