Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Турунтаевский детский сад «Росинка»
План самообразования
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель
Воронина Г.И.
с. Турунтаево 2019г.
План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
3. Развивать общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками
• рисование по трафаретам
• дидактические игры
• шнуровка, застёгивание пуговиц, замков
• игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
• пазлы, мозаика
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению
согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
План работы с детьми
Сентябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Фонарики».
2. Пальчиковая игра «Моем руки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование из строительного материала «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый
Октябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2. Пальчиковая игра «Кисточка».
3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4. Настольная игра «Найди фигуре место».
Ноябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Оладушки»
2. Игровая ситуация «Одеваем и раздеваем кукол».
3. Конструирование «Домик», «Заборчик».
4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Декабрь
1. Разучивание пальчиковых игр «Шарик», «Стирка», «Дорожка». Повторение
пальчиковой игры «Фонарики», «Оладушки», «Кисточка».
2. Рисование с помощью ватных палочек «Покормим птичек»
3. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
4. Игры с прищепками
Январь
1. Заучивание пальчиковой игры «На работу», повторение игры «Капуста»
2. Пальчиковая игра «Встали пальчики»
3. Настольные игры «Мозаика», пазлы
4. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
Февраль
1. Закрепление пальчиковых игр «На работу», «Капуста», «Оладушки».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Конструирование из палочек «Окно»
4. Пластилинография «Пушистый снежок»
Март
1. Повторение знакомых игр.
2. Игра с «бизибордом»
3. Собирание пазлов, шнуровка
4. Дидактическая игра «Поможем перебрать Катеньке овощи и фрукты»
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «За грибами», повторение «Кисточка», «Капуста»,
2. Учить детей инсценировать руками стихи «Голуби».
3. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол»,
«Стул», «Бочка», «Крыша».
4. Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Май
1. Повторение знакомых пальчиковых игр
2. Игры с прищепками
3. Застегивание пуговиц
4. Игры с клубочками
Работа с родителями
Консультация родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Консультация для родителей «Игры дома»
Выставка детских поделок совместное творчество детей с родителями
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Консультация «Способности детей - на кончиках их пальцев»
Литература
- Программа «От рождения до школы» А.Е. Вераксы
- Формирование мелкой моторики рук: «Игры и упражнения» С.Е. Большова
- Развиваем мелкую моторику И.А Ермакова
- «Озорные пальчики» И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007г.
- «Пальчиковые игры для малышей» Д.А.Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008г.
- «Играем с детьми», журнал «Воспитатель» №6, 2010г.