СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы со слабоуспевающими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы со слабоуспевающими детьми»

Программа работы с неуспевающими детьми


Пояснительная записка


Цель формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:
  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

  2. Развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной деятельности.

  3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

  4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

  6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

  7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты
  • Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

  • Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

  • Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно- познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.



Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

  • обстоятельства жизни ребенка в семье;

  • взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни

достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и

сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются

малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют

свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

  • пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых

обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству

работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

  • неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со

стороны педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
    • 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и

    • навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

    • 2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

    • 3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Виды помощи в учении:
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Профилактика неуспеваемости Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

  2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, с самим ребенком

  3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости

  4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года

Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

    • пример, разъяснение;

    • ожидание радости;

    • снятие напряжения;

    • обращение к самолюбию, самоуважение;

    • обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

    • требование;

    • внушение.


Ликвидация пробелов у учащихся 1 класса по предметам: русский язык и математика на 2018-2019 учебный год обучающегося ГН имеющего аттестацию по математике, русский язык.


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

факт.

Дата

провед.

1

Русский язык. Письмо элементов

букв.

1



2

Математика. Порядковый счет

предметов.

1



3

Чтение слогов и слов с буквой

[н].

1



4

Русский язык. Письмо

выученных строчных и заглавных букв.

1



5

Математика. Понятие «больше

на...», «меньше на…».

1



6

Чтение слогов и слов с

выученными буквами.

1



7

Русский язык. Письмо

выученных строчных и заглавных букв.

1



8

Математика. Числа от 1 до 10.

Нумерация.

1



9

Чтение слогов и слов с

выученными буквами.

1



10

Русский язык. Письмо

выученных строчных и заглавных букв.

1



11

Математика. Сложение и

вычитание в пределах 10.

1



12

Чтение слогов и слов с

выученными буквами.

1



13

Русский язык. Написание

заглавной буквы в начале предложения.

1



14

Математика. Сложение и

вычитание в пределах 10.

1



15

Чтение слогов и слов с

1




выученными буквами.




16

Русский язык. Письмо слогов и

слов под диктовку.

1



17

Математика. Сложение и

вычитание в пределах 10.

1



18

Чтение слогов и слов с

выученными буквами.

1



19

Русский язык. Письмо слогов и

слов под диктовку.

1



20

Математика. Числа от 1 до 20.

Нумерация.

1



21

Чтение небольших текстов.

1



22

Русский язык. Списывание текста

из 3-4 предложений.

1



23

Математика. Числа от 1 до 20.

Сложение и вычитание.

1



24

Чтение небольших текстов.

1



25

Русский язык. Списывание

текстов из 3-4 предложений.

1



26

Математика. Числа от 1 до 20.

Сложение и вычитание.

1



27

Чтение небольших текстов.

1



28

Русский язык. Списывание

текстов из 3-4 предложений.

1



29

Математика. Решение задач.

1



30

Чтение небольших текстов.

1



31

Русский язык. Письмо слов и

предложений под диктовку.

1



32

Математика. Решение задач.

1



33

Чтение текстов.

1




План индивидуальной работы по ликвидации академической задолженности за курс 2 класса по «русскому языку» и «окружающему миру» и системной работы в течение учебного года на обучающегося ГН


  1. Проведение контрольного среза.

Цель: определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

  1. Установление причин неуспеваемости учащегося.

Цель: установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами и ребёнком.

  1. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях по предмету русский язык и окружающий и корректирование по мере необходимости.

  2. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке.


Причины неуспеваемости:

Низкий уровень развития учебной мотивации

Слабое развитие учебных и познавательных интересов Несформированные навыков организации труда


План индивидуальных мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях ученика намеченных на период 2019- 2020г.


Сроки

Мероприятие

Результат

май

  1. Проведение дополнительных занятий по развитию вычислительных навыков.

  2. Выполнение различных карточек по решению примеров в пределах 20.

неудовлетворительный

Июнь июль

  1. Встреча с родителями.

  2. Предложен материал по основным темам русского языка и окружающего мира на повторение за 1 полугодие.

  3. Предложены задания для выполнения по

русскому языку на повторение и выполнение заданий по окружающему миру в рабочей

тетради и тестах.

Задания выполнены.

август

  1. Проведение дополнительного занятия по проверке изученного материала и выполнению предложенных заданий.

  2. Предложен материал на повторение и задания по основным изученным темам за 2 полугодие

обучения.

  1. Беседа с родителями по средствам телефонной

связи по результатам проверки знаний и продолжению работы по ликвидации пробелов.

Задания выполнены.

Сентябрь

- октябрь

  1. Проверка изученного материала и

выполнению предложенных заданий.

  1. Проверка знаний.

  2. Встреча с родителями по результатам

выполненных работ, рекомендации для успешности ребёнка.

  1. Проведение дополнительных занятий.

  2. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных

индивидуальных заданий.

  1. Составление контрольной таблицы по устранению пробелов в знаниях по

русскому языку и окружающему миру.

  1. Повторный срез контрольной работы за 1 класс.

Задания выполнены. Удовлетворительно


Ведётся контроль.

Проведён. Контрольная работа выполнена удовлетворительно.

Октябрь

- май

  1. Проведение дополнительных занятий.

  2. Дифференцированный подход на уроке.

  3. Работа с родителями.

  4. 6. Составление контрольной таблицы по устранению пробелов.

В течение года


Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения,

классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной

деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:


    • создавать проблемные ситуации;

    • активизировать самостоятельное мышление;

    • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

    • выстраивать позитивные отношения с группой;

    • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку

деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам

демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно.

Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Работа с учащимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

  • развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов

деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.

"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.

Пример набора слов и словосочетаний: • Веселый праздник

  • Тяжелая работа

  • Развитие

  • Вкусный ужин

  • Смелый поступок

  • Болезнь

  • Счастье

  • Разлука

  • Дружба

  • Темная ночь

  • Печаль.


Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания. При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.




Памятка

"Работа с неуспевающими учащимися"

  1. Ф.И.О. ученика

  2. Класс

  3. По каким предметам не успевает


  1. Поведение ученика


  1. Причины, которые привели к плохой успеваемости


  1. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)

используются в работе с учеником


  1. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика


  1. Сколько времени длится эта работа

  2. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы




Памятка для родителей по работе со слабоуспевающими учащимися. Уважаемые родители!

Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Речь идет о тех ребятах, которые имеют недостаточные учебные умения и навыки, а также низкий уровень памяти или у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Некоторые пропускают по болезни и не проходят учебную программу.

Чтобы данная категория школьников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с отстающими в учебе всех служб школы и родителей. Основой такой работы может стать нижеследующий документ.

Предлагаем Вашему вниманию программу действий со слабоуспевающими учащимися.

  1. Программа деятельности ученика
    1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные работы.

    2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий.

    3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.

  2. Программа деятельности родителей
    1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

    2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

    3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ученика на уроках по болезни или другим уважительным причинам.

    4. Родители имеют право посещать уроки, на которых учащийся показывает низкий результат.

    5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.

    6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей на них и ребенка оформляются материалы для комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия

административных мер наказания.