7
Тема урока по астрономии: Планеты Солнечной системы
Учитель : Шевцова Татьяна Вячеславовна.
Цели урока: образовательная – углубить знания учащихся о строении Солнечной системы, наглядно проиллюстрировать различие планет по размерам (что является причиной деления планет на планеты земной группы и планет-гигантов) и расположение планет от Солнца (что является причиной деления планет на внутренние и внешние), дать краткую характеристику физических условий на этих планетах, развивающая – умение учащихся сравнивать, делать выводы, объяснять физические явления, воспитательная – умение работать самостоятельно и в коллективе, формировать познавательный интерес в изучении астрономии.
Ход урока:
Учитель:
О строении Солнечной системы вы получали знания на уроках природоведения, географии, сегодня мы поговорим о больших планетах Солнечной системы и попробуем найти основание или причину деления их на планеты земного типа и планеты-гиганты. Давайте обратимся к таблице:
Название планет | Экваториальный диаметр | Среднее расстояние от Солнца |
Количест-во спутников | Сидери-ческий период | Средняя плотность |
км | в диаметрах Земли | млн. км | а. е. | | годы | 1000 кг/м3 |
Меркурий | 4900 | 0,38 | 58 | 0,387 | - | 0,24 | 5,5 |
Венера | 12100 | 0,95 | 108 | 0,723 | - | 0,61 | 5,2 |
Земля | 12756 | 1,00 | 150 | 1,000 | 1 | 1,00 | 5,5 |
Марс | 6800 | 0,53 | 228 | 1,524 | 2 | 1,88 | 3,9 |
Юпитер | 142000 | 11,2 | 778 | 5,203 | 63 | 11,86 | 1,3 |
Сатурн | 120000 | 9,5 | 1426 | 9,539 | 62 | 29,46 | 0,7 |
Уран | 50000 | 3,9 | 2869 | 19,18 | 27 | 84,02 | 1,4 |
Нептун | 50000 | 3,9 | 4496 | 30,06 | 13 | 164,8 | 1,6 |
Плутон | 2800 | 0,2 | 5900 | 39,44 | 1 | 247,7 | 2,0 |
Сначала обратим внимание на расположение планет от Солнца, единственной звезды в Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Чтобы сравнить размеры планет, попробуем ввести масштаб. Есть ли у вас какие-нибудь предложения?
В результате обсуждения приходим к выводу: нарисуем круг в клеточке тетрадного листа – это будет Земля, а далее используя второй столбец таблицы, нарисуем все остальные планеты в выбранном масштабе.. Итак, примерно полклеточки в диаметре – Меркурий и Марс, в одну клеточку в диаметре – Венера, 11 клеточек в диаметре – Юпитер, 9,5 клеточек – Сатурн, по 4 клеточки – Уран и Нептун. Почти точкой будет нарисован Плутон. Проанализируем.
Ваши предложения? После обсуждения делаем вывод: очень похожи по размерам Меркурий, Венера, Земля, Марс. Это планеты земного типа.
Гораздо большие по размерам Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это планеты – гиганты. Надо заметить, что самая большая планета в Солнечной системе – Юпитер. Сейчас Плутон не относят не к планетам земного типа, ни к планетам- гигантам. Астрономы предлагают отнести эту планету к астероидам. Надо отметить, если бы нам пришлось в нашем масштабе нарисовать Солнце, то нам пришлось бы нарисовать круг в 109 клеток. Вот во сколько раз Солнце больше по диаметру Земли!
Сопоставляя количество спутников, среднюю плотность планет дадим общую характеристику этим группам планет. После обсуждения приходим к выводу. Планеты земной группы небольшие по размерам и массе, имеют высокую среднюю плотность, они имеют твердую поверхность и состоят из тяжелых химических элементов, имеют атмосферы, кроме Меркурия, имеют малое количество естественных спутников, медленно по сравнению с планетами – гигантами вращаются вокруг собственной оси.
Планеты – гиганты обладают значительными размерами, малой средней плотностью, (состоят из газов и соответственно не имеют твердой поверхности), быстрым вращением вокруг собственной оси, протяженными атмосферами, огромным количеством спутников. Планеты – гиганты окружены кольцами, состоящими из мелких твердых частиц.
Теперь проанализируем расположение планет. Введем масштаб. Какие будут предложения? Пусть 1 а.е. будет равна 1 см или 2 тетрадным клеткам и начинаем отмечать по таблице с самого левого края тетради расположение планет. На 4 мм от Солнца располагаем Меркурий, на 7 мм от Солнца – Венера, на 1 см – Земля и т.д. Все планеты, траектория которых находится внутри земной, называются внутренними, за пределами – внешними. Делаем вывод, какие планеты относятся к внутренним, а какие к внешним?
К внутренним – Меркурий, Венера, к внешним – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
А теперь посмотрим как выглядят планеты Солнечной системы (презентация к уроку) и выполним тест для закрепления материала.
Приложение 1.(презентация).
Приложение 2.(тест)
Домашнее задание: § 119. Найти ответ на вопрос: почему на Венере температура выше, чем на Меркурии, не смотря на то, что Венера находится дальше от Солнца?
Тест : Планеты.
Вариант №1
1. Планетой-гигантом является:
1) Венера; .3) Сатурн; 2) Марс; 4) Плутон.
2. Самая большая планета Солнечной системы — это
1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.
3. Самый большой спутник в Солнечной системе:
1) Ганимед; 3) Тритон; 2) Мимас; 4) Миранда.
. 4 Температура на поверхности планет-гигантов составляет:
1) - 20°С; 3) - 100 °С; 2) + 80°С; 4) - 140 °С
.
5. В честь древнеримского бога, покровителя земледелия, была названа планета:
1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.
6. В честь римского царя всех богов была названа планета:
1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.
7. В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:
1) Юпитер; 2) Сатурн; 3) Уран; 4) Плутон.
8. Рекордное число спутников имеет планета:
1) Юпитер; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Сатурн.
Тест : Планеты .
Вариант №2
1. Самой удаленной от Солнца планетой Солнечной системы является:
1) Плутон; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Юпитер.
2. Большое Красное пятно находится:
1) на Сатурне 2) на Нептуне; 3) на Юпитере; 4) на Уране.
3. Основным газом, образующим планеты-гиганты, является:
1) кислород 2) водород; 3) углекислый газ; 4) азот.
4. Планетами-«близнецами» являются:
1) Уран и Плутон 2) Нептун и Плутон; 3) Сатурн и Уран; 4) Уран и Нептун.
5. В честь древнеримского бога моря была названа планета:
1) Нептун 2) Уран; 3) Сатурн; 4) Юпитер.
6. Планетой-гигантом является:
1) Венера 2) Марс; 3) Юпитер 4) Земля.
7. В честь греческого божества, владыки подземного мира, была названа планета:
1) Сатурн 2) Плутон; 3) Уран; 4) Нептун.
8. Спутником Нептуна является:
1) Тритон 2) Ио; 3) Ганимед 4) Миранда.
Технологическая карта урока по астрономии.
Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Астрономия | 11 | Планеты солнечной системы |
Используемый учебник |
Название | Класс | Авторы |
Астрономия. Базовый уровень. | 11 | Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающийся научится: Формулировать определение планета,систематизировать свои знания, объяснять сходства планет . | Обучающийся научится: Характеризовать особенности планет, их место в развитии знаний о Солнечной системе, в экологии . | Обучающийся научится: Самостоятельно управлять собственной познавательной деятельностью. |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Компьютер, проектор | PowerPoint фотографий из сети Интернет: http://mypresentation.ru/presentation/86954_planetygiganty__prezentaciya_po_astronomii_skachat_besplatno https://moscow.vibirai.ru/afisha/exhibition/astronomicheskiy_fotograf_goda-2249107 http://vseuroki.pro/doc/test-planety-giganty-i-malenkiy-pluton.html https://iq2u.ru/tests/test/statictestpdf/881 |
Организационная структура урока |
Этап урока | Образовательные задачи (планируемые результаты) | Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | длит. этапа (мин) |
Организационный этап. | Позитивный настрой на учебную деятельность | | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на урок, мотивирует учащихся к учебной деятельности. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | 1 |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Метод - проблемный | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий, аргументирование своего мнения. Метапредметные: уметь воспринимать и перерабатывать информацию Личностные: сформировать познавательные интересы и творческие способности. Выделять и формулировать цели; выражать свои мысли. | презентация | 29 июня 2017 года в Москве Политехнический музей совместно с Гринвичской королевской обсерваторией открыл выставку «Астрономический фотограф года. Планеты, созвездия и туманности глазами фотографов со всего света». На выставке, приуроченной к конкурсу «Insight Astronomy Photographer of the Year», показаны астрономические фотографии, экспонаты Политехнического музея и книги из собрания библиотеки Политехнического музея. Визитной карточкой стала фотография, представленная на слайде. - Подумайте, что на фотографии? -Какая планета? -К какой группе она относится? -Какие планеты, помимо планет земной группы, входят в состав Солнечной системы? - Что у них общего, что позволяет их объединить в группу? Работаем на уроке в группах. Должны ответить на вопросы и знания обобщить в виде таблицы: . Что общего у всех планет-гигантов? Каковы особенности строения атмосферы планет-гигантов? Какова поверхность у всех планет – гигантов? Правила работы в группах 1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы. 2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть вежливыми, не перебивать товарища. 3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время). Задание Пользуясь дополнительной литературой, найти следующие сведения о планетах (каждая группа ищет сведения об одной планете):масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности. Сведения записываются в таблицу. | Анализируют фотографию. Обсуждают ответы . Формулируют цель урока : изучить планеты. Формулируют совместно с учителем основные положения, необходимые для достижения цели урока. Начинают работать в тетрадях, записывая тему урока. Слушают учителя. | 5 |
Изучение нового материала | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий, аргументирование своего мнения. Метапредметные: уметь воспринимать и перерабатывать информацию Личностные: сформировать познавательные интересы и творческие способности. Выделять и формулировать цели; выражать свои мысли. Оформление представлений о планетах - гигантах в форме таблицы . | | Контроль за работой групп. Учитель исполняет роль консультанта. | Работа в группах. | 12 |
Обобщение изучаемого материала. | | | Дополняет рассказ учащихся | Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу. | 15 |
Первичная проверка понимания изученного | Предметные: формировать умения воспринимать и перерабатывать информацию, овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о планетах. Метапредметные:сравнивать сведения о планетах,применить эти знания относительно Земли.; воспроизведение изученного материала. Личностные: познавательный интерес и планирование деятельности. | | | Выполняют тест по вариантам | 9 |
Домашнее задание | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Предметные: применять самостоятельно полученные знания. Метапредметные: объяснять полученные результаты. Личностные: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи | | Комментирует домашнее задание Подготовить сообщения «астероиды, карликовые планеты, кометы, метеоры, метеориты». (По желанию) | Записывают домашнее задание | 1 |
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию. | | Сформулируйте вывод нашего урока Ответьте на вопрос: На какой планете вы бы остались жить и почему? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | 2 |
Используемая литература и интернет-ресурсы
Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – М. Дрофа, 2018. – 238 с.;
Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» / Е.К. Страут. – М.: Дрофа, 2013. – 29 с.;
Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 кл» / М.А. Кунаш – М. Дрофа, 2018. – 217 с.