СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Дедушка Мазай и зайцы" Н.А.Некрасов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока чтения по теме "Дедушка Мазай и зайцы" содержит интересные виды работ с текстом и интерактивной доской. 

Просмотр содержимого документа
«План урока "Дедушка Мазай и зайцы" Н.А.Некрасов.»

Открытый урок 24.12.18 г. в 3 «А» классе МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка Учитель Литвинова Валентина Вениаминовна.  Литературное чтение. 

Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цель:  познакомить с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи урока:

- Создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения, умеем ли мы раскрыть и понять тайну человеческой души. 

Образовательные: Продолжить ознакомление с творчеством Н.А.Некрасова. Расширять представления детей о взаимосвязи любви к природе и душевной щедрости человека на примере поступка главного героя. 

Развивающие: развивать умения самостоятельно применять полученные знания; развивать словарный запас, мышление, речь, внимание, коммуникативные качества. 

Воспитывать: способствовать развитию умения замечать красоту природы; воспитывать любовь к животным, сопереживания, милосердия.

Тип урока: урок открытых мыслей 

Формы организации урока комбинированные: коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная 

 Вид урока: урок с применением ИКТ 

Используемые методы и приемы: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом, мультипликация, рисование.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций. 
3. Интерактивные методы и приёмы : «Подводящий диалог», ТРИЗ технология (приём «Открытая ладошка», «Раскроем тайну»), частично-поисковый метод, объяснительно–иллюстративный. 

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика, ИЗО. Понять лексическое значение слов: половодье, полая вода, гинут, силки, аршин, сажень, зипун, багор, гуторить, горемыка. Планируемые результаты: ученик научится: отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль (цитатный план); выражать свое отношение к поступку главного героя произведения; формулировать основную мысль текста.  Ученик получит возможность: соприкоснуться с творчеством великого поэта; выразить своё отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.  Метапредметные УУД:

 - познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;  -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

 -коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

 - Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.

Оборудование: для учителя: ИКТ, рисунки лодки и зайцев, аудиозапись «Чайковский П.И. «Времена года – апрель», репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»  Иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».  Для учащихся: учебник, разноцветные шляпы (методика 6 шляп), рисунки д/з, листы самооценки.



ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Стали все к своему столу. Все готовы к уроку.

- И сегодня опять у нас гости.

А что сказать гостям вам надо?

- Мы вас снова видеть рады.

 – Перед тем как начать наш урок, приготовим ладошки и повторим движения за мной (приём «Открытая ладошка»)

Ладошки открываем,

Луч добра поймаем.

Лень прогоняем,

Учиться начинаем.

-Дети, подумайте, что такое тайна? Можете подобрать синомы 1 или 2.

-Но только ОБ ЭТОМ ПОТОМ.

II.Мотивирование к действиям на уроке.

 – Итак, урок литературного чтения.

 СЛАЙД № 2 (интер.доска)

 Сегодня на уроке у нас много разных видов работы. Мы будем:

  • Читать наизусть (д/з) (дети по очереди озвучивают)

  • Внимательно слушать,

  • читать вслух громко,

  • читать в парах тихо,

  • думать,

  • представлять,

  • предполагать, прогнозировать,

  • Говорить своё мнение,

  • Раскроем тайну… (шторка)

ТРИЗ технология.

  1. – Дети ,я вот что хотела спросить: а вы знаете, что такое ТАЙНА?

Скажите четко и ясно, как вы понимаете лексическое значение этого слова? Какой синоним есть у этого слова?

( тайна - секрет, неизвестность)

  1. - Какие глаголы чаще всего сочетаются со словом «тайна»? - (тайну можно ЧТО? ( хранить, выдать, можно расрыть, узнать, поведать, открыть).

  2. Вот! Раскрыть!!! Сегодня на уроке вы раскроете некую тайну, очень важную для человека. А какую – это уже мой секрет, и я тоже открою его, как только вы раскроете тайну.

Работать дружно, не хандрить,

Иначе тайны не открыть.

III. Литературная разминка. Слайд - 3

Перед вами портреты великих мастеров художественного слова. Подпишите их. (Интерактивная доска. Портреты А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, М.Ю. Лермонтов, И.А.Крылов,Н.А.Некрасова). Дети приводят в соответсвие портреты и фамилии поэтов, но называют известные им произведения этого поэта.

Слайд 4.

Кому из них принадлежат строки: (продолжить строчки)

-В тот год осенняя погода

стояла долго на дворе….

- Зреет рожь над жаркой нивой,

и от нивы и до нивы….

- Люблю грозу в начале мая….

- Чем кумушек считать трудиться,

не лучше ль на себя, кума, оборотиться?



-Славная осень! Здоровый,ядрёный

Воздух усталые силы бодрит.

