Урок самопознания во 2 «Б» классе
Тема: КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ
Цель: формирование понятия о подлинной красоте человека.
Задачи:
- раскрыть значение понятий «красота сердца», «красота души человека»;
- развивать способность видеть в каждом человеке хорошие качества;
- воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока
М. Ахметова
Красота. Что это такое? Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу - то, что мир спасет, То, на чем стоит планета вся. Ну а что такое «быть красивым»? Я отвечу - это значит быть собой, Не скрывать улыбки милой, Радостно дарить души тепло.
Чтение
В рубрике «Читаем» предлагается рассказ, который рекомендуется читать по ролям, что оживит его восприятие. На роли требуются две девочки и мальчик. Слова автора читает учитель.
Красота души
В одном доме жили две девочки-подружки - Алена и Даша. В классе Алена по праву считалась самой красивой девочкой. Она много времени проводила перед зеркалом.
Даша же была девочкой скромной, стеснительной.
Однажды подружки возвращались из школы домой. На перекрестке они увидели дедушку. Он не решался перейти через дорогу.
Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:
- Вам помочь?
- Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.
Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.
- Спасибо тебе, девочка. Ты красивая, как солнышко.
«Какая же она красивая, я намного красивее ее», - подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух спросила:
- Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?
- Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, - ответил дедушка.
• Почему дедушка назвал Дашу красивой?
• Что делает человека по-настоящему красивым?
Обсудив вопросы, учитель спрашивает учащихся, знают ли они какие-либо пословицы и поговорки о красоте души. Выслушав ответы учеников, он предлагает выполнить следующее задание.
Упражнение. Ученикам необходимо прочитать пословицы и объяснить их смысл, ответив на вопрос: «О чем они говорят?».
• Красота лица - в красоте характера.
• Не гляди в лицо, а заглядывай в сердце.
• Кто сердцем щедр, тот лицом светел.
Выслушав ответы учеников, учитель предлагает ознакомиться с учебной информацией, которая содержит в себе обобщающий вывод о том, что такое красота души человека.
Учебная информация
Красота души - это сочетание добрых качеств и поступков человека.
Упражнение. В этой части урока необходимо перейти от обобщенных размышлений к практической оценке действий человека. В этих целях предлагается выполнить задание. Учитель просит учащихся рассмотреть рисунки и сказать, кто из нарисованных ребят поступает красиво.
На рисунках представлены две ситуации, которые рассказывают о красивых и некрасивых поступках детей.
Цитата урока
Представленная пословица является образным выводом по теме урока.
Красота сердца дороже красоты лица.
Арабская пословица
Разминка «Волшебная шляпа»
Ученики встают в круг, берутся за руки и с закрытыми глазами говорят: «Мы с тобой друзья, а волшебная шляпа моя». В это время учитель кому-нибудь надевает шляпу. Ученик, получивший шляпу, должен выйти в центр круга и назвать какое-либо красивое качество в каждом ученике. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает право носить волшебную шляпу до конца урока.
Упражнение. Ученикам предлагается закончить следующие предложения:
Человек красив тогда,...
Самый красивый человек для меня - ...
Красивые поступки — это ...
Рефлексивная деятельность, заложенная в выполнении задания, позволит учителю понять, насколько учащиеся включены в тему урока, какие они сделали для себя выводы, что нового узнали.
Чтение
В качестве завершения урока предлагается рассказ В. Росина. Слова автора рекомендуется читать учителю, слова курицы и цыплят - девочке и двум мальчикам.
Кто лучше
В. Росин
Нашли два цыпленка в углу двора кусочек хлеба и принялись его клевать. Увидел это утенок и боком-боком к цыплятам подходит. Видно, и ему хлеба хочется, а попросить стесняется.
- Ешь с нами, - позвал желтый цыпленок. - Ешь...
- А нам самим хватит? - пискнул черный цыпленок.
- Хватит, хватит, - успокоил его братишка. - Чего уж там! Так втроем и позавтракали.
Наелись цыплята и побежали к своей маме, крылышками машут.
- Мама, мама! - кричит черный цыпленок. - С нами утенок хлеб ел! Скажи, хорошо я поступил, что поделился с ним?
- Хорошо, сынок, хорошо.
Ох, как я утенка накормил! - не унимался цыпленок.
- Да что об этом говорить, - остановил его братишка. - Позавтракали и все.
Посмотрела курица-мать на сыновей и сказала:
- Хорош тот, кто делится с товарищем, но еще лучше тот, кто делится и не хвастает этим.
• Какой цыпленок вам больше понравился? Почему?
• Какой совет вы бы дали черному цыпленку?
