СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по астрономии:" Планеты солнечной системы".

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Астрономия .Планеты солнечной системы. План урока.

Просмотр содержимого документа
«План урока по астрономии:" Планеты солнечной системы".»

7


Тема урока по астрономии: Планеты Солнечной системы

Учитель : Шевцова Татьяна Вячеславовна.

Цели урока: образовательная – углубить знания учащихся о строении Солнечной системы, наглядно проиллюстрировать различие планет по размерам (что является причиной деления планет на планеты земной группы и планет-гигантов) и расположение планет от Солнца (что является причиной деления планет на внутренние и внешние), дать краткую характеристику физических условий на этих планетах, развивающая – умение учащихся сравнивать, делать выводы, объяснять физические явления, воспитательная – умение работать самостоятельно и в коллективе, формировать познавательный интерес в изучении астрономии.

Ход урока:

Учитель:

О строении Солнечной системы вы получали знания на уроках природоведения, географии, сегодня мы поговорим о больших планетах Солнечной системы и попробуем найти основание или причину деления их на планеты земного типа и планеты-гиганты. Давайте обратимся к таблице:







Название

планет

Экваториальный диаметр

Среднее расстояние от Солнца





Количест-во

спутников

Сидери-ческий период

Средняя плотность

км

в диаметрах Земли

млн. км

а. е.


годы

1000 кг/м3

Меркурий

4900

0,38

58

0,387

-

0,24

5,5

Венера

12100

0,95

108

0,723

-

0,61

5,2

Земля

12756

1,00

150

1,000

1

1,00

5,5

Марс

6800

0,53

228

1,524

2

1,88

3,9

Юпитер

142000

11,2

778

5,203

63

11,86

1,3

Сатурн

120000

9,5

1426

9,539

62

29,46

0,7

Уран

50000

3,9

2869

19,18

27

84,02

1,4

Нептун

50000

3,9

4496

30,06

13

164,8

1,6

Плутон

2800

0,2

5900

39,44

1

247,7

2,0



Сначала обратим внимание на расположение планет от Солнца, единственной звезды в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Чтобы сравнить размеры планет, попробуем ввести масштаб. Есть ли у вас какие-нибудь предложения?

В результате обсуждения приходим к выводу: нарисуем круг в клеточке тетрадного листа – это будет Земля, а далее используя второй столбец таблицы, нарисуем все остальные планеты в выбранном масштабе.. Итак, примерно полклеточки в диаметре – Меркурий и Марс, в одну клеточку в диаметре – Венера, 11 клеточек в диаметре – Юпитер, 9,5 клеточек – Сатурн, по 4 клеточки – Уран и Нептун. Почти точкой будет нарисован Плутон. Проанализируем.

Ваши предложения? После обсуждения делаем вывод: очень похожи по размерам Меркурий, Венера, Земля, Марс. Это планеты земного типа.

Гораздо большие по размерам Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты – гиганты. Надо заметить, что самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер. Сейчас Плутон не относят не к планетам земного типа, ни к планетам- гигантам. Астрономы предлагают отнести эту планету к астероидам. Надо отметить, если бы нам пришлось в нашем масштабе нарисовать Солнце, то нам пришлось бы нарисовать круг в 109 клеток. Вот во сколько раз Солнце больше по диаметру Земли!

Сопоставляя количество спутников, среднюю плотность планет дадим общую характеристику этим группам планет. После обсуждения приходим к выводу. Планеты земной группы небольшие по размерам и массе, имеют высокую среднюю плотность, они имеют твердую поверхность и состоят из тяжелых химических элементов, имеют атмосферы, кроме Меркурия, имеют малое количество естественных спутников, медленно по сравнению с планетами – гигантами вращаются вокруг собственной оси.

Планеты – гиганты обладают значительными размерами, малой средней плотностью, (состоят из газов и соответственно не имеют твердой поверхности), быстрым вращением вокруг собственной оси, протяженными атмосферами, огромным количеством спутников. Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими из мелких твердых частиц.

Теперь проанализируем расположение планет. Введем масштаб. Какие будут предложения? Пусть 1 а.е. будет равна 1 см или 2 тетрадным клеткам и начинаем отмечать по таблице с самого левого края тетради расположение планет. На 4 мм от Солнца располагаем Меркурий, на 7 мм от Солнца – Венера, на 1 см – Земля и т.д. Все планеты, траектория которых находится внутри земной, называются внутренними, за пределами – внешними. Делаем вывод, какие планеты относятся к внутренним, а какие к внешним?

К внутренним – Меркурий, Венера, к внешним – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

А теперь посмотрим как выглядят планеты Солнечной системы (презентация к уроку) и выполним тест для закрепления материала.

Приложение 1.(презентация).

Приложение 2.(тест)



Домашнее задание: § 119. Найти ответ на вопрос: почему на Венере температура выше, чем на Меркурии, не смотря на то, что Венера находится дальше от Солнца?

Тест : Планеты.

Вариант №1


1. Планетой-гигантом является:

1) Венера; .3) Сатурн; 2) Марс; 4) Плутон.


2. Самая большая планета Солнечной системы — это

1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.


3. Самый большой спутник в Солнечной системе:

1) Ганимед; 3) Тритон; 2) Мимас; 4) Миранда.


. 4 Температура на поверхности планет-гигантов состав­ляет:

1) - 20°С; 3) - 100 °С; 2) + 80°С; 4) - 140 °С

.

5. В честь древнеримского бога, покровителя земледелия, была названа планета:

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.


6. В честь римского царя всех богов была названа планета:

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.


7. В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:

1) Юпитер; 2) Сатурн; 3) Уран; 4) Плутон.


8. Рекордное число спутников имеет планета:

1) Юпитер; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Сатурн.







Тест : Планеты .


Вариант №2


1. Самой удаленной от Солнца планетой Солнечной сис­темы является:

1) Плутон; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Юпитер.


2. Большое Красное пятно находится:

1) на Сатурне 2) на Нептуне; 3) на Юпитере; 4) на Уране.


3. Основным газом, образующим планеты-гиганты, явля­ется:

1) кислород 2) водород; 3) углекислый газ; 4) азот.


4. Планетами-«близнецами» являются:

1) Уран и Плутон 2) Нептун и Плутон; 3) Сатурн и Уран; 4) Уран и Нептун.


5. В честь древнеримского бога моря была названа пла­нета:

1) Нептун 2) Уран; 3) Сатурн; 4) Юпитер.


6. Планетой-гигантом является:

1) Венера 2) Марс; 3) Юпитер 4) Земля.


7. В честь греческого божества, владыки подземного ми­ра, была названа планета:

1) Сатурн 2) Плутон; 3) Уран; 4) Нептун.


8. Спутником Нептуна является:

1) Тритон 2) Ио; 3) Ганимед 4) Миранда.




Технологическая карта урока по астрономии.


Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Астрономия

11

Планеты солнечной системы

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Астрономия. Базовый уровень.

11

Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

Формулировать определение планета,систематизировать свои знания, объяснять сходства планет .

Обучающийся научится:

Характеризовать особенности планет, их место в развитии знаний о Солнечной системе, в экологии .

Обучающийся научится:

Самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор

PowerPoint фотографий из сети Интернет:

  1. http://mypresentation.ru/presentation/86954_planetygiganty__prezentaciya_po_astronomii_skachat_besplatno

  2. https://moscow.vibirai.ru/afisha/exhibition/astronomicheskiy_fotograf_goda-2249107

  3. http://vseuroki.pro/doc/test-planety-giganty-i-malenkiy-pluton.html

  4. https://iq2u.ru/tests/test/statictestpdf/881



Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационный этап.

Позитивный настрой на учебную деятельность


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на урок, мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.

1

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Метод - проблемный

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий, аргументирование своего мнения.

Метапредметные: уметь

воспринимать и перерабатывать информацию

Личностные: сформировать познавательные интересы и творческие способности. Выделять и формулировать цели; выражать свои мысли.

презентация

29 июня 2017 года в Москве Политехнический музей совместно с Гринвичской королевской обсерваторией открыл выставку «Астрономический фотограф года. Планеты, созвездия и туманности глазами фотографов со всего света». На выставке, приуроченной к конкурсу «Insight Astronomy Photographer of the Year», показаны астрономические фотографии, экспонаты Политехнического музея и книги из собрания библиотеки Политехнического музея. Визитной карточкой стала фотография, представленная на слайде.

- Подумайте, что на фотографии?

-Какая планета?

-К какой группе она относится?

-Какие планеты, помимо планет земной группы, входят в состав Солнечной системы?

- Что у них общего, что позволяет их объединить в группу?

Работаем на уроке в группах. Должны ответить на вопросы и знания обобщить в виде таблицы:

  • . Что общего у всех планет-гигантов?

  • Каковы особенности строения атмосферы планет-гигантов?

  • Какова поверхность у всех планет – гигантов?

Правила работы в группах

1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть вежливыми, не перебивать товарища.
3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время).

Задание

Пользуясь дополнительной литературой, найти следующие сведения о планетах (каждая группа ищет сведения об одной планете):масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности.

Сведения записываются в таблицу.

Анализируют фотографию. Обсуждают ответы . Формулируют цель урока : изучить планеты.







Формулируют совместно с учителем основные положения, необходимые для достижения цели урока.



Начинают работать в тетрадях, записывая тему урока.












Слушают учителя.

5

Изучение нового материала

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий, аргументирование своего мнения.

Метапредметные: уметь

воспринимать и перерабатывать информацию

Личностные: сформировать познавательные интересы и творческие способности. Выделять и формулировать цели; выражать свои мысли.

Оформление представлений о планетах - гигантах в форме таблицы .


Контроль за работой групп.

Учитель исполняет роль консультанта.

Работа в группах.

12

Обобщение изучаемого материала.



Дополняет рассказ учащихся

Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу.

15

Первичная проверка понимания изученного

Предметные: формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию, овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о планетах.

Метапредметные:сравнивать сведения о планетах,применить эти знания относительно Земли.; воспроизведение изученного материала.

Личностные:

познавательный интерес и планирование деятельности.
















Выполняют тест по вариантам

9

Домашнее задание

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Предметные:

применять самостоятельно полученные знания.

Метапредметные: объяснять полученные результаты.

Личностные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи


Комментирует домашнее задание


Подготовить сообщения «астероиды, карликовые планеты, кометы, метеоры, метеориты». (По желанию)



Записывают домашнее задание

1

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию.


Сформулируйте вывод нашего урока

Ответьте на вопрос: На какой планете вы бы остались жить и почему?


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2




Используемая литература и интернет-ресурсы


  1. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М. Дрофа, 2018. – 238 с.;

  2. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2013. – 29 с.;

  3. Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 кл» / М.А. Кунаш – М. Дрофа, 2018. – 217 с.