IV. Проверка домашнего задания:

 СЛАЙД 5.

(Урок начинаем с проверки домашнего задания).

 - На прошлом уроке мы продолжили путешествие в чудесный мир природы.

 – Какой поэт предоставил нам такую возможность и в каком произведении? 

(Николай Алексеевич Некрасов, стихотворение «Не ветер бушует над бором…») 

-Отрывок взят из поэмы «Мороз, Красный нос».

Слайд-6.

-- О чем это стихотворение?

- Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои, а мы видим, что Зима так же прекрасна, как и любое время года.

- Да, Мороз-Воевода показал свое богатство и свою строгую силу, а на самом деле это Некрасов, через образ Мороза - красоту русской морозной зимы.

- А  какое средство художественной выразительности использовал автор?

(олицетворение)

-А что такое олицетворение? (Слова, употребленные в переносном значении, неодушевлённые предметы действуют как живые существа)

Примеры. Какие действия Мороз выполняет, как одушевленный

- Кому первому доверим прочитать наизусть это стихотворение? (Ахмедов Расул.) 

- А теперь хочу предложить такой прием чтения наизусть: поддержи товарища и продолжай, как он…)

(после чтения 3 групп:

-на шкале достижений поставьте по две отметки: что ты поставишь своей группе, и что – лично себе. Свою отметку ставьте справа, напоминаю.

САМООЦЕНКА.

- А вот здесь выставка ваших работ к отрывку из произведения «Мороз, Красный Нос». Какие замечательные рисунки у вас получились. У всех, кто рисовал - задание на 5. Поставьте тоже справа.


V.Итог проверки д/з . Подготовка мышления детей к изучению нового.

Слайд-7

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо дома поработали.

-А почему так красиво пишет о природе? «Славная осень! ….»

-А не помните ли вы факты из биографии Некрасова? 2 урока назад знакомились с биографией поэта.

Сообщение  детей:

-1

Я знаю, что Н. А. Некрасов - известный писатель и поэт. Детство провёл в селе Малые Вежи. Родители Некрасова были очень богатые, не разрешали сыну ходить к бедным деревенским мальчикам.

-2

-Но он в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесные ягоды, грибы, а зимой катался на санках, он всегда был сильным, смелым, умел плавать.

-3

- Когда стал взрослым, часто приезжал в деревню Малые Вежи. Он продолжал дружить с крестьянами, любил охотиться, любил природу.



Учитель: Много интересных историй рассказывали ему простые люди, деревенские мужики-охотники. Их рассказы, проникнутые любовью к природе, к родному краю, поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.

- А потому так красиво и получается, что любовь к природе и красота природы сливаются воедино….

VI. Работа по теме урока. Цель. ИКТ.

-- Дети, мы прознакомились с произведениями про осень, про зиму, следующее с каким временем года будет связано?

- Посмотрите на картину И.А.Левитана «Весна. Большая вода». 

СЛАЙД 8

. - А какой период весны изображен? (Деревья стоят голые, снег ещё растаял не везде).

 - Ребята, какими красками нарисована картина? (Светлыми, чистыми, голубыми.) -

---Правильно, именно эти краски помогают нам видеть приход весны.

 -Как вы думаете, почему художник дал такое название своей картине? Какое природное явление изобразил Левитан?(половодье) 

-Это явление природы, как мы знаем из уроков ОМ, необыкновенно красиво, есть в нем своя польза – орошение ближайших полей и лесов, но часто оно переходит в стихийное бедствие – доставляет немало проблем людям и много бед животным


СЛАЙД № 9

 - Итак, определите тему урока.

«Дедушка Мазай и зайцы».

-Какие цели поставим ?

 СЛАЙД № 10 

1.Познакомимся со стихотворением.

 2.Узнаем, кто такой Дедушка Мазай? 

3. Узнаем, что произошло с зайцами.

- И….. Раскроем ТАЙНУ.

Стихотворение в учебнике дано в сокращении, вы услышите его почти сначала, но начну я самыми первыми строками, это предыстория.

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей. 

Как-то особенно тихо вдруг стало,

Нa небе солнце сквозь тучу играло. 

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем! 

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые 

С силой стремительной... Я и Мазай,

Мокрые, скрылись в какой-то сарай

VII. Видео-мультик

- Скажите, о чем это стихотворение?

(о том, как д.М. спасал зайцев во время половодья)

1. - НО в ответе на этот вопрос и кроется ТАЙНА. Предстоит раскрыть.



2.Физминутка. Наберёмся силы и терпения перед большой работой.



- Вспомните, зачем приезжал Некрасов в свою деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться)

- Значит, дедушка Мазай, прежде всего, любитель чего? Он кто?

-Охотник. А у охотника должно быть ружьё.

3.Прием “Побуждающий диалог”

- Какое противоречие вы заметили?

