Сквозная тема: | Традиции и фольклор |
Школа: 3 |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: |
Класс: 1 «В» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Байтерек — древо жизни История Казахстана: независимость, государственность и патриотизм |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.3.5.3 Представлять творческие работы о столице Казахстана ФО |
Цели урока: | Учащиеся узнали: что такое "монумент"; легенду о Байтереке. Они научились: представлять творческие работы о столице Казахстана. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают тюркские мифы и пополнят знания о монументе "Байтерек". Основной задачей урока является понимание учениками того, к представляли жизнь люди в древности и как эти представления находят воплощение в настоящем, описывая монумент "Байтерек", школьники будут ввивать навыки связной речи. Научатся высказывать свое мнение на основе полученной информации и задавать вопросы. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | Художественный труд. Межпредметную связь осуществляет задание 1 в рабочей тетради. Естествознание. При выполнении рубрики "Изучи" учащиеся называют животных. Дайте им информацию о том, что шар Байтерека сделан из стекла "хамелеон", меняющего цвет в зависимости от солнечного света. Спросите учеников, знают ли они животное хамелеон. Какова его особенность? |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень: организованная деятельность, включающая презентации и ИKT; самостоятельное изучение информации, обсуждение в группе; представление классу полученных выводов; |
Предварительные знания | Учащиеся узнали: легенду о Золотом человеке. Они научились: рассказывать о наиболее известных исторических памятниках и экспонатах древности. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Начните урок со знакомства с "Легендой о Байтереке". Для этого используйте стратегию "Древо предсказаний". Этот прием способствует развитию умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы. "Ствол дерева" — это тема, "листочки" — обоснования предположений, "веточки" — предположения по поводу развития сюжетной линии. Более способные учащиеся могут сделать свои выводы по поводу того, о чем будет повествовать легенда. Пусть ученики, которым вы на предыдущем уроке дали опережающее задание, перескажут тюркский миф о Байтереке. "Сказители" начинают рассказывать историю о птице Самрук и драконе Айдахаре. Обратите внимание на то, совпадают ли прогнозы с самой легендой. . | Учебник: Байтерек — древо жизни, с. 66—67. Рабочая тетрадь: Персонажи легенды, рабочий лист 45, с. 47. "Символ моего родного края", рабочий лист 46, Руководство для учителя: Легенда о Хромом Кулане. Конакасы, с. 97. |
Критерии успеха | Обсудите с учениками персонажи легенды. Попросите высказаться о том, кого они считают добрым персонажем, а кого — злым, и почему. Попросите учащихся ответить на вопрос о том, почему монумент в Астане называется "Байтерек". Для закрепления темы выполните задание "Персонажи легенды" в рабочей тетради. Они должны раскрасить героев "Легенды о Байтереке": птицу Самрук и дракона Айдахара. Под рисунками попросите написать слова, соответствующие этим персонажам (Самрук — добро, свет, день; Айдахар — зло, тьма, ночь и т. д.). | |
Середина урока | Легенда. После прочтения учащимися текста попросите рассказать о легенде. Школьники должны самостоятельно сделать предположение о том, почему монумент в Астане называется "Байтерек". Изучи. Покажите учащимся фильм "Экскурсия на "Байтерек". Во время его просмотра обратите внимание учеников на то, что находится на каждом уровне "Байтерека". Объясните ученикам, что уровни башни, согласно легенде, символизируют три основы мироздания подземный, земной и небесный миры. Проведите беседу с учениками на тему, какое животное символизирует земной мир, какое — подземный, а какое небесный мир. Учащиеся самостоятельно пишут, что находится на каждом уровне монумента. | Ресурсы: Портрет Президента Казахстана Н. А. Назар- ева, рисунок "Древо предсказаний", фильм "Экскурсия на "Байтерек", карточки для игры "Помоги верблюжонку Бота", пазл "Байтерек". Интернет-ресурсы: http://horde.me/babuchka http://astana-bayterek.kz. |
Критерии успеха | Ответы. На нижнем уровне находятся кафе, аквариумы и мини-галерея "Байтерек", на среднем — панорамный лифт, на верхнем — шар, внутри которого располагается оттиск ладони Н. А. Назарбаева, композиция из глобуса. | |
Конец урока | Знаешь ли ты? Обратите внимание учащихся на портрет Н. А. Назарбаева. Спросите, как связана тема урока с Президентом Казахстана. Ответы. Идея сооружения монумента принадлежит Н. А. Назарбаеву. Проведите игру "Помоги верблюжонку Бота". Так как этот урок является заключительным в данном разделе, можно использовать все ключевые слова: флаг, гимн, герб, фольклор, монумент, информация, рисуночное письмо, нумизматика, легенда, батыр, монета, президент. Слова, написанные на листах формата А4, развесьте на стенах кабинета. Скажите учащимся, что слова потерялись, и попросите их помочь верблюжонку Бота найти эти слова. Школьники должны собрать карточки со словами. | |
Критерии успеха | Учащиеся по термометру определяют показания и делают выводы. | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
Дополнительные задания Математика. В качестве дополнительного задания предложите учащимся задачу. Время работы Байтерека: с 10.00 до 22.00. Посчитайте, сколько времени он работает. Ответы. 12 часов. | Рабочий лист 45. Персонажи легенды Ученики закрепляют знания, полученные на уроке. Они раскрашивают рисунки птицы Самрук и дракона Айдахара. Затем записывают слова, характеризующие персонажей легенды. Рабочий лист 46. Символ моего родного края Ученики придумывают и рисуют символ для своего родного края. Урок завершите заданием "Соберите изображение (пазл) Байтерека". На обратной стороне рисунка напишите задания и вопросы по данной теме. Назовите главную мысль легенды (Борьба добра и зла.) Почему Байтерек называют древом жизни? (Потому что он отражает представление наших предков о мире.) Где находится монумент "Байтерек"? (В Астане.) Кому принадлежит идея сооружения? (Главе государства.) Кто автор сооружения? (Норман Фостер.) Почему монумент является символом не только Астаны, но и всего Казахстана? (Потому что Байтерек — символ государства, которое имеет свою историю и стремится к будущему процветанию.) | Физкультминутка. Чтоб все выполнить заданья, Всем нам надо отдохнуть, Ну, ребята, дружно встанем, Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись, Сейчас сделаем наклоны, К упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно. На месте будем мы шагать. Раз, два, три, четыре, пять. Тихо все на место сядем И закроем глазки, Вспомните всё, что сегодня узнали, Без моей подсказки. |
Что нам рассказали тюркские мифы о Байтереке? В давние времена существовало поверье, что весь мир был разделен на три части. В Верхнем миpe жили боги, в Среднем — люди, а в Нижнем злые духи. Все три мира соединял Байтерек. Корни дерева находятся в мире духов, крона — в божественном мире и достает до Полярной звезды, а самой вершине Байтерека свила свое гнездо птица Самрук. В нем лежит священное яйцо. Если вдpyг мир погибнет, птица снова высидит его. И у него вновь возродится новая жизнь. У корней дерева берут начало разные реки.
Байтерек своим расположением и строением сражает представления древних кочевников, по рассказам которых между прошлым и настоящим протекает река. На ее берегу возвышается огромное древо жизни — Байтерек, которое корнями удерживает землю, а своей кроной подпирает небо.
Монумент воздвигнут в столице Казахстана — городе Астане. Он был построен по инициативе Главы государства Н. А. Назарбаева. Монумент стал визитной карточкой и достопримечательностью Казахстана. "Байтерек" также является символом казахского народа, сохраняющего свои исторические корни и устремленного в будущее.
Автор проекта монумента — известный английский архитектор Норман Фостер. Высота сооружения составляет 97 метров и знаменует дату (1997 год) переноса столицы из Алматы в Астану. Диаметр позолоченного шара — 22 метра. Нижний уровень уходит на четыре с половиной метра под землю, где расположены кафе, аквариумы и мини- галерея "Байтерек" с работами художника Ерболата Толепбая. Оттуда же можно подняться на лифте на самый верхний уровень — шар, внутри которого располагаются бар и панорамный зал.