Предлагаемое чтение раскрывает еще одну грань красоты души человека - уметь поступать красиво и не хвастать этим. При обсуждении вопросов учителю необходимо акцентировать на этом внимание детей.
Поблагодарив учеников за интересный урок, учитель приглашает всех встать с ним в круг, взяться за руки и пожелать друг другу что-либо хорошее. Первым начинает учитель. Он дает свои пожелания ученику, стоящему справа от него, тот - своему соседу и так далее по кругу, пока очередь вновь не дойдет до учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим красоте, но не просто красоте,а о красивом сердце и красивой душе
Красота .Что это такое?
Если спросит кто –нибудь меня,
Я отвечу –то , что мир спасает,
То , на чем стоит планета вся.
Ну а что такое «быть красивым»?
Я отвечу –это значит быть собой,
Не скрывать улыбки милой ,
Радостно дарить души тепло.
Рассказывание истории (беседа). (10мин)
Рассказ учителя (Изложение содержания сказки)
«Две сестры»
У одного бая было две дочери. Одна, старшая, Айгуль, была красивая да бойкая на язык, а другая, Зауре, младшая сестра, скромнее была, да и красавицей ее трудно было назвать.
А еще жила в этом селении старушка. Юрта ее была самой бедной, и одежда вся в прорехах. Да и от красоты ее былой ничего не осталось. Она не чуралась никакой грязной работы, все вырученные деньги посылала сыну, который уехал в далекие страны учиться.
Однажды, когда женщина шила одежду в доме сестер, Айгуль рассыпала бисер, которым старушкаа расшивала ей праздничный камзол.
Женщина сделала девушке замечание, а та раскричалась:
– Ты – жалкая старуха! Как ты посмела в моем доме рот открывать! Ты даже не заслуживаешь того, чтобы я с тобой здоровалась!
А ее сестра, наоборот, помогла старушке собрать бисер и извинилась за грубость своей сестры.
С тех пор старшая сестра перестала здороваться с бедной женщиной.
Однажды в аул, на красивом коне въехал , красивый как солнце, джигит. Нигде не останавливаясь, всадники направились прямиком к юрте бедной старушки. Выбежала она навстречу и расплакалась от счастья.
– Здравствуй, мама, – сказал джигит ласково, – падишах, у которого я теперь работаю, разрешил мне забрать тебя во дворец!
Старшая сестра, которая надела самую красивую одежду, и самой первой прибежала к юрте старушки, хотела и первой поздороваться с красивым юношей, чтобы обратить его внимание на себя, но язык ее не повернулся, точно каменный стал. Зато Зауре, молчунья и тихоня, вдруг разговорилась, как соловей весной.
Старушка взяла за руку своего сына и подвела его к младшей сестре, сказав, что это самая добрая, вежливая и работящая девушка на свете и лучшей невестки она бы себе и не пожелала.
Сказано – сделано. На следующий день сын старушки прислал сватов к родителям девушки, а еще через несколько дней сыграли свадьбу.
Говорят, что они жили долго и счастливо, и у них было много детей.
Вы хотите узнать, что стало с Айгуль? Говорят, она еще ждет богатого да красивого жениха, потому что так и не научилась говорить слово «Здравствуйте».
Вопросы для обсуждения:
Подарок от учителя
5.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин)
«Планета доброты»
• Представьте, что Фея красоты превратила ваши руки в самые красивые руки на земле. Напишите красивые дела, которые сделают эти руки. Например: руки одной кормят голодных детей; другая — сошьет красивое платье для бедной девочки; третья — рисует прекрасную картину и подарит ее людям и т.д. Прикрепите свои листочки на плакат, где мы заранее поместили изображение ваших рук. Спасибо!
мелодия Маленькая страна
Плакат с контурами детских ладошек, цветная бумага
Домашнее задание.(1мин)
стр 23 задание 2: вставить пропущенные слова в предложения
Рабочая тетрадь
Групповое пение.(2мин)
Б.Савельева
М.Пляцковского
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это – хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпаясь смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно!
Если добрый ты
( песня кота Леопольда)
Заключительная минута тишины.(1 мин)
-Ребята! Вот и закончился еще один урок самопознания. Сегодня мы узнали о таком прекрасном качестве, как красота человеческой души и сердца. Говорят, что когда любовь приходит, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…
А теперь представьте, что он раскрыл лепестки… И из него идет Тепло... Оно доходит до вашей мамы… до папы… до вашего друга, где бы они сейчас не находились. До всех людей во всем мире... А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах.
Минута тишины под звуки спокойной музыки.