СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока на тему: "Зачем творить добро?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю методическую разработку урока по предмету начальной школы ОРК на тему: "Зачем творить добро?" 

Цели урока: познакомить с духовными ценностями и традициями православной культуры; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро — духовная радость.

Задачи:

Обучающая: познакомить с учениками Иисуса Христа, с древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа; освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму, осознание добра как подражание христианской жертве.

Развивающая: развивать умения устанавливать логические связи, делать выводы и обобщения из предложенной в учебнике информации.

Воспитательная: воспитывать у учащихся нравственность, духовность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Термины: добро, самоотверженность

Словарик к уроку:

Добро- хороший поступок.

Самоотверженность- стремление человека меньше думать о себе, отвергая порой явные опасности.

Просмотр содержимого документа
«план урока на тему: "Зачем творить добро?"»

Урок по предмету: Основы религиозных культур

Класс: 4

Учитель: Лаптева Е.В.

Тема: «Зачем творить добро?»

Цели урока: познакомить с духовными ценностями и традициями православной культуры; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро — духовная радость.

Задачи:

Обучающая: познакомить с учениками Иисуса Христа, с древней легендой, как апостол Петр пришел в Рим; со святыми апостолами Петром и Андреем, совершившими духовный подвиг во имя Христа; освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму, осознание добра как подражание христианской жертве.

Развивающая: развивать умения устанавливать логические связи, делать выводы и обобщения из предложенной в учебнике информации.

Воспитательная: воспитывать у учащихся нравственность, духовность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Термины: добро, самоотверженность

Оборудование урока: презентация, учебник, раздаточный материал

Словарик к уроку:

Добро- хороший поступок.

Самоотверженность- стремление человека меньше думать о себе, отвергая порой явные опасности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учитель: До нас дошли слова Христа, сказанные Им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются заповеди блаженств.

Учитель: Как понимаете слово блаженный?

Ученики: На старославянском языке — счастливый.

Учитель: Где были провозглашены заповеди?

Ученики: На Синайской горе, заповеди получили название «нагорная проповедь Христа», она началась с провозглашения этих заповедей.

Учитель: Какие заповеди знаете, назовите?

Ученики: Нищие духом блаженны.

Блаженны плачущие.

Блаженны кроткие.

Блаженны милостивые.

Блаженны чистые сердцем Блаженны чистые сердцем).

Учитель: В этих словах Христа говорится о том, что творить добрые дела может человек с чистым сердцем и верой в душе. Мы все стараемся быть добрыми, милосердными, а что же такое добро?


3. Изучение нового материала

План:

1. Что такое добро?

2. Зачем творить добро?


1. Что такое добро?

Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: “Зачем творить добро?”

Слово «добро» вы отлично знаете и сами не раз произносили его, например, «добрый день», «доброе сердце», «добрый человек», «добрая душа» и т. д. Но что же означает это слово? Чтобы помочь ответить вам на этот вопрос, я расскажу вам отрывок из сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц».

«На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги. Все восхищались Принцем.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала тяжелая капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! - спросила она.

- Когда я был жив- ответил Принц- и у меня было живое человеческое сердце, я не знал,что такое слезы. Я жил во дворце, куда горю человеческому вход воспрещен. Днем я забавлялся в саду с друзьями, а вечером я танцевал в Большом Зале. Сад был окружен высокой стеной, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней. Вокруг меня все было так прекрасно! "Счастливый Принц" - величали меня приближенные, и вправду, я был счастлив, если только в наслаждениях счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета моей столицы. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез.

- Там, далеко, в узкой улочке, я вижу убогий дом, - продолжала статуя тихим мелодическим голосом. - Одно окошко открыто, и мне видна женщина, сидящая у стола. Лицо у нее изможденное, руки огрубевшие и красные, они сплошь исколоты иглой, потому что она швея. Она вышивает страстоцветы на шелковом платье прекраснейшей из фрейлин королевы для ближайшего придворного бала. А в постельке, поближе к углу, ее больное дитя. Ее мальчик лежит в лихорадке и просит, чтобы ему дали апельсинов. Но у матери нет ничего, только речная вода. И вот этот мальчик плачет. Ласточка, Ласточка, маленькая Ласточка! Не снесешь ли ты ей рубин из моей шпаги? Ноги мои прикованы к пьедесталу, и я не в силах сдвинуться с места.

