Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новомултанская школа-интернат»
План самообразования
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальном звене коррекционной школы»
Составитель: Эсенкулова А.М.
учитель начальных классов
2017 год
Тема школы: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированную деятельность школы-интерната».
Методическая тема школы: «Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальном звене коррекционной школы».
Актуальность.
Забота о здоровье ребёнка –это непросто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. В.А.Сухомлинский
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Этому способствует малоподвижный образ жизни, который стал нормой существования не только взрослых, но и детей. Существует довольно много цифр и фактов, которые говорят сами за себя… Например, возраст от 1 года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 дет, поэтому я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья обучающихся за период обучения в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность школы это и диспансеризация, и профилактические прививки, утренняя гимнастика, дни и недели Здоровья, три урока физической культуры в неделю, горячее питание, спортивные школьные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями.
Здоровьесберегающие технологии в урочное и во внеурочное время.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно - воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Цель: применение здоровьесберегающих технологий на уроках, во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися для повышения мотивации к предмету и качества образования.
Задачи:
изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения;
учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений , физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры ит.д.);
направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;
организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
систематизировать изученную литературу
повышать заинтересованность детей и их родителей в укреплении здоровья.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Педагогические условия процесса обучения на уроках.
2. Влияние здоровьесберегающих технологий на повышение качества знаний, развитие интереса к предметам.
3.Условия для проявления творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.
4. Система игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления школьников
5.Особенности коррекции личности на уроках при использовании здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты работы:
Работа над темой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации методической темы школы. Планируется:
1. Улучшение состояния здоровья учащихся.
2. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
1. Проведение открытых уроков, мастер – классов для учителей с применением здоровьесберегающих технологий.
2. Доклады, выступления.
Форма отчета по проделанной работе: Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом на методическом объединении учителей начальных классов.
Источники самообразования:
СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного методических объединения учителей, а также через участие в жизни школы.
План работы
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение темы, целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4. Знакомство и изучение методической, педагогической и психологической литературы согласно теме самообразования. 5. Изучение опыта работы педагогов по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для повышения эффективности урока». | 2017-2018 год. I год работы над темой |
II. Прогностический | 1. Обсуждение реализации практического этапа на ШМО учителей начальных классов. 2. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 4.Корректировка работы. | 2018-2019учебный год II год работы над темой также III и IV год |
III. Практический | 1. Формирование банка электронного материала. 2. Обсуждение наиболее важных психологических проблем, связанных с коррекционной работой на уроках. 3. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Открытые уроки на школьном уровне. 5. Посещение семинаров. | 2019-2020 учебный год III, IV год работы над темой |
IV. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. 4.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для повышения эффективности урока». Подведение итогов. 5.Участие и результаты в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 6. Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме самообразование. | 2020-2021 учебный год III, IV год работы над темой |
V. Внедренческий | 1. Систематизация материалов. 2. Использование наработанного опыта в процессе дальнейшей работы. 3. Оформление в виде творческой работы. | В ходе последующей педагогической деятельности |
Планируемые мероприятия
Направления | Планируемые мероприятия | Сроки |
Систематическое обучение | Обучение на курсах повышения квалификации: - квалификационных. Обучение на методических семинарах: - школьных; - районных; - республиканских. | не реже 1 раза в 3 года в соответствии с планом методической работы |
Практика | 1. Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий. 2.Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. 3. Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности. | 2017-2021гг. регулярно |
Индивидуальная работа | 1. Работа над индивидуальной методической темой «Использование здоровьесберегающих технологий для повышения эффективности урока». 2. Изучение ФГОС, методической литературы, передового педагогического опыта. 3. Знакомство с опытом работы коллег. | 2017-2021 гг. регулярно |
Участие в семинарах
дата | Тема семинара | Уровень | Выступление (участие) |
2018г. | Итоги раннего введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) | Региональный семинар-совещание | участие |
2018г. | XII республиканские педагогические чтения, посвященные 100-летию В.А. Сухомлинского | Республиканский | участие |
2018г. | Восстановительная медиация и организация службы примирения. | Районный | участие |
2018г. | «Современный урок в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ» | Республиканский | участие |
2018г. | «Медико-психолго-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска» | Республиканский | участие |
Наличие методических и дидактических разработок и материалов.
Перечень самостоятельно разработанных педагогом методических и дидактических разработок и материалов по направлению деятельности
Презентации к урокам – для повышения качества обученности.
Карточки по предметам.
Тесты по предметам.
Игры.
Физминутки.
ЛИТЕРАТУРА
Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.
Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.
Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: формирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.
Задачи:
1. Познакомиться с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной теме самообразования.
2. Составить план работы по теме самообразования.
3. Решить способы внедрения темы самообразования в процесс обучения.
4. Посетить уроки и мероприятия.
Этап работы над темой самообразования:
№ | Направление, содержание деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы. | сентябрь | |
2 | Составление плана работы над темой | сентябрь | |
3 | Составление списка литературы по теме | сентябрь | |
4 | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме - Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. -Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. - Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006. | октябрь-декабрь | |
5 | Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках. Урок чтения 2 класс Коровкина В.П., урок математики 1 класс Гребина С.А. | в течение года | |
6 | Подготовка выступлений на ШМО «Пути повышения мотивации к обучению воспитанников», «Алгоритмизация в начальных классах». | октябрь, февраль | |
7 | Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. «Планета математики», «Береги свою планету», «Мы за ЗОЖ», «Наша дружная семья», «Час веселого труда». «Учи ру» | в течение года | |
8 | Систематизация материалов по теме | в течение года | |
9 | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию за прошедший год | май | |
ОТЧЁТ ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
за 2017 - 2018 уч.г.
Литература, изученная по данной проблеме: - Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
-Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.
Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков
б) выступления на ШМО начальных классов по темам:
«Пути повышения мотивации к обучению воспитанников», «Алгоритмизация в начальных классах».
г) посещение открытых уроков: урок чтения 2 класс Коровкина В.П., урок математики 1 класс Гребина С.А.
д) проведение открытых мероприятий, занятий: «Планета математики», «Береги свою планету», «Мы за ЗОЖ», «Наша дружная семья», «Час веселого труда».
Работа по самообразованию будет продолжена по следующим направлениям:
а) составление списка литературы, ее изучение
б) обобщение диагностического материала
в) выступление на ШМО начальных классов, педсовете и т.д.
г) обобщение опыта.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: углубление знаний по теме самообразования и систематизация материалов.
Задачи:
1. Корректировать работу по теме самообразования.
2.Изученить психолого-педагогической и методической литературы.
3. Оформить результатов изучения темы самообразования.
4. Посетить и обсудить открытых уроков и мероприятий.
5. Принять участие в мероприятиях и проведение открытых уроков.
Этап работы над темой самообразования:
№ | Направление, содержание деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | Обсуждение реализации практического этапа. | сентябрь | |
2 | Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. Трудовое обучение 2 класс Гребина С.А., коррекционное занятие учитель-логопед Ситникова С.Г. | октябрь апрель | |
3 | Проведение открытых уроков, классных часов: математика , трудовое обучение, классный час. | сентябрь, октябрь, ноябрь | |
5 | Подготовка выступлений на ШМО учителей начальных классов: «Коррекционные технологии в обучении и воспитании школьников с интеллектуальными нарушениями». | март | |
6 | Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. «Учи ру», «Инфоурок», Районные и республиканские конкурсы. | в течение года | |
7 | Систематизация материалов по теме | в течение года | |
8 | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме - Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008. - Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. - Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. | в течение года | |
9 | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию за прошедший год | май | |
ОТЧЁТ ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
за 2018 - 2019 уч.г.
Литература, изученная по данной проблеме: - Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков
б) выступления на ШМО начальных классов по темам: «Коррекционные технологии в обучении и воспитании школьников с интеллектуальными нарушениями».
г) посещение открытых уроков: урок ручного труда 2 класс Гребина С.А.
д) проведение открытых мероприятий, занятий: «Геометрические фигуры» (математика), Аппликация из листьев «Бабочка» (ручной труд), Геометрический орнамент из квадратов (ручной труд).
е) участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. «Учи ру», «Инфоурок», Районные и республиканские конкурсы.
ё)курсы АОУДПО УР ИРО «Реализация АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС».
«Центр дистанционного образования «Прояви себя» «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».
Ж) посещение семинаров АОУДПО УР ИРО Региональный семинар-совещание по итогам раннего введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО.
XI Республиканские педагогические чтения, посвященные 100-летию В.А. Сухомлинского.
Работа по самообразованию будет продолжена по следующим направлениям:
а) составление списка литературы, ее изучение
б) обобщение диагностического материала
в) выступление на ШМО начальных классов, педсовете и т.д.
г) обобщение опыта.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: углубление знаний по теме самообразования и систематизация материалов.
Задачи:
1. Формировать банк электронного материала.
2. Обсуждать наиболее важных психологических проблем, связанных с коррекционной работой на уроках.
3.принимать участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4. Посещение семинаров.
№ | Направление, содержание деятельности | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | Обсуждение реализации обобщающего этапа. | сентябрь | |
2 | Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. Математика 1 класс Спиридонова В.А., русский язык 3 класс Гребина С.А. | октябрь апрель | |
3 | Проведение открытых уроков, классных часов: чтение , трудовое обучение. | сентябрь, октябрь, ноябрь | |
5 | Подготовка выступлений на ШМО учителей начальных классов: «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». | март | |
6 | Участие в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. «Учи ру», «Инфоурок», Районные и республиканские конкурсы. | в течение года | |
7 | Систематизация материалов по теме | в течение года | |
8 | Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. | в течение года | |
9 | Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию за прошедший год | май | |