«не на компоненте получения знаний..., а на приобретении способов деятельности и ценностных ориентаций»
Определение целей и задач.
Распределение ролей: Учитель выступает в качестве куратора Вернисажа, определяет цели задачи, консультирует на этапе подготовки урока.
Обучающиеся объединяются в группы «Русские переселенцы: ландмилиционеры, однодворцы, купцы, казаки, промысловики, монахи», «Сербы», «Греки», «Иностранцы на службе»
Отдельно формируется экспертная группа: картограф, историк,социолог и помощник Куратора (коллекционер виртульной портретной галереи).
Каждая группа собирает, систематизирует, анализирует и обобщает информацию по своему вопросу ( исторические деятели, важные факты из исторических источников по своему вопросу, касающиеся освоения, хозяйственной деятельности, традиций, работают с картой,определяют населенные пункты,основанные «их» народом). Готовит презентацию. На данном этапе Куратор может помочь группам в подборе исторических источников, карт и т.д.Зависит от общей подготовленности класса. Возможно и сами обучающиеся определят круг вопросов.
Что касается экспертов, то перед ними ставятся индивидуальные задачи.
Картограф обобщает все предоставленные группами карты, составляет виртуальный атлас заселения Донецкого края (заранее) и демонстрирует его на экране. Социолог, историк готовят выводы по национальному, социальному составу населения , причинам и итогам освоения нашего края.
Важна предварительная работа с историческими источниками . Куратор предлагает список источников официального и личного происхождения, но если группа пожелает, то может дополнить этот список.
Для создания атмосферности Вернисажа (а ученикам заранее даётся объяснение, что это торжественное открытие художественной выставки) предлагается продумать внешний вид (в идеале, конечно, исторические костюм ХVIII века и национальные костюмы переселившихся народов). Можно подобрать музыкальные фрагменты классических произведений или фольклорную музыку.
Ну и самое важное – это портреты исторических деятелей на экране (этим и занимается помощник куратора – коллекционер) на фоне их характеристики. Могут быть портреты и не виртуальные, возможно кто-то хорошо рисует либо взятые из книг и т.д.
ПОРТРЕТЫ
Пётр I,Елизавета Петровна, Екатерина II, Григориий Потёмкин, В. Чертков, Миторполит Игнатий (Гарсеванов), П. Ласси, Х.Миних, Кондратий Булавин, Григорий Капустин, С.Чирков, Н.Вепрейский, И.Шевич, Р.Депрерадович, Г.Юнкер, К.Гаскойн, И. Гильденштедт.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
«Берг-Привилегиум.1719г.», Указ Елизаветы Петровны «О принятии в подданство сербов, желающих поселиться в России...», «Известия о похождении Симеона Степановича Пишчевича (1731-1785)», «Рапорт губернского товарища Гарсеванова губернатору В.А. Чертковуот 19 августа 1780 года», «Жалованная грамота Христианам Греческого закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение (21 мая 1779 года)», Документы о состоянии развития Бахмута, Тора, Маяки и Мариуполя. «Из дневника И. Гильденштедта», «Из описания Азовской губернии.1781 года», «Опекунство иностранных» Екатерины II/
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса: эпоха Нового времени ХVIII век, 8 класс; учебное пособие/авт.-сост. Чепига Г.Г..-2-е издание.-ГОУ ДПО «ДонРИДПО».-Донецк:Истоки.2020.-112с.