ДОУ д/с «Журавушка»
План углубленной работы на 2018-2019 уч.год в старшей группе «Звездочки».
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Воспитатель: Николаева Г.Ю
Вавож 2018
Актуальность темы.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цели:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи:
Исследовать художественные способности детей старшего возраста в изобразительной деятельности.
Разработать пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.
Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Помочь детям, овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать творчество, фантазию. Активизировать детей при выборе тематики. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Нетрадиционные техники рисования: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, ладошкой; оттиск печатками из картофеля, поролоном, смятой бумагой; восковые мелки + акварель, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, с ниточкой; отпечатки листьев.
Формы проведения:
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник: рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.
2. Выставки.
Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными
техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение:
1. Листы бумаги.
2. Гуашь.
3. Трафареты.
4. Кисточки с коротким ворсом (тычки).
5. Тампоны.
6. Стекло или пластик.
7. Нитки.
8. Щетки и стеки.
9. Крупа.
10. Ватные палочки.
11. Использованные фломастеры.
12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
Работа с детьми по программе:
I этап — подготовительный.
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей. По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений.
II этап — основной.
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап — творческий.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет:
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
8. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
9. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
11. Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистым листом бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
12. Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
13. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
14. Пластилинография
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработан перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
Месяц | Тема занятия | Техника | Цель | Оборудование |
С Е Н Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь Я Н ВАРЬ Ф Е В Р А Л Ь М А Р Т А П Р Е Л Ь М А Й | 1.Бабочка летает | Печать растениями | Научить способу получения изображения, прижиманием растений разной величины и формы (листочки). | Белый пол. листа, кисть, листья деревьев разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетки, образцы бабочек. |
2.Весёлые мухоморы | Рисование кистью, пальчикамитрафаретом. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками | Белый пол. листа, кисть, трафареты разных форм мухоморов; алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, образцы мухоморов. |
3.Осень отражается в воде. | Монотипия | Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок используя много воды, затем по сгибу накрывать рисунок чистой стороной листа и прижимать ладошками. | Белый альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, салфетка. |
4.Цветной букет | Рисование поролоном | Продолжать учить пользоваться трафаретом Трафарет клиновых листьев, вырезанный взрослым из картона, | Зелёная, алая, малиновая и оранжевая гуашь, достаточно густой консистенции, выложенная в мелкое блюдечко. маленький кусочек поролона, салфетка |
1.Осеннее дерево | Рисование ладошками,пальчиками и кистью | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её в коричневый цвет, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, листочками) | Альбомный лист. Гуашь: коричневая, жёлтая, оранжевая гуашь, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой. |
2.Натюр-морт из фруктов | Свеча + акварель | Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. Нарисованные фрукты «закрасить» свечкой, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской, получая таким образом фон натюрморта. | Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой. |
3.Корзина с грибами | Рисование поролоном | Закреплять умение пользоваться трафаретом. | Трафарет разных грибов, корзины вырезанные взрослым из картона, коричневая, жёлтая и оранжевая гуашь, достаточно густой консистенции, выложенная в мелкое блюдечко, палочки с закреплёнными кусочками поролона, салфетка. |
4.Птицы летят на юг | Рисование набрызг | Научить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша. После окончания распыления, дождаться высыхания краски. | Трафарет птиц летящих стаей на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист. |
1.Белка пушистая | Тычком жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Учить технике рисования тычком, полусухой, жесткой кистью. Продолжать развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями (сверху вниз) тем самым получая пушистую шубку. | Контур белочки, вырезанный из плотной бумаги. Гуашь оранжевая, коричневая, жесткая кисть,салфетка. |
2.Игрушки не простые- расписные (дымка) | Печать разными формами (круг, овал, ромб, точки) пробок и ватными палочками. | Продолжать учить способу прижиманием пробки к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения разного размера оттисков иметь разной величины крышки. | Мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона,пропитанного гуашью.Печатки из пробки. Альбомный лист с изображением Дым.игруш.(барышни) |
3.Зайка белый | Поролоновый рисунок | Продолжать учить пользоваться трафаретом | Трафарет зайца вырезанный взрослым из альбом. листа прикрепленный скрепками к другому листу, по размеру равному альбом. листа. Белая гуашь достаточно густой консистенции, выложенная в мелкое блюдечко. Кисточка поролоновая, салфетка. |
4.Чудесные превраще-ния кляксы 5.Унылая пора, очей очарование | Кляксо-графия Рисование ладошками, пальцами | Создать условия для свободного экспери-ментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разно-цветные).Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или детали. В итоге может получиться сюжет. Продолжать закреплять умение использовать ладонь и пальцы, как изобразительное средство, окрашивать их, делать отпечаток | Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка. Альбомный лист, гуашь теплых тонов, салфетка, баночка с водой. |
