Открытый урок 24.12.18 г. в 3 «А» классе МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка Учитель Литвинова Валентина Вениаминовна. Литературное чтение.
Тема урока: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель: познакомить с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи урока:
- Создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения, умеем ли мы раскрыть и понять тайну человеческой души.
Образовательные: Продолжить ознакомление с творчеством Н.А.Некрасова. Расширять представления детей о взаимосвязи любви к природе и душевной щедрости человека на примере поступка главного героя.
Развивающие: развивать умения самостоятельно применять полученные знания; развивать словарный запас, мышление, речь, внимание, коммуникативные качества.
Воспитывать: способствовать развитию умения замечать красоту природы; воспитывать любовь к животным, сопереживания, милосердия.
Тип урока: урок открытых мыслей
Формы организации урока комбинированные: коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная
Вид урока: урок с применением ИКТ
Используемые методы и приемы: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с текстом, мультипликация, рисование.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.
3. Интерактивные методы и приёмы : «Подводящий диалог», ТРИЗ технология (приём «Открытая ладошка», «Раскроем тайну»), частично-поисковый метод, объяснительно–иллюстративный.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика, ИЗО. Понять лексическое значение слов: половодье, полая вода, гинут, силки, аршин, сажень, зипун, багор, гуторить, горемыка. Планируемые результаты: ученик научится: отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль (цитатный план); выражать свое отношение к поступку главного героя произведения; формулировать основную мысль текста. Ученик получит возможность: соприкоснуться с творчеством великого поэта; выразить своё отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается. Метапредметные УУД:
- познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт; -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;
-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
- Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.
Оборудование: для учителя: ИКТ, рисунки лодки и зайцев, аудиозапись «Чайковский П.И. «Времена года – апрель», репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода.» Иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Для учащихся: учебник, разноцветные шляпы (методика 6 шляп), рисунки д/з, листы самооценки.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Стали все к своему столу. Все готовы к уроку.
- И сегодня опять у нас гости.
А что сказать гостям вам надо?
- Мы вас снова видеть рады.
– Перед тем как начать наш урок, приготовим ладошки и повторим движения за мной (приём «Открытая ладошка»)
Ладошки открываем,
Луч добра поймаем.
Лень прогоняем,
Учиться начинаем.
-Дети, подумайте, что такое тайна? Можете подобрать синомы 1 или 2.
-Но только ОБ ЭТОМ ПОТОМ.
II.Мотивирование к действиям на уроке.
– Итак, урок литературного чтения.
СЛАЙД № 2 (интер.доска)
Сегодня на уроке у нас много разных видов работы. Мы будем:
Читать наизусть (д/з) (дети по очереди озвучивают)
Внимательно слушать,
читать вслух громко,
читать в парах тихо,
думать,
представлять,
предполагать, прогнозировать,
Говорить своё мнение,
Раскроем тайну… (шторка)
ТРИЗ технология.
– Дети ,я вот что хотела спросить: а вы знаете, что такое ТАЙНА?
Скажите четко и ясно, как вы понимаете лексическое значение этого слова? Какой синоним есть у этого слова?
( тайна - секрет, неизвестность)
- Какие глаголы чаще всего сочетаются со словом «тайна»? - (тайну можно ЧТО? ( хранить, выдать, можно расрыть, узнать, поведать, открыть).
Вот! Раскрыть!!! Сегодня на уроке вы раскроете некую тайну, очень важную для человека. А какую – это уже мой секрет, и я тоже открою его, как только вы раскроете тайну.
Работать дружно, не хандрить,
Иначе тайны не открыть.
III. Литературная разминка. Слайд - 3
Перед вами портреты великих мастеров художественного слова. Подпишите их. (Интерактивная доска. Портреты А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, М.Ю. Лермонтов, И.А.Крылов,Н.А.Некрасова). Дети приводят в соответсвие портреты и фамилии поэтов, но называют известные им произведения этого поэта.
Слайд 4.
Кому из них принадлежат строки: (продолжить строчки)
-В тот год осенняя погода
стояла долго на дворе….
- Зреет рожь над жаркой нивой,
и от нивы и до нивы….
- Люблю грозу в начале мая….
- Чем кумушек считать трудиться,
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
-Славная осень! Здоровый,ядрёный
Воздух усталые силы бодрит.
IV. Проверка домашнего задания:
СЛАЙД 5.
(Урок начинаем с проверки домашнего задания).
- На прошлом уроке мы продолжили путешествие в чудесный мир природы.
– Какой поэт предоставил нам такую возможность и в каком произведении?
(Николай Алексеевич Некрасов, стихотворение «Не ветер бушует над бором…»)
-Отрывок взят из поэмы «Мороз, Красный нос».
Слайд-6.
-- О чем это стихотворение?
- Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои, а мы видим, что Зима так же прекрасна, как и любое время года.
- Да, Мороз-Воевода показал свое богатство и свою строгую силу, а на самом деле это Некрасов, через образ Мороза - красоту русской морозной зимы.
- А какое средство художественной выразительности использовал автор?
(олицетворение)
-А что такое олицетворение? (Слова, употребленные в переносном значении, неодушевлённые предметы действуют как живые существа)
Примеры. Какие действия Мороз выполняет, как одушевленный
- Кому первому доверим прочитать наизусть это стихотворение? (Ахмедов Расул.)
- А теперь хочу предложить такой прием чтения наизусть: поддержи товарища и продолжай, как он…)
(после чтения 3 групп:
-на шкале достижений поставьте по две отметки: что ты поставишь своей группе, и что – лично себе. Свою отметку ставьте справа, напоминаю.
САМООЦЕНКА.
- А вот здесь выставка ваших работ к отрывку из произведения «Мороз, Красный Нос». Какие замечательные рисунки у вас получились. У всех, кто рисовал - задание на 5. Поставьте тоже справа.
V.Итог проверки д/з . Подготовка мышления детей к изучению нового.
Слайд-7
- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо дома поработали.
-А почему так красиво пишет о природе? «Славная осень! ….»
-А не помните ли вы факты из биографии Некрасова? 2 урока назад знакомились с биографией поэта.
Сообщение детей:
-1
Я знаю, что Н. А. Некрасов - известный писатель и поэт. Детство провёл в селе Малые Вежи. Родители Некрасова были очень богатые, не разрешали сыну ходить к бедным деревенским мальчикам.
-2
-Но он в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесные ягоды, грибы, а зимой катался на санках, он всегда был сильным, смелым, умел плавать.
-3
- Когда стал взрослым, часто приезжал в деревню Малые Вежи. Он продолжал дружить с крестьянами, любил охотиться, любил природу.
Учитель: Много интересных историй рассказывали ему простые люди, деревенские мужики-охотники. Их рассказы, проникнутые любовью к природе, к родному краю, поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.
- А потому так красиво и получается, что любовь к природе и красота природы сливаются воедино….
VI. Работа по теме урока. Цель. ИКТ.
-- Дети, мы прознакомились с произведениями про осень, про зиму, следующее с каким временем года будет связано?
- Посмотрите на картину И.А.Левитана «Весна. Большая вода».
СЛАЙД 8
. - А какой период весны изображен? (Деревья стоят голые, снег ещё растаял не везде).
- Ребята, какими красками нарисована картина? (Светлыми, чистыми, голубыми.) -
---Правильно, именно эти краски помогают нам видеть приход весны.
-Как вы думаете, почему художник дал такое название своей картине? Какое природное явление изобразил Левитан?(половодье)
-Это явление природы, как мы знаем из уроков ОМ, необыкновенно красиво, есть в нем своя польза – орошение ближайших полей и лесов, но часто оно переходит в стихийное бедствие – доставляет немало проблем людям и много бед животным
СЛАЙД № 9
- Итак, определите тему урока.
«Дедушка Мазай и зайцы».
-Какие цели поставим ?
СЛАЙД № 10
1.Познакомимся со стихотворением.
2.Узнаем, кто такой Дедушка Мазай?
3. Узнаем, что произошло с зайцами.
- И….. Раскроем ТАЙНУ.
Стихотворение в учебнике дано в сокращении, вы услышите его почти сначала, но начну я самыми первыми строками, это предыстория.
В августе, около Малых Вежей,
С старым Мазаем я бил дупелей.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
Нa небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нем,
А разразилась жестоким дождем!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые
С силой стремительной... Я и Мазай,
Мокрые, скрылись в какой-то сарай
VII. Видео-мультик
- Скажите, о чем это стихотворение?
(о том, как д.М. спасал зайцев во время половодья)
1. - НО в ответе на этот вопрос и кроется ТАЙНА. Предстоит раскрыть.
2.Физминутка. Наберёмся силы и терпения перед большой работой.
- Вспомните, зачем приезжал Некрасов в свою деревню к дедушке Мазаю? (поохотиться)
- Значит, дедушка Мазай, прежде всего, любитель чего? Он кто?
-Охотник. А у охотника должно быть ружьё.
3.Прием “Побуждающий диалог”
- Какое противоречие вы заметили?
- Какой у вас возник вопрос?
4. Проблемная ситуация.
- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?
- Другие мужики как поступали?
- Так что же за человек этот Мазай?
5.Нужен ответ на вопрос. Отправляемся в поиск. (Открытие нового знания)
Слайды 10-18.
- Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения, в толковом словаре учебника найдете лишь 3 слова:
Силки – приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.
Гинут – гибнут.
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Половодье- разлив реки
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (70 см)
Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (210 см = 2м13см)
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета
Гуторить - разговаривать
Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Молодцы!
Теперь нам намного легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.
6.Составление характеристики Мазая
Работаем в парах.
-Прочитайте и подчеркните красным карандашом строки, которые характеризуют Дедушку Мазая. (Красный кар)
- Проверяем и делаем вывод.
1. “Старый Мазай любит до страсти свой низменный край”
2. “Торной дорогой ходить ему - скука”
- торная дорога –протоптана кем-то, готовая. Хорошая дорога.
- любопытный, любознательный.
3. “За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём” -----------крепкий, здоровый.
4. “Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных” -------------весёлый, общительный.
-Найдите в тексте строки с каких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает? («В нашем болотистом, низменном крае ……….не давили…»)
-- Прочитайте с осуждением. Как он возмущается мужиками-охотниками?
(защитник природы)
-
- Найдите слова, которыми Мазай называет зайцев?(бедные зверьки, зайцы мои, Команда косая, зайчики, Плуты косые). Как характеризует это Мазая?
. Подчеркните эти слова.
- как произносит эти слова?
– Прочитайте строки , в которых говорится, как зайцы ожидали спасения. Боялись ли они Мазая?
- Что же он увидел, когда подплыл ближе ? (маленький островок, на котором гурьбой зайцы и вода к ним быстро подбиралась)
-Как спасение дальше продолжалось? Кто следующий спасён?
-Как отнесся к зайчихе, у которой скоро появиться должны были детки?
Всех ли зайцев выпустил? Почему? Как поступил потом?
- И так, крепкий, здоровый и общительный охотник, любит природу, свой край – спасает зайцев, помогает им выбраться из водного гибельного плена. Какая же главная черта его характера, его души и сердца?
Характеристика главного героя 1. Добрый
У него ответственность за тех, кто слабее или нуждается в помощи. И всё это неразрывно связано с любовью к родному краю и природе.
-Теперь еще раз ответьте на вопрос:
- о чем это стихотворение?
(О том, что человек главный в мире природы, он должен любить и беречь природу, помогать слабым).
Теперь охарактеризуйте Мазая своими словами.
Мы увидели Мазая не с сетями, не сбагром, он спасает зайцев!!!
ВОТ МЫ И ОТКРЫЛИ ТАЙНУ!!! Это тайна человеческой души, человеческого сердца. А я хотела, чтобы вы поняли,
- в чем главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край - один из уголков России, надо быть патриотом своей Родины)
- Как автор относиться к своему герою?
-Почему? (Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться)
- А как вы относитесь? Над ним смеялись в селе, как прокатил он деревней зайчишек.(Он нам понравился тем, что он добрый, сообразительный) - -Почему так стихотворение озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)
=================================================
Вот так, дети. Просто прочитать стихотворение – получится вроде как чтение для потехи. Весело ведь. Дед прокатил зайцев на лодке. А у нас литературное чтение. Мы должны понять главную мысль произведения. Раскрыть тайну души героев произведения.
Оцените по шкале достижений: как это стихотворение повлияло на твою душу, на твое отношение к природе. Если равнодушен 0баллов, просто понравилось -3 б, если понял тайну души гл.героя – 5, не уверен -4.
Задание: выразительно читать.
Но среди спасенных зайцев была зайчиха, у которой скоро появятся на свет зайчата. Попробуйте сочинить сказку о том, что может рассказать зайчиха-мать своим зайчатам о чудесном спасении во время наводнения.
------------------------------------------------------------------------------
- Ребята, мы с вами увидели, как художник изобразил приход весны. А сейчас мы послушаем , как композитор П.И.Чайковский передал в музыке то настроение, которое у него возникло с приходом апреля.
П.И.Чайковский – великий русский композитор. Он тонко чувствовал красоту русской природы: «Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь», - писал он о себе.
Урок достиг цели. Молодцы!
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
И она отплатит вам сполна.
VII.Итог урока --Что из прочитанного запомнилось больше всего? - Какова основная мысль этого произведения? (К природе надо относиться бережно, надо её любить, помогать тем, кто нуждается в помощи, кто слабее). )
VI. Рефлексия
- Используя метод шести шляп, мы подведём итог прочитанного произведения. Каждая группа имеет свой цвет шляп, это означает, что определённый цвет шляп символизирует определенный тим мышления, в данном случае подведения итога произведения.
Итак -6 шляпок, 6 групп:
1 гр. БЕЛЫЕ ШЛЯПЫ называется ФАКТЫ! Вы излагает на листе бумаги ТОЛЬКО ФАКТЫ произведения! Руководитель –Расул Ахмдов.
2 гр. КРАСНЫЕ ШЛЯПЫ называется ЭМОЦИИ! Выизлагает на листе бумаги ТОЛЬКО эмоциональную часть произведения! Руководитель Джаллатян Вероника.!
3 гр. ЖЁЛТЫЕ ШЛЯПЫ называется ОПТИМИСТЫ! Вы излагает на листе бумаги только осуждение по отношению к другим, которые не поступили ,как д.Мазай! Руководитель
4 гр. ЧЁРНЫЕ ШЛЯПЫ называется НЕГАТИВ! Вы излагает на листе бумаги вывод той неприглядного поведения мужиков Руководитель М ордвинцев Кирилл
5 гр. ЗЕЛЕНЫЕ ШЛЯПЫ называется ТВОРЧЕСТВО! Вы творчески излагает на листе бумаги данную ситуацию! Руководитель Дзюба Дима.
6 гр. СИНИЕ ШЛЯПЫ называется РУКОВОДИТЕЛИ! Вы коротко подводите итог произведения произведения! Руководитель Акопян Самвел
Время 2 минуты
Предполагаемые ответы детей: 1 группа-фактыБЕЛЫЕ ШЛЯПЫ.. – Эминов Серафим Было весеннее половодье, дед Мазай собрался за дровами, увидел зайцев, котрые пытались спастись на оставшихся островках. Он спас зайцев, посадив их в лодку и отвез в безопасное место.
2 группа-эмоции КРАСНЫЕ ШЛЯПЫ. – Пахомов ДаниилКакое замечательное ,доброе дело совершил дедушка!! Он был неравнодушен, как остальные, к животным!! Он милосердный!!
3 группа-оптимисты. ЖЕЛТЫЕ ШЛЯПЫ – Локтионов Александр
–Не будем так категоричны к тем людям, которые остались равнодушными к зайцам-горемыкам. Будем надеятся, что поступок деда Мазая будет для них примером!!
4 группа- негатив!! ЧЕРНЫЕ ШЛЯПЫ – Мордвинцев Кирилл.Мы хотим обратить внимание людей, которые убивали бедных зайцев! Если бы все были так жестоки, мир бы погряз бы в хаосе!!
5 группа- творчество ЗЕЛЕНЫЕ ШЛЯПЫ. – Скороед ОлегЗайчики очень трусливые, но милые трогательные животные, о них пишут стихи, рассказы, по их образу составляют крылатые выражения. Скороед Олег-маленькое, веселое стихотворение про зайца.
6 группа-РУКОВДИТЕЛИ!!Итог СИНИЕ ШЛЯПЫ!! – Акопян Самвел МЫ ПРИЗЫВАЕМ БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ!! Она наш дом!! Будем милосердны не только к беспомощным животным, но и к друг другу!!
А теперь, дети, я покажу вам памятнки, установленные Николаю Алексеевичу Некрасову в разных городах России.
Народ благодарен великому писателю и поэту, благородному человеку.
- Но с признанием и любовь выполнен бюст поэту,установленный на его могиле. На постаменте высечены слова поэта:
"Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ."
И чуть ниже еще одна надпись, сделанная автором от имени благодарных читателей и соотечественников:
"Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его прозревшему и просветлённому народу, что бы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья."
Вот и вы узнали имя прекрасного человека, писателя и поэта. Надеюсь, что его семена доброты упали и в ваши души, и вы будете расти добрыми, любящими свой край, природу, свою Родину.
А теперь выразим и мы любовь к природе, давайте отправим зайчиков на лодке к зеленому берегу, чтобы семена доброты проросли в вашей душе.
Дедушка Мазай и зайцы. 1 часть.
Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Летом ее убирая красиво,
Исстари хмель в ней родится на диво,
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция).
Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край. ________________
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,_______________
Торной дорогой ходить ему — скука! ________________
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем: _____________________
-- За день грибов насбираешь корзину,
Ешь мимоходом бруснику, малину;________________
Вечером пеночка нежно поет.
Словно как в бочку пустую удод
Ухает.
Сыч разлетается к ночи,
Рожки точены, рисованы очи._________________________
Дня не проводит Мазай без охоты._______________
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять. (стрелять мимо, не попадая)
Впрочем, в отчаянье он не приходит:
Выпалит дедушка — заяц уходит,
Дедушка пальцем косому грозит:
«Врешь — упадешь!» &‐ добродушно кричит.
Знает он много рассказов забавных
Про деревенских охотников славных.______________