- Мне надо скорей улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься здесь на одну только ночь, помоги мне, -опять попросил Принц.

- Здесь очень холодно, - сказала она, - но ничего, эту ночь я останусь с тобой и выполню твое поручение.

- Благодарю тебя, маленькая Ласточка, - молвил Счастливый Принц.

И вот Ласточка выклевала большой рубин из шпаги Счастливого Принца и полетела с этим рубином над городскими крышами. А когда возвратилась к Счастливому Принцу, призналась, что теперь ей нисколько не холодно.

- Это потому, что ты сделала доброе дело! - объяснил ей Счастливый Принц».

Учитель: Ребята, так что же такое добро?

Ученики: Добро — это хороший поступок. Добро - это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим.

Учитель: Правильно! Молодцы, ребята!

Ученики: посмотрим с вами видеоролик, в котором показан пример доброго поступка, доброго дела.

Учитель: Зачем же люди стараются совершать добрые поступки?


2. Зачем творить добро?

Учитель читает стихотворение В.А.Смирнова:

«Ангел света — небожитель
От печали и невзгод
В Царство Божие, хранитель
С детства каждого ведет.

Ангел тьмы желает мщенья
Бог низверг с Небес его
Бьются ангелы с рожденья
Из-за сердца твоего».

Учитель: В каждом из нас говорят два голоса, один зовет к добру, другой — к злу. Нам постоянно приходится делать выбор, как поступить. Борьба добра и зла внутри нас. Вера в Бога помогут сделать правильный выбор. Чаще прислушивайтесь к колокольчику своей души, к чему он призывает. Вспомните золотое правило этики, отраженное в Нагорной проповеди.

Ученики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Все люди согласны с золотым правилом этики. Его появление можно назвать всемирным событием. Люди живущие по этому правилу, добрые, но не всегда христиане. Чем христиане отличаются просто от добрых людей? Да, верно - ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем. Но у Христиан есть особые причины, для того чтобы не быть эгоистами.

Работа с учебником: чтение 1-го абзаца статьи учебника.

Учитель: Ребята, в тексте встретился уже знакомый вам термин «эгоист», что он означает?

Ученики: Эгоист- человек, который любит только себя.

Учитель: Какая первая причина у христиан, для того, чтобы не быть эгоистами?

Ученики: Первая причина — благодарность за подвиг Христа.

Работа с учебником: Чтение древней легенды - «Как апостол Петр пришел в Рим».

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

Впишите недостающие слова, выбирая верный ответ в скобках.


Апостол ____________ (Пётр; Павел; Иоанн)

пришёл в город ____________ (Рим; Константинополь;

Киев). В этом городе император ______________ (Нерон;

Пилат; Александр) обвинил ___________ (христиан; язычников; своих подданных) в поджоге города. После этого началось гонение на тех, кто, по мнению ________________


(военачальников; священников; императора), был виновен

в пожаре. Апостол ________________ (Павел; Пётр; Иоанн)

остался в городе, чтобы поддержать в трудную минуту своих ________________ (гонителей; врагов; воспитанников).


Устная проверка

Апостол Пётр пришёл в город Рим. В этом городе император Нерон обвинил христиан в поджоге города. После этого началось гонение на тех, кто, по мнению императора, был виновен

в пожаре. Апостол Пётр

остался в городе, чтобы поддержать в трудную минуту своих воспитанников.


Работа с учебником: Обсуждение древней легенды, как апостол Петр пришел в Рим.

Учитель: Кто такой апостол Петр?

Ученики: Апостол — в переводе с греческого “посол, посланник”. Апостол Петр — ученик и последователь Иисуса Христа.

Учитель: Почему Петр решил покинуть Рим?

Ученики: Покинуть Рим апостолу Петру было нелегко, но об этом его попросили ученики, для продолжения проповедей христианства.

Учитель: Какие чувства он испытывал, когда покидал Рим?