- Какой у вас возник вопрос?

4. Проблемная ситуация.

- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?

- Другие мужики как поступали?

- Так что же за человек этот Мазай?

5.Нужен ответ на вопрос. Отправляемся в поиск. (Открытие нового знания)

Слайды 10-18.

- Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, в толковом словаре учебника найдете лишь 3 слова:

Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.

Гинут – гибнут.

Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.

Половодье- разлив реки

Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (70 см)

Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (210 см = 2м13см)

Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета

Гуторить - разговаривать

Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

Молодцы!

Теперь нам намного легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.

6.Составление характеристики Мазая

Работаем в парах.

-Прочитайте и подчеркните красным карандашом строки, которые характеризуют Дедушку Мазая. (Красный кар)

- Проверяем и делаем вывод.

1. “Старый Мазай любит до страсти свой низменный край”

2. “Торной дорогой ходить ему - скука”

- торная дорога –протоптана кем-то, готовая. Хорошая дорога.

- любопытный, любознательный.

3. “За сорок вёрст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочём” -----------крепкий, здоровый.

4. “Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных” -------------весёлый, общительный.

-Найдите в тексте строки с каких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает? («В нашем болотистом, низменном крае ……….не давили…»)

-- Прочитайте с осуждением. Как он возмущается мужиками-охотниками?

(защитник природы)

-


- Найдите слова, которыми Мазай называет зайцев?(бедные зверьки, зайцы мои, Команда косая, зайчики, Плуты косые). Как характеризует это Мазая?

. Подчеркните эти слова.

- как произносит эти слова?

 – Прочитайте строки , в которых говорится, как зайцы ожидали спасения. Боялись ли они Мазая?

- Что же он увидел, когда подплыл ближе ? (маленький островок, на котором гурьбой зайцы и вода к ним быстро подбиралась)

-Как спасение дальше продолжалось? Кто следующий спасён?

-Как отнесся к зайчихе, у которой скоро появиться должны были детки?

Всех ли зайцев выпустил? Почему? Как поступил потом?

- И так, крепкий, здоровый и общительный охотник, любит природу, свой край – спасает зайцев, помогает им выбраться из водного гибельного плена. Какая же главная черта его характера, его души и сердца?

Характеристика главного героя 1. Добрый

У него ответственность за тех, кто слабее или нуждается в помощи. И всё это неразрывно связано с любовью к родному краю и природе.

-Теперь еще раз ответьте на вопрос:

- о чем это стихотворение?

(О том, что человек главный в мире природы, он должен любить и беречь природу, помогать слабым).



Теперь охарактеризуйте Мазая своими словами.

Мы увидели Мазая не с сетями, не сбагром, он спасает зайцев!!!

ВОТ МЫ И ОТКРЫЛИ ТАЙНУ!!! Это тайна человеческой души, человеческого сердца. А я хотела, чтобы вы поняли,

- в чем главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край - один из уголков России, надо быть патриотом своей Родины) 

- Как автор относиться к своему герою?

-Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться) 

- А как вы относитесь? Над ним смеялись в селе, как прокатил он деревней зайчишек.(Он нам понравился тем, что он добрый, сообразительный) - -Почему так стихотворение озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)



=================================================

Вот так, дети. Просто прочитать стихотворение – получится вроде как чтение для потехи. Весело ведь. Дед прокатил зайцев на лодке. А у нас литературное чтение. Мы должны понять главную мысль произведения. Раскрыть тайну души героев произведения.

Оцените по шкале достижений: как это стихотворение повлияло на твою душу, на твое отношение к природе. Если равнодушен 0баллов, просто понравилось -3 б, если понял тайну души гл.героя – 5, не уверен -4.

Задание: выразительно читать.

Но среди спасенных зайцев была зайчиха, у которой скоро появятся на свет зайчата. Попробуйте сочинить сказку о том, что может рассказать зайчиха-мать своим зайчатам о чудесном спасении во время наводнения.

------------------------------------------------------------------------------


- Ребята, мы с вами увидели, как художник изобразил приход весны. А сейчас мы послушаем , как композитор П.И.Чайковский передал в музыке то настроение, которое у него возникло с приходом апреля.


П.И.Чайковский – великий русский композитор. Он тонко чувствовал красоту русской природы: «Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь», - писал он о себе.

Урок достиг цели. Молодцы!

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
И она отплатит вам сполна.


VII.Итог урока --Что из прочитанного запомнилось больше всего? - Какова основная мысль этого произведения? (К природе надо относиться бережно, надо её любить, помогать тем, кто нуждается в помощи, кто слабее). )


VI. Рефлексия

- Используя метод шести шляп, мы подведём итог прочитанного произведения. Каждая группа имеет свой цвет шляп, это означает, что определённый цвет шляп символизирует определенный тим мышления, в данном случае подведения итога произведения.

