Тема: Словообразование. (6 класс)
Тип урока: Обретение новых знаний
Цели:
1. Познакомить учащихся с основными способами образования слов.
2. Закрепить умения определять способы образования слов. Развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора.
3. Воспитывать культуру учебной деятельности.
Методы: коммуникативно-ориентированный; учебная работа под руководством учителя; репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации); наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов); словесный метод (рассказ, элементы беседы).
Приемы: беседа, игра, работа по опорным схемам.
Форма работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, экран, презентация, ноутбук, тестовые карточки, опорные схемы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Предметные:
-знать, что такое словообразование.
- уметь определять способы образования слов.
-уметь делать морфемный разбор.
-уметь делать словообразовательный разбор.
Основные понятия:
Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), словообразовательная цепочка, способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.
Межпредметные связи
Литература
Планируемые результаты
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2. Орфографическая разминка.
Текст для орфографического разбора уже написан учителем на доске
Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки п..гружают нас в с..стояние нев..сомости. Все наше тело медле..о ра..слабляет..ся, сер..це начинает бит..ся р..внее, полностью и..чезает напряжение в тел.. и г..ловная боль. Аквариум – прекрас..ное средство от страха в зубовр..чебном кабинет...(примерный текст для работы)
3. Повторение изученного материала.
4. Применение теоретического материала на практике (примерные задания, количество заданий может быть различным, в зависимости от темпа работы класса).
Задание 1.В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем):
1) долгий, долго, долг, долгота;
2) город, городской, горожанин, загородка;
3) вода, водитель, водянистый, наводнение.
Задание 2. Назовите слово с приставкой.
1. Вьюга
2. Пьедестал
3. Декорация
4. Объявить
5. Cлушатель.
Задание 3. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.
1. Оборонительный
2. Смертельный
3. Содержательный
4. Уравнительный
5. Подсознательный
5. Объяснение нового материала. Рассмотреть карточку-памятку. Сформулировать по ней правило
6. Физкультминутка
7. Работа по учебнику.
Чтение теоретического материала, выполнение упражнения.
8. Дополнительные задание:
Образуйте как можно больше слов от слова
СНЕГ
снежный снежинка снеговой подснежник заснежить снеговик заснеженный
Какой способ словообразования использовали? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный)
Мы с вами составили словарную статью словообразовательного словаря.
9. Подведение итогов занятия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолели?
- Как бы вы себя оценили? Какую оценку вы себе бы поставили? Почему?
(Выставление отметок)
10. Домашнее задание