1.Раски-дистое дерево в снегу | Рисование ладошками, пальчиками и кистью | Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобра-зительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом). | Альбомный лист. Гуашь коричневая, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой. |
2.Еловый венок | (Коллективная работа) Рисование зубными щётками. | Создать условия для свободного экспериментирования с различными худ. инструментами. Формировать представление о многообразии худ. средств. | Альбомный лист, гуашь, зелёная гуашь в мисочке, зубная щётка, кисть, баночка с водой, салфетка. |
3.Весёлый клоун | Штампик из картона | Продолжать учить пользоваться разными штампами и получать занимательные рисунки. | Штампики сделанные из картона, гуашь, салфетка, альбомный лист. |
4.Маска-радные маски 1.Зима в природе 2.Снежок 3.Семья снеговиков | Акварель + свеча Рисование пальчиками Монотипия Тычком жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. Продолжать закреплять умение использовать лпальцы, как изобра-зительное средство, окрашивать их, делать отпечатки. Продолжать знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок используя много воды, затем по сгибу накрывать рисунок чистой стороной листа и прижимать ладошками. Учить технике рисования тычком, полусухой, жесткой кистью. Продолжать развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями | Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой. Альбомный лист. Гуашь, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой. Белый альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, салфетка. Контур снеговика, вырезанный из плотной бумаги. Гуашь белая, оранжевая, черная жесткая кисть,салфетка |
1.Золотая рыбка | Процарапывание на покрытой парафином и гуашью поверхностью.Техника граттаж. | Освоение техники граттаж. Учить равномерно наносить парафин на поверхность листа, а затем покрывать мыльной гуашью, после высыхания проца-рапывать спичкой рисунок. | Свеча, гуашь, кисть, капля жидкого мыла, четверть альбомного листа, салфетка, зубочистки или спички |
2.Золотая рыбка | Продолже-ние | | |
3.Аквариум | Мыльные пузырьки | Научить пользоваться разными техниками при рисовании.Учить, разбавленную гуашь жидким мылом, выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. | Пол. альбомного листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка. |
4.Витражи для замка Зимушки - Зимы | Акварель по сырому | Познакомить с техникой «краской по сырой бумаге» Синяя акварель, разведенная в баночке. Тонкая кисточка. | Миска с водой, кусочек губки, салфетка. |
1.Цветы для мамы | Мыльные пузырьки | Продолжать учить пользоваться разными техниками при рисовании.Учить, разбавленную гуашь жидким мылом, выдувать из коктельной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Формировать из полученного изображения цветы, добавляя кистью листочки. | Пол. альбомного листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть тонкая. |
2.Мимоза в вазе. | Рисование ватными палочками и трафарет | Упражнять в рисовании ватными пальчиками и использовать трафарет (вазы, соединять в работе две техники. | Пол. листа бумаги, ватные палочки, гуашь, трафареты разной формы ваз, поролоновые кисточки. |
3.Сказоч-ная птица. | Рисование ладош- ками и пальчиками | Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение. | Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка. |
4.Ябло-невый цвет. | Мыльные пузырьки | Закреплять умение пользоваться разными техниками при рисовании.Учить, разбавленную гуашь жидким мылом, выдувать из коктельной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Формировать из полученного изображения цветок, добавляя кистью листочки на ветках | Пол. альбомного листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть. |
1.Дерево весной. | Штампик из картона | Закреплять умение пользоваться штампами | Штампики сделанны из картона, гуашь, салфетка, альбомный лист, кисточка, баночка с водой. |
2.Курочка клюёт горошек. | Тычковая техника | Учить новому методу рисования «тычковая» роспись. Для этого потребуется держать вертикально палочку, периодически обмакивая её в гуашь, для каждого цвета свой «тычок». | Четверть альбомного листа, контур курочки, карандаш, гуашь, 5 «тычков», кисть, баночка с водой. |
3.Живая клякса | Кляксография | Продолжать учить создавать условия для свободного экспериментирования. Учить детей делать кляксы. В результате может получиться целый сюжет. | Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка. |
4.Две кошки | Рисование набрызг | Продолжать учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша. После окончания распыления, дождаться высыхания краски. | Трафарет кошки и шаблон на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист, зубная щётка. |
1.Гусеница, ловко перебирающая лапками | Печать разной величины пробками и ватными палочками | Закреплять способ прижимания пробки к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. Для получения разного размера иметь разной величины крышки. | Мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью. Плотная бумага белого цвета. Печатки из пробки. |
2. Жёлтые одуванчики | Поролоновый рисунок | Продолжать учить пользоваться трафаретом | Трафарет одуванчиков, гуашь, поролоновые кисточки, салфетка |
3.Пушистые одуванчики (Продолжение) | Рисование набрызг | Закреплять умение распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша. После окончания распыления, дождаться высыхания краски. | Трафарет три круга разной величины на картоне, пол. листа бумаги, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист. |
4.Бабочки красавицы | Монотипия | Продолжить закреплять технику рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует желаемый рисунок используя много воды, затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками. | Белый альбомный лист, акварель, образцы бабочек, баночка с водой, салфетка |
Литература:
1.Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.
2.Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть II. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.
3. Аьченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).
5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.
9. Утробина К. К, Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тыч-ка с детьми 3—7 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.
10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль:; Академия развития: Академия холдинг, 2004.
11. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.