Ученики: Страх перед возможностью совершить предательство.

Учитель: Почему? Ведь он знал — Христос простит.

Ученики: Нельзя беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь.

Учитель: Почему он решил вернуться к своим воспитанникам?

Ученики: Он идет поддержать, укрепить их дух, хотя знает, что все они погибнут. Он подражает Христу, потому что любит его.

Учитель: Прочитайте, что говорил Христос о доброте к людям.

Выдержка из текста: Он “не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить”. И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой явны опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность.

Учитель:  Самоотверженность, что это за состояние человека?

Ученики: самоотверженность- стремление человека меньше думать о себе, отвергая порой явные опасности.

Учитель: Апостол Петр подражает Христу, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так как его Учитель, так как жертва Христа неизмеримо выше.

Чтение рубрики- «Это интересно»

Учитель: Кто такой апостол Андрей? Где он проповедовал?

Ученики: По Днепру он дошел до Киевских гор и предсказал появление великого христианского города?

Учитель: Почему апостола Андрея всегда почитали на Руси?

Ученики: Апостол Андрей просил распять на косом кресте «Х».

Учитель: Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - Андреевский стяг.

Учитель: Мы можем сделать вывод, что в основе добра лежит самоотверженность. Понастоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его.

Чтение и обсуждение 2-й части статьи учебника.

Учитель: Назовите еще одну причину, по которой христиане стремятся творить добро?

Ученики: Внутреннее переживание духовной радости.

Учитель: В христианстве людей, совершивших жизненные и духовные подвиги во имя Христа, называют святыми. Подражали Христу, испытывали духовную радость многие люди. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

Имена каких святых вам известны?

Ученики: Петр и Февронья Муромские, которые за всю свою жизнь не сказали друг другу дурного слова. Сергий Радонежский, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Учитель: Преподобного Сергия почитали при жизни и после смерти причислили к лику святых. Святой — такой добрый человек, в сердце которого родился «духовный опыт».

Чтение и обсуждение древней церковной притчи о дикаре и царе.

Учитель: В этой притче, что такое золото? А кто такой дикарь? Мораль притчи ,в чем заключается?

Ученики: Жить по учению Христа, по церковным заповедям, стремиться творить добро.

Учитель: Каждый христианин ищет радость для своего сердца, для этого творит добро другим людям.

Подведение итога урока

Учитель: Вернемся к поставленному в начале урока вопросу: «Зачем творить добро?»

Ученики предлагают свои варианты

Учитель: Ребята, давайте по две строчки прочитаем стихотворение  «Добро творить спеши, мой друг».

Ученики читают вслух стихотворение:

Добро творить спеши, мой друг
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зло сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

Учитель: В заключении урока мне бы хотелось вам рассказать притчу о парикмахере: «Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:

– Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Тогда клиент сказал парикмахеру:

– Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.

– Как это так? – удивился парикмахер. – А я? – Но тогда откуда было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице? – сказал клиент.

– Просто люди сами ко мне не приходят – сказал парикмахер.

– В том-то и дело! – подтвердил клиент. – Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий».

Учитель: Ребята, какой вывод вы можете сделать, прослушав эту притчу?

Ученики: Надо помнить о Боге и совершать только добрые дела и поступки, чтобы в мире не было боли, страданий, войн, нищих и голодных людей.

4. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, вы правы! И мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь человеку дана на добрые дела и вы всегда помнили о том, что полезнее всего в жизни идти дорогою добра. Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. До скорых встреч!

5. Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему: «Твори добро на благо людям».



Раздаточный материал

Впишите недостающие слова, выбирая верный ответ в скобках.


Апостол ____________ (Пётр; Павел; Иоанн) пришёл в город ____________ (Рим; Константинополь; Киев). В этом городе император ______________ (Нерон; Пилат; Александр) обвинил ___________ (христиан; язычников; своих подданных) в поджоге города. После этого началось гонение на тех, кто, по мнению ________________(военачальников; священников; императора), был виновен

в пожаре. Апостол ________________ (Павел; Пётр; Иоанн) остался в городе, чтобы поддержать в трудную минуту своих ________________ (гонителей; врагов; воспитанников).