Итак, мы спланировали свою деятельность, будем реализовывать план: Реализуем первый пункт плана Для того чтобы ответить на вопрос что такое конфликт ознакомьтесь с афоризмами о конфликте и сформулируйте определение конфликта. Время на работу 2 минуты. Давайте попытаемся обобщить полученный результат. Слайд. Запишите определение в тетрадь. Давайте определим структуру конфликта. Слайд Конфликт как социальное явление имеет ряд сущностных признаков: • всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их; • всегда есть объект (предмет) столкновения; • по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента; • каждый субъект имеет личностный смысл в конфликте. Слайд. Таким образом мы имеем следующую структуру конфликта (запишите ее в тетрадь): • субъекты конфликта (оппоненты или противоборствующие стороны); • объект конфликта (дефицитный ресурс или контроль над таким ресурсом); • предмет конфликта (объективно существующая или воображаемая проблема, которая является причиной разногласий между оппонентами); • участники конфликта: - свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом со стороны), - подстрекатели (те, кто подталкивает других участников к конфликту), - пособники (люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами), - посредники (те, кто своими действиями пытается остановить или разрешить конфликт). Давайте попробуем определить структуру конфликта. Видеосюжет «Акции протеста в России». Время на обсуждение – 2 минуты. Структура конфликта: Субъекты – органы власти и несистемная оппозиция Объект – власть Предмет – результаты выборов Участвующие в митинге относится к пособникам Переходим ко 2 вопросу темы. Для того чтобы понять одну из причин конфликта проведём тест. Время – 3 минуты. Тест «Агрессивны ли вы?» Прочитайте внимательно вопросы и ответьте на каждый из них либо «да», либо «нет». Каждый ответ «да» - 5 очков, «нет» -О очков. 1. Легко ли вы выходите из терпения? 2. Уверены ли вы в приоритете силы над логикой? 3. Трудно ли вам удержаться от ссоры, если вы с кем-то категорически не согласны? 4. Считаете ли вы, что окружающие завидуют вам по тому или иному поводу? 5. Любите ли вы иногда делать что-то назло другим? 6. Бываете ли вы грубы в тех или иных ситуациях? 7. Любите ли вы читать детективы и смотреть боевики и фильмы ужасов? 8. Нравится ли вам высмеивать других, быть критичным и саркастичным? 9. Есть ли в вашей жизни кто-либо, кого вы по-настоящему ненавидите? 10. Бываете ли вы неприятны для окружающих? 11. Часто ли вы наказываете тех, кто этого заслуживает? 12. Считаете ли вы, что применение смертной казни в определенных случаях оправданно? 13. Впадали ли вы в такую ярость, что разбивали какой-нибудь предмет? 0-34 очка. Вы относитесь к людям, которые добродушны к окружающим, полагая, что это наилучший способ взаимоотношений. Вы склонны верить в душевное богатство человека, в доброту, справедливость и любовь как в факторы, которые определяют нашу цивилизацию. Ваше умение владеть собственными эмоциями нередко соединяется с недостатком уверенности в себе и достаточно легким подчинением мнению окружающих. Поэтому вы часто становитесь объектом агрессии других. 35-65 очков. Вы склонны к агрессивности в отношении окружающих и потере контроля над собой. Содержание ваших высказываний, а также их форма и элементы, им сопутствующие, нередко свидетельствуют о намерении душевно ранить других. Вы можете даже сами не подозревать, что так называемые «высказывания правды в глаза» часто означают лишь проявление вашей агрессивности. Так же как и то, что вы подчас не скупитесь на негативные оценки знакомых и близких, повышаете голос и используете чрезмерно острые аргументы, оспаривая отличную от вашей точку зрения. Подумайте (особенно, если количество очков приближено к 65), так ли уж конструктивно ваше поведение и так ли обязательна резко наступательная позиция? Может быть, вам удастся заменить сарказм юмором? Какой вывод о причине конфликта можно сделать? Давайте попробуем определить возможные причины конфликта. Время – 3 минуты. Причины конфликтов: - социальное неравенство - дефицит жизненных благ - борьба за лучшие позиции в обществе - несовпадение ценностей индивидов и общества - противоположность интересов и эгоистичность людей - недостаток информации, недоразумения, несовершенство человеческой психики Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Переходим к 3 вопросу. В зависимости от основания конфликты можно разделить на определенные группы. Слайд. 1. По длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся). 2. По источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные). 3. По форме (внутренние, внешние). 4. По характеру развития (преднамеренные, спонтанные). 5. По объему (глобальные, локальные, региональные, групповые, личные). 6. По используемым средствам (насильственные, ненасильственные). 7. По влиянию на ход общественного развития (прогрессивные, регрессивные). 8. По сферам общественной жизни. А теперь, зная виды конфликтов, попробуйте определить их формы. Время – 2 минуты. Итак мы получили следующие формы конфликтов. Слайд. Переходим к 4 вопросу темы. Рассмотрим динамику социального конфликта. Откройте учебник на стр. 165 Запишите в тетрадь этапы конфликта и их краткую характеристику. Время – 2 минуты. Переходим к 5 вопросу. При удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта. Как вы считаете, какие функции выполняет конфликт? Могут ли они иметь положительное значение? Определите позитивные и негативные функции конфликта. Время – 2 минут. Молодцы! А подскажите мне как можно выйти из конфликта? Существует множество различающихся по форме способов разрешения конфликта. По мере усиления воздействия их можно расположить в следующем порядке: • юмор; • признание достоинств противоположной стороны; • компромисс; • переговоры; • третейский суд (посредничество); • арбитраж; • анализ; • ультиматум; • разрыв связей; • принуждение (моральное или физическое); • применение силы, власти, закона. |