Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Булгаковская основная школа (филиал)
Урок географии в 9 классе по теме:
"Экономическое районирование. Европейская часть России"
Учитель географии
Селезнева Елена Михайловна
2013 г
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Европейская часть России»
Задачи:
Образовательные
Закрепить умения и навыки работы с контурными картами, тестовыми заданиями.
Вычленить нерешенные проблемы и определить уровень усвоения учащимися данной темы
Развивающие
Развивать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Воспитательные
Воспитание чувства любви к Родине.
Способствовать формированию познавательного интереса учащихся, адекватной оценке своей деятельности.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер для демонстрации презентаций, политико - административная карта России, контуры экономических районов, атласы, тестовые задания.
Планируемый результат: Учащиеся должны знать: экономические районы Европейской части России, их состав, отрасли специализации, место в структуре хозяйства.
Ход и содержание урока:
Организационная часть (2 мин)
Объявление темы урока.
Выявление целей и задач с помощью учащихся.
Знакомство с планом проведения урока повторения.
Основная часть
Разминка (фронтальная работа)(3-4 мин)
расположен Печорский угольный бассейн (Север)
находятся города Саратов, Астрахань, Энгельс (Поволжье)
расположена КМА (ЦЧР)
самый южный район (Кавказ)
через район проходит маршрут «Золотое кольцо» (Центр)
ось района - Волга (Поволжье)
проблема района – наводнение (С-З)
Соликамск и Березняки - центры производства калийных удобрений (Урал)
Район имеет анклав - Калининградскую область (С-З)
Вы живете на территории района (Центр)
2. Определите район по набору характеристик, (презентация)- индивидуальная работа с последующей проверкой. (5-7 мин)
1). На востоке района находятся месторождения угля, нефти, газа
Имеются крупные запасы лесных ресурсов
На юге района - область, которая славится производством масла
На северо-западе - незамерзающий порт
2). Отрасль специализации - гидроэнергетика
АПК - имеет важное значение
Машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов
На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение
3). Имеет выгодное положение
Имеет мощную научную базу
Основная отрасль – точное машиностроение
Занимает первое место по численности населения
4). Район отличается многонациональным составом населения
Плодородные почвы
Высокая плотность сельского населения
Политическая нестабильность
5). Богатые минеральные ресурсы
Металлургическая база - старейшая в мире
Развито тяжелое машиностроение
Основные проблемы - водная и экологическая
6). В 18 веке район был «диким полем»
Находится крупное месторождение железной руды
АПК - отрасль хозяйства
Проблема рекультивации земель.
7). Самый маленький по площади
Имеет крупный порт
Проблема – наводнения в крупном городе
Выделяется наукоемкое и трудоемкое машиностроение
8). Приливная электростанция.
Отток населения
Слабо развита транспортная сеть
Развита рыбная промышленность
3. Проверка домашнего задания. На предыдущем уроке учащиеся были даны проектные задания «Промыслы Европейского Севера», (на ответ отводится 5 мин.)
4. «Географические образы» (используется презентация)(5 мин)
5. Итоговый тест (7 мин)
6. Рефлексия
Сочините синквейн по заданной схеме, о нашей работе на уроке
1 строка – одно существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка предложение из четырех слов(как бы выражающая смысл сказанного в предыдущих строках)
5 строка– одно слово «эмоция»