СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по теме "Конфликт как социальное явление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Конфликт как социальное явление"

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме "Конфликт как социальное явление"»

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж»









План открытого занятия



дисциплина


Обществознание


тема


Конфликт как социальное явление






преподаватель: Анисимова Лариса Николаевна



группа студентов: 1 курс, Гс 1211

специальность: 101101 «Гостиничный сервис»












Барнаул 2013


Утверждаю

Зам. директора по УМР

_____________ И. Б. Дедяева

«___» ________________2013 г.







Рассмотрено и утверждено


на заседании ПЦК

сервиса и туризма

протокол № ____________

от “___” ______________2013 г. Председатель: _________

Т.Н.Ерохина









Дата проведения: ____________________


Преподаватель: ____________________ Л.Н.Анисимова








Занятие по дисциплине: Обществознание

Тема: Конфликт как социальное явление

Междисциплинарные связи: Психология, История

Методическая идея: Организация самостоятельной работы студентов в малых группах

Цели занятия:

создать условия для:

− изучения понятия «конфликт», выявления причин и последствий конфликта;

− развития способности видеть проблему, обобщать и формулировать выводы по результатам своей деятельности;

− воспитания творческой активности студентов при изучении темы

Вид занятия: смешанный

Тип занятия: усвоения новых знаний

Форма организации учебно-познавательной деятельности: групповая

Место проведения занятия: аудитория № 33 КГБОУ СПО БТЭК

Продолжительность занятия: 90 минут


Средства обучения:

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Программное обеспечение: Программа SMART Notebook 10

Раздаточный материал: карточки-задания, Обществознание: 10 кл. : учебник / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009.-351с.

Разработчики: преподаватель КГБОУ СПО БТЭК: Л.Н.Анисимова

Этап деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время, мин

Примечание

1.Организационный момент

Добрый день, ребята!

Рада приветствовать вас на уроке.


Приветствуют преподавателя

2


2.Создание проблемной ситуации

Чтобы определить тему нашего занятия, предлагаю вам посмотреть видеосюжеты.

Скажите мне о чём в них говорится? Что между ними общего? Как одним словом можно назвать происходящие события?

Смотрят видеосюжеты, отвечают на вопросы.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа


Фиксировать предположения на доске

3.Постановка учебной цели

Попробуйте сформулировать, тему нашего занятия

Или другими словами,

тема нашего занятия «Конфликт как социальное явление».

Давайте сформулируем вопросы, ответы на которые нам необходимо знать, при изучении данной темы.

Зная тему и видя вопросы, попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

Или другими словами…

Изучить понятие «конфликт», выявить его причины и последствия.


Отвечают на вопросы.


Формулируют вопросы:

1) Что такое конфликт?

2) Что является его причиной?

3) Каковы его последствия?

3



Тему

урока показать слайдом


Фиксировать вопросы на доске

4.Планирование

Давайте составим план достижения цели.

  1. Изучить понятие конфликта

  2. Изучить причины конфликта

  3. Изучить ход конфликта

  4. Изучить последствия конфликта

Запишите тему урока.







Записывают вопросы темы

5






Слайд

5.Изучение нового материала

Итак, мы спланировали свою деятельность, будем реализовывать план:

Реализуем первый пункт плана

Для того чтобы ответить на вопрос что такое конфликт ознакомьтесь с афоризмами о конфликте и сформулируйте определение конфликта. Время на работу 2 минуты.

Давайте попытаемся обобщить полученный результат. Слайд. Запишите определение в тетрадь.


Давайте определим структуру конфликта. Слайд

Конфликт как социальное явление имеет ряд сущностных признаков:

• всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их;

• всегда есть объект (предмет) столкновения;

• по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента;

• каждый субъект имеет личностный смысл в конфликте.

Слайд.

Таким образом мы имеем следующую структуру конфликта (запишите ее в тетрадь):

• субъекты конфликта (оппоненты или противоборствующие стороны);

• объект конфликта (дефицитный ресурс или контроль над таким ресурсом);

• предмет конфликта (объективно существующая или воображаемая проблема, которая является причиной разногласий между оппонентами);

• участники конфликта:

- свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны),

- подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту),

- пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами),

- посредники (те, кто своими действиями пытается остановить или разрешить конфликт).

Давайте попробуем определить структуру конфликта. Видеосюжет «Акции протеста в России». Время на обсуждение – 2 минуты.

Структура конфликта:

Субъекты – органы власти и несистемная оппозиция

Объект – власть

Предмет – результаты выборов

Участвующие в митинге относится к пособникам


Переходим ко 2 вопросу темы.

Для того чтобы понять одну из причин конфликта проведём тест. Время – 3 минуты.

Тест «Агрессивны ли вы?»

Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на каждый из них либо «да», либо «нет». Каждый ответ «да» - 5 очков, «нет» -О очков.

1. Легко ли вы выходите из терпения?

2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?

3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то кате­горически не согласны?

4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?

5. Любите ли вы иногда делать что-то назло другим?

6. Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях?

7. Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и филь­мы ужасов?

8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и сар­кастичным?

9. Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?

10. Бываете ли вы неприятны для окружающих?

11. Часто ли вы наказываете тех, кто этого заслуживает?

12. Считаете ли вы, что применение смертной казни в опреде­ленных случаях оправданно?

13. Впадали ли вы в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет?

0-34 очка. Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотно­шений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, в доб­роту, справедливость и любовь как в факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Ваше умение владеть собственными эмоциями нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточ­но легким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессии других.

35-65 очков. Вы склонны к агрессивности в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание ваших вы­сказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении душевно ранить других. Вы можете даже сами не подозревать, что так называемые «выска­зывания правды в глаза» часто означают лишь проявление вашей агрессивности. Так же как и то, что вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос и используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. Подумайте (особенно, если количество очков приближено к 65), так ли уж конструктивно ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, вам удастся заменить сарказм юмором?


Какой вывод о причине конфликта можно сделать?

Давайте попробуем определить возможные причины конфликта. Время – 3 минуты.

Причины конфликтов:

- социальное неравенство

- дефицит жизненных благ

- борьба за лучшие позиции в обществе

- несовпадение ценностей индивидов и общества

- противоположность интересов и эгоистичность людей

- недостаток информации, недоразумения, несовершенство человеческой психики

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов.


Переходим к 3 вопросу.

В зависимости от основания конфликты можно разделить на определенные группы. Слайд.

1. По длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся).

2. По источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные).

3. По форме (внутренние, внешние).

4. По характеру развития (преднамеренные, спонтанные).

5. По объему (глобальные, локальные, региональные, групповые, личные).

6. По используемым средствам (насильственные, ненасильственные).

7. По влиянию на ход общественного развития (прогрессивные, регрессивные).

8. По сферам общественной жизни.


А теперь, зная виды конфликтов, попробуйте определить их формы. Время – 2 минуты.


Итак мы получили следующие формы конфликтов. Слайд.



Переходим к 4 вопросу темы.

Рассмотрим динамику социального конфликта. Откройте учебник на стр. 165 Запишите в тетрадь этапы конфликта и их краткую характеристику. Время – 2 минуты.


Переходим к 5 вопросу.

При удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта. Как вы считаете, какие функции выполняет конфликт? Могут ли они иметь положительное значение? Определите позитивные и негативные функции конфликта. Время – 2 минут.

Молодцы! А подскажите мне как можно выйти из конфликта?

Существует множество различающихся по форме способов разрешения конфликта. По мере усиления воздействия их можно расположить в следующем порядке:

• юмор;

• признание достоинств противоположной стороны;

• компромисс;

• переговоры;

• третейский суд (посредничество);

• арбитраж;

• анализ;

• ультиматум;

• разрыв связей;

• принуждение (моральное или физическое);

• применение силы, власти, закона.





Работают с раздаточным материалом. Формулируют определение.

Дают определение от каждой группы.












Записывают структуру конфликта

















Определяют структуру конфликта. Представляют результаты.










Отвечают на тест

















































Определяют причины конфликтов. Представляют результаты.
















Записывают виды конфликтов













Определяют формы конфликтов. Представляют результаты.






Конспектируют.





Определяют функции конфликтов. Представляют результаты.






Называют способы разрешения конфликта.


45




Фиксировать тезисы на доске

































Фиксировать тезисы на доске











Слайд.
























Слайд.









Слайд.
















Дополняю ответы слайдом, поясняю.















Слайд













Слайд







Слайд





Слайд







Слайд















6.Презентация продукта коллективной работы микрогруппы и ее обсуждение

Есть ли у вас вопросы, добавления?

Давайте решим несколько ситуаций.


Анализируют ситуации.

Защищают свои работы и формулируют выводы.

25

Слайды с заданиями

7.Обобщение

Давайте обобщим изученный материал:

1) Кто помнит какую тему мы с вами изучали? Слайд

2) Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Слайд

3) Мы обобщали и формулировали выводы по результатам своей деятельности?

4) Мы творчески подошли к изучению темы?


Что нового узнал каждый из вас?

Что было для вас главным достижением на уроке?

Чтобы вам, было, удобно ответьте на открытые вопросы.

Я понял, что…

Я узнал, что… Я научился,….

Я могу определить… Я владею…

Как вы считаете, тему мы раскрыли?

Для закрепления материала предлагаю вам домашнее задание.

Составьте тест, кроссворд или презентацию по изученной теме.


Отвечают на вопросы






3


Слайды

8.Подведение итога урока

Давайте подведем итог урока. Посчитайте собранные фишки. 5 узких фишек равняются 1 большой. Группа, набравшая большее количество – лучше всех работала на уроке. Запишите полученные результаты в листы самооценки и не забудьте оценить работу каждого.

Поднимите руки те, у кого возникли затруднения. Поднимите руки те, кто активно работал на уроке. Поднимите руки те, кто понял тему. Аплодисменты!


Спасибо за внимание. До свидания.

Подсчитывают результаты.





Студенты показывают свое отношение к проведенному уроку ….

2



Приложение А

Задания для студентов


Задание 1.

Ознакомьтесь с афоризмами о конфликте и сформулируйте определение конфликта. Время на работу 3 минуты.


Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу.

Валентин Домиль


Конфликт между работой и семьей – миф, это конфликт внутри себя самого. Борис Кригер


Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.

Илья Шевелев


Жена пилит мужа, чтобы он не рубил с плеча.

Валентин Домиль


Как жаль, что интересы сблизили нас лбами…

Михаил Мамчич


Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

Георгий Александров



Теоретические споры постепенно стали затихать, и по единому консенсусу стороны перешли к практической драке.

Стас Янковский


Погасить конфликт труднее всего пеной изо рта.

Георгий Александров


Чем сильнее раздуваешь придуманный конфликт, тем быстрее он гаснет.

Веселин Георгиев



Задание 2.

Тест «Агрессивны ли вы?»

Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на каждый из них либо «да», либо «нет». Каждый ответ «да» - 5 очков, «нет» -О очков.

1. Легко ли вы выходите из терпения?

2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой?

3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то кате­горически не согласны?

4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу?

5. Любите ли вы иногда делать что-то назло другим?

6. Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях?

7. Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и филь­мы ужасов?

8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и сар­кастичным?

9. Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите?

10. Бываете ли вы неприятны для окружающих?

11. Часто ли вы наказываете тех, кто этого заслуживает?

12. Считаете ли вы, что применение смертной казни в опреде­ленных случаях оправданно?

13. Впадали ли вы в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет?


0-34 очка. Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотно­шений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, в доб­роту, справедливость и любовь как в факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Ваше умение владеть собственными эмоциями нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточ­но легким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессии других.


35-65 очков. Вы склонны к агрессивности в отношении окру­жающих и потере контроля над собой. Содержание ваших вы­сказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении душевно ранить других. Вы можете даже сами не подозревать, что так называемые «выска­зывания правды в глаза» часто означают лишь проявление вашей агрессивности. Так же как и то, что вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос и ис­пользуете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. Подумайте (особенно, если количество очков приближено к 65), так ли уж конструктивно ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, вам удастся заменить сарказм юмором?


Задание 3.

Найдите в периодической печати описание социального конфликта. Укажите основных участников конфликта; объективно существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта. Были ли допущены участниками какие-либо ошибки (если да, то какие и как их можно было избежать)? Каковы результаты конфликта (можно ли сказать, что конфликт разрешен)?

Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта. Что для этого надо было сделать? Можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими?



Задание 4

Исправьте ошибки в предложении:

• Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.

• Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер: позитивный характер проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а негативный — в стремлении ее совершенствовать.

• Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов: социологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, биологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии и психологический учитывает влияние социальных и культурных факторов.


Задание 5.

Установите соответствие между понятием и определением:


Арбитр

стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определённые взаимные уступки

Завершение конфликта

отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов и суждений

Динамика конфликта

движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития

Компромисс

устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию

Конфликт

третья сторона в конфликте

Конфликтная ситуация

это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты

Объект конфликта

взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Противоборство

это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы

Талерантность

взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба

Участники конфликта

терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям


Задание 6.

Верно ли характеризует основные функции социальных конфликтов каждое из приведенных суждений о них? Дайте их аргументированную оценку с позиций обществоведческих знаний.

• Социальные конфликты способствуют социализации и адаптации как индивидов, так и социальных групп.

• Социальные конфликты создают условия для создания и поддержания баланса сил.

• Социальные конфликты позволяют получить информацию об окружающей социальной среде.


Задание 7.

1. Ученик допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел невыспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему учителя, который делает ученику замечание.

2. В десятом классе инициативная группа обратилась к классному руководителю с просьбой провести в субботу классный вечер. Однако группа получила отказ. Классный руководитель аргументировала свое решение тем, что в прошлый раз ученики не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не убрали за собой мусор и не расставили обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый урок в этом кабинете в понедельник).

3. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И вдруг учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!»


Определить, к какой группе конфликтов относится ситуация. Дать классификационную характеристику, свой ответ аргументировать. Предложить способ разрешения конфликта и обосновать свой выбор. Представить «живую картинку» конфликтной ситуации (разыграть по ролям). Предположить дальнейшее развитие конфликта, если стороны не сумеют его разрешить.



2