МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД « СОЛНЫЩКО»
КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Выполнила воспитатель
старшей группы
Волкова Л.А.
П. Кардымово
План работы по самообразованию
Воспитатель: Волкова Лариса Александровна
Старшая группа МБДОУ д\с «Солнышко»__ __группа
Тема:__«Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
Цель:
Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС.
Задачи:
Совершенствовать свое развитие ;
Изучить ООПП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая была разработана на основе ФГОС ДО;
Изучить учебную и научно-методическую литературу к программе;
Изучить и пополнить имеющиеся знания об инновационных технологиях в свете ФГОС (обучения и развития дошкольников; проектная деятельность; исследовательская деятельность; взаимоотношения с родителями).
Литература:
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Эксмо,2013
Скоропупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО [Текст] // О.А. Скоропупова // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №3
ООПП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Интернет-ресурсы.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Подготовительный | | 1.изучение методической литературы, интернет-ресурсов. 2.разработка плана по теме самообразования. 3. Изучение и пополнение знаний по уже имеющемуся опыту проектной деятельности | План самообразования |
Практический | | 1.разработка перспективного плана. 2. Создание «копилки» 3. Разработка тематики исслед. Работы 4.практическое применение знаний 5.в процессе образовательной деятельности с детьми, участие в педсоветах, метод.объединениях, в работе с родителям | 1.оформление доклада. 2.создание «портфолио педагога», 3.«портфолио ребенка» 4.накопление в «портфолио педагога» методических рекомендаций и практического материала по теме самообразования 5.консультации для воспитателей доу |
Выводы: | Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной “нестандартности” самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему “образовательную ценность”. |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Название | Цель | Период изготовления 2017-2018 уч.год. |
1 | Создание минут релаксации, психологических настроев. | Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса. | Сентябрь-октябрь. |
2 | Создание картотеки диагностического инструментария. | Организация оптимального мониторинга. | Ноябрь-декабрь. |
3 | Создание картотеки игр и упражнений. | Коррекция и развитие психических процессов обучающихся. | Январь-февраль |
4 | Изготовление памяток для педагогического коллектива. | Повышение психологических знаний. | Март-апрель. |
5 | Создание карточек для разбора проблемных ситуаций с детьми,воспитателями. | Моделирование различных ситуаций. | Май-июнь. |
6 | Изготовление памяток для родителей. | Повышение психологических знаний. | Июль-август. |
Пояснительная записка
Введение ФГОС ДОв учреждениях требует тщательного анализа педагогической деятельности, где особое значение в системе работы по активизации профессиональной деятельности заняла методическая работа педагогов. Цель методической работы педагогов детского сада – создать в детском саду такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива, с целью построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС. Методическая работа педагогов планируется в образовательной деятельности на решение задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка, обеспечение преемственности целей и задач и содержания образования, реализуемых в рамках ООП, создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.
Именно поэтому каждый педагог: во-первых, продумывает организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, с учетом вариативности и интеграции ОО, во-вторых, видеть ресурсы и результаты разных этапов НОД для развития коммуникативной компетентности детей и конечный результат на любой деятельности, педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, где совместно решают интересную и значимую учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то.
На данном этапе проведен самоанализ организации образовательной среды для каждого ребёнка: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия с взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Так с целью реализации государственного стандарта в детском саду создаются благоприятные условия для работы педагогов с детьми совместно с семьёй в условиях реализации современных требований. На данном этапе приобретается развивающее оборудование, методического и дидактического материала для образовательной деятельности: приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио‑ и видео‑материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на технические средства спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря.
Активная творческая позиция педагогов является одним из выполняемых условием реализации требований ФГОС и направлена на обеспечения качества дошкольного образования. Это проведение тематических мероприятий, развлечений, вечеров, спортивных мероприятий, обучение и организация сюжетно ролевых игр, проведение психологических музыкальных пауз, участие в театральной недели, реализация проектов совместной деятельности с детьми и родителями, проведение оздоровительный и профилактических мероприятий с детьми и т.д.. в соответствии с современными требованиями.
Важен так же профессиональный уровень педагогов, работающих в детском саду. Так чтобы педагоги ДОУ повысили свою профессиональную квалификацию в образовательном процессе, т.е. прошли курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС ДО, получили дополнительное профессиональное педагогическое образование по профилю их деятельности.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование группы методов | Цель, назначение использования | Формы проведения общения. |
Информацион-но-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями. | Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», «Индивидуальные блокноты». |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы. Тренинги. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Педагогическая библиотека для родителей. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. | Совместные праздники, досуги. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. | Информационные проспекты. Альманахи. Журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Стенгазеты. Фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др. |