Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».
Учитель начальных классов
МБОУ «Зерновская школа»
Жук З.Ш.
Тема урока: Обобщение по разделу « Поэтическая тетрадь № 1»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цели урока:
Деятельностная цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу « Поэтическая тетрадь № 1», закрепить их на практике.
Развивающая цель: развивать речь- обогащение словарного запаса; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей.
Воспитательная цель: формировать глубокое уважение к поэтам ХIХ века, к языку и умению грамотно выражать свои мысли; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать доброту, человеколюбие, нравственный самоконтроль.
Планируемые результаты:
Предметные:научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; сравнивать произведения поэтов; группировать произведения по темам
Метапредметные:познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник (живописец), репродукция картины художника;
регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно («Что мы уже знаем по данной теме?», «Что мы уже умеем?»), связывают с целевой установкой урока;
коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции
Личностные:
проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Форма работы : работа в группах
Оборудование : портреты изученных авторов, записи на доске, карточки с заданиями, презентация, музыкальное сопровождение «П.И.Чайковский «Времена года» Осень (Октябрь)
Ход урока
Организационный момент.
-Прозвенел звонок, а это значит, что начинается урок. Приветствие гостей.
Релаксация.
-Представьте себе, что в ваших ладошках лежит что-то родное, доброе, мягкое. Почувствуйте, как оно согревает ваши руки, тело, душу. Оно заряжает вас энергией и улучшает настроение. Вот с этим позитивным настроением мы и начнём урок.
Обобщение и закрепление знаний учащихся.
Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний.
«Ты только вдумайся, только всмотрись-
Откроется самая главная мысль.»
– Ребята, мы закончили чтение стихов из первой поэтической тетради. И сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №1» (Слайд №1)
Совершим небольшое путешествие по станциям , проверим ваши знания по изученной теме. На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок?
Итак, я предлагаю вам сегодня:
- Усаживайтесь поудобнее. И так, в путь!
1.Станция «Выбирай-ка» (слайд №2)
Вам нужно выбрать тех авторов, творчество которых мы не изучали в этом разделе. (слайд №3)
2.Станция «Узнавай-ка» (слайд №4)
Соотнесите фамилию автора, портрет и факт из биографии (Ученик рассказывает краткий фрагмент биографии. Дети отвечают.
На доске появляются портреты и карточки с фамилиями и именами.
Иван Саввич Никитин (слайд №5)
Иван Захарович Суриков (слайд №6)
Афанасий Афанасьевич Фет (слайд №6)
Фёдор Иванович Тютчев (слайд №8)
- И так, вы узнали писателей, молодцы, а сейчас отправимся дальше.
3.Станция «Называй-ка» Назвать автора и стихотворение (слайд №9)
- А теперь давайте соотнесём автора и его произведение (слайд №10-11)
4.Станция «Угадай-ка » (слайд №12)
О каком времени года идёт речь? Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
грохочет в небе голубом. Весна (Тютчев Ф.И.«Весенняя гроза») (слайд №13)
Выразительное чтение стихотворения. Рожков Д.
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы. Лето (ФетА.А. «Зреет рожь…»
Выразительное чтение стихотворения.
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело
Видно есть мороз Зима (Суриков И.З. «Зима») (слайд №14)
Выразительное чтение стихотворения.
Но птички отпели ,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли. Осень (Тютчев Ф.И. «Листья»)
-Какое время года сейчас?(осень)Соответствуют строки стихотворения с тем, какая сейчас погода? Лиза Журавлёва прочтёт нам это замечательное стихотворение.
Физминутка
5.Станция «Поиграй-ка» Игра «ДА-НЕТ» (слайд №15-16)
(Дети на листочках записывают ответы.)
1. Тютчева зовут Фёдор Иванович?
2. Автор стихотворения «Весенняя гроза» Фет А.А.?
3. Никитина зовут Иван Саввич?
4. Автор стихотворения «Встреча зимы» Никитин И.С.?
5. Автор стихотворения «Зима» Тютчев И.Ф?
6. Автор стихотворения «Листья» Тютчев И.Ф?
7. Фета зовут Афанасий Андреевич?
8. Стихотворение «Степь» написал Суриков И.З.?
Работа в парах. (слайд №17)
Обмениваются листочками, проверяют ответы игры «ДА-НЕТ», подсчитывают кол-во правильных ответов.
6.Станция «Добавляй-ка» Доскажи словечко (слайд №18)
Сейчас мы проведем разминку «Складно-нескладно» Я буду называть пары слов. Если они рифмуются, вы хлопаете в ладоши, если нет- поднимаете руки вверх. Будьте внимательными!
Вода-молода, вода-водопровод, вода-билиберда, вода- рука, вода-борода, вода-нога, вода-года, вода-вот это да!
-Слова, рифмующиеся в стихотворении , не только должны звучать складно, т.е. созвучно, но и подходить по смыслу.
- Попробуйте восстановить текст стихотворения по рифмам:
– Вспомните, из какого стихотворения эти строки, кто их автор.
– Найдите рифмы в одном из прочитанных отрывков стихотворений.
Их тощая зелень (слайд №18)
Как иглы …….( ежа)
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не …….. (свежа) Тютчев Ф.И. «Листья»
- Давайте прочтём получившееся стихотворение.
Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова «тощая»?
«тощая»-тоненькая
В полдень дождь перестал, (слайд №19)
И, что белый …(пушок)
На осеннюю грязь
Начал падать … (снежок) Никитин И.С. «Встреча зимы»
Но меж тем уж село (слайд №20)
Солнышко …(давно)
Поднялася вьюга,
На небе … (темно) Суриков И.З.«Детство»
Учащиеся находят рифмующиеся слова, а затем зачитывают их классу.
– Что такое рифма?
– В переводе с греческого слово «рифма» означает «соразмерность».
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Итог урока. Оценки. Рефлексия. Дом. задание.
- Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №1»
- С произведениями каких поэтов мы с вами работали на уроке?
Как вы оцениваете свою работу на уроке ?
Мне сегодня тоже понравилось как вы работали , а особенно…
- Мы завершаем наше путешествие, и в качестве дом задания, я хотела бы посоветовать вам познакомиться с другими произведениями этих поэтов . Прочитав их, вы убедитесь еще раз, что
Поэзия –мир чувств, впечатлений и переживаний
- А я хотела прочесть вам одно из стихотворений Ивана Алексеевича Бунина, которое встречается в этих книгах.
На фоне мелодии читаются стихи.
- Вам понравилось стихотворение? О чём оно?
Было интересно… Было трудно… Меня удивило…Мне захотелось…
Моё настроение…