СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русской литературе в 6 классе на тему: "А.П.Чехов "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по русской литературе в 6 классе на тему: "А.П.Чехов "Толстый и тонкий"»


Тема: «.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

В человеке должно быть все

прекрасно: и лицо, и одежда,

и душа, и мысли…

А.П.Чехов

Дата 17.01.2020 г.


Цель урока: создать условие для углубления знаний учеников о творческой биографии А.П. Чехова и ознакомления их с рассказом А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Задачи урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

- продолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова;

-продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

-на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

-учить видеть красоту, меткость чеховского слова.

развивающие:

- способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного;

-развивать критическое мышление;

- развивать познавательные и творческие возможности учащихся: мышление и фантазию;

- развивать речевую культуру и речевое творчество;

-стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение;

- развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды. воспитывающие:

- формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие «подобострастия» (льстивость, угодливость), «угодничества» (льстивое поведение), «самоуничижения» (признание себя ничтожным), «чинопочитания» (лицемерное отношение к старшим по должности, званию), «подхалимства» (стремление расположить к себе кого-то лестью);

- воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова;

- формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

- воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.


Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- учащиеся познакомились с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;

- учащиеся осознали понятие юмористического и сатирического рассказа.


Личностные УУД:

- формированы навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом и выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, презентация

Тип урока: изучение нового материала
Ход урока

I Организационный момент (2 мин)
II.Актуализация знаний учащихся (10 мин)
2.1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

-Мы сегодня продолжим наше знакомство с творчеством А.П.Чехова. Познакомимся с его рассказом «Толстый и тонкий», проанализируем его. Но для начала расскажем немного о нем.

А.П.Чехов – писатель мирового масштаба, один из самых читаемых рассказчиков и самый популярный драматург.

А.П.Чехов – мастер слова. Одним словом, деталью, репликой, штрихом он говорил о многом. Писатель заставляет нас смеяться, грустить, плакать.

2.2. Слово учеников о писателе.

А.П.Чехов вошел в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать врачом. В эти годы в юмористических журналах появляется множество рассказов, подписанных веселым именем Антоша Чехонте. Эти рассказы коротки и смешны. Они поражают неистощимой выдумкой и фантазией. Чувствуется, что творческая энергия автора бьет через край.

Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливал шутку. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы.

Вопреки жизненным невзгодам, жизнелюбие и избыток творческих сил побеждали все. Всех изумляла тогда свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась во множество разнообразных рассказов.

2.3. Знакомство с рассказом «Толстый и тонкий». (Слайд 1)


Знакомство с рассказом «Толстый и тонкий» я хочу начать со слов А.П.Чехова. Я думаю, что вы сразу поймете, почему я их использовала.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

III. Изучение новой темы (17 мин)

3.1.Чтение рассказа «Толстый и тонкий»

- Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, сожаления, иногда становится смешно).

- Что в рассказе вызывает особую горечь и неприятие?

- Объяснение непонятных слов и выражений.

3.2. Работа с текстом.

- Какова тема рассказа? (Встреча двух одноклассников).

- Вы сказали, что иногда становится смешно. Что высмеивает автор? Почему возникает чувство сожаления? Какова идея рассказа? (Высмеять такие человеческие пороки как чинопочитание, подхалимство, угодничество, самоуничижение). (Слайд 2)

- На какие 2 части можно разделить рассказ?
(1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.
)

- Кто из героев по должности выше?
- Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя? (Слайд 3, 4, 5)



(От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur dorange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе).

(слайд 6)

- Кто из героев первым бросается к другу?


-Как тонкий называет толстого? Как толстый называет тонкого?


- Как автор передает состояние друзей при встрече? Какие эмоции ими владеют?


- Кто первым начинает разговор после приветствия? О чем говорит в начале?


- Что рассказывает о своей службе тонкий?
(В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден, жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»).

- Что сказал толстый о своей службе?


- В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?
(«Небось, уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный.


- Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого (слайд 7)
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»)


- Почему они вдруг изменились?
(Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник – другом. Поэтому осуждать тонкого, значит не понимать мудрости этого бывалого, многоопытного служаки. А его жалкое поведение, хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом всесильного вельможи).


- Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? (Слайд 8)
(«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).


- Как простились друзья детства?
(«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».)


- С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?

На основе ответов на вопросы составляется таблица (примерная): (Слайд 9)

Толстый

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.
Тонкий
Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.
3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.


- Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?


-Что определяет поведение героев – социальное положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе.

Физминутка.

Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.

Способы юмористического повествования: (Слайд 12)

1) неожиданность;

2) несоответствие;

3) гипербола, литота.



3.4.Эвристическая беседа. 

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.
Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.


Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.

Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»

Метафора: «тонкий окаменел.»

Эпитет: «широчайшей улыбкой.»

Сравнения: «губы лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «вроде как живительной влаги»


IV. Решение основной проблемы урока (8 мин)


- Почему автор назвал рассказ «Толстый и тонкий», а не, предположим, «Встреча друзей»?
- Чем интересна эта история?
- Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?

- Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы сказать, что эти слова относятся к тонкому? Почему?

- Какие выводы мы сделали для себя?

(Писатель в коротком рассказе показал жизнь, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь вызывает добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова. Я хочу закончить урок отрывком из письма Чехова А.П., которое он написал брату: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество»


IV. Рефлексия (3 мин)

Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…


V. Домашнее задание (3 мин)

  1. Написать сочинение на тему: «Что смешно и что грустно в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

  2. Прочитать рассказ «Злоумышленник»

VI. Оценивание учащихся с комментированием (2 мин)