Работа над новой темой. (К) Прием «Ответ на ушко». На слайде презентации слоги: ме ни ку де Учитель сообщает задание - найти лишний слог, доказать это при помощи схем. Дети подходят и называют свой ответ на ушко учителю (ку - согласный твердый). Учитель просит произнести ответ хором и аргументировать его. Дети доказывают, что согласные стали мягкими благодаря буквам е, е, и. Педагог предлагает рассмотреть сказочную ситуацию. Однажды в городе произошла одна удивительная история. Гласные е, е, и, совершенно не желая никому зла, решили отдохнуть и уехали в отпуск. И тут такое началось... (Г) Дети рассказывают продолжение истории. (все согласные стали твердыми, слова стали непонятными, жители перестали понимать друг друга.) На слайде появляется Ь. Учитель предлагает детям открыть учебники и узнать, что это за буква и на какой улице она живет. Работа по учебнику. 1.Чтение учителем или детьми стихотворения о Ь. (И, К) 2. Чтение с превращением твердого звука в мягкий. Артикуляционная гимнастика. (П, И) 3. Сравнение слов, составление схем к словам. Дети делают вывод, что Ь звук не обозначает, а дает мягкость предыдущему согласному. Заучивание правила. (И, К) 4. Составление слов с Ь из слогов (король, сосулька, карамель, килька, карусель, корень, камень). Зрительная гимнастика. «Тренировка» Дети выполняют движения в соответствии с текстом: Раз - налево, два - направо, Три -наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного, Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тысячу раз! Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево - вверх — направо - вниз - вправо - вверх - влево - вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать. Работа в прописи №3. Рассматривание элементов буквы. Предварительный просмотр анимированного слайда. Прописывание в воздухе. Прописывание буквы. Правила правильной посадки при письме. Прописывание слогов. Запись и образование новых слов. Фонетический разбор слов «конь» и «лось». Прописывание этих слов. (Д, К) Пальчиковая гимнастика. «Покорми лошадку» Учитель говорит, что у лошадки закончилось сено, а свежая травка еще не выросла, ребята смогут ей помочь, выполнив гимнастику. Одной рукой я травку рву, Хватательные движения левой и Другой рукой я тоже рву. правой рукой поочередно. Я травкой накормлю коня. Руки вытягиваются вперед ладонями Вот сколько пальцев у меня! вверх. Показываются пальцы. Работа по учебнику. (Г) Учитель напоминает детям, что они находятся в городе Букваринске и им пора возвращаться домой. А чтобы вернуться, необходимо назвать, в каких городах Казахстана встречается Ь. Выясняют, какой литературой нужно воспользоваться (интернет, справочники, энциклопедии, атласы и т.п.). Вспоминают правила пользования справочной литературой (в алфавитном порядке, на определенную букву, слово). С помощью материалов, предоставленных учителем, выясняют города (Аральск, Акколь, Есиль, Кульсары, Уральск, Усть-Каменогорск). 5. Чтение текста «Степь». Рассказ детей по иллюстрации. Нахождение в тексте слов с Ь. Выбор предложений, относящихся к рекламе данного места. (Как прекрасна степь! Радость побывать там!) Работа с сигнальными карточками: поднимите карточку с Ь, если вы услышите слово, в котором нужно писать Ь: Целый день лежит тюлень Все короче наша тень, И лежать ему не лень. Это значит- скоро день. Раньше здесь лежала галька, А теперь летает галка. Там, где был рассыпан уголь. Вдруг мы видим темный угол. Чтение слогов и слов, записанных на доске. угол уголь кон конь ел ель брат брать лось гусь дверь пень Составление предложений с этими словами. Чтение предложений: Гусь идёт. Конь бежит. Окунь плывёт. Игра «Соотнеси слово и рисунок». Свяжи слова с картинками: на доске размещены картинки и слова: окунь, лебедь, тополь, ель, гусь. Задание: прочти слово - найди картинку. |