Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
План самообразования
На 2015-2020 год
Преподавателя Тимуршина Миляуша Наилевна
МБОУ«Бакрчинская ООШ” Апастовского муниципального района РТ
Предмет: биология ,география, химия
Образование высшее, Казанский государственный педагогический университет ,учитель биологии по специальности «Биология»
Цель самообразования:
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
Углубление знаний по разным методикам;
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
Повышение общекультурного уровня педагога.
Школа работает над проблемой:
«Укыту тәрбия процессында яңа технологияләр кулланып, укучыларны мөстәкыйллеккә, үзлегеннән үсешкә өйрәтү, яшәү күнекмәләре бирү”».
Методическая тема:
«Информацион технологияләрдән файдаланып биология география химия дәресләрендә алган белемнәрне көндәлек тормышта куллану».
Срок реализации (работы над темой): 2015 - 2020 г.
Цель: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии и химии и географии при помощи информационных технологий
Освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения – приоритетные направления в повышении профессиональной компетенции педагога.
Задачи:
Изучить теоретический материал об использовании информационных технологий в образовании;
Разработать методическую базу, способствующую оптимальному внедрению информационных технологий на уроках биологии;
Внедрить информационные технологии в учебный процесс, изменив методику преподавания предмета.
Предполагаемый результат:
применение средств ИКТ в самообразовании;
внедрение новых педагогических технологий.
разработка нового механизма управления качеством образования;
освоение учащимися метода исследования через урочные и внеурочные формы деятельности.
Содержание:
Изучение методической, педагогической и предметной литературы.
Литература по теме, которую предполагается изучить.
1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
3. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
4. Информационные технологии в начальном образовании. //Школьные технологии. 2000. №6.
www.kozlenkoa.narod.ru
5. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.
6. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград, Учитель, 2007 г.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. НИИ школьные технологии 2005 г.
8. Предметные методические журналы.
Этапы работы
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1.Прогностический этап | Изучение теоретических основ применения информационных технологий в образовании; определение объекта и предмета эксперимента; предварительная диагностика классного коллектива. | I и II четверть 2015 – 2016 учебного года |
2.Организационный этап | Разработка методики использования информационных технологий на уроках биологии и химиии геграфии; проведение пробных уроков с использованием информационных технологий; разработка методической базы на следующий учебный год | III и IV четверть 2015 – 2016учебного года |
3.Практический этап | Внедрение информационных технологий на уроках биологии и химии; диагностика классного коллектива. | 2016 – 2017 учебный год |
4.Обобщающий этап | Проведение итоговой диагностики классного коллектива; пропагандирование результатов эксперимента в педагогическом коллективе своей школы и педагогических коллективах других школ. | 2018– 2019учебный год |
5.Внедренческий этап | Внедрение информационных технологий в практику обучения на постоянной основе. | 2019– 2020учебный год |
Возможные трудности
№ п/п | Возможные трудности | Пути преодоления трудностей |
1. | Отсутствие навыков работы с компьютером | Соединение учащихся в пары или микрогруппы по наличию навыков работы с компьютером, использование компьютера в демонстрационном варианте. |
2. | Изучение большого объема теоретического и практического материала | Обучение научной организации труда |
Формы использования ИКТ.
1 Использование готовых электронных продуктов
позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2 Использование мультимедийных презентаций
позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработано много презентаций по темам, для уроков химии и биологии.
3 Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
4 Использование интерактивной доски
Задачи:
Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет - технологий и мультимидийных ресурсов на CD;
Найти через Интернет электронные уроки, электронные учебники, интерактивные тренажёры, которые помогут учащимся усвоить материал, изучаемый на уроках биологии и химии
-использовать для самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом;
-обмен опытом по использованию педагогических и здоровье сберегающих технологий для дальнейшего развития профессиональных навыков.
-использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов.
Использовать в старшем звене такие формы работы как рефераты, доклады, создание вебстраниц и тд.
Создать тесты, которые могут быть применены учителем на уроке для быстрой оценки качества усвоения учащимися нового или пройденного материала.
Провести уроки, на которых будет использован материал подобранный учителем.
Проведение открытых уроков с приглашением на них администрации и учителей школы.
Разработка сценариев уроков и мероприятий с использованием ИКТ учащихся.
Участие в работе НОШ школы, конкурсах, конференциях различного уровня.
Выполнение упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий повышенной сложности или нестандартной формы.
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету.
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
По возможности сотрудничество со СМИ
Форма отчета – мультимедийные и электронные приложения к урокам, исследовательские работы учащихся, мониторинг результатов.
Контроль – коллективный; выступления на педсоветах, практических конференциях, открытые уроки, индивидуальные отчеты на совещаниях при директоре, рецензирование .