Итак -6 шляпок, 6 групп:

1 гр. БЕЛЫЕ ШЛЯПЫ называется ФАКТЫ! Вы излагает на листе бумаги ТОЛЬКО ФАКТЫ произведения! Руководитель –Расул Ахмдов.

2 гр. КРАСНЫЕ ШЛЯПЫ называется ЭМОЦИИ! Выизлагает на листе бумаги ТОЛЬКО эмоциональную часть произведения! Руководитель Джаллатян Вероника.!

3 гр. ЖЁЛТЫЕ ШЛЯПЫ называется ОПТИМИСТЫВы излагает на листе бумаги  только осуждение по отношению к другим, которые не поступили ,как д.Мазай! Руководитель

4 гр. ЧЁРНЫЕ ШЛЯПЫ называется НЕГАТИВ! Вы излагает на листе бумаги вывод той неприглядного поведения мужиков Руководитель М ордвинцев Кирилл

5 гр. ЗЕЛЕНЫЕ ШЛЯПЫ называется ТВОРЧЕСТВОВы творчески излагает на листе бумаги данную ситуацию! Руководитель Дзюба Дима.

6 гр. СИНИЕ ШЛЯПЫ называется РУКОВОДИТЕЛИ! Вы коротко подводите итог произведения произведения! Руководитель Акопян Самвел

Время 2 минуты




Предполагаемые ответы детей: 1 группа-фактыБЕЛЫЕ ШЛЯПЫ.. – Эминов Серафим Было весеннее половодье, дед Мазай собрался за дровами, увидел зайцев, котрые пытались спастись на оставшихся островках. Он спас зайцев, посадив их в лодку и отвез в безопасное место.

2 группа-эмоции КРАСНЫЕ ШЛЯПЫ. – Пахомов ДаниилКакое замечательное ,доброе дело совершил дедушка!! Он был неравнодушен, как остальные, к животным!! Он милосердный!!

3 группа-оптимисты. ЖЕЛТЫЕ ШЛЯПЫ – Локтионов Александр

–Не будем так категоричны к тем людям, которые остались равнодушными к зайцам-горемыкам. Будем надеятся, что поступок деда Мазая будет для них примером!!

4 группа- негатив!! ЧЕРНЫЕ ШЛЯПЫ – Мордвинцев Кирилл.Мы хотим обратить внимание людей, которые убивали бедных зайцев! Если бы все были так жестоки, мир бы погряз бы в хаосе!!

5 группа- творчество ЗЕЛЕНЫЕ ШЛЯПЫ– Скороед ОлегЗайчики очень трусливые, но милые трогательные животные, о них пишут стихи, рассказы, по их образу составляют крылатые выражения. Скороед Олег-маленькое, веселое стихотворение про зайца.

6 группа-РУКОВДИТЕЛИ!!Итог СИНИЕ ШЛЯПЫ!! – Акопян Самвел МЫ ПРИЗЫВАЕМ БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ!! Она наш дом!! Будем милосердны не только к беспомощным животным, но и к друг другу!!


А теперь, дети, я покажу вам памятнки, установленные Николаю Алексеевичу Некрасову в разных городах России.

Народ благодарен великому писателю и поэту, благородному человеку.

- Но с признанием и любовь выполнен бюст поэту,установленный на его могиле. На постаменте высечены слова поэта:

"Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ."



И чуть ниже еще одна надпись, сделанная автором от имени благодарных читателей и соотечественников:


"Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его прозревшему и просветлённому народу, что бы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья."  





Вот и вы узнали имя прекрасного человека, писателя и поэта. Надеюсь, что его семена доброты упали и в ваши души, и вы будете расти добрыми, любящими свой край, природу, свою Родину.

А теперь выразим и мы любовь к природе, давайте отправим зайчиков на лодке к зеленому берегу, чтобы семена доброты проросли в вашей душе.



Дедушка Мазай и зайцы. 1 часть.

Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая, 

Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его: 

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво, 

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах 

(Всю эту местность вода понимает,

Так что деревня весною всплывает, 

Словно Венеция).

Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край. ________________



Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,_______________

Торной дорогой ходить ему — скука! ________________



За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем: _____________________



-- За день грибов насбираешь корзину,

Ешь мимоходом бруснику, малину;________________

Вечером пеночка нежно поет.

Словно как в бочку пустую удод

Ухает.

Сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи._________________________





Дня не проводит Мазай без охоты._______________

Жил бы он славно, не знал бы заботы,



Кабы не стали глаза изменять:

Начал частенько Мазай пуделять. (стрелять мимо, не попадая)



Впрочем, в отчаянье он не приходит:

Выпалит дедушка — заяц уходит,



Дедушка пальцем косому грозит:

«Врешь — упадешь!» & добродушно кричит.



Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных.______________