Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | - Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» Пусть эти слова станут девизом нашего урока. | Отвечают на вопрос. Настраиваются на работу. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Устный счёт по цепочке: 33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 5 = ? (Слайд 2.) - Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления? - Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные. Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (фильм) - Какой фрукт делили звери? - Из чего он состоит? - А какие дольки в апельсине? - Значит, что такое доли? - Молодцы! - На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (Слайд 4.) - . А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? - Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина». | Устно считают Разные варианты ответов Смотрят мультфильм Апельсин Из долек Одинаковые Доли – это равные части на 5 3 доли, 5 долей |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | - Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? - Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос? - Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус: | 1 разделили на 5 частей, долей «Дроби». |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. | - Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока: «Обыкновенные дроби». - Ребята, а какую цель мы поставим себе на этом уроке? Задачи? | Формулирование темы, определение цели и задач. . |
5.Этап открытия новых знаний | - Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь. - Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число, классную работу и тему нашего урока. - Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление. - Откройте учебник на странице 171. На слайде вы видите вопросы, давайте найдем ответы на них. - Как называют число, записанное над чертой? - Как называют число, записанное под чертой? - Что показывает знаменатель? - Что показывает числитель? - Вот такое стихотворение позволяет запомнить, как называются компоненты дроби: - А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и поможем справиться с задачами. Загадка № 1 В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. Яблонька, спаси меня, Ты спаси меня и братца! О какой сказке идет речь? Задача №1: На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко? - Какую долю получит каждый? - Долю в математике принято еще называть половиной - Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» 2) Загадка № 2 Возле леса на опушке, Трое их живет в избушке, Там три стула, три подушки, Три кровати и три кружки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки. Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она принесла им мёд. На сколько частей надо разделить мед чтобы всем медведям досталось поровну? Какую долю получил каждый медведь? - Долю в математике принято называть треть Загадка № 3 Он не низок, не высок, В нем для всех есть уголок. А медведю нет местечка Ни в прихожей, ни у печки. Но на крышу он полез, Задрожал зелёный лес. Все пустились наутёк, Поломался… Задача №3Решила лисичка угостить лягушку-квакушку, мышку-норушку, зайчика-попрыгайчика пирогом. На сколько частей нужно разрезать пирог? Какую долю получил каждый из них? - Долю в математике принято называть четверть - Скажите, когда мы говорим четверть? - Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. - При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода – сколько? (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное, которое отвечает на вопрос какая, каких. | записывают Работа по учебнику, ответы на вопросы Гуси лебеди полчаса, полкилометра Три медведя Теремок Учебная четверть, четверть часа |
6. Этап первичной проверка понимания | - Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби. Слайд - Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби. Слайд - Прочитайте дробь, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби. Пример: - Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет. Решение. Фигуру разделили на одинаковые части, Сколько таких частей? - Что такое 5? - Где нужно записать 5? - Сколько частей закрасили? - Что такое 3? - Где нужно записать 3? - Значит, фигуры закрасили в зелёный цвет. - Назовите, какая часть каждого вагона у поезда закрашена. | Выполняют задание 5 знаменатель под чертой 3 числитель над чертой Выполняют задание |
8. Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Повторяют за учителем |
7. Этап первичного закрепления . | - У вас на партах лежит листочек с текстом, работая в парах, прочитайте его вместе и выпишите себе в тетрадь обыкновенные дроби, которые вы увидели в тексте: «Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены». - Прочитайте текст и дробь, которой заменили. - Молодцы! - В учебнике на стр. 0000находим номер 0000. Запишите дробью, какая часть фигуры на рисунке 000 закрашена. - Выполните задание на карточках из рабочей тетради (цветные карандаши) -Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры. - Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий; Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий; Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных заданий. - Поставьте оценку своему товарищу по парте. - Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями. - Дроби можно еще изображать на координатном луче. - А что же такое координатный луч? - Перед вами координатный луч, единичный отрезок ОА разделен на 5 равных частей. - Какую же часть единичного отрезка ОА составляет отрезок ОВ? - Число 2/5 называют координатой точки В и записывают В ( ). - Назовите координату точки С. - Молодцы! - Откройте учебник на стр. 000, №000. (устно) - Прочитайте условие. - Сколько всего деревьев? - Какую часть будет составлять 1 дерево? - Какую часть от 56 будут составлять 23 яблони? | проверка дробей, прочитать их ¼, 1/3, ½ , ½ выполняют задание, читают полученные дроби Работа в парах. Выполняют задания на карточках с применением новых знаний Взаимопроверка +самооценка Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами 2/5 4/5 Отвечают на вопросы |
8. Этап диагностики качества освоения темы | Математический диктант. 1 ученик у доски, остальные в тетрадях, проверка. - Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6. - Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание, обвести в кружочек букву, напротив которого находится правильный ответ. - Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания; Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания; Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания. - Поставьте оценку своему товарищу по парте. - Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями. | Работа индивидуальная при выполнении диктанта в тетрадях. Взаимопроверка +самооценка Выполнение теста, взаимопроверка +самооценка. |
9. Подведение итогов урока. | - Что такое доля? - От чего зависит название доли? - Приведите примеры обыкновенных дробей. - Как называется число, которое пишут над дробной чертой? - Как называется число, которое пишут под дробной чертой? - Что показывают числитель и знаменатель дроби? | Отвечают на вопросы |
10. Домашнее задание | | Запись домашнего задания |
11. Рефлексия | Ребята, перед вами лежат сигнальные круги, подумайте и поднимите тот, который отражает ваше состояние в конце урока: - Зеленый – урок прошёл полезно, плодотворно, я все понял; - Желтый – урок прошёл довольно неплохо, но надо еще раз прочитать; - Красный– не совсем удовлетворён уроком, ничего не понял, нужна помощь. | По окончании урока дети поднимают сигнальные круги |