Тема: «.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
В человеке должно быть все
прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли…
А.П.Чехов
Дата 17.01.2020 г.
Цель урока: создать условие для углубления знаний учеников о творческой биографии А.П. Чехова и ознакомления их с рассказом А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
- продолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова;
-продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
-на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;
-учить видеть красоту, меткость чеховского слова.
развивающие:
- способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного;
-развивать критическое мышление;
- развивать познавательные и творческие возможности учащихся: мышление и фантазию;
- развивать речевую культуру и речевое творчество;
-стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение;
- развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды. воспитывающие:
- формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие «подобострастия» (льстивость, угодливость), «угодничества» (льстивое поведение), «самоуничижения» (признание себя ничтожным), «чинопочитания» (лицемерное отношение к старшим по должности, званию), «подхалимства» (стремление расположить к себе кого-то лестью);
- воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова;
- формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
- воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- учащиеся познакомились с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;
- учащиеся осознали понятие юмористического и сатирического рассказа.
Личностные УУД:
- формированы навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом и выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
Коммуникативные УУД:
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.
Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, презентация
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I Организационный момент (2 мин)
II.Актуализация знаний учащихся (10 мин)
2.1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
-Мы сегодня продолжим наше знакомство с творчеством А.П.Чехова. Познакомимся с его рассказом «Толстый и тонкий», проанализируем его. Но для начала расскажем немного о нем.
А.П.Чехов – писатель мирового масштаба, один из самых читаемых рассказчиков и самый популярный драматург.
А.П.Чехов – мастер слова. Одним словом, деталью, репликой, штрихом он говорил о многом. Писатель заставляет нас смеяться, грустить, плакать.
2.2. Слово учеников о писателе.
А.П.Чехов вошел в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать врачом. В эти годы в юмористических журналах появляется множество рассказов, подписанных веселым именем Антоша Чехонте. Эти рассказы коротки и смешны. Они поражают неистощимой выдумкой и фантазией. Чувствуется, что творческая энергия автора бьет через край.
Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливал шутку. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы.
Вопреки жизненным невзгодам, жизнелюбие и избыток творческих сил побеждали все. Всех изумляла тогда свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась во множество разнообразных рассказов.
2.3. Знакомство с рассказом «Толстый и тонкий». (Слайд 1)
Знакомство с рассказом «Толстый и тонкий» я хочу начать со слов А.П.Чехова. Я думаю, что вы сразу поймете, почему я их использовала.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»
III. Изучение новой темы (17 мин)
3.1.Чтение рассказа «Толстый и тонкий»
- Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, сожаления, иногда становится смешно).
- Что в рассказе вызывает особую горечь и неприятие?
- Объяснение непонятных слов и выражений.
3.2. Работа с текстом.
- Какова тема рассказа? (Встреча двух одноклассников).
- Вы сказали, что иногда становится смешно. Что высмеивает автор? Почему возникает чувство сожаления? Какова идея рассказа? (Высмеять такие человеческие пороки как чинопочитание, подхалимство, угодничество, самоуничижение). (Слайд 2)
- На какие 2 части можно разделить рассказ?
(1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.)
- Кто из героев по должности выше?
- Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя? (Слайд 3, 4, 5)
(От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d’orange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе).
(слайд 6)
- Кто из героев первым бросается к другу?
-Как тонкий называет толстого? Как толстый называет тонкого?
- Как автор передает состояние друзей при встрече? Какие эмоции ими владеют?
- Кто первым начинает разговор после приветствия? О чем говорит в начале?
- Что рассказывает о своей службе тонкий?
(В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден, жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»).
- Что сказал толстый о своей службе?
- В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?
(«Небось, уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, - сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный.
- Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого (слайд 7)
(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»)
- Почему они вдруг изменились?
(Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник – другом. Поэтому осуждать тонкого, значит не понимать мудрости этого бывалого, многоопытного служаки. А его жалкое поведение, хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом всесильного вельможи).
- Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? (Слайд 8)
(«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).
- Как простились друзья детства?
(«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».)
- С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?
На основе ответов на вопросы составляется таблица (примерная): (Слайд 9)
Толстый
1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни
Богатый
2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный
3. Говорит мало, уверенно.
Тонкий
Бедный
2. Неуверенный в себе, суетливый.
3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.
- Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?
-Что определяет поведение героев – социальное положение в обществе или прежние отношения, основанные на дружбе.
Физминутка.
Итак, юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.
Способы юмористического повествования: (Слайд 12)
1) неожиданность;
2) несоответствие;
3) гипербола, литота.
3.4.Эвристическая беседа.
— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.
Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам), один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.
Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.
Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».
В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.
Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»
Метафора: «тонкий окаменел.»
Эпитет: «широчайшей улыбкой.»
Сравнения: «губы лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «вроде как живительной влаги»
IV. Решение основной проблемы урока (8 мин)
- Почему автор назвал рассказ «Толстый и тонкий», а не, предположим, «Встреча друзей»?
- Чем интересна эта история?
- Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто из героев и когда забыл об этом?
- Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы сказать, что эти слова относятся к тонкому? Почему?
- Какие выводы мы сделали для себя?
(Писатель в коротком рассказе показал жизнь, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь вызывает добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова. Я хочу закончить урок отрывком из письма Чехова А.П., которое он написал брату: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество»
IV. Рефлексия (3 мин)
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
V. Домашнее задание (3 мин)
Написать сочинение на тему: «Что смешно и что грустно в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
Прочитать рассказ «Злоумышленник»
VI. Оценивание учащихся с комментированием (2 мин)