СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русскому языку "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока для учащихся 3 класса по теме "Части речи"

Просмотр содержимого документа
«План урока по русскому языку "Части речи"»

Учитель: Дузенова Л.А.

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема: Повторение. Части речи

Цель: Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

Задачи:

1. Закрепление знаний учащихся о частях речи, формирование умения осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; формирование навыков грамотного каллиграфического письма;

2. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи, развитие познавательного интереса, логических и творческих способностей учащихся;

3. Воспитание интереса к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в паре и группе.

Оборудование: изображения островов, стрелки, карточки с названием частей речи, вопросы, карточки со словами, физминутка, кораблик, путевые листы для учащихся, смайлики, конверты для самопроверки.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечание

Орг.момент

(1 минут)

Здравствуйте!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.


Постановка цели урока

(3 минут)

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Догадайтесь сами, куда мы отправимся, отгадав загадку.

Без конца и края лужа

Не страшна ей злая стужа

В луже ходят корабли

Далеко им до земли (МОРЕ)

– Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам моря. Но название моря я вам сразу не скажу. Его название вы мне сами назовёте в конце нашего путешествия. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.

– А каким должен быть мореплаватель? ( Отважным, смелым, храбрым, находчивым, внимательным, сообразительным.)

– А ещё для нашего путешествия вам необходимы будут ваши знания.

– На партах у вас лежат путевые листы, согласно которым вы будете двигаться и зарабатывать себе баллы при выполнении заданий на уроке.

– Нам нужно подготовиться к путешествию.

Игра «Я возьму с собой в путешествие…».

– Сейчас вы по очереди будете вставать и называть своё имя и что возьмёте с собой. Причём ваше слово должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя.

Например:

Никита – нож, ножницы, нитки.

Ксения – карандаш, консервы.

Лена – лекарства, ложка, лопата.

Катя – коврик, котёл, крем, кружка, карта, компас.

Павел – палатка, посуда, подушка, полотенце, плащ.

Женя – журнал.

Света – спальник, сапоги, спички, сковорода.

САМОЦЕНИВАНИЕ – 1 балл за ответ в путевом листе.

– Итак, мы взяли всё необходимое. В путь!


Минутка чистописания

(4 минут)

– Давайте запишем дату нашего путешествия в тетрадях.

Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться. Сегодня наша разминка будет следующая: посмотрите на море.

– Что есть на море? (Волны)

– А на какую букву похожи волны? ( На букву «м»)

– Будем писать букву «м».

На доске написано (открывается карточка):

Мм

Море –

– На второй строчке запишите однокоренные слова к слову «море». (Моряк, морячок, морской). (Открываются карточки на доске). Выделите корень.

– Почему эти слова называются однокоренными? (Имеют одинаковый корень)

– Как еще мы можем их назвать? (Родственные)

ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ ЗА ЧИСТОПИСАНИЕ.















Путевые лист

Индивидуал. работа

Если правильно отметили корень 3 б.

Если 1 ошибка 2 б.

2 ошибки 1б

Лексико-орфографическая работа

(4 минут)

– Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе, овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать.

Загадки:

1. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

2. Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

3. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста)

4. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

5. Я – и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок. (Огурец)

6. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель)

В тетради: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. (СЛОВА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДАНЫ В КОНВЕРТЕ №1). ОЦЕНИВАНИЕ В ПУТЕВОМ ЛИСТЕ.





























































Конверт № 1 с ответами

1.2.3.б

Работа над новой темой

(6 минут)

– Ребята, когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в конверт. Но они случайно все перепутались. Вот какие слова у меня были.

На доске:

Медуза, корабль, путешествие, удалиться, веселиться, плавать, солёная, морской, тёплое.

–Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место?

1. Отправились наши слова в плавание в поисках того, кто их расставит, как надо. Плыли они плыли по морям и океанам и в одно прекрасное утро добрались до острова. Смотрят, перед ними большой город стоит. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо-невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут – откуда ни возьмись – стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

(Выставляется карточка с вопросами КТО? и ЧТО?)

– Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

(Дети называют слова, а учитель переносит слова в первый столбик).

Медуза, корабль, путешествие.

– Что они обозначают? (Предмет)

– Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого острова? (Имена существительные).

– А что вы ещё знаете о именах существительных? (Бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам, по падежам)

Задание: просклонять имена существительные медуза (1 ряд), корабль (2 ряд), путешествие (3 ряд)

И.п.(кто? что?) медуза корабль путешествие

Р.п.(кого? чего?) медузы корабля путешествия

Д.п.(кому? чему?) медузе кораблю путешествию

В.п.(кого? что?) медузу корабль путешествие

Т.п.(кем? чем?) медузой кораблем путешествием

П.п.(о ком?о чем) о медузе о корабле о путешествии

ПРОВЕРКА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. ОЦЕНИВАНИЕ В ПУТЕВОМ ЛИСТЕ.































































Есть

Нет

Рад

Вижу

Любуюсь

Говорю



1.2.3б

Физминутка

(1минут)

Называю слова разных частей речи. Если это существительное- руки верх,

прилагательное- в сторону,

глагол- хлопок.

Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать


(6минут)

2. Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные поплыли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот остров. Плыли, плыли, видят другой остров. А на нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни играют, другие отдыхают, третьи летают, четвёртые ныряют. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» – строго спрашивают.

– Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны.

– Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: удалиться от людей ,

веселиться на свадьбе,

плавать в море .

– На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

– Что они обозначают. (Действие).

– Как зовут жителей этого острова? (Глаголы)

Составьте словосочетание с этими словами и запишите в тетрадь…

ПРОВЕРКА.ОЦЕНИВАНИЕ


3. И опять некоторые слова остались без острова. Опять их не пустили. Поплыли они дальше. Смотрят остров красивый стоит. Причалили к нему, заглянули

- Что там увидели наши слова?

- Что есть в этом острове?

Верно ребята! А в том числе и радуга есть.

- Какая у нас радуга?

- Какие цвета есть у радуги?

И решили наши сслова к ним попроситься. Глядь – и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

– Давайте посмотрим, нашли ли наши слова себе домик, где смогут остаться? (Солёная, морской, тёплое)

– Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имя прилагательное).

– Что они обозначают? (признак).

Задание:

Первый вариант подбирает прилагательные для слова «остров» для его описания.

Остров – большой, красивый, зелёный и т. д.

Второй вариант для слова «вода».

Вода – чистая, прозрачная, вкусная, холодная, горячая, родниковая и т. д.

Затем один ученик с каждого варианта зачитывает слова, которые подобрал

ПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ.































У доски работают 3 ученика



1.2.3.б



















































1.2.3.б

Индивидуальная работа

(4 минут)

Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные и глаголы.

В воздухе запахло в…сной. Но сне… на п…лях и в л…су ещё не растаял. Ночью м…роз превратил землю в л…дяной к…ток. Днём на со…нце уже зацв…ли небольшие кустарнички.

Работа у доски





1.2.3.б

Резерв

(6 минут)

Правильно определи части речи и приклей слова на рыбки

  1. Глагол – учить прыгать читать писать

  2. Существительное – собака бабочка радуга радость окно

  3. Прилагательное – веселый солнечный золотой красивый светлый

ОЦЕНИВАНИЕ

Парная работа









1.б

Рефлексия

(1минут)

Если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями перенеси корабли в океан, если тебе на уроке было неинтересно и ты не справился с заданиями то корабли остаются на суше.

«Океан знаний»

шаблоны

Итог урока

(4минут)















































Д/з

– Наше путешествие по океану ЧАСТИ РЕЧИ закончилось.

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие,

Надо подвести итог.

– Что вам особенно понравилось?

– Что такое имя существительное, имя прилагательное? Глагол?

– Вы еще не раз побываете в удивительной стране частей речи и познакомитесь с другими ее жителями.

– Ребята, у каждого из вас на парте лежат 2 картинки с изображением лиц.

Одно лицо грустное, а другое веселое. Если вам понравился наш урок, то

покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.

ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ

– А сейчас мы должны определить знатоков темы «Части речи».

Ими стали ребята, которые набрали … баллов. И это не случайно.

Эти ребята на протяжении всего урока показывали хорошие знания по изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5____20баллов

Те, кто набрал 14 баллов, ставят оценку «4».

Те, кто набрал 8 баллов, ставят оценку «3».


Стр.215 упр.600.

Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные и глаголы.


– Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.

Я очень рада, что провела у Вас урок! И у меня есть для Вас небольшие поощрения!




РЕЗЕРВ


Собери пословицы и прочитай. О чем они? Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их склонение.

Труд (И.п.) человека кормит, лень(И.п.) портит.

Герой(И.п.) умирает раз, а трус(И.п.) – тысячу раз.

Худой мир(И.п.) лучше доброй ссоры(Р.п.).

Одна зима(И.п.) на Родине лучше ста вёсен(Р.п.) на чужбине.