СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный план на 24-25 учебный год по модулям для 5 класса
РАССМОТРЕНО Руководитель МО классных руководителей ________________ Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
_______________ М И Магомедвалиев Протокол №1 от «28» августа 2024г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы
__________________ А. Г Шарапудинов Приказ №224 от «28» августа 2024 г. |
План воспитательной работы
ГКОУ РД « Щедринская СОШ Тляратинскогорайона»
на 2024-2025учебный год
Гаджиева Е. С
___5___класс
Щедрин 2024
Личные данные педагога
Фамилия | Гаджиева |
Имя | Елена |
Отчество | Семеновна |
Предмет, стаж работы по предмету | Учитель Изо и Музыи 10лет |
Стаж работы в должности классного руководителя | 5лет |
Квалификационная категория и срок очередной аттестации | II кв. категория; |
Домашний адрес и телефон | С. Щедрин Бабаюртовского р-на Р. Дагестан Тел:8928 5929925 |
№ | Ф.И.О. | Дата рож-я | № личного дела | № Снилса. | ФИО родителей | № телефона |
1м | Ахмедова Патимат Омардибировна | 27.12.2013г. |
| 179-741-295-21 | Омардибир Насухович Луиза Курбаналиевна | 89382003356 |
2.м | Магомедов Юсуф Гаджиевич | 11.10.2013г. |
| 180-321-214-16 | Гаджи Умарович Луиза Магомедовна | 89604121256 |
3.м | Магомедов Салим Рустамович | 19.02.2013г. |
| 176-367-559-15 | Рустам | 8 9640122862 |
4 | Майралова Малика Зауриевна | 31.07.2013г |
|
| Заур Магомедович Раисат Раджабовна | 89679336445 |
5 | Мелесова Асия Исламовна | 02.01.2013г |
|
| Ислам
| 89887733369 |
6м | Нажмудинова Майсарат Магомедшариповна | 15.07.2013г. |
| 181-368-810-85 | Магомедшарип Залумханович Джаврият | 89618363221 |
7м | Курбаналиева Патимат Абдулкадыровна | 03.06.2013г. |
| 192-636-808-00 | Абдулкадир |
|
8м | Шарапудинов Махди Джаватханович | 01.12.2013г. |
| 179-479-214-33 | Джавратхан Магомедович Наида Батырхановна | 89298709906 |
9м | Шуэбов Гамзат Дибирович | 27.09.2013 |
| 178-997-320-59 | Дибир Мадина | 89637964863 |
10м | Хизриева Багжат Курбановна | 26.05.2013 |
| 176-792-919-38 | Курбан Халидович Патимат | 89634006842 |
11м | Хизриева Хадижат Завурбеговна | 28.08.2013 |
| 18858142522 | Завурбег Халидович Патимат | 89604140383 |
12м | Патахова Хадижат Азаматовна | 04.06.2013г. |
| 186-580-346-06 | Азамат |
|
СПИСОК УЧЩИХСЯ 5 КЛАССА
Характеристика класса
В классе всего 11 учащихся. В классе 4 мальчиков и 7 девочек. Все дети местные. Учащиеся этого класса посещалиД/с. «Родничок». Сформировался класс в 2020году. С 1-го класса учащиеся эмоционально положительно воспринимали школу , проявляли живой интерес к школьному обучению, устойчивый интерес побуждает учебной активности. Организуем помощь и поддержку классом тех ребят, которые отстают. Традиции этого класса нравственные, способствующие преодолению трудностей, одиночества и беззащитности в классе, умение быть человеком. Образовательный уровень родителей этого класса средний. Отношения родителей к школе и учебным достижениям ученика нормальное.В классе есть ученики нуждающиеся в особом внимании и помощи родителей. Таким ученикам помогают сами родители и веду с ними дополнительные занятия.
В классе нет учащихся пониженным настроением испытывающий страх и тревогу. Развита в этом классе общественная и трудовая активность, заинтересованность в делах школы и класса.
Взаимоотношения учащихся внутри коллектива положительные. В классе нет учащихся, которые считают себя лидерами. Все учащиеся активные, общительные и старательные. Учащиеся находят друг с другом общий язык ,выполняют поручения актива класса. Они требовательны и самостоятельны в своих делах, помогают друг другу любят трудиться, делать свою работу аккуратно. Учащиеся умеют взаимодействовать и сотрудничать с учителем и с одноклассниками. Учащиеся этого класса имеют нужный уровень дисциплинированности проявление таких качеств, как честность и порядочность.
ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ на1 полугодие
|
ЗАНЯТОСТЬ УЧАЩИХСЯ на 2 полугодие
|
АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ
I четверть
| Кол-во | Фамилия, имя | Предмет |
Учащихся, успевающие на «отлично» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «хорошо» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, закончившие с одной тройкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «удовлетворительно» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неуспевающие учащиеся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого учащихся |
|
|
|
из них: - мальчиков |
|
|
|
- девочек |
|
|
|
II четверть
| Кол-во | Фамилия, имя | Предмет |
Учащи-ся, успевающие на «отлично» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «хорошо» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, закончившие с одной тройкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «удовлетворительно» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неуспевающие учащиеся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого учащихся |
|
|
|
из них: - мальчиков |
|
|
|
- девочек |
|
|
|
III четверть
| Кол-во | Фамилия, имя | Предмет |
Учащие, успевающие на «отлично» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «хорошо» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, закончившие с одной тройкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «удовлетворительно» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неуспевающие учащиеся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого учащихся |
|
|
|
из них: - мальчиков |
|
|
|
- девочек |
|
|
|
IV четверть
| Кол-во | Фамилия, имя | Предмет |
Учащие, успевающие на «отлично» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «хорошо» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, закончившие с одной тройкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «удовлетворительно» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неуспевающие учащиеся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого учащихся |
|
|
|
из них: - мальчиков |
|
|
|
- девочек |
|
|
|
год
| Кол-во | Фамилия, имя | Предмет |
Учащие, успевающие на «отлично» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «хорошо» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, закончившие с одной тройкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, успевающие на «удовлетворительно» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неуспевающие учащиеся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого учащихся |
|
|
|
из них: - мальчиков |
|
|
|
- девочек |
|
|
|
УЧАСТИЕ В ОБЩЕШКОЛЬНЫХ И ГОРОДСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Дата | Название мероприятия (конкурсы, смотры, олимпиады, марафоны и т.п.) | Результаты участия, фамилии отличившихся учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УЧАСТИЕ В ОБЩЕШКОЛЬНЫХ И территориальных МЕРОПРИЯТИЯХ
Дата | Название мероприятия (конкурсы, смотры, олимпиады, марафоны и т.п.) | Результаты участия, фамилии отличившихся учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Название сектора |
Фамилия, имя ответственного |
Сфера управления |
1 | Учебный Капитаны – поручики |
| 1.Создание условий для учебной деятельности школьников. 2.Сбор информации об учебном процессе. 3.Проверка дневников, учебников. 4.Проведение интеллектуальных мероприятий. |
2 | Культурный Вице- капитаны |
| 1.Проведение вечеров отдыха, праздников. 2.Проведение интеллектуальных игр, выставок, конкурсов. |
3 | Спортивно-оздоровительный Лоцман, |
| 1.Подготовка и проведение спортивных соревнований. 2.Подготовка и проведение мероприятий по формированию ЗОЖ. 3.Участие в школьных и городских спортивных мероприятиях. 4. Проверка чистоты класса, школы. Проверка личной гигиены каждого учащегося |
4 | Трудовой Боцман |
| 1.Организация уборки классного помещения. 2.Распределение учащихся для дежурства по школе. 3.Помощь учителям в обеспечении порядка в классе и школе. 4.Проведение субботников. 5.Оказание помощи младшим, забота о ветеранах. |
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
Принципы самоуправления:
Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Староста класса:
|
|
|
|
|
|
|
|
Обязанности дежурного
Перед уроками:
Снять стулья в кабинете.
Вымыть доску.
Полить цветы.
Выкинуть мусор.
Поправить шторы
После уроков:
Вымыть доску.
Поставить стулья на парты.
Выкинуть мусор.
График дежурства на 5 корабле
понедельник |
|
вторник |
|
среда |
|
четверг |
|
пятница |
|
СПИСОК АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ
№ |
| Должность |
1. | Шарапудинов Асадула Газимагомедович | Директор СОШ |
2. | Магомедвалиев М.И. | Завуч СОШ |
3. |
| Зам директора по ВВР |
4. | Шарапудинов Иманшапия Магомедович | Завхоз |
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ
ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
2024– 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.
Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
Формирование творческой индивидуальности личности школьника в условиях развивающейся образовательной среды.
Формирование конкурентно-способной личности каждого ученика.
Воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном мире и нацеленного на совершенствование современного общества.
Задачи воспитательной деятельности
Социальная адаптация обучающихся.
Содействие социальному продвижению учащихся;
Реализация идеи целесообразного личностного выбора.
Воспитание гражданско-патриотических качеств личности.
Изучение особенностей учащихся.
Формирование коллектива, объединённого общей целью.
Развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Профилактика правонарушений среди учащихся.
Воспитание в учащихся потребности в систематическом и напряжённом умственном труд
Формирование доброжелательных отношений между одноклассниками.
Укрепление связи: семья – школа.
Основные мероприятия и дела классного коллектива проводимые…..
Ежедневно
Проверка посещения уроков
Выставление оценок в журнале учкома
Беседы на темы вызванные днем «Здесь и сейчас».
Еженедельно
Классные часы
Сбор актива
Проверка дневников
Один раз в четверть
Проведение родительского собрания
Отчет актива о проделанной работе
Один раз в год
Итоговое собрание родителей с детьми
Социальный паспорт класса
МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ
№ | Ф.И. ученика | Состав семьи | Ф.И.О. родителей | Дом.адрес, тел. |
1 | Ахмедова П | 3ч | Ахмедова Л | С. Щедрин |
2 | КурбаналиеваП | 3ч | Курбаналиева М | С. Щедрин |
3 | Магомедов С | 3ч | Магомедова А | - |
4 | Магомедов Ю | 3ч | Магомедова Л | - |
5 | Нажмудинова М | 3ч | Магомедова Ж | - |
6 Патахова Х 3ч Патахова А -
7 Хизриева Х 3ч Магомедова П -
8 Хизриева Б 3ч ХизриеваП -
9Шарапудинов М 3ч Мутачева Н -
10 Шуэбов М 4ч Шуэбова М
МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ
№ | Ф.И. ученика | Ф.И.О. родителей | Дом.адрес, тел. |
1 | нет |
|
|
|
|
|
|
ОПЕКУНСКИЕ СЕМЬИ
№ | Ф.И. ученика нет | Ф.И.О. опекуна | Дом.адрес, тел. |
Неполные семьи
№ | Ф.И. ученика Мелисова Асият | Ф.И.О. родителя Мелисова Сабина Османовна | Дом.адрес, тел. 89887733369 |
Пояснительная записка
Методическая тема: «Личностно-деятельностный подход в воспитании обучающихся и профилактическая работа как условия повышения эффективности воспитательного процесса».
Цель: Совершенствование системы воспитательной работы, направленное на создание оптимальных условий для развития социально-адаптированной личности с высоким уровнем воспитанности.
Задачи:
Организовывать единое воспитательное пространство, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников
Усилить профилактическую работу по предотвращению асоциальных явлений и успешной социализации обучающихся
Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к ценности своей жизни, здоровью, а также к ценности жизни и здоровья других людей
Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к природным ресурсам, способствовать формированию и развитию экологически грамотного поведения и мышления
Организовать занятость обучающихся во внеурочное время посредством вовлечения в систему дополнительного образования, работу детских общественных организаций и школьного ученического самоуправления
Реализация цели и задач предполагает:
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
Развитие различных форм ученического самоуправления и детского движения;
Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
1. Работа с обучающимися сентябрь по модулю « Ученье свет»
Модуль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Сентябрь/Месяц безопасности детей «Моя безопасность» по модулю «Ученье свет…» | |||||||||
«Основные школьные дела»
| День Знаний! Торжественная линейка Международный день грамотности День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом. Урок посвященный Классный час по борьбе с экстремизмом и терроризмом. | Оформление информационных стендов и тематических уголков в классе и школе Дню Единства народов Дагестана. | Акция «Белый цветок» Фотобиннале «Моя Россия! Мой Дагестан!» | Выпуск школьной газеты по теме «Моя безопасность» «Посвящение в пятиклассники» | |||||
«Внеурочная деятельность» | «Разговоры о важном» «День Знаний» 2 09 | «Разговоры о важном» «Там где Россия» 9 09 | «Разговоры о важном» Зоя.К101-летиюсодня рождения Зои Космодемьянской 16 09 | «Разговоры о важном» «Избирательная система Ролссии (31 год ЦИК 23 09 | |||||
«Самоуправление» | Выборы лидеров, актива класса, распределение обязанностей. | Работа в соответствии с обязанностями | Заседание совета самоуправления. Подготовка к экскурсии « Мой край»
| Отчет перед классом о проведенной работе | |||||
«Профориентация»
| «Неделя добрых дел» просветительская акция волонтерского отряда
| «Неделя добрых дел» Благотворительные акции | Посещение музеев МЧС, | Акция «Пришкольная территория», Акция «Поделись улыбкою своей» | |||||
«Внешкольные мероприятия»
| Вовлечение обучающихся в спортивные секции, функционирующие на базе школы
| Урок Дружбы, детский телефон доверия «!» | Рейды «Мой внешний вид» Беседы «ГТО!» | Участие в олимпиаде на платформе «Учи РУ» «Безопасные дороги» | |||||
«Классное руководство»
| Международный день памяти « День солидарности в борьбе с терроризмом» Кл час «Символика России и Дагестана» 5 09 2024
| Кл час «Дагестан един в Дружбе народов» 12 09 Проверка работы актива класса | Экскурсия – пикник «День рождения класса» 19 09 | Организация работы с отстающими в учебе и требующими коррекции поведения обучающимися | |||||
«Профилактика и безопастность»
| Акция «Внимание, дети!», Составление маршрута «Дом –Школа –Дом» Пятиминутки «Моя безопасность» в рамках Недели безопасности | Посещение семей, составление социального паспорта школы | Вовлечение обучающихся «Группы риска» в систему дополнительного образования
| Кл час по ПДД «Знай, умей, соблюдай!» 26 09 | |||||
Работа с родителями | День знаний Родительское собрание (организационное) «Как успешно пройти адаптацию в 5 классе» | Индивидуальные беседы и консультации для родителей Клуб «Школа современного родителя»: «Основы родительского мастерства. Родителями не рождаются…»
| |||||||
Модуль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Октябрь /Месяц эстетического воспитания «Красота спасет мир» | |||||||||
«Основные школьные дела»
| День пожилого человека День учителя, День самоуправления Акция «Забота!» посещение ветеранов
| »Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет Уроки правовой культуры | Конкурс прикладного творчества «Осенний калейдоскоп» «Осенний бал»
| Классный час с День гражданской обороны приглашением учителей-ветеранов школы«Спешите делать добро!» | |||||
«Внеурочная деятельность»
| «Разговоры о важном» «День учителя» 7 10 | «Разговоры о важномь « О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга) 14 10 | «Разговоры о важном» По ту сторону экрана 116 лес со дня кино в России 21 10 | «Разговоры о важном» «День Спецсназа» 28 10 | |||||
«Самоуправление»
| Работа в соответствии с обязанностями анализ работы Учебного сектора (Лоцмана) | Работа в соответствии с обязанностями Отчет по работе Боцмана | Работа в соответствии с обязанностями Отчет работы капитана | Заседание совета самоуправления, Отчет работы культмассового сектора по итогам «Осеннего бала» | |||||
«Профориентация»
| Трудовой десант «Пришкольная территория!» Международный месячник школьных библиотек, Выставка-экскурсия в школьной библиотеке, | Сбор мусора Всероссийский Урок «Экология и энергосбережение» в рамках фестиваля «Вместе ярче»РДДМ | Конкурс и акция «Птичья столовая»
| Благотворительная акция «Мы в ответе за тех, кого приручили!» Знакомство с работой Ветврача | |||||
«Внешкольные мероприятия»
| Участие в проекте РДДМ Поздравительная открытка «Учитель именем твоим…» | Обновление стендов «Здоровье»
| Участие в акции открыток Мой папа самый лучший» | Мастер-класс «Осенняя поделка
| |||||
«Классное руководство»
| Классный час « Иэ истории библиотек» 3 10 Работа в рамках предметных недель | Кл час игра «В знанье наша сила» 10 10 Конкурс фотоколлажей «Мой самый лучший класс» | «Фримаркет – поменяйся книгой» | Организация работыс отстающими в учебе и требующими коррекции поведения обучающимися Классный час «День рождения РДДМ» 21 10 | |||||
«Профилактика и безопастность»
| Встречи с сотрудниками ПДН
| Посещение ФАП | Классный час «Подготовка к празднику осени» «Осенние каникулы!», инструктажи ТБ 17 10 | Заседание школьного совета по профилактике правонарушений | |||||
Работа с родителями |
| Родительский ВСЕОБУЧ «Ответственные родители: права и обязанности» | «Проступки и их последствия. Взаимодействие школы и семьи по профилактике противоправного поведения». | Итоговое Родительское собрание по итогам 1 четверти Родительский ВСЕОБУЧ «Буллинг в детской и подростковой среде. Как защитить ребенка?» |
Модуль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Ноябрь «Души прекрасные порывы» По циклограмме «Пусть Всегда Будет солнце, пусть всегда будет мама.» | |||||||||
«Основные школьные дела»
|
| Международный день толерантности Конкурс творческих работ «Семейное дерево» | Мероприятие День Матери | День правовой защиты детей. Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье Парламентский урок Выпуск школьной газеты по теме «Семья» | |||||
«Внеурочная деятельность» |
| «Разговоры о важном» «День Народного Единства»11 11 | «Разговоры о важном» Россия:взглядвбудущее.Технологическийсуверенитет/цифровая экономика / новые профессии 18 11 | «Разговоры о важном» О взаимоотношениях в семье «День Матери» 25 11 | |||||
«Самоуправление» |
| Работа в соответствии с обязанностями Актив класса | Работа в соответствии с обязанностями | Заседание совета самоуправления,
| |||||
«Профориентация»
|
| Работа учащихся на платформе «»Билет в будущее» | Классный час игра «Раздельный сбор мусора»
| Благотворительная акция помощи детским домам и приютам | |||||
«Внешкольные мероприятия»
|
| Мастер-класс открытка ко дню матери ГТО всей семьей!» | Международный день отказа от курения, акция «Россия без табака» | Фестиваль «Наша Родина-Россия!» Встреча классного коллектива «Погода в доме», | |||||
«Классное руководство»
|
| Что такое герб? (интерактивная игра) Классный час «Память времен (викторина)» 14 11 | Всемирный день информации, Классный час подготовка ко Дню матери (творческая мастерская) 21 11 | Организация работы над учебными и исследовательскими проектами Классный час защита проектов «Традиции моей семьи» 28 11 | |||||
«Профилактика и безопастность»
|
| Рейд «Подросток!» Посещение неблагополучных семей | Просмотр социальных роликов по профилактике правонарушений | Заседание школьного совета по профилактике правонарушений
| |||||
Работа с родителями |
| Родительский ВСЕОБУЧ «Зоны риска в жизни подростков» | Клуб «Школа современного родителя». Родительский тренинг «Двенадцать… или искусство общения с детьми»
| ||||||
Модуль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Декабрь «Здоровье залог успеха» По циклограмме «Нужно более опасаться зависти друзей ,чем козни врага» | |||||||||
«Основные школьные дела»
| День неизвестного солдата, День героев Отечества. Фотобиннале. «Герои в моей семье» | День конституции, День Прав человека, Неделя правовых знаний Оформление школы к новогодним праздникам, конкурс творческих работ «Символ года» | Конкурс пятиминуток «Новый год» (по классам) Организация экскурсий в школьный музей | Международный день киноВыпуск газеты «С новым годом!»
| |||||
«Внеурочная деятельность» | «Разговоры о важном» «Что такое Родина (региональный компонент) 2 12 | «Разговоры о важном» «Мы вместе» «Главный закон страны» 9 12 | «Разговоры о важном» «Герой нашего времени» 16 12 | «Разговоры о важном» «Новогодние семейные традиции разных Народов России 23 12 | |||||
«Самоуправление» | Работа в соответствии с обязанностями Лоцман | Работа в соответствии с обязанностями Боцман | Работа в соответствии с обязанностями капитан | Заседание совета самоуправления,
| |||||
«Профориентация»
| День Инвалидов. Акция «Защити ель!» | Участие в акции «Количество свечек зависит от тебя!» | Акция «Равные права, разные возможности!» (инклюзия), изготовление новогодних игрушек | Благотворительная акция помощи инвалидам | |||||
«Внешкольные мероприятия»
| День борьбы со СПИДом. Всероссийская акция «Час кода» - тематический урок информации
| Новогодняя акция «Волшебство Новогодней поры» | Классные часы «Здоровье» «Закон на стражи твоих прав!» 19 12 | День спасателя | |||||
«Классное руководство»
| Классный час «Доброта -дорога к миру «(мульт-концерт). Викторина «День Конституции»5 12
| Классный час- Квест «История нашей школы» Учебный и исследовательский проект «Мои родители – школьники» 12 12 | Оформление Доски почета класса | Классный час «Подготовка к «Новому году» 26 12 Организация работы с отстающими в учебе и требующими коррекции поведения обучающимися | |||||
«Профилактика и безопастность»
| Встречи с сотрудниками МЧС «ТБ и поведение на льду!» и сотрудниками пожарной службы | Организация встреч с врачом «Профилактика вирусных заболеваний» | Пятиминутка безопасности «Зимние каникулы!», инструктаж по ТБ | Заседание школьного совета по профилактике правонарушений | |||||
Работа с родителями | Клуб «Школа современного родителя». Родительский тренинг «Безусловная любовь? или Принятие ребенка таким, какой он есть» | Родительское собрание по итогам 2 четверти Родительский ВСЕОБУЧ «Неудобные вопросы в воспитании подростков» (нравственно-половое воспитание в семье) |
Направления работы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Январь « Знай свои права» По циклограмме « И добро надо делать с умом». | ||||
«Основные школьные дела»
| - | День работника прокуратуры.
| Международный день памяти жертв Холокоста Конкурс презентаций и видеофрагментов «Закон и правопорядок» | Выпуск школьной газеты «Здоровая нация» |
«Внеурочная деятельность» | - | «Разговоры о важном» « От А до Я» 451 год Азбуке И Федорова 13 01 | «Разговоры о важном» « Налоговая грамотность» 20 01 | «Разговоры о важном» «Непокаренные (81 год Блокада Ленинграда» 27 01 |
«Самоуправление» | - | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Заседание совета самоуправления,
|
«Профориентация»
| - | Международный День Спасибо | Акция «Учет зимующих птиц»
| Сбор макулатуры
|
«Внешкольные мероприятия»
| - | Мероприятие по ИЗО «Все цвета, кроме черного» | Организация выставки «Лаборатория здоровья!» Ленинград в дни блокады (Акция «Блокадный хлеб)
| Акции РДДМ |
«Классное руководство»
| - | Классный час Брейн-ринг «Право» Конкурс рисунка «Яркая здоровая Зимушка-зима» 16 01
| Классный час « Защити права сказочных героев» классный час в формате суда 23 01 | Классный час « Мы за ЗОЖ» 30 01 |
«Профилактика и безопастность»
| - | Анализ охвата дополнительным образованием обучающихся класса и детей «Группы риска» | Изучение социально-бытовых условий детей и семей родителей-инвалидов
| Заседание школьного совета по профилактике правонарушений |
Работа с родителями |
| Лекция «Экология семейного воспитания» в рамках проведения родительского собрания | Клуб «Школа современного родителя». Практикум для родителей «Детское непослушание. Мотивы плохого поведения» |
Модуль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Февраль «Я и общество» По циклограмме. « Будьте милосердны к несчастным , будьте снисходительны к счастливым». | ||||
«Основные школьные дела»
| День разгрома фашистских войск в Сталинградской битве, День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | Сбор материала «Наши защитники СВО» | День защитника отечества Международный день родного языка
| Урок военно-патриотической направленности, Уроки Мужества |
«Внеурочная деятельность» | «Разговоры о важном» «Союзники России» 3 02 | «Разговоры о важном» «Менделеев 191 год со дня рождения»»День науки» 10 02 | «Разговоры о важном» « День первооткрывателя» 1702 | «Разговоры о важном» «День Защитника Отечества» «281год со Дня рождения Ушакова»24 02 |
«Самоуправление» | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Заседание совета самоуправления,
|
«Профориентация»
| Оформление стендов военно-патриотической тематики «Армейский чемоданчик» | Конкурс дизайна памятника войны
| Конкурс стихов «Чтобы не было войны…» | Благотворительная акция «Ветеран»
|
«Внешкольные мероприятия»
| «Зарница» по классам
| Школьная выставка «Армейский чемоданчик» | Игра «А, ну-ка, парни!» по классам | Фестиваль «Смотр песни и строя» |
«Классное руководство»
| Работа в рамках предметных н едель Классный час « Милосердие» 6 02 | День российской науки Классный час « А ну ка мальчики» 13 02 | Организация работы над учебными и исследовательскими проектами «Певец Дагестана»-(Защита проекта)20 02 | Работа с отстающими в учебе и требующими коррекции поведения обучающимися Кл час подготовка к 8 Марта 27 02 |
«Профилактика и безопастность»
| Встречи с сотрудниками школьной столовой | Встречи с бойцами СВО | Встреча с ветеранами военных действий в Афганистане и Чечне | Заседание школьного совета по профилактике правонарушений |
Работа с родителями | «Родительский ВСЕОБУЧ Опасные «игры» детей. Когда в ответе родители | Клуб «Школа современного родителя». Родительский тренинг «Послушание без принуждения»«Методы и заповеди позитивного воспитания в семье» |
Модуль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Март/Месяц профориентации «Моя профессия» «Цвети земля» По циклограмме « Разумно исполняй свою роль в жизни». | ||||||
«Основные школьные дела»
| Международный день борьбы с наркоманией Международный женский день, Концерт «8 марта»
| Всемирный день театра, День воссоединения Крыма с Россией Неделя детской и юношеской книги, фримаркет «Поменяйся книгой» «Книжкина больница» - ремонт библиотечных книг | Всемирный день поэзии, Конкурс чтецов «Профессия», Неделя музыки для детей и юношества |
| ||
«Внеурочная деятельность» | «Разговоры о важном» « Как найти свое место в обществе» 3 03 | «Разговоры о важном» «Всемирный фестиваль молодежи»10 03 | «Разговоры о важном» «Первым делом –самолеты…» «О Гражданской Авиации» «Крым . Путь домой» 17 03 |
| ||
«Самоуправление» | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями |
| ||
«Профориентация»
| Встречи с педагогами доп. образования | Посещение ярмарки профессий
| Встречи с представителями ВУЗов |
| ||
«Внешкольные мероприятия»
| Акция РДДМ «Мамины помошники»
| Классный час по профилактике суицидального поведения «Как прекрасен этот мир»13 03 | Классные часы «Мир профессий»в формате квеста
|
| ||
«Классное руководство»
| Работа в рамках предметных недель Классный час «А ну- ка девочки» 6 03 | Викторина «Экология для всех» | Организация работы над учебными и исследовательскими проектами |
| ||
«Профилактика и безопастность»
| Встречи с сотрудниками ПДН, | Просмотр фильмов профориентационной направленности | Классный час «Весенние каникулы!», инструктаж по ТБ 20 03 |
| ||
Работа с родителями | Клуб «Школа современного родителя». Родительский тренинг «Хвалить нельзя ругать… о поощрении и наказании детей в семье» | Родительское собрание по итогам 3 четверти Клуб «Школа современного родителя». Родительский тренинг «Хвалить нельзя ругать… о поощрении и наказании детей в семье» |
|
Модуль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Апрель «Труд кормит…» По циклограмме.« Труд, который нам приятен , излечивает горе». | ||||
«Основные школьные дела»
| Международный День Смеха Весенняя неделя добра | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»Выставка фоторабот «Природа в объективе» Памятьпрошлого (встреча светеранами)
| Фотобиннале «Цветущий Щедрин» Экологический десант села Щедрин» | Акция «Обелиск» День труда(Героимирной жизни) (эвристическая беседа Выпуск школьной газеты «Чистая планета» |
«Внеурочная деятельность» | «Разговоры о важном» Россия- здоровая держава» | «Разговоры о важном» «Цирк! Цирк!Цирк!» | «Разговоры о важном» « Вижу Землю» | «Разговоры о важном» «2016 лет со дня рождения Гоголя» |
«Самоуправление» | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Заседание совета самоуправления,
|
«Профориентация»
| Конкурс «Скворечник» День птиц –работа орнитолога | Акция «Защити первоцветы!» | Акция «Школьный дворик», День пожарной охраны, День ГО Тематический урок ОБЖ | Акция «Чистые берега» |
«Внешкольные мероприятия»
| Всемирный День Здоровья, флешмоб «Зарядка»
| Неделя психологического здоровья. Квест «День экологии»
| Посещение спортивных объектов ЗаповедникиРоссии (виртуальнаяэкскурсия)
| «Форд Грей» |
«Классное руководство»
| Работа в рамках предметных недель Классный час «Час Юмора» | Экологический диктант, акция «Эковесна» Классный час « Космос –это мы» | Организация работа над учебными и исследовательскими проектами Классный час Заповедники и Заказники Дагестана (виртуальная экскурсия) | Классный час «Правила поведения в общественных местах» |
«Профилактика и безопастность»
| Встречи с сотрудниками МЧС | Беседы «Правила поведения на воде» | Рейд «Мой внешний вид» | Заседание школьного совета по профилактике правонарушений |
Работа с родителями |
|
| Клуб «Школа современного родителя». Просветительское мероприятие «Родители и дети. Время перемен» |
Модуль
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Май Месяц военно-патриотического воспитания «Будь патриотом» «Ничто не забыто, никто не забыт!»
| |||||
«Основные школьные дела»
| День труда, Конкурс макетов «Памятники героям» | Вахта памяти Дети – героиВеликой Отечественнойвойны (встреча светеранами) Международный день семьи, Митинг «Эвакогоспиталь» | День славянской письменности и культуры, Литературный дворик, Уроки мужества
| «Наш веселый дружный класс» Последний Звонок | |
«Внеурочная деятельность» | «Разговоры о важном» «Труд крут!» | «Разговоры о важном» «Урок Памяти» | «Разговоры о важном» «Будь готов» ко дню общественных детских организаций) | «Разговоры о важном» Русский язык –великий и могучий» к 224-летию со дня роджения А. С. Пушкина | |
«Самоуправление» | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Работа в соответствии с обязанностями | Заседание совета самоуправления,
| |
«Профориентация»
| Акция «Георгиевская ленточка», Поздравление ветеранов | Акция «Бессмертный полк» | Акция «Дерево Победы» | Акция «Голубь мира», «Всемирный день без табака» | |
«Внешкольные мероприятия»
| Мероприятие «День Победы» | Лекгоатлетическая эстафета «9 мая» | Общешкольная линейка «Детские общественные организации» | Итоговая линейка, «Последний Звонок»
| |
«Классное руководство»
| Классный час Подготовка к Дню победы | Подведение итогов , оформление доски почета класса.»100 лет со дня рождения Алексея Андреевича Туполева, авиаконструктора (1925 – 2001) Классный час» | Отчет о работе секторов в классе | Классный час Итоги года отличники и с отстающими в учебе | |
«Профилактика и безопастность»
| Встречи с сотрудниками ПДН, МЧС | Инструктажи ТБ | Классный час «Летние каникулы», организация занятости труда и отдыха детей группы «Риска» | Заседание школьного совета по профилактике правонарушений | |
Работа с родителями | Клуб «Школа современного родителя». Практикум для родителей «Детско-родительские манипуляции. Кукловод или марионетка?» | Родительское собрание «Родительский ВСЕОБУЧ «Организация летнего отдыха и досуга детей в семье» |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН « ЩЕДРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ТЛЯРАТИНСКОГО РАЙОНА»
РАССМОТРЕН на заседании МО классных руководителей (протокол № 02 от 2.09.2024) |
|
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
ГАДЖИЕВОЙ
ЕЛЕНЫ СЕМЕНОВНЫ,
классного руководителя 5 класса
Тема:
«Нравственность – основа становления личности»
Срок реализации: 3 года
2024 г.
Индивидуальная тема самообразования:
«Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей».
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» (Свадковский И.Ф.)
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребёнка от мира жестокости и грубости, познакомить ребёнка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребёнка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.
Для реализации необходима программа нравственного воспитания детей, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчётливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из индивидуальности каждого ребёнка.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Многие педагоги справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали, заключается в том, что она ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также воспитателю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.
Знание моральных норм есть предпосылки нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребёнку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности.
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали и никогда не противоречат истинным этическим нормам.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание – искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь. Он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребёнок этого не переживёт, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаёшь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить воспитанников в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести чёткий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с умеренностью сказать, насколько велико значение этой проблемы.
Цель: изучить теоретически и на практике обосновать систему нравственного воспитания воспитанников.
Задачи:
- на основе анализа теоретических и практических положений обосновать формирование нравственных качеств воспитанников;
- экспериментально проверить уровень нравственной культуры воспитанников; - подготовить методический материал и рекомендации по исследуемой проблеме.
Гипотеза: Я предполагаю, что особенности формирования качеств воспитания , обусловлены личностными проявлениями. Опора на положительные, сохранные возможности воспитанников способствует успешному формированию у них нравственного воспитания и поведения, комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса способствует формированию у воспитанников нравственных навыков.
Актуальность: Происходящее в обществе, резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм отрицательно сказываются на процесс социализации детей с проблемами в развитии. Полноценная социальная адаптация детей с проблемами в развитии невозможна без формирования системы их нравственного сознания и соответствующего поведения.
Индивидуальный план педагогического самообразования КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
№ | Содержание | Срок исполнения |
1 | Изучение законов и актов РК. | Постоянно |
2 | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности воспитанников. Выявление желания и интересов воспитанников: индивидуальные беседы, анкетирование. | Постоянно |
3 | Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы. Тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей. Видеозаписи. Материалы из опыта работы. | Постоянно |
4 | Составление перспективного плана работы с детьми. |
|
5 | Подбор материала к составлению воспитательных мероприятий. | В течении года. |
6 | Подбор материала к выступлениям на МО классных руководителей и педагогических советах | По необходимости |
Индивидуальный план по самообразованию на 2018-2020г.
1. Диагностический этап
Диагностика и выявление уровня сформированности нравственных представлений и поступков у учащихся.
Методы исследования:
- наблюдение;
- социометрические исследования,
- беседы;
- проведение диагностических методик
.
Определения уровня нравственной воспитанности: - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;
- методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002; - методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002. изучение представлений детей о нравственных качествах:
- методика «Беседа» Ред.и сост. И.Б.Дерманова –СПб., 2002; выявление отношения детей к нравственным нормам:
- методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995;
Проблема: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, отсутствие чувства меры, неспособность предвидеть последствия собственных действий, определить линию поведения- эти особенности характерны детям с ограниченными возможностями в развитии.
Изучение литературы по проблеме:
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология - Москва, 2004.- 471с.
2. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками - Москва, 2007.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.
4. Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех. - М.,1991.
5. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.,1998.
6. Дерманова И.Б. «Диагностика эмоционально-нравственного развития.» - СПб., 2002.
7. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».-М.,2007.
8. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания - Москва, 2005.-213с.
9. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика обучения и развития школьников в системе коррекционного обучения: Методическое пособие для учителей коррекционных классов. – М.: 1990.
10. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.-М.,2002.
11. Немов Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов - Москва, 2000.-691с.
12. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности- СПб., 2008-169с.
13. Скоркина Н.М. Нестандартные формы работы. - г. Волгоград.,2001.
14. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения - Минск, 2006.-190с.
15. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника - СПб., 2007. -266с.
16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995.
17. Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника - Москва, 2003.-382с.
18. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.
19. Худенко Е.Д. и группа авторов. Как научить ребенка правилам поведения. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
20. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания - Москва, - 2001.-329с..
Сроки: первый год работы по теме самообразования.
Результат: собеседование с руководителем МО и заместителем директора.
2. Прогностический этап
Цель работы над темой: выявить эффективность внеклассной работы в формировании нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями в развитии.
Задачи:
- формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника;
- развитие навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка;
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых, чуткого, заботливого отношения к друзьям, товарищам, родным и близким.
Система мер направленная на решение проблемы:
-коррекционно-развивающие игры, ролевые игры, сюжетные игры, игры- беседы, игры-викторины, игры-путешествия, беседы-диалоги с игровыми ситуациями;
-индивидуально-групповые игровые коррекционно-развивающие занятия;
-классные часы;
- воспитательные занятия, состоящие из игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы;
-рассказы, разъяснения, этические беседы;
-целевые прогулки, экскурсии;
-воспитательные, спортивные мероприятия.
Методы и приёмы формирования нравственного сознания:
1.Информационные методы (беседа, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
2.Практически – действенные методы (воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность). Эти и другие практически-действенные методы применяла в сочетании с различными информационными методами.
3.Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.
Методы и приёмы формирования нравственного поведения:
1. Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):
- прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);
- требование-просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);
- требование- доверие: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь…»;
- требование – одобрение: «Молодец. Вовремя помог товарищу»;
- показ положительного действия: «Посмотрите, как нужно…»;
- контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).
2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).
3. Общественно- полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения): поручения, организация конкретной помощи, одобрение со стороны педагога, организация соревнований.
Ожидаемый результат: появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств, формирование воли, характера, отношения к окружающему, активная жизненная позиция.
Сроки: первый год работы по теме самообразования.
Результат: выступление на заседании МО.
3. Практический этап (2 года)
1 Внедрение системы мер направленных на решение проблемы по теме самообразования.
2 Формирование методического комплекса по теме самообразования:
-изучение и использование в коррекционно - развивающей работе средств
педагогической диагностики для оценки индивидуальных результатов учащихся;
-разработка сценариев внеклассных мероприятий, игровых занятий;
-проведение открытых занятий;
-накопление дидактического материала по теме самообразования.
3 Отслеживание промежуточных результатов:
- участие в благоустройстве школы;
- проведение совместных праздников и мероприятий с детьми из других классов ;
-подготовка и организация творческих выставок,
-участие в фестивалях и конкурсах;
-проведение диагностических методик:
Определения уровня нравственной воспитанности:
- методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;
- методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002
- методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002.
Изучение представлений детей о нравственных качествах:
- методика «Беседа» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002;
Выявление отношения детей к нравственным нормам:
- методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995.
Ориентировка работы: увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в личности школьника. Повышение уровня воспитанности детей
Результат: открытое мероприятие. Выступление на заседании МО.
Сроки: первый, второй год работы по теме самообразования.
4. Обобщающий этап
Проведение диагностических методик: Определения уровня нравственной воспитанности:
- методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;
- Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым;
- методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002.
Изучение представлений детей о нравственных качествах:
- методика «Что такое хорошо и что такое плохо» методика Г.М. Фридмана. Ред. и сост. И.Б.Дерманова «Диагностика эмоционально- нравственного развития» - СПб, 2002.С.102- 103;
Выявление отношения детей к нравственным нормам:
- методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995.
Оформление результатов работы по теме самообразования
написание творческой работы по теме самообразования, составление таблиц, диаграмм по результатам проведённых исследований.
Представление материалов наработанных по теме самообразования:
проведение открытых занятий, участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства, выступление на МО, педсоветах, , создание персонального сайта, размещение электронного портфолио и публикация статей в социальной сети работников образования nsportal.ru.
Сроки: третий год работы по теме.
5. Внедренческий этап работы по теме самообразования
Использование наработанных материалов по теме самообразования в ходе дальнейшей педагогической деятельности.
Обмен наработками и новыми технологиями.
Распространение педагогического опыта: создание индивидуально творческих проектов, публикация в социальной сети работников образования методических разработок, конспектов.
Способы организации духовно-нравственного воспитания
в процессе учебной деятельности
Методики исследования: В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский «Шкала совестливости», М. Рокича «Нравственная проблематика школьников», Кэмпбелл «Диагностика доброжелательности», Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануилов «Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп».
Время, в котором мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовно-нравственного становления ребёнка. Современные передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мы дали детям только материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это, в свою очередь, привело к равнодушию, к потере читательского интереса. Следовательно, нужно пересмотреть способ общения и изложения материала. В методике литературы средней школы, возможно, ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения.
Когда ребёнок читает книгу, он начинает идентифицировать себя с героями этих историй: сочувствует им, страдает вместе с ними и радуется счастливому концу. Ряд историй подросток готов слушать и читать снова и снова, этот феномен выполняет важную психическую функцию для ребёнка, который знает, что будет дальше, и узнаёт знакомые ситуации. По мере того как он вспоминает о пережитых чувствах, действиях, он извлекает из хаоса окружающего мира нечто знакомое. Функция узнавания освобождает ученика от страха, психических нагрузок и даёт ему уверенность в том, что он способен справиться с проблемами, чувствами, внутренними и внешними конфликтами, как и герои историй. В них он узнаёт самого себя, понимает, что ситуация гнева, зависти, эгоизма, беспомощности свойственны не только ему одному, но и другим детям. Это понимание смягчает его страхи. На этих примерах подросток учится, как себя вести в конкретных жизненных ситуациях. Ценность узнавания заключается в его психоаналитическом толковании, когда желания и беды ребёнка становятся символическими, сознательными. Дети из пассивно переживающих становятся активно действующими, так как получают веру в собственные силы. Семья должна поддержать систему отношений, формируемых в школе, создать условия для их развития. Известно, что семья - основа общества, и от того, как каждая семья, а значит и общество в целом, относится к школе, зависит процесс духовно-нравственного воспитания наших детей.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных и духовных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».
Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
«Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» .
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных и духовных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Итак, рассматривая духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Духовно-нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
«Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».
Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
«Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».
Показатели заинтересованности родителей к чтению книг
Вопрос | «часто» | «редко» | «никогда» |
1. Любите ли Вы читать книги? |
|
|
|
2. Проявляете ли Вы интерес к чтению своего ребёнка? |
|
|
|
Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств
в учебно-воспитательной деятельности
Таким образом, формирование духовно-нравственного воспитания у учащихся включает в себя актуализацию эмоциональных переживаний. Прежде чем перейти к реальному переживанию сострадания и милосердному поведению, ребёнок должен научиться распознавать эти переживания на примере персонажей художественных произведений. Детские истории позволяют ему увидеть свои душевные побуждения и при этом не чувствовать себя непосредственно задетым себя лично.
Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся 7 класса в учебно-воспитательной деятельности за один учебный год.
Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определение изначального уровня духовно-нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей.
2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем духовно-нравственных представлений.
3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования духовно-нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.
Для диагностики и выявления уровня сформированности духовно-нравственных качеств учащихся среднего звена методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.
Влияние семьи на динамику развития духовно-нравственных ценностей учащихся
«Детство - важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - говорил В. А. Сухомлинский [8, с. 25].
Именно эта идея («Ребёнок не только готовится к жизни, но уже и живёт») - главная в «Школе жизни» Ш. А. Амонашвили. Ведущий принцип учёного - развивать и воспитывать в ребёнке жизнь с помощью самой жизни, «воспитание должно означать питание духовной оси, питание души» [14, с. 46].
Одной из форм отражения мировоззрения, интересов, ценностей учащихся в среднем звене также является рисунок. Он раскрывает духовно-нравственный мир подростка, внутренние переживания, чувства, способствует их более глубокому осмыслению. Ребятам предлагалось нарисовать свою семью. Мы заметили, что чаще других в центре рисунка тот член семьи, который значимее, ближе ребёнку. К продолжению темы предложен тест «Рисунок семьи». Результаты диагностики представлены в табл. 2.
Интерпретация теста «Рисунок семьи»
Вопросы | мама | папа | бабушка | брат, сестра | друзья |
1. К кому ты обращаешься за помощью, советом? |
|
|
|
|
|
2. Кому можешь доверить свои тайны? |
|
|
|
|
|
3. С кем бы ты никогда не хотел разлучаться? |
|
|
|
|
|
.
План диагностики
№ п/п | Вид диагностики | Сроки |
1. | Опрос родителей о значимости актуальности исследуемой проблемы |
|
2. | Развитие духовности и нравственности через чтение |
|
| Анкетирование «Уровень воспитанности» |
|
| Тестирование «Какой я?» |
|
3. | Анкетирование учащихся «Мой идеал» |
|
4. | Выявление степени понимания учащимися терминологию духовной и нравственной проблематике методом ранжирования |
|
5. | Определение черт характера по собственной оценке воспитанников: общительность, доброжелательность, честность, ответственность, рефлексивность |
|
6. | Проверка знаний о таких понятиях как «милосердие», «доброжелательность» и «ответственность»: |
|
7. | Определение самооценки воспитанников |
|
8. | Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм». |
|
9. | Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла) |
|
10. | Диагностика коммуникативной компетентности по методике «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский) |
|
11. | Интерпретация теста «Рисунок семьи» |
|
12. | Духовно-нравственные ценности подростов |
|
Индивидуальный план педагогического самообразования классного руководителя
№ | Содержание | Срок исполнения |
1 | Изучение законов и актов РК. | Постоянно |
2 | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности воспитанников. Выявление желания и интересов воспитанников: индивидуальные беседы, анкетирование. | Постоянно |
3 | Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы. Тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей. Видеозаписи. Материалы из опыта работы. | Постоянно |
4 | Составление перспективного плана работы с детьми. |
|
5 | Подбор материала к составлению воспитательных мероприятий. | В течении года |
6 | Подбор материала к выступлениям на МО классных руководителей и педагогических советах |
|
Цикл классных часов по нравственному воспитанию
№ | Содержание | Срок исполнения |
1 | Классный час «Я – мы!» | сентябрь |
2 | Классный час «Здравствуй, человек!» | сентябрь |
3 | Просмотр кинофильма «Пацаны» | октябрь |
4 | Классный час «На что потратить жизнь?» | октябрь |
5 | Классный час «Преступление и подросток» | октябрь |
6 | Классный час «Каким человеком следует быть?» | ноябрь |
7 | Классный час «Дружба – это..» (16 ноября – день толерантности) | ноябрь |
8 | Классный час «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности» | ноябрь |
9 | Классный час «Отвори волшебные двери добра, доверия и вежливости» | декабрь |
10 | Классный час «Права и обязанности: уголовная ответственность» | декабрь |
11 | Просмотр кинофильма «Дорогая Елена Сергеевна» | декабрь |
12 | Классный час «Что такое нравственность?» | февраль |
13 | Классный час «Нравственные ценности семьи» | февраль |
14 | Классный час «План самовоспитания» | февраль |
15 | Классный час «Поговорим о профессиях» | февраль |
16 | Классный час «Совесть – внутренний судья» | март |
17 | Классный час «Кто любит труд, того люди чтут» | март |
18 | Классный час «Профессия моей мечты» | апрель |
19 | Классный час «Дети войны» | май |
20 | Родительское собрание «Нравственные ценности семьи